Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
В одной из первых работ (1925), посвященных раскрытию проблем воспитательно-трудовой психологии, М Н Гернет писал: «Не спертый и тяжелый воздух в тюре...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Круг, треугольник и квадрат могут быть как внешней, так и внутренней фигурой и могут быть черного цвета, белого или заштрихованными Каждый из этих при...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Судебно-психологическая экспертиза - это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом - экспертом в отношении человека - субъек...полностью>>
Психология->Реферат
Тема готовности к школе не является новой в научных публикациях и в практике дошкольного образования В настоящее время существует множество разнообраз...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методика №7 инсценирование сказок «Колобок», «Семеро козлят», «Бычок – смоляной бочок»

Цель: выявить эмоционально-коммуникативный уровень старших дошкольников, их активность вступать в контакт со сверстниками, со взрослым, проявление социальной смелости, игровая заинтересованность.

Ход беседы: воспитатель в данной методике задействовал несколько лиц: организатор (ведущий), 2 наблюдателя. Все данные заносились в протокол в следующей форме:

Протокол №1.

Активность, заинтересованность

уровень

Ф.И. ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Протокол №2

Взаимодействие со взрослым в игре, взаимодействие со сверстниками в игре

уровень

Ф.И. ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обработка данных: Высокий уровень: ребенок активен, эмоционален, высказывается в числе первых. Средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывается о поступках персонажей вместе со всеми. Низкий уровень: в ситуацию включается всегда последним или вовсе не реагирует на происходящее действие.

Вывод: Таким образом, 55% опрошенных детей показали высокий уровень развития коммуникативности, охотно вступали в игру, выбирали для себя главные роли положительных героев, вовлекали в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением сюжетно-ролевых игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны. 45% оппонентов показали средний уровень развития коммуникативности. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу проявляли и малоактивные дети.

Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Их объединяла и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Коэффициент «Лидера, наиболее выбираемого в общении детьми» увеличился на 5%. При повторном проведении данной социометрии Кузнецова Лолита была выбрана наибольшим количеством участников, чем на начальных этапах исследования. Коэффициент «Дети, наименее выбираемые в общении», остался неизменным. Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к категории «Отверженный ребенок, был принят в группу одним человеком (Хамматулин Ильнур). В ходе моего наблюдения можно отметить у данного ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми.

Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые игры, но также проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).

Ребята стали сплоченнее, более активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.

В результате подтвердилось мое предположение о том, что сюжетно-ролевые игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога, если создаются следующие условия:

1) создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства ею.

5. Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе со старшими дошкольниками

Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса.

Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

Эффективным приемом руководства играми детей старшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей, рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка, а педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.

Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Заключение

Пяти - шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50— 70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит»), для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Валей хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает» и т.д.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период, укрепляются «деловые связи» (в труде, на занятиях).

Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.

В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они связаны с общественным характером труда и коллективным укладом жизни. В дошкольном возрасте дети осваивают первоначальные правила поведения, составляющие азбуку морали.

В освоении ребенком правил поведения наблюдается определенная последовательность. Установлено, например, что правила взаимоотношений в дошкольном возрасте детям освоить труднее, чем правила бытовые, потому что выполнение первых требует волевых усилий, и применять их нужно гибко, сообразуясь с часто меняющейся ситуацией. Исследования показали, что для усвоения правил поведения благоприятен младший и средний дошкольный возраст. Но только в старшем возрасте дети осваивают их значение и потому выполняют сознательно. Однако понимание это еще несовершенно.

Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных диафильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Этому помогает рассматривание с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.

Формируя навыки общения, надо поднимать авторитет новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению с новичком; учить его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Задача педагога не только в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни, создать условия для превращения требований, предъявляемых взрослым, в осознанные мотивы поведения.

Прежде чем планировать воспитательный процесс, надо определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребенка. При этом можно использовать различные методы и приемы, например беседу по сюжетным картинкам, в которых нравственная коллизия не решена до конца. В ситуации выбора ребенок, используя свои знания о правилах поведения и личный опыт, решает, как поступят персонажи.

Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения. Например, дети играют в "шоферов больших грузовых автомобилей, которые принимают участие в строительстве плотины". Шоферы возят на грузовиках камни и сбрасывают их в реку. Согласно условиям игры победителем будет тот, кто успеет сделать больше рейсов. На дороге, ведущей от каменного карьера к речке, появляется девочка со щенком на руках. Она просит шоферов отвезти ее к ветеринару, потому что щенок очень болен. Дорога к врачу - в противоположную сторону от плотины. Тот водитель, который согласится помочь девочке, может проиграть соревнование. Как поступят дети? Важно не только то, какое каждый их них примет решение, но и оценка действий партнера по игре и рассуждения по поводу того, кто будет назван настоящим победителем.

В данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила главным инструментом формирования взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. В исследовании 20 оппонентов приняло участие. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Коэффициент «Лидера, наиболее выбираемого в общении детьми» увеличился на 5%. При повторном проведении данной социометрии Кузнецова Лолита была выбрана наибольшим количеством участников, чем на начальных этапах исследования. Коэффициент «Дети, наименее выбираемые в общении», остался неизменным. Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к категории «Отверженный ребенок, был принят в группу одним человеком (Хамматулин Ильнур). В ходе моего наблюдения можно отметить у данного ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми.

Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые игры, но также проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).

Ребята стали сплоченнее, более активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.

Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.

Список используемой литературы

1.Зворыгина Е.В. «первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 1988 г. (стр.3)

2.Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». Москва, «Просвещение», 1987. (стр.5-21)

3.Кулагин С.Н. «Возрастная психология», Москва, «Просвещение», 2000г. (стр.49 )

4.Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1986г. (стр. 8)

5.Бойченко Н.А. « Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 1982г. Стр.18-26

6.Швайко Г.С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, «Просвещение», 1983 г. (стр. 3-8)

7.Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 1982 г. (стр. 3-58)

8.Коссаковская Е.А. « Игрушка», Москва, «Просвещение», 1980 г. (стр.12-14)

Година Г.Н. « Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1987 г. (стр. 95 – 101)

9.Салахетдинова В.А.»Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Москва, «Просвещение», (стр. 3-25)

10.Козлова А.В. « Работа ДОУ с семьей», Москва «творческий центр», 2005 г. (стр.61)

11.Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение»,1991 г. (стр.4-24)

12.Ядэшко В.И. «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1986 г. (стр. 294-335)

13.Гербова В.В. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду», Москва «Мозайка-Синтез», 2005 г. (стр.251-267)

14.Изгаршева В.М. «Игрушки и пособия для детского сада», Москва, «Просвещение», 1987 г. (стр. 54-70)

15.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1985 г. (стр. 3-16)

16.Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2002, (стр.7-10)

17.Нечаева В.Г. «Воспитание дошкольника в труде», Москва, «Просвещение», 1983 г. (стр. 18-25)

18.Лямина Г.М. «Воспитание детей в старшей группе детского сада», Москва, «Просвещение», 1984 г. (стр. 14 – 26)

19.Логинова В.И. Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1988 Г. (стр.92-136)

20.Венгер Л.А., Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство и отрочество», М.: Просвещение, 1988г. (стр. 63-68)

21. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М.: Народное образование, 1958г.( стр. 50-52)

22.Журнал «Дошкольное воспитание», 8/2008, (стр.17-22)

23.Журнал «Дошкольное воспитание», 1/2006, (стр.111-117)

24.Журнал «Дошкольное воспитание», 4/2008, (стр. 42-46)

25.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб., Речь, 2005

26. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско – родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. – 1996, №6

27.Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. – М., АО "Столетие", 1996.

28.Нижегородцева Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе. – М., Владос, 2001.

29. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., Политиздат

Приложение №1

Список оппонентов, участвующих в опытно-экспериментальном исследовании

Ф.И. ребенка

Дата рождения

Полных лет

Андреева Екатерина

04.09.2003

4

Глухова Елена

03.10.2002

5

Колесников Олег

19.02.2003

5

Кузнецова Лолита

27.01.2002

6

Ляпунов Денис

21.05.2002

6

Мальцева Надежда

08.10.2003

4

Мосунов Михаил

20.05.2002

6

Нечаев Никита

22.06.2004

4

Печерских Елена

26.07.2003

5

Пивоварова Диана

18.12.2001

6

Пищиков Данил

02.07.2004

4

Полутин Данил

19.05.2004

4

Портнова Анастасия

04.06.2004

4

Решетников Михаил

17.01.2003

5

Сапаров Максим

29.10.2003

4

Скопина Альбина

05.01.2003

5

Тепляков Илья

27.07.2004

4

Угринова Кристина

04.12.2003

4

Хабибов Семен

10.12.2001

6

Хамматулин Ильнур

10.04.2003

5



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Сюжетно ролевая игра как средство формирования положительного отношения к школьному обучению детей 5-6 лет

    Дипломная работа >> Педагогика
    ... квалификационная работа Сюжетно ролевая игра как средство формирования положительного отношения к школьному обучению детей 5-6 ... процессуальных игр раннего детства и игр с правилами, которые возникают в уже старшем дошкольном возрасте. Игры подражательно ...
  2. Игра как средство развития семейных взимоотношений детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 1.2 Игра старшего дошкольника и её значения для развития ребёнка 1.3 Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями 1.4 Игра как ...
  3. Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития детей среднего возраста

    Реферат >> Педагогика
    ... детей среднего дошкольного возраста в сюжетноролевой игре. Третий этап, контрольный, был направлен на определение эффективности использования сюжетноролевых игр как ...
  4. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения рассказывать

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... с ними, взаимоотношений с окружающими, ... деятельности (сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями, ... следующими факторами: ... Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. Жинкин Н.И. Речь как ...
  5. Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. ... о детях). 24. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019087791442871