Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Цель изучения темы: получить представление о сущности рынка и условиях его возникновения, уяснить основные элементы рыночного механизма и принципы их ...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. вМесопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества ...полностью>>
Экономическая теория->Лекция
Модели в рамках различных экономических систем: либеральная рыночная экономика (вариант - американская модель). Американская модель построена на систе...полностью>>
Экономическая теория->Лекция
Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 1 DD - линия спроса,...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Международная Академия Бизнеса

Кафедра Экономических дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Современные школы экономической науки»

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка 1 курса дневного отделения

факультет «Экономики, менеджмента и предпринимательства»

специальность «Маркетинг»

Саенко О.А

ПРОВЕРИЛА:

Д.э.н., профессор

Темирбекова А.Б.

Алматы, 2011

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Неоклассический синтез…………………………………………………...4

  2. Пол Самуэльсон…………………………………………………………….6

  3. Современное кейнсианство………………………………………………..7

  4. Либеральное направление в экономической теории…………………….8

  5. Институционализм…………………………………………………………9

  6. Монетаризм………………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы……………………………………………...16

Введение

К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические школы, сформировавшиеся в конце XIX — начале XX в. Экономическая наука этого периода получает все более прикладной характер.

На протяжении всего XX века в экономике велась длительная борьба между различными школами, прежде всего кейнсианством и монетаризмом. В последние 20-25 лет наиболее популярной в противовес кейнсианству становится Чикагская школа - школа монетаризма. Сейчас практически во всём мире идеи этой экономической школы положены в основу государственной политики. Выбирая ту ли иную экономическую политику, необходимо чётко представлять её принципы, плюсы и минусы, просчёты и достижения, и самое главное - последствия.

  • Как уменьшить безработицу, не стимулируя инфляцию?

  • Как бороться с инфляцией и одновременно расширять спрос на рабочую силу?

  • Как стимулировать инвестиции и в то же время не допустить “перегрева” конъюнктуры?

Эти и многие другие вопросы находят у представителей различных экономических школ порой полярно противоположные ответы.

Основной целью данной работы является анализ экономических концепций неоклассического синтеза, кейнсианства, либерализма, институционализма и

монетаризма.

Самуэльсон Пол Энтони: «При более тщательном исследовании, здравый смысл может оказаться сущей бессмыслицей».

Анн Робер Жак Тюрго, французский экономист, один из основоположников экономического либерализма:«Дайте мне хорошую политику, и я вам дам хорошие финансы»

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ.

Слияние двух подходов.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.
Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.
Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).
Принципы предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни.
На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.
В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время.

Неоклассический синтез представляет собой дальнейшее развитие и вместе с тем в некотором роде "примирение" подходов к анализу экономических процессов. Если, к примеру, Кейнс довольно критически оценивал способность цен гибко реагировать на перемены рыночной конъюнктуры, то представители неоклассического синтеза стремились "реабилитировать» цены, доказывая, что они способствуют оптимальному распределению и наиболее полному использованию ресурсов.

Рассматривая проблему занятости, сторонники "смешанной" системы выражают несогласие с "неполной занятостью", выдвинутой

Кейнсом. В то же время корректируются взгляды противников Кейнса.

Основная идея "синтеза" заключается в том, чтобы разработать более общую экономическую теорию, отражающую изменения в хозяйственном механизме, результаты позднейших исследований и все позитивное, что содержится в работах предшественников.

Наиболее известными представителями неоклассического синтеза являются американский экономист Пол Самуэльсон (род. 1915), американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев (род. 1906), английский ученый Джон Хикс (1904-1989).

Особенности неоклассического синтеза:

1) Для неоклассического синтеза характерно расширение и углубление тематики исследований. Речь идет не о коренном пересмотре, а о развитии общепринятой теории, создании систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения;

2) Широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа;

3) Сторонники неоклассического синтеза уточняли старые и разрабатывали новые проблемы в соответствии с изменениями, происходящими в индустриальной основе и механизме рыночной экономики. Дискутируя с оппонентами, они стремились синтезировать традиционные взгляды с новыми представлениями и подходами.

Некоторые авторы считают несколько условным сам термин "неоклассический синтез". Выражается несогласие с позициями и трактовкой ведущих теоретиков.

В основном критика сводится к двум моментам.

Во-первых, теоретиков неоклассического синтеза упрекают в неоправданном сужении круга рассматриваемых проблем. Будучи активными сторонниками математизации экономической науки, они интересуются в первую очередь и главным образом теми вопросами, которые поддаются форматизации, могут быть выражены с помощью формул и уравнений. А то, что выходит за пределы строгих количественных оценок, например, уточнение целей общественного развития, пути достижения национального согласия, оказывается за пределами чистой

теории.

Во-вторых, внимание нередко концентрируется на второстепенных вопросах, на рассмотрении частных изменений и побочных процессов. Коренные, принципиальные, структурные перемены оказываются забытыми экономистами неоклассической школы. Довольно часто весьма важные процессы, глубинные взаимосвязи, долгосрочные тенденции остаются уделом представителей неортодоксальной экономики.

Пол Самуэльсон

Он родился в 1915 году в городке Гэри, штат Индиана, в семье фармацевта. Его родители были энергичными еврейскими эмигрантами из Польши, преуспевшими во время первой мировой – сталелитейная промышленность, составлявшая основу экономики Гэри, тогда находилась на подъеме за счет военных заказов. Но в послевоенные годы городок пришел в упадок, и семья переехала в Чикаго.

Пол поступил в Чикагский университет – колыбель и цитадель той экономической модели, которую в Америке принято называть консервативной, а в России неолиберальной (соучеником Самуэльсона был будущий гуру неолиберализма Милтон Фридман – их дружба, несмотря на постоянную полемику, длилась несколько десятилетий). Впоследствии Самуэльсон, никогда не отличавшийся излишней почтительностью к учителям, назовет преподавание экономики в Чикаго «шизофреническим»: на пике Великой депрессии базовые экономические курсы ни словом не упоминали про безработицу.

Получив степень бакалавра, в 1935 году он перебрался в Гарвард, привлеченный идеями профессора Элвина Хансена, ведущего американского пропагандиста кейнсианства. Именно с пребыванием в Гарварде связано начало мировой славы Самуэльсона как человека, привнесшего в экономику методы математических расчетов и по сути превратившего ее в точную науку. Его гарвардская диссертация, скромно озаглавленная «Основы экономического анализа», стала настольной книгой профессоров экономики во всем мире. Однако, когда в 1940 году Массачусетский технологический институт предложил Самуэльсону занять профессорскую вакансию, Гарвард даже не попытался его удержать. «В Гарварде не брали на работу нахалов, евреев и кейнсианцев. Так что у нахального еврея-кейнсианца не было никаких шансов», – прокомментировал много лет спустя эту коллизию другой знаменитый экономист, Роберт Солоу.

Самуэльсон был не только выдающимся ученым, но и блестящим педагогом. Впрочем, за написание учебника он взялся только после того, как его жена родила тройню, общее число детей в семье достигло шести и большая часть профессорской зарплаты стала уходить на стирку пеленок в местной прачечной. Расчет оказался точным – впервые изданная в 1948 году, книга «Экономика: вводный курс» до конца 1970-х оставалась самым продаваемым учебным пособием в США, была переведена на 20 языков, а ее суммарный тираж подбирается к трем миллионам. В СССР учебник единственный раз выходил в 1964 году с грифом «для научных библиотек» и в свободную продажу не поступал. Зато в начале 1990-х российские издательства принялись выпускать пособие словно бы наперегонки – и это «соревнование» продолжается по сей день (к слову, одно из первых изданий появилось в качестве приложения к журналу «Криминал» – узнай об этом Самуэльсон, известный, среди прочего, своим остроумием и прозванный «Марком Твеном от экономики», он наверняка не отказал бы себе в удовольствии прокомментировать этот факт).

В 1970 году Самуэльсон стал первым американцем, получившим Нобелевскую премию по экономике. Он помогал разобраться в экономических вопросах нескольким американским президентам, от Кеннеди до Клинтона. Многие эксперты полагают, что разумное поведение правительств промышленно развитых стран во время последнего финансового кризиса – прямое следствие их знакомства с неокейнсианской моделью, разработанной Самуэльсоном и экономистами его круга. Впрочем, Самуэльсон никогда не относился к кейнсианству как к религии и в конце концов пришел к теории «неоклассического синтеза», основной постулат которой гласит: экономика в нормальном состоянии вполне может быть предоставлена сама себе, и лишь в периоды упадка ей необходимо лечение в виде государственного стимулирования по рецептам, выписанным Кейнсом и усовершенствованным Самуэльсоном.

Умер у себя дома в городе Бельмонт, штат Массачусетс 13 декабря 2009 года.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Школы экономической науки XIX века. Институционализм

    Контрольная работа >> Экономика
    ... единство с исторической школой Германии. Институционализм – одно из ведущих направлений современной экономической науки, сформировавшееся в первые ...
  2. Меркантилизм-первая школа экономической науки

    Реферат >> Экономическая теория
    ... промежутки времени. глава 1. меркантилизм – первая школа экономической науки Что представляет собой меркантилизм Меркантилизм ... будет взяться и новым, современным его уровням. И экономическая власть, которая в современном мире должна быть ...
  3. Экономическая наука и общество (2)

    Учебное пособие >> Экономика
    ... крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава "новой монетаристской школы", лауреат Нобелевской премии ... -сианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма ...
  4. Этапы развития экономической науки

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... . По мнению представителей новой исторической школы, экономическая наука находилась на такой стадии своего ... Маршаллу сформировалась микроэкономическая наука в её современном виде. А термин Economics (Экономическая наука или Экономическая теория) стал ...
  5. Методологические проблемы экономической науки

    Реферат >> Экономика
    ... в науке и практике 2. Направления экономического познания 3. Эволюция взглядов на предмет экономической науки 4. Экономическая наука, ее ... формирования ментальности субъектов хозяйствования. Современные школы экономической мысли, такие как эволюционная ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0073959827423096