Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Книга
Основной источник жилищного законодательства - Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) - впервые содержит указание на наличие самостоятел...полностью>>
Право, юриспруденция->Дипломная работа
В настоящее время экспертами и криминалистами разработано множество новых систем и подходов к решению задач борьбы с преступностью. Улучшение научных ...полностью>>
Право, юриспруденция->Конспект урока
Сутність кримінального процесу – спрямованість на захист суспільного та державного устрою, прав та законних інтересів громадян і юридичних осіб від зл...полностью>>
Право, юриспруденция->Курсовая работа
Реализация права - общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его прин...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Современное отношение к марксистско-ленинской теории государства и права.

В российской науке теории государства и права многие десятилетия господствовал марксистско-ленинский подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственной правильной, все другие теории считались ложными и подвергались критике.

Это обедняло нашу науку, не позволяло использовать в полной мере мировые достижения политической и право культуры, что тормозило развитие науки теории государства и права. В последнее время марксистско-ленинская доктрина подверглась жесткой критике Отрицательное отношение к как к учению было обусловлено затяжными кризисами во многих социалистических странах. Действительно, в этой доктрине немало утопий и устаревшего, но есть и положения и выводы, идеи с коллективизме, социальной справедливости.

2. Правовые системы в современном мире. Типология правовых систем Р. Давида.

Правовая система-строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей классовой направленности и назначению в общественной жизни внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.

Типология Давида «Основные Правовые системы современности». Оснащена на сочетании 2критериев: идеология и юридической техники. Выделил 3 системы и прочий.

Романо-германское семейство (правовые системы континентальной Европы и прежде всего Италии, Франции, Германии, Испании и др.) характеризуется высокой степенью нормативно--правовых обобщений и обилием кодифицированных законов. Берет свое начало с римского права.

Англо-американское семейство (правовые системы государств Британского содружества, США, Канады и др.) характеризуется широким распространением прецедентного права. Берет свое начало в Англии.

Общинно-религиозное семейство (правовые системы мусульманских стран: Ирана, Ирака, Пакистана и др., а также правовые системы стран, исповедующих индуизм: Индия, Бирма, Сингапур, Танзания, Уганда н др.) характеризуется сильным влиянием на право религиозных учений, переплетением права и религии.

В XX в. число национальных правовых систем увеличилось почти втрое, и ныне оно приближается к двумстам.

Сложность правовой типологии обусловлена не только многообразием национальных правовых систем, но и тем, что вследствие неравномерности социального и исторического развития системы, относящиеся к одному типу, зачастую находятся на различных стадиях. Основная закономерность развития права в современную эпоху — переход от буржуазного к высшему историческому типу — социалистическому праву. Сложилась и успешно развивается мировая система социалистического права. С разрушением колониальной системы империализма возникли и развиваются правовые системы развивающихся стран. В этих условиях вопрос о типологии и классификации правовых систем современности приобретает большое значение и является необходимой предпосылкой многоаспектного, разносторонне дифференцированного анализа правовой карты мира. Однако при всем многообразии имеющихся позиций и точек зрения в послевоенной западной компаративистике можно выделить два основных направления классификации правовых систем современности. Первое направление наиболее ярко представлено в работах известного французского компаративиста Р. Давида. Он выдвинул идею трихотомии — трех «правовых семей» (романо-германская, англосаксонская, социалистическая), к которым примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты под названием «религиозные и традиционные системы».4 В основе его классификации лежат два критерия: «идеологический» (сюда Давид относит фактор религии, философии, экономической и социальной структуры) и юридическая техника, причем оба критерия используются «не изолированно, а в совокупности». В такой классификации смешиваются критерии глобальной типологии и внутритиповой классификации.5 Типология Р. Давида пользуется значительной популярностью в буржуазной юридической науке. Преподавание учебного курса «Основные правовые системы современности» во французских университетах ведется в соответствии с его классификацией. К числу наиболее известных представителей первого направления относятся также М. Апсель, Р. Родьер, А. Тэнк.

3. Правомерное поведение.

Правомерное поведение - это осознанное деяние (действие или бездействие) участника общественного отношения в соответствии с требованиями правовых норм.

Оно представляет собой желаемое поведение участника общественного отношения. Любое цивилизованное общество должно быть заинтересовано в том, чтобы оно функционировало на основе правомерного поведения граждан. Чем больше такого поведения, тем меньше правонарушений.

Теорией государства и права установлено, что правомерному поведению способствуют следующие условия: - соответствия политики государства воле народа, демократические порядки и гласность в деятельности государства и его должностных лиц;

- совпадение цели законодателя с практической деятельностью всей правоохранительной службы государства;. недопущение чрезмерной зарегулированности общественных отношений, особенно в сфере предпринимательства;- совершенное, отвечающее потребностям общественного развития и интересам широких слоев населения законодательство; - уменьшение количества запретов в обществе, предпочтение управомочивающих правовых норм," выход в сфере экономики на принцип "Разрешено все, чти прямо не запрещено"; - совпадение требований правовых норм с нравственными ценностями, которых придерживается большинство населения; - широкое использование норм стимулов и поощрительных норм; - высокий уровень правовой культуры граждан и должностных лиц.

Виды правомерного поведения можно квалифицировать по различным основаниям:

по внешнему проявлению: действия или бездействия; по субъектам правомерного деяния: деяния граждан, государственных органов, общественных организаций; по отраслевой принадлежности: административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т.д.

БИЛЕТ №17

1. Форма политического режима.

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе.

Политический режим (в широком смысле) - уровень гарантированности демократических прав и полит-их свобод личности, степень соответствия официальной конституции и правовых форм полит-им реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам гос-ой и общественной жизни.

Государственно-правовой (политический) режим бывает двух видов - демократический и авторитарный.Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека. Источником власти является народ. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни ( движения. Объединения, союзы, секции, общества ...)

Авторитарный режим ( антидемократический) — абсолютно-монархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

Уясняя понятие государственного режима, нужно иметь в виду, что демократические и авторитарные режимы не существуют в чистом виде. В реальных государствах демократические и авторитарные режимы могут на некоторое время переплетаться (особенно в государствах переходного типа), дополняться различными факторами, обусловленными конкретными историческими условиями жизни того или иного государствообразующего народа.

Все виды: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный, либеральный, демократический.

2. Верховенство права в правовом государстве.

Верховенство права предполагает, что в государстве на первом месте стоит право, а потом уже государство. И такое государство, где право выдвигается на первый план является правовым государством, т.е. верховенство права - признак правового государства.

Верховенство права означает:• рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиции права; содержание общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей (нормативность, равенство всех перед законом); необходимость правового обоснования любых решений государственных и общественных органов • наличие в государстве Конституции, законов, системы материальных и процессуальных гарантий.

Верховенство легитимного закона в обществе - важнейший принцип правового

государства. Закон является высшей формой выражения, организации и защиты свободы

людей. В законах государство устанавливает общеобязательные цравила поведения,

которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного

развития на началах равенства и справедливости. *

Поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные вопросы общественной жизни, они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества: (законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, о печати, свободе совести). Основной закон государства - Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Никакой другой правовой акт государства не может ей противоречить.

Следующие по юридической силе идут федеральные конституционные законы, обычные законы, законы субъектов РФ" подзаконные нормативно-правовые акты.

3 Учет законодательства. Инкорпорация. Учет нормативных актов - сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение но определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Учет необходим: для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов; для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу; для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов; для эффективного правового просвещения, деятельности учебных и научных юридических учреждений. Основные принципы организации учета законодательства: полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве; достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений во включенные в информационный фонд акты; удобства пользования, необходимые для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве. Инкорпорация законодательства - это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции. Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации, инкорпорация законодательства - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов Инкорпорация - не затрагивающая сути норм права внешняя обработка нормативно-правовых актов для создания сборников, собраний законодательства и т.д. Последние бывают хронологическими и систематическими (по видам отношений, регулируемых законодательством). По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. От объема охватываемого нормативного материала Генеральная (полная) инкорпорация - это когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д. Частичная инкорпорация - это когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на: официальную; официозную (полуофициальную);и неофициальную.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теория государства и права (34)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л.Гумплович ... и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л.Гумплович ...
  2. Теория государства и права (40)

    Реферат >> Государство и право
    Теория государства и права. Теория государства. Признаки государства: Территория – пространственная основа, которая включает в ... функция (охраняет устои государства, права и свободы граждан и карает нарушителей) Нормы праваправила поведения, имеющие ...
  3. Теория государства и права (28)

    Контрольная работа >> Государство и право
    ... теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2000. Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001. Лазарев В.В. Общая теория государства и права-М., Инфра ...
  4. Теория государства и права (35)

    Реферат >> Государство и право
    ... , все они активно взаимодействуют с государством и правом. Теория государства и права и социальная психология. Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы ...
  5. Теория государства и права (29)

    Реферат >> Государство и право
    ... и предмет теории государства и права 2. Структура теории государства и права 3. Функции теории государства и права 4. Общая характеристика методологии теории государства и права 5. Общенаучные методы исследования государства и права 6. Частнонаучные ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001262903213501