Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Право, юриспруденция->Книга
Основной источник жилищного законодательства - Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) - впервые содержит указание на наличие самостоятел...полностью>>
Право, юриспруденция->Дипломная работа
В настоящее время экспертами и криминалистами разработано множество новых систем и подходов к решению задач борьбы с преступностью. Улучшение научных ...полностью>>
Право, юриспруденция->Конспект урока
Сутність кримінального процесу – спрямованість на захист суспільного та державного устрою, прав та законних інтересів громадян і юридичних осіб від зл...полностью>>
Право, юриспруденция->Курсовая работа
Реализация права - общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его прин...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Право, юриспруденция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

-неофициальное - реализуется различными субъектами, но его результаты не имеют юридического значения.

3)По объекту толкования, т. е. объектом может быть:нормативный акт отдельная норма правоприменительный акт (м. б. толкование договора) юридическая практика

4) По объему нормативного материала:

нормативное толкование - официальное разъяснение нормы в целом (н-р, аутентичное и легальное толков; осуществляемое при обобщении юридической практики)

казуальное толкование - разъяснение применительно к конкретному случаю. Это суждения о применяемых норм содержащихся в решениях и определениях коллегии Верховного Суда по отдельным делам.

3. История, цель и составляющие элементы принципа разделения властей.

Теорию о разделении властей предложил Дж. Локк. Ш. Монтескье был его последователем.

Единоначалие - это разделение функций, т.е. разграничение функций различных органов власти. Носителем единоначалия являлся монарх, император, король и др. в их руках сосредотачивалась и законодательная, и судебная и исполнительная власть. Суть теории разделения властей направлена на критику теории единоначалия, которая ведет к тоталитаризму и деспотии. В соответствии с ней единая государственная власть должна функционировать в рамках системы сдержек и противовесов, которая направлена на то, чтобы она не сосредотачивалась только в одной ветви, у одного лишь главы государства. Система сдержек и противовесов также предполагает самостоятельность в рамках законов и взаимодействие трех частей (ветвей) единой государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

В переводе на житейский язык получается, что обществом оперативно (повсеместно, ежечасно) управляет исполнительная власть (президент, кабинет министров). Однако она действует, осуществляя свои функции в строгом соответствии с законами, принятыми законодательной властью (парламентом). Независимая судебная власть существует для того, чтобы привлекать к ответственности любого, кто нарушает закон. При этом все три ветви власти независимы друг от друга, но четкой тесно повязаны друг с другом законами. Даже законодательная власть не всесильна. Она принимает законы в рамках конституции и не имеет права произвольно вмешиваться в сферу исполнительной и судебной ветвей власти. Ориг. Принципы разделения властей и его сущность. 1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействии трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей. 2) Юрид. ограничение пределов властных полномочии ветвей власти. Принцип разделения власти не позволяет ни одной ветви власти обладать неограниченными полномочиями: они ограничиваются конституцией. Каждая ветвь власти наделяется правами воздействия на другую, если та становится на путь нарушения конституции и законодательства. 3) Взаимное участие в кадровом пополнении органов власти. Этот рычаг сводится к тому, что законодательная власть участвует в формировании высших должностных лиц исполнительной власти. Так, в парламентских республиках правительство формируется парламентом из числа представителей, той партии, которая одержала победу на выборах и имеет большее количество мест в нем. 4) Вотум доверия или недоверия. Вотум доверия или недоверия - это воля, выраженная большинством голосов в органе законодательной власти по поводу одобрения или неодобрения политической линии, определенной акции или законопроекта правительства. Вопрос о вотуме может поставить само правительство, орган законодат. власти, группа депутатов. Если орган законодательной власти выразил вотум недоверия, то правительство уходит в отставку или распускается парламент и объявляются выборы. 5) Право вето. Вето - это безусловный или отлагательный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого. Правом вето пользуется глава гос-ва, а также верхняя палата при двухпалатной системе по отношению к постановлениям нижней палаты. Президенту принадлежит право отлагательного вето, которое парламент может преодолеть путем вторичного рассмотрения и принятия постановления квалифицированным большинством. 6) Конституционный надзор. Констит. надзор означает наличие в государстве специального органа, призванного следить за тем, чтобы ни одна власть не нарушала требования конституции. 7) Политическая ответственность высших должностных лиц государства. Политическая ответственность - это предусмотренная конституцией ответственность за политическую деятельность. От уголовной, материальной, административной, дисциплинарной ответственности она отличается основанием наступления, процедурой привлечения к ответственности и мерой ответственности. Основанием политической ответственности являются поступки, характеризующие политическое лицо виновного, затрагивающие его политическую деятельность.8) Судебный контроль. Любые органы государственной власти, управления, которые непосредственно и неблагоприятным образом затрагивают личность, имущество или права индивида, должны подлежать надзору судов с правом окончательного решения о конституционности. Разделение власти и сегодня во многих странах используется как Гоо1ргоог'. что в переводе с английского означает "защита от дураков", т.е. от случайных ошибок какой-либо ветви власти или высокого должностного лица государства. В то же время разделение власти -важный признак сохранения демократического режима в обществе.

БИЛЕТ№4

1. Место тгп в системе юридических наук.

Общность тгп и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деят. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития гос.-правовых форм в хронологическом порядке (то есть применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (то есть применяет преимущественно логический метод).По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.Таким образом, особенности тгп как науки состоят в том, что она является:— гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления—государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);—политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от др. гуманитарных теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юрид. наук).

2. Предмет, типы и способы правового регулирования.Правовое регулирование представляет собой влияние на поведение людей с помощью определенных юридических средств.

Под предметом правового регулирования подразумеваются пределы и возможности права в процессе его воздействия на общественную жизнь, т.е. внешне контролируемые отношения. Складывающиеся между людьми и их объединениями в процессе организации общественной жизни. Н-р: может ли право регулировать демографические, миграционные процессы, влиять на климат и т.д, конечно нет, право регулирует лишь конкретные общественные отношения, которые зависят от воли их участников.Тип правового регулирования - это преимущественно используемый в правовой системе, того или иного государства юридический режим регулирования.Выделяется два типа правового регулирования: общедозволительный, который отправляется - от принципа разрешено все, что не запрещено законом; разрешительный, который отправляется от принципа запрещено все, за исключением того, что разрешено.

Способ правового регулирования представляет собой конкретный прием, используемый правом для воздействия на поведение участника волевого общественного правоотношения.

Теория выделяет в основном три способа правового регулирования - дозволение - это предоставление субъектам права совершать определенные положительные действия, обязывание — возложение долга совершать определенные действия, запрет — возложение на субъекта права воздержания от совершения определенных действий.

3.Социальный аспект правотворческой деятельности.Социальный фактор правотворческой деят. – это явление общественной жизни, воздействующее в той или иной форме на выявление потребности в правовом регулировании, на разработку, принятие, изменение или отмену нормативного правового акта и в конечном счете на его содержание. Такое определение может быть использовано при составлении программ и разработке гипотез для проведения эмпирических исследований эффективности правотворческой деятельности.В принципе применительно к каждой проблемной ситуации можно выявить множество связанных с ней социальных факторов. В целях удобства оперирования свою совокупность социальных факторов правотворческой деятельности целесообразно условно подразделить на две большие группы – основные (правообразующие) и обеспечивающие (процессуальные) факторы. Основные факторы обусловливают возникновение проблемной ситуации, требующей правового регулирования, и влияют на характер ее разрешения. Наиболее распространенными основными (правообразующими) факторами являются экономический, экологический, демографический, национальный, политико-правовой, социо-культурный и др. В отличие от основных процессуальные (обеспечивающие) факторы обеспечивают надлежащее разрешение проблемной ситуации, возникшей под влиянием основных факторов, путем издания закона или подзаконного нормативного акта. Круг обеспечивающих секторов относительно невелик. Все многообразие видов и подвидов процессуальных факторов может быть сведено к четырем основным категориям, характеризующим любой вид управленческой деятельности. Это организационный, информационный, научный и программирующий факторы. Необходимо, однако, учитывать, что организационный, информационный, научный и программирующий факторы определяют не только правотворческую деятельность, но и управленческую сущность любых общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации, а, следовательно, могут сами выступать в качестве основных социальных факторов правотворческой деятельности. Специфика социальных факторов состоит в том, что они действуют системно. Одна из распространенных ошибок в процессе правотворчества состоит в том, что законодатель, ориентируясь на решение какой-либо одной проблемы, например, на расширение слоя частных собственников путем приватизации, принимает во внимание лишь наиболее мощный фактор – в нашем примере экономический, не учитывая при этом сопутствующих явлений, например, последствий приватизации в социальной сфере и низкую правовую культуру населения.Вместе с тем многообразие взаимодействующих в ходе принятия правотворческого решения факторов не означает, что в каждом случае задействованными оказываются все без исключения основные и обеспечивающие факторы. Число вовлеченных во взаимодействие факторов и их круг подвижны и в конкретных обстоятельствах зависят прежде всего от характера подлежащих регламентации общественных отношений.Понятно, что чем шире круг взаимодействующих факторов, тем сложнее характер влияния, которое они оказывают друг на друга и в конечном счете на правотворческую деятельность и содержание правового нормативного акта. Это влияние зависит не только от числа взаимодействующих факторов, но и от направленности их действия, мощности и устойчивости отдельных факторов. Вот почему в ходе правотворчества столь важное значение имеет не только выявление всей совокупности явлений и процессов, которые должны быть учтены при регламентации определенных отношений, но и их «взвешивание», т.е. измерение силы их влияния во взаимодействии с другими факторами.«Взвешивание» социальных факторов предполагает прежде всего определение в ходе подготовки законопроекта направленности действия факторов по отношению как друг к другу, так и к цели, которой стремится достичь законодатель путем принятия данного нормативного акта. В реальной жизни измерение направленности действия факторов друг к другу и к цели разрабатываемого законопроекта происходит одновременно. Другими словами, в задачу законодателя входит выявление того, в каком отношении к цели будущего нормативного акта находится результат взаимодействующих факторов. Только в том случае, когда рассчитанный общий результат взаимодействия имеет позитивную направленность, есть основания предполагать, что применение этого нормативного правового акта будет эффективным.Результат взаимодействия той или иной совокупности факторов обусловливается не только их направленностью, но и мощностью каждого из них. Мощность фактора – это сила его влияния на возникновение проблемной ситуации и на ее надлежащее разрешение. Она зависит от места данного фактора в общей системе факторов и в системе, характерной для той или иной отрасли законодательства, а также от силы его влияния в конкретной ситуации. Как показывает практика, в общей системе факторов наиболее мощными являются экономический и политический факторы. Применительно к отдельным отраслям законодательства на первый план могут выступать и другие виды основных факторов. Такова, например, ведущая роль социокультурного фактора при формировании законодательства об образовании, культуре, библиотечном деле.Реальная мощность фактора определяется также силой его влияния в конкретной ситуации, которую возможно подвергнуть количественному измерению. Она



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Теория государства и права (34)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л.Гумплович ... и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л.Гумплович ...
  2. Теория государства и права (40)

    Реферат >> Государство и право
    Теория государства и права. Теория государства. Признаки государства: Территория – пространственная основа, которая включает в ... функция (охраняет устои государства, права и свободы граждан и карает нарушителей) Нормы праваправила поведения, имеющие ...
  3. Теория государства и права (28)

    Контрольная работа >> Государство и право
    ... теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2000. Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001. Лазарев В.В. Общая теория государства и права-М., Инфра ...
  4. Теория государства и права (35)

    Реферат >> Государство и право
    ... , все они активно взаимодействуют с государством и правом. Теория государства и права и социальная психология. Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы ...
  5. Теория государства и права (29)

    Реферат >> Государство и право
    ... и предмет теории государства и права 2. Структура теории государства и права 3. Функции теории государства и права 4. Общая характеристика методологии теории государства и права 5. Общенаучные методы исследования государства и права 6. Частнонаучные ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016679763793945