Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Договор купли продажи один из важнейших институтов гражданского права В процессе многовекового развития правовых систем проходил своеобразный естестве...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется ...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет ...полностью>>
Государство и право->Реферат
1 Наблюдение за ценами со стороны правительственных органов Проводится в основном центральными статистическими управлениями Главная цель наблюдения - ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уголовным законом предусмотрено (ст.48 УК), что при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Таким образом, обязательными условиями назначения этого наказания являются:

1) совершение виновным тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) учет личности виновного.

К тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальная санкция, установленная УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (пожизненное лишение свободы, смертная казнь).

Учет личности виновного включает анализ его социально-демографической (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, наличие постоянного места работы и жительства, социальное и семейное положение и т.п.), уголовно-правовой (привлекался ли ранее к уголовной ответственности, если привлекался, то наличие неснятой и непогашенной судимости, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного деяния и т.д.) и уголовно-исполнительной (если отбывал наказание, то какое именно, каково было поведение во время отбывания наказания: наличие поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др.) характеристик1.

По своему содержанию лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого перед обществом и государством, поскольку суд установит, что совершением тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного могут быть дискредитированы соответствующее специальное, воинское или почетное звание, классный чин либо государственная награда. Вместе с лишением звания, чина или награды осужденный лишается тех льгот и иных преимуществ, которые связывались с ними.

Такой порядок обусловливает не только моральное порицание осуждаемого, но и другие, нередко весьма ощутимые негативные последствия. Это делает рассматриваемое наказание достаточно строгим и репрессивным.

Специальные звания устанавливаются в различных ведомствах, реализующих свои полномочия в рамках государственной службы, например, в системе органов внутренних дел, таможенной, налоговой, дипломатической службы, налоговой полиции. Так, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. 1 в органах внутренних дел устанавливаются специальные звания лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник милиции или внутренней службы, а также иные звания младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. При этом звания младшего, среднего и старшего начальствующего состава присваиваются соответствующими начальниками, в том числе министром внутренних дел РФ, а звания высшего начальствующего состава - Президентом РФ.

Воинские звания устанавливаются в Вооруженных Силах РФ, пограничных и других войсках, в органах внешней разведки, федеральной службы безопасности и других государственных органах. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе"1 установлены воинские звания: ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, а также иные воинские звания. При этом высшие воинские звания присваиваются Президентом РФ.

Почетные звания установлены Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положения о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации"2. Почетные звания присваиваются за большие заслуги в искусстве, науке и иных сферах социально полезной деятельности (например, народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации и т.д.).

К почетным или специальным званиям, которых может лишить суд в качестве наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, не относятся звания, полученные как обычное подтверждение профессиональной квалификации в различных областях деятельности: ученые степени и звания, спортивные звания и разряды, иные профессионально-квалификационные степени, разряды и звания. Они присваиваются государственным служащим, занимающим государственные должности Российской Федерации (например, государственный советник первого, второго или третьего класса). Кроме того, классные чины (младший советник юстиции, советник юстиции, старший советник юстиции и др.) установлены в различных государственных ведомствах (министерство юстиции, прокуратура). Так, система классных чинов установлена в системе прокуратуры Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации"3.

Государственные награды установлены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. 4. К разряду государственных наград относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена "За заслуги перед Отечеством", Жукова, Мужества, "За военные заслуги", Почета, Дружбы, военные ордена Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, а также другие ордена, медали и знаки отличия.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительного наказания. Причем в отличие от иных наказаний этот вид наказания не включен ни в одну из санкций, предусмотренных за конкретное общественно опасное деяние. Следовательно, в каждом случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения рассматриваемого дополнительного наказания.

Однако применить это наказание, если для этого есть формальные основания, - не обязанность, а право суда, которое он реализует с учетом обстоятельств дела и личности виновного.

На практике возникает вопрос: может ли суд одновременно лишить виновного в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления специального или воинского звания, классного чина, почетного звания и государственных наград? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Суд вправе лишить одновременно всех упомянутых наград либо ограничиться лишением отдельного звания, чина, награды. Решение принимается, исходя из характера и тяжести совершенного преступления, совокупности обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, характеристики личности виновного.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством рассматриваемое наказание исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой (ст.16 УИК) 1. Суд, вынесший приговор, после вступления его в законную силу направляет копию приговора соответствующему должностному лицу, которое в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее звание, чин или награду (ст.61 УИК). Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Должностное лицо в течение месяца со дня получения копии приговора обязано сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

2.3 Ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе является новым видом наказания, не известным прежнему уголовному законодательству Российской Федерации. Частично оно напоминает исправительные работы, к военнослужащим не применяемые. Введение этого вида наказания в систему наказаний обусловлено стремлением законодателя дать возможность военнослужащим, совершившим не тяжкие преступления, продолжать военную службу (особенно в случаях, когда речь идет о назначении наказания высококвалифицированным специалистам в той или иной области военного дела). Цели исправления таких военнослужащих и предупреждения ими совершения новых преступлений достигаются с применением указанного наказания, связанного с определенными лишениями и ограничением прав осужденного, но с отбыванием его в сочетании с военной службой, выполнением им профессиональных военных обязанностей1.

Данное наказание назначается военнослужащим, проходящим службу по контракту, как в случаях, специально предусмотренных санкциями статей Особенной части УК, так и вместо исправительных робот. К лицам, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане как мужского, так и женского пола, заключившие, согласно Положению о порядке прохождения военной службы, письменный договор (контракт) с Министерством обороны Российской Федерации сроком на три, пять или десять лет, а также на меньший срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе) 2.

Срок ограничения по военной службе - от трёх месяцев до двух лет. Из денежного содержания осужденного к такому наказанию производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Предназначение такого наказания заключается в оставлении на службе профессиональных военнослужащих, которые хотя и совершили преступление (как правило, небольшой или средней тяжести), но, по мнению государства, могут сохранить свой социально-правовой статус1.

В соответствии с приговором суда командир воинской части не позднее трех дней после получения копии приговора и распоряжения по его исполнению издает приказ, в котором объявляет, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению нового воинского звания, какой срок не засчитывается ему в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания2. Кроме того, указывается размер денежных удержание. Названные удержания производятся из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок, а также других дополнительных денежных выплат.

Как устанавливает ч.2 ст.145 УИК РФ, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор. При этом осужденный без его согласия не может быть перемешен на нижестоящую должность, поскольку такое перемещение не является элементом содержания рассматриваемого наказания3.

Статья 148 УИК РФ, по существу является материальной нормой, восполняющей пробел в поле правового регулирования, осуществляемого ст.51 УК РФ. Она устанавливает, что осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае командир воинской части направляет представление в суд о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо о полном освобождении от такового.

В связи с этим целесообразно дополнить как уголовное, так и уголовно-исполнительное законодательство соответствующими установлениями. Так, ст.51 УК РФ может быть дополнена частью третьей следующего содержания: "В случае злостного уклонения от отбывания ограничения по военной службе применяются правила, предусмотренные ч.4 ст.50 Уголовного Кодекса".

Выводы по 2 главе

1. Определение альтернативных уголовных наказаний как межотраслевого правового института, имеющего свои специфические признаки, принципы формирования. Содержание выделенного правового института альтернатив состоит из следующих элементов: альтернативные наказания, предусмотренные ст.44 УК РФ; уголовно-правовые меры, направленные на недопущение исполнения реального лишения свободы (условное осуждение, условно-досрочное освобождение); иные меры воздействия на лицо, реализуемые в рамках уголовной ответственности.

2. Определение альтернативных уголовных наказаний, под которыми следует понимать уголовно-правовые формы реагирования государства на преступление, содержащие карательные свойства для осужденного, не связанные с изоляцией его от общества и не разрушающие отдельные социальные связи.

3. Среди факторов, влияющих на эффективность альтернативных лишению свободы уголовных наказаний, выделяются следующие: уголовная политика и ее исторические тенденции в России; общественное мнение; эффективная деятельность уголовно-исполнительных инспекций; уровень рецидивной преступности в стране в целом и среди отбывающих альтернативные наказания в частности; тенденции развития преступности; ее структура и уровень; снижение расходов на уголовно-исполнительную систему РФ и содержание осужденных в исправительных учреждениях; судебная практика назначения уголовных наказаний.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Лишение свободы на определенный срок

    Задача >> Государство и право
    ... воздействия на осужденных к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно-досрочным освобождением. ... широкое применение уже действующих видов наказаний, не связанных с лишением свободы; в) изучение возможности организации отдельных ...
  2. Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

    Реферат >> Государство и право
    ... по пути расширения применения мер, не связанных с лишением свободы. Это в полной мере отвечает ... основного или в качестве дополнительного к наказаниям, не связанным с лишением свободы или ограничением свободы – уголовно-исполнительной инспекцией, а если ...
  3. Лишение свободы как вид наказания (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... направление (т. е. применение наказаний, не связанных с лишением свободы)… значительно уменьшает отрицательные последствия реального применения лишения свободы и для осужденных ...
  4. Наказания по уголовному праву

    Реферат >> Государство и право
    ... и назначено наказа­ние, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение к лишению свободы; г) осуждавшиеся к лишению свободы лица, но фактически не отбывавшие наказание ...
  5. Проблемы правового регулирования наказаний, связанных с изоляцией осужденных от общества

    Закон >> Государство и право
    ... направление (т.е. применение наказаний, не свя­занных с лишением свободы) ... значительно уменьшает отрицательные последствия реального примене­ния лишения свободы и для осужденных ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014479160308838