Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Договор купли продажи один из важнейших институтов гражданского права В процессе многовекового развития правовых систем проходил своеобразный естестве...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется ...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет ...полностью>>
Государство и право->Реферат
1 Наблюдение за ценами со стороны правительственных органов Проводится в основном центральными статистическими управлениями Главная цель наблюдения - ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кроме того, суд может назначить его и по своему усмотрению, то есть тогда, когда оно не предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК. В ч.3 ст.47 УК РФ закреплено: "Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью".

Возникает вопрос: а насколько целесообразна такая регламентация основания и порядка назначения рассматриваемого наказания в качестве дополнительного? Не лучше ли это было сделать так, как законодатель решил вопрос с назначением наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград?

На наш взгляд, принятый в УК РФ порядок регламентации назначения данного вида наказания следует признать правильным. Предусматривая лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствующих санкциях норм Особенной части УК в качестве факультативного дополнительного наказания, законодатель тем самым обязывает суд обсуждать в соответствующих случаях вопрос о целесообразности его назначения. В то же время он сверх того предоставляет суду возможность назначить это дополнительное наказание по своему усмотрению.

Е.С. Крылова пишет, что основания назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью определены в ч.3 ст.47 УК РФ, они являются едиными (общими) независимо от того, назначается ли это наказание в качестве основного или дополнительного1. Строго говоря, в ч.3 ст.47 УК РФ эти основания не отражены. Их можно, на наш взгляд, установить на основе анализа характера тех преступлений, за которые предусмотрено данное наказание в качестве основного или дополнительного. Оно включено в санкции тех статей Особенной части УК РФ, которые предусматривают ответственность за преступления, которые могут совершаться с использованием занимаемой должности или возможностей, связанных с профессиональной или иной деятельностью. Иначе говоря, оно может назначаться тогда, когда: а) преступление было связано с занимаемой должностью, профессиональной или иной деятельностью; б) совершено лицом, которое использовало занимаемую должность либо осуществление профессиональной либо иной деятельности; в) характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного свидетельствуют о невозможности сохранения за виновным права занятия должности на государственной службе, в органах местного самоуправления или занятия определенной профессиональной или иной деятельностью. К первой группе могут быть отнесены некоторые преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (см. ст. ст.285, 285.1, 285.2, 286, 287, 290 УК РФ), в сфере экономической деятельности (ст. ст.169, 170, 183, 184, 189, 194, 199, 199.1, 199.2), против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 202, 203, 204) и др. Ко второй группе относятся некоторые преступления против общественной безопасности и общественного порядка (ст. ст.215, 215.1, 216, 217, 218, 219) и др. Третью группу составляют преступления, характер и степень общественной опасности которых, обстоятельства совершения несовместимы с занимаемой лицом должностью или с осуществляемой им профессиональной или иной деятельностью (например, преступления против несовершеннолетних обусловливают необходимость лишения права виновного на педагогическую деятельность в дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях).

В связи с этим нельзя не обратить внимание на непоследовательность законодателя в регламентации данного вида наказания. В ряде статей Особенной части УК РФ в качестве квалифицирующего обстоятельства указывается на совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, однако в санкциях за них не указывается это наказание. Законодатель тем самым относит его назначение на усмотрение суда. С тем чтобы преодолеть данную непоследовательность, следовало бы предусмотреть в санкциях ст. ст. 205.1, 209, 210, 226 и ряда других статей Особенной части УК РФ наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве обязательного дополнительного наказания.

Из действующей редакции ст.47 УК РФ вытекает, что суд может лишить права занимать государственные должности и должности в органах местного самоуправления. Суд не вправе лишить осужденного права занимать должности в коммерческих организациях, общественных объединениях и иных негосударственных организациях. Нам представляется такое решение далеко не бесспорным. Оно было приемлемым для советского времени, когда, по существу, все было государственным, а общественные организации не получили значительного развития и не имели (за исключением КПСС) сколько-нибудь значительного политического веса. В настоящее время ситуация радикально изменилась. Негосударственный коммерческий сектор занял в экономике преобладающие позиции, сложилась совершенно иная система партий, общественных, самодеятельных, профессиональных и иных организаций. Как коммерческие структуры, так и общественные образования могут достаточно эффективно влиять на государственную жизнь. Поэтому нам представляется целесообразным изменить редакцию ч.1 ст.47 УК РФ в плане распространения данного вида наказания и на должности в коммерческих организациях, предприятиях и общественных объединениях.

Второй разновидностью лишения права является лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Упоминание о профессиональной деятельности впервые отражено в УК РФ.

Под профессиональной деятельностью в литературе понимается вид деятельности, для осуществления которого необходима профессиональная подготовка, либо эта деятельность включает в себя виды работ, требующих специальной подготовки или позволяющих совершать определенные действия или принимать решения, характер которых устанавливается нормативными правовыми актами.

Формула закона, с одной стороны, не исключает назначение наказания в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью в целом или каким-либо ее видом, с другой - это право является одним из основополагающих в обществе с рыночной экономикой. Изучение практики свидетельствует, что суды, по сути, не назначают такое наказание. Этому способствует не только недостаточная четкость объекта воздействия рассматриваемого наказания, но и то, что законодатель в санкциях многих норм об ответственности за преступления в сфере экономики не предусматривает наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Совершение этих преступлений не является редкостью, и они имеют тенденцию к росту. Поэтому в интересах усиления борьбы с экономической преступностью следовало бы заимствовать опыт некоторых зарубежных государств, например Дании, Латвии, Польши и др. Прежде всего, следовало бы сформулировать иное наименование данного наказания - "Лишение прав" и закрепить следующее его содержание: "Лишение прав заключается в лишении права на определенный вид или все виды предпринимательской деятельности, на определенный вид занятий, на получение разрешений или прав, предусмотренных специальным законом, на занятие должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, в негосударственных коммерческих предприятиях и общественных организациях".

Хотелось бы обратить внимание на определенную непоследовательность законодательной регламентации лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В Общей части УК РФ закреплено наказание под указанным наименованием, а в его Особенной части помимо этого наименования предусматривается и иное. Например, ст.264 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения права управлять транспортным средством. Как нам представляется, в Общей части УК РФ надо или конкретизировать виды деятельности, или же во всех санкциях Особенной части указывать одно наименование данного наказания.

Чтобы преодолеть это противоречие, ст.47 УК РФ следовало бы дополнить частью 2.1 следующего содержания: "За нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств суд может назначить дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством". С точки зрения логики соотношения Общей и Особенной частей УК РФ нельзя в Особенной части указывать такой вид наказания, который не предусмотрен в Общей части УК.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью относится к числу срочных наказаний, то есть правоограничения, свойственные этому виду наказания, реализуются в течение определенного времени - срока наказания, назначенного судом.

В соответствии с ч.2 ст.47 УК РФ срок данного наказания дифференцируется в зависимости от того, назначено ли это наказание в виде основного или в виде дополнительного наказания. Как отмечается в УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Многие авторы положительно оценивают впервые принятую в УК РФ дифференциацию сроков данного наказания1. Другое дело - вызывает сомнения регламентация относительно непродолжительных сроков, особенно минимальных, этого наказания. Какой социально значимый эффект можно ожидать при назначении лишения права занимать соответствующие должности в течение шести месяцев или одного года? В УК ряда зарубежных государств установлены более длительные сроки лишения прав. С тем чтобы повысить социальную результативность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, следовало бы предусмотреть срок от одного года до пяти лет при его назначении в качестве дополнительно вида наказания и от трех до десяти лет - в качестве основного вида наказания.

Судебная практика, как нам представляется, нуждается в существенной корректировке в сторону увеличения применения данного вида наказания.

Так, приговором Куйбышевского районного суда г. Самары Т. осужден по ст.264 ч.2 УК РФ к 3 годам лишения свободы с лишением права управлять транспортными средствами на срок 1 год. В соответствии со ст.73 УК РФ это наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года.

Судебная коллегия по уголовным делам приговор отменила, указав следующее.

Т. обоснованно признан виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть несовершеннолетней Я., ученицы 11 класса. Однако, в достаточной степени не учел то обстоятельство, что Т. было допущено грубое нарушение правил дорожного движения, и что он совершил наезд на пешехода на пешеходном переходе, в результате погибла 17-летняя девушка, которая переходила дорогу на зеленый сигнал светофора.

При таких обстоятельствах условное осуждение Т. нельзя признать справедливым вследствие чрезмерной мягкости назначенного наказания, тем более, что суд в нарушение требований ст.73 УК РФ применил условное осуждение и в отношении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами, что не предусмотрено законом, в связи с чем приговор нельзя признать законным и обоснованным.

Приговор в отношении Т. отменен, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе1.

Законом предусмотрено два способа исчисления сроков лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при назначении этого наказания в качестве дополнительного (ч.4 ст.47 УК).

Если это наказание назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Таким образом, срок основного и дополнительного наказания начинает исчисляться одновременно, с одного и того же момента.

Иной порядок предусмотрен, если рассматриваемое наказание назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части1, лишению свободы. В этом случае оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания. Такой подход существенно повышает репрессивный эффект дополнительного наказания.

В соответствии с законом в срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст.36 УИК).

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, исправительный центр, исправительное учреждение или дисциплинарную воинскую часть (ст.16 УИК). Требования приговора исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, и органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Лишение свободы на определенный срок

    Задача >> Государство и право
    ... воздействия на осужденных к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно-досрочным освобождением. ... широкое применение уже действующих видов наказаний, не связанных с лишением свободы; в) изучение возможности организации отдельных ...
  2. Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

    Реферат >> Государство и право
    ... по пути расширения применения мер, не связанных с лишением свободы. Это в полной мере отвечает ... основного или в качестве дополнительного к наказаниям, не связанным с лишением свободы или ограничением свободы – уголовно-исполнительной инспекцией, а если ...
  3. Лишение свободы как вид наказания (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... направление (т. е. применение наказаний, не связанных с лишением свободы)… значительно уменьшает отрицательные последствия реального применения лишения свободы и для осужденных ...
  4. Наказания по уголовному праву

    Реферат >> Государство и право
    ... и назначено наказа­ние, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение к лишению свободы; г) осуждавшиеся к лишению свободы лица, но фактически не отбывавшие наказание ...
  5. Проблемы правового регулирования наказаний, связанных с изоляцией осужденных от общества

    Закон >> Государство и право
    ... направление (т.е. применение наказаний, не свя­занных с лишением свободы) ... значительно уменьшает отрицательные последствия реального примене­ния лишения свободы и для осужденных ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018548965454102