Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Договор купли продажи один из важнейших институтов гражданского права В процессе многовекового развития правовых систем проходил своеобразный естестве...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется ...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет ...полностью>>
Государство и право->Реферат
1 Наблюдение за ценами со стороны правительственных органов Проводится в основном центральными статистическими управлениями Главная цель наблюдения - ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2 Наказания, не связанные с возложением трудовых обязанностей

В отдельных государствах наиболее часто применяемым наказанием является штраф. Например, в ФРГ в течение 1970 - 1998 гг. денежный штраф назначался в отношении более чем 80% всех осужденных1, а в Японии данный показатель превышал 95% осужденных2. Н.А. Морозов объясняет распространенность этой санкции в Японии несколькими причинами. Во-первых, в целях быстрейшей ресоциализации лучше прибегнуть к штрафу и избежать применения лишения свободы на непродолжительные сроки, ибо последнее в таких случаях приносит скорее отрицательный эффект. Во-вторых, чтобы взыскать штраф, не нужно больших усилий и расходов. В-третьих, таким путем можно пополнять государственный бюджет. В-четвертых, этой санкции может быть подвергнуто не только физическое, но и юридическое лицо1.

Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, штраф занимает третье место среди мер, назначаемых осужденным судами общей юрисдикции. Например, в 2005 г. штраф как основная мера наказания был назначен 90,4 тыс. лиц (10,3% от общего числа осужденных), в 2004 г. - 86,8 тыс. лиц (9,9%). Как дополнительная мера наказания штраф назначался 3,1 тыс. лиц по сравнению с 2,9 тыс. осужденных в 2004 г. 2

Сегодня не вызывает сомнения, что правильное применение штрафа способно оказывать достаточно серьезное психологическое воздействие на правонарушителей, а его материальные последствия - делать невыгодным совершение многих видов экономических и иных преступлений3. Однако существующие пробелы и коллизии отечественного уголовного закона снижают эффективность применения штрафа за преступления, не представляющие большой общественной опасности.

По Уголовному кодексу Российской Федерации (далее - УК) штраф может быть назначен в размере от 2500 до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Анализ уголовно-правовых норм показывает, что формулировки "от..." и "до..." законодателем используются при определении минимальных и максимальных размеров большинства видов наказания. Они означают включение пороговых значений, используемых в законодательных формулах "от..." и "до... ", в числовое множество денежного эквивалента штрафа. Иными словами, выражение "от 2500 рублей" означает, что осужденному штраф может быть назначен в сумме 2500 рублей и выше, а формулировка "до 1 миллиона рублей" - в размере, не превышающем либо равном 1 млн. рублей.

Частью 2 ст.46 УК закреплено, что штраф в размере от 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Целью законодательного закрепления такого рода охранительного нормативного предписания Общей части уголовного права является уточнение карательного содержания штрафа1. В частности, штраф в сумме 500 тыс. рублей может быть назначен только за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Между тем в санкциях отдельных статей Особенной части УК РФ предусмотрена возможность назначения штрафа в размере 500 тыс. рублей за совершение преступления небольшой или средней тяжести. Это закреплено как минимум в 24 санкциях статей Особенной части УК (ч.2 ст.171, ч.2 ст.174.1, ч.2 ст.185, ч.1 ст.189, ч.1 ст. 191, ч.2 ст. 194 и т.д.).

При этом обнаруживается коллизия между предписаниями Общей и Особенной частей УК, суть которой в том, что за преступления небольшой и средней тяжести законодателем устанавливается возможность назначения судом штрафа в размере 500 тыс. рублей, который по общему правилу может быть назначен за совершение только тяжких и особо тяжких преступлений. Такое положение прямо противоречит принципу справедливости, который гласит, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. По нашему мнению, для устранения указанной коллизии следует внести изменения в ч.2 ст.46 УК, где во втором предложении слова "от пятисот тысяч рублей" целесообразно заменить словами "свыше пятисот тысяч рублей".

Обращает на себя внимание и безальтернативный характер некоторых санкций, предусматривающих в виде основного наказания только штраф. Так, в санкциях ч.1 ст.174 и ч.1 ст.174.1 УК устанавливается наказание в виде безальтернативного штрафа в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года1.

Полагаем, что некоторые юристы необоснованно относят санкции, предусмотренные ч.1 ст.174 и ч.1 ст.174.1 УК, к альтернативному виду санкций2, так как в обоих случаях в санкции перечисляются не альтернативные виды наказаний, а альтернативные способы исчисления одного и того же вида наказания - штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. Аналогичное доктринальное толкование положений ч.2 ст.46 УК содержится в комментариях ученых к Уголовному кодексу РФ3.

Если учесть, что в России за "отмывание" денежных средств, полученных в результате совершения преступления, размер которых не превышает 1 млн. рублей, предусмотрено наказание только в виде штрафа, то с позиции преступника легализация денежные средств на сумму до 1 млн. рублей является выгодным "бизнесом". С учетом мягкости грозящего наказания лицо, легализующее 1 млн. рублей, может откупиться штрафом, который максимум составит 12% от стоимости "отмываемого" имущества.

Указание в санкции ч.1 ст.174 и ч.1 ст.174.1 УК на один лишь вид наказания существенно уменьшает его эффективность, поскольку не обеспечивает восстановление социальной справедливости.

Другой проблемой назначения штрафа за преступления, к примеру, предусмотренные ч.1 ст.174, ч.1 ст.174.1 и ч.1 ст.228.2 УК, является отсутствие государственных гарантий его реального исполнения.

В соответствии с ч.1 ст.31 УИК РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный срок, признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа.

Закон предусматривает наступление различных последствий для лиц, признанных злостно уклоняющимися от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного или дополнительного наказания. Обращает на себя внимание то, что в первом случае судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты штрафа направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч.5 ст.46 УК. Согласно этой норме, в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК. Однако в санкциях ч.1 ст.174 и ч.1 ст.174.1, ч.1 ст.228.2 УК штраф определен не как альтернативное, а как основное и единственно возможное наказание. Сложилась опасная ситуация, при которой осужденный за преступление может вполне легально избежать наказания путем простого бездействия. Не спасает положения и предусмотренная Федеральным законом "Об исполнительном производстве" процедура принудительного взыскания штрафа, поскольку в ч.3 ст.32 УИК РФ установлено, что судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке только в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания.

Подобные проблемы замены штрафа другим видом наказания ожидают правоприменителя и в случае осуждения лица за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ч.1 ст.228.2 УК1). Ее санкцией предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. В данном случае штраф является основным безальтернативным наказанием, а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - дополнительным. Очевидно, что в случае злостного уклонения осужденного по ч.1 ст.228.2 УК от уплаты штрафа суд не будет иметь реальной возможности уголовно-правового воздействия на осужденного.

Э.Ф. Побегайло справедливо отмечает, что система санкций в УК РФ нередко противоречит интересам охраны личности и общественной безопасности2. Полагаем также, что как недопустимо за умышленное преступление против личности предусматривать наказание в виде штрафа (например, за умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, заражение венерической болезнью, понуждение к действиям сексуального характера, за развратные действия) 3, так и несправедливо производить замену штрафа при его злостном неисполнении лишением свободы. Однако в настоящее время в силу прямого указания ч.5 ст.46 УК не исключена возможность замены штрафа лишением свободы как единственная альтернатива в санкции статьи Особенной части УК (ст.121, 171, 172, 181, 183 и другие).

На наш взгляд, следует поддержать позицию тех ученых, которые полагают, что лишение свободы как наиболее суровая мера наказания и штраф несовместимы по существу, так как создается привилегия состоятельным гражданам1.

Резюмируя изложенное, полагаем, что в ч.2 ст.46 УК вместо слов "штраф в размере от пятисот тысяч рублей" необходимо указать "штраф в размере свыше пятисот тысяч рублей". При законодательном конструировании санкций статей Особенной части УК необходимо избегать установления штрафа в качестве безальтернативного основного наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из видов наказаний, ограничивающих право на труд. В ст.37 Конституции РФ предусмотрено право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Осужденный к этому наказанию не лишается права на труд, он лишь ограничивается в нем. Он может выполнять любую оплачиваемую работу, кроме той, которая ему запрещена приговором суда.

Согласно ч.1 ст.47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Закон фактически предусматривает две разновидности данного наказания:

1) лишение осужденного права занимать должность на государственной службе и в органах местного самоуправления и 2) лишение осужденного права заниматься определенной деятельностью. С.В. Бородин, С.В. Полубинская, П.Г. Пономарев, Ф.Р. Сундуров и ряд других авторов считают, что рассматриваемое наказание включает в себя два вида наказания:

1) запрет занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления и 2) запрет заниматься профессиональной или иной деятельностью1.

В то же время многие авторы исходят из того, что данное наказание является единым, то есть одним видом наказания2. Следует согласиться с Е.С. Крыловой, которая отмечает, что есть все основания считать, что в ст.47 УК РФ предусматриваются два самостоятельных вида наказания. "В пользу этого, по ее мнению, свидетельствует хотя бы то, что применительно к несовершеннолетним в п. "б" ч.1 ст.88 УК предусматривается только один из этих видов наказаний - лишение права заниматься определенной деятельностью"3. В пользу этого вывода свидетельствует и практика многих зарубежных государств. Например, в УК Польши лишение права занимать публичные должности и лишение права заниматься той или иной деятельностью рассматриваются в качестве самостоятельных уголовно-правовых мер.

В соответствии со ст. ст.45 и 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного наказания оно может назначаться только тогда, когда оно предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК. Кроме того, этот вид наказания в качестве основного может назначаться судом в порядке ст.64 УК РФ в качестве более мягкого вида наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление, а также в соответствии с правилами, установленными в ст. ст.80, 81, 82 УК РФ.

В качестве основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусматривается только в альтернативных санкциях Особенной части УК РФ. Чаще всего оно сочетается со штрафом (33 санкции), с лишением свободы (20) и с исправительными работами (15). Ни в одной санкции не обнаружено его сочетания с ограничением свободы и ограничением по военной службе. Отсутствие его сочетания с первым из них вызывает определенные сомнения. Если в 20 санкциях законодатель рассматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве альтернативы лишению свободы, то тем более это он должен был сделать в отношении ограничения свободы как более мягкого наказания по сравнению с лишением свободы.

В качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено в 83 санкциях норм Особенной части УК РФ, в том числе в качестве обязательного дополнительного наказания - в 25 и факультативного дополнительного наказания - в 58 санкциях.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Лишение свободы на определенный срок

    Задача >> Государство и право
    ... воздействия на осужденных к иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно-досрочным освобождением. ... широкое применение уже действующих видов наказаний, не связанных с лишением свободы; в) изучение возможности организации отдельных ...
  2. Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

    Реферат >> Государство и право
    ... по пути расширения применения мер, не связанных с лишением свободы. Это в полной мере отвечает ... основного или в качестве дополнительного к наказаниям, не связанным с лишением свободы или ограничением свободы – уголовно-исполнительной инспекцией, а если ...
  3. Лишение свободы как вид наказания (2)

    Реферат >> Государство и право
    ... направление (т. е. применение наказаний, не связанных с лишением свободы)… значительно уменьшает отрицательные последствия реального применения лишения свободы и для осужденных ...
  4. Наказания по уголовному праву

    Реферат >> Государство и право
    ... и назначено наказа­ние, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение к лишению свободы; г) осуждавшиеся к лишению свободы лица, но фактически не отбывавшие наказание ...
  5. Проблемы правового регулирования наказаний, связанных с изоляцией осужденных от общества

    Закон >> Государство и право
    ... направление (т.е. применение наказаний, не свя­занных с лишением свободы) ... значительно уменьшает отрицательные последствия реального примене­ния лишения свободы и для осужденных ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019569396972656