Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Этика->Реферат
Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее человека в знач...полностью>>
Этика->Реферат
Вoпрoсы прoфeссиoнaльнoй этики зaнимaют знaчитeльнoe мeстo в дeятeльнoсти нoтaриусoв, пoскoльку к нoтaриусу прeдъявляются высoкиe трeбoвaния и кaк к п...полностью>>
Этика->Реферат
Научная речь как функциональный стиль - появилась сравнительно недавно. Даже в самых развитых языках, к которым, также, принадлежит и русский, формиро...полностью>>
Этика->Контрольная работа
Деловым протоколом в мире бизнеса принято называть высший уровень делового этикета. Определение этикета как установленного порядка поведения где-либо ...полностью>>

Главная > Книга >Этика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Теоретические основания биомедицинской этики

Глава 1. Биомедицинская этика: научный статус и круг проблем

1.1. Биомедицинская этика: возникновение и место в системе естественнонаучного, этического и социального знания

1.2. Проблематика и структура биомедицинской этики

Глава 2. Общечеловеческие ценности и основные этические принципы биомедицины

2.1. Основные принципы биомедицинской этики

2.2. Добро и Зло: специфика в медицинской практике

2.3. Страдание и сострадание: вред или польза?

2.4. Свобода и ответственность в медицине

2.5. Долг и совесть, честь и достоинство врача

2.6. Жизнь как высшая ценность

Раздел II. Прикладные аспекты биомедицинской этики
Глава 3. Ситуативные проблемы биомедицинской этики
3.1. Право человека на жизнь и право человека на смерть

3.2. Эвтаназия – милосердие или преступление?

Глава 4. Современные биотехнологии и «открытые проблемы»

биомедицинской этики

4.1. Этические проблемы генной инженерии

4.2. Этические проблемы клонирования

4.3. Этические аспекты воспроизводства потомства человека

4.4. Этические проблемы проведения экспериментов над человеческим эмбрионом

4.5. Этические проблемы трансплантологии

4.6. Морально-этические проблемы клинической психиатрии

Раздел III. Основы современной медицинской деонтологии

Глава 5. Этика взаимоотношений в системе «врач–больной»
5.1. Врач и больной: отношения «по вертикали»

5.2. Автономная и патерналистская модели отношений врача и больного 60

5.3. Врачебная тайна, доверие и откровенность в медицинской этике 72

5.4. Эмоциональный контакт врача и пациента: этический аспект 79

Глава 6. Медицинская деонтология: сущность и содержание 123

6.1. понятие, задачи, сферы действия медицинской деонтологии

6.2. Требования к личности врача

Глава 7. Деонтологический кодекс: принципы и нормы медицинской деонтологии 127

7.1. Взаимоотношения между врачом и пациентом 130

7.2. Взаимоотношения врача и больного ребенка 135

7.3. Взаимодействие врача с родственниками больных 137

7.4. Взаимоотношения между врачами-коллегами 140

7.5. Взаимоотношения врача со средним и младшим медперсоналом 144

7.6. Врач, информация и врачебная тайна 145

7.7. Врач и медицинские исследования на человеке 146

7.8. Врач и политика 148

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Современная биомедицинская этика как междисциплинарное научное направление опредмечивается в контексте общей стилистики постнеклассической науки последней трети ХХ в., когда в ее ткань входят непривычные для классической науки идеалы блага человека и человечества, добра, долга и ответственности за результаты, полученные в процессе научного изучения человекоразмерных объектов. Внедрение в практику новых медицинских технологий, актуализация проблем трансплантации, эвтаназии, биомедицинских экспериментов, проводимых на людях и животных, необходимость морально-этического и правового регулирования возникающих в процессе биомедицинских исследований коллизий стали основанием для своеобразного социального заказа, который и привел к становлению биомедицинской этики.

Как любая новая отрасль знания, связанная с появлением или выдвижением на первый план некоторых новых реалий в жизни человеческого общества, биомедицинская этика нуждается, прежде всего, в определении своего статуса, содержания и круга собственных проблем. Однако по этим вопросам у специалистов все еще нет единого мнения.

Глава 1. Биомедицинская этика: научный статус и круг проблем

Человечество нуждается в соединении биологии и гуманистического знания, из которого предстоит выковать науку выживания и с ее помощью установить систему приоритетов.

В.Р. Поттер

Как ответ на эту потребность, высказанную родоначальником современной биоэтики В.Р. Поттером, и возникает биомедицинская этикамеждисциплинарное научное направление, объединяющее медико-биологическое знание и человеческие ценности. Она представляет собой систематическое исследование человеческого поведения в свете моральных ценностей и принципов в рамках наук о жизни и здоровье человека. Биомедицинская этика отличается активной динамикой своей проблематики; она движется от эмпирического описания врачебной морали к философской рефлексии нравственности в сфере биомедицинских исследований.

Как социокультурный феномен биомедицинская этика в значительной степени определяет в нашем обществе сотрудничество и взаимообогащение правового и нравственного сознания, задавая ориентиры биологии, медицинской практике и принятию управленческих решений. Она обеспечивает нравственный климат в научном сообществе и медицинских коллективах, адекватный моральный выбор специалистов – медиков, биологов, биотехнологов, определяя меру их вмешательства в сферу живого и меру их социально-правовой ответственности перед обществом за результаты научно-практической деятельности.

Более чем тридцатилетний период существования данного междисциплинарного направления, объединяющего биологическое знание и человеческие ценности и представляющего собой систематические исследования в области наук о жизни человеческого поведения в свете моральных ценностей и принципов, связан с динамикой биоэтической проблематики: от эмпирического описания врачебной морали биомедицинская этика постепенно переходит к философской рефлексии над нравственной проблематикой научных исследований в сфере биологии и медицины. А начиная со второй половины 80-х г. наряду с этической экспертизой биомедицинских технологий формируется мощный пласт этико-философских знаний, трансформирующих концептуальные основания традиционной модели медицинской этики.

1.1. Возникновение и место биомедицинской этики в системе

естественнонаучного, этического и социального знания

      1. Причины и условия возникновения

биомедицинской этики

Возникновение биомедицинской этики связано с рядом обстоятельств. П е р в о е из них – необходимость и потребность осмысления и нравственной оценки бурно развивающихся исследований в сфере биологии и медицины. Их достижения явственно продемонстрировали возможность и опасность отношения к человеку как объекту наблюдения, экспериментирования и манипулирования. Причиной этого стали грандиозные изменения, которые произошли в техническом и технологическом перевооружении медицины ХХ в., кардинальные сдвиги в медико-клинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии и клонировании, трансплантации органов, новейших биотехнологиях, возможностях длительного поддержания жизни умирающего пациента. В этих условиях стала актуальной необходимость совершенствования не только биомедицинских технологий, но и этико-гуманистических факторов в профессиональной деятельности медиков и биологов.

К тому же стала особенно заметна некорректность выведения аксиологических, нравственных и гуманистических ценностей за пределы системы научного знания, которая наиболее явственно обнаружила себя в области биомедицинских исследований. Потребовалось переосмысление парадигмы ценностной нейтральности научного знания, характерного для технократического мышления классической науки вообще и технико-инженерной модели взаимоотношения врача и пациента частности, в рамках которой человек рассматривался как объект экспериментирования и манипулирования. Становление такой новой междисциплинарной области исследований, как биоэтика, способствовало актуализации более адекватной модели взаимоотношения врача и пациента, основанной на современных гуманистических и демократических ценностях.

В т о р ы м обстоятельством, обусловившим не только правомерность, но и необходимость возникновения и функционирования биомедицинской этики, выступает постоянно увеличивающееся в условиях гуманизации общества внимание к правам человека. Фундаментальной проблемой современной биомедицинской этики становится защита прав человека (в медицине – это права пациента, испытуемого и т.д.) при его соприкосновении – вынужденном или добровольном – с медико-биологическими воздействиями и манипуляциями.

Задачей биомедицинской этики становится охрана жизни и здоровья, рассматриваемых как право каждого человека, а не приоритетное право ограниченного круга лиц (медиков и биологов), которые ранее считали это своей корпоративной профессиональной привилегией. Такая трактовка современной биомедицинской этикой взаимодействия заинтересованных сторон связана с определенными традициями культуры, в частности, со значимостью правовых институтов в демократическом обществе. Именно право человека на охрану своего здоровья определяет сегодня многие этические и юридические проблемы в сфере практической медицины и медико-биологических исследований и требует своего правового регулирования.

Однако, если взаимовлияние нравственного и научного дискурсов в биомедицинской этике весьма органично, так как ее центральной проблематикой как раз является разработка нравственных норм и принципов, регламентирующих человеческое поведение в науках о жизни, человеке, живой природе (биосе), то оформление правового статуса биоэтики находится, к сожалению, пока еще в стадии становления. Правда, к концу ХХ в. уже многие ученые призывали к созданию свода специальных законов для регулирования научных исследований в области медицины и биологии и даже к введению научного трибунала для решения спорных научных вопросов, а в европейском биоэтическом сообществе возникает такое понятие, как биоправо (biolaw).

Сегодня западная модель биоэтики – это институционально организованная социальная технология с системой стандартизированных либеральных ценностей, обеспечивающих соблюдение личных прав и свобод человека в области биологии и медицины. Защита прав граждан от негативных последствий применения современных биомедицинских технологий осуществляется здесь посредством разработанных этических кодексов, законов, повышения сферы ответственности профессионалов-медиков и биологов, расширения их социальных обязанностей, закрепленных не только на личном, нравственном, но и на правовом уровнях. Этические механизмы контроля за действиями врачей и ученых дополняются развитой системой правового регулирования, формированием специальных биоэтических комитетов, совершенствованием биоэтического образования.

Биоэтические (этические) комитеты – специальные структурные подразделения для проведения независимого этического контроля, обязательного для всех биомедицинских исследований. Впервые возникли в 50-х гг. ХХ в. в США, после скандала, связанного с нарушением этических норм в процессе исследования нового препарата против сифилиса, с целью проведения официальной этической экспертизы исследований, финансируемых из федерального бюджета. В настоящее время в США биоэтические комитеты имеют статус государственных, а обязательной этической экспертизе подлежат не только биомедицинские, но и психологические, антропологические и др. исследования, если они проводятся на человеке или на животных. В Европе биоэтические комитеты создаются на иной, скорее общественно-профессиональной основе. С 1967 г. они создаются при больницах и исследовательских учреждениях Великобритании, затем Германии и Франции. Одна из целей и функций биоэтических комитетов – контроль за соблюдением при лечении и биомедицинских исследованиях основных принципов биомедицинской этики: уважения автономности и прав пациента, информированного согласия, справедливости, стремления к наилучшим результатам при минимизации риска. По мере расширения практики биомедицинских исследований их этическое сопровождение, осуществляемое этическими комитетами, становится во всем мире нормой. Сегодня каждый исследовательский проект должен получить одобрение независимого этического комитета.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Человек в мире культуры (3)

    Реферат >> Философия
    ... перспективы. Под ред. А.П. Огурцова. М. 1992. 6.Биомедицинская этика. Учебное пособие. Под ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова,Я.С. Яскевич ... . Классический ислам. М., 1998. Губин В.Д. Основы этики: Учебное пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, ...
  2. Основные принципы биоэтики как науки

    Реферат >> Биология
    ... к требованию и ожиданию конфиденциальности. Конфиденциальность – принцип биомедицинской этики, проявляющийся во взаимном доверии между ... вузов. М.:ЮНИТИ, 1997 Мишаткина, Т.В. Биомедицинская этика. Учебно-методическое пособие. Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, ...
  3. История медицинской этики в России

    Реферат >> Медицина, здоровье
    ... Одновременно с этим в учебные программы медицинских институтов ... Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997. - 224 с. Биомедицинская этика ... – 472 с. Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких ...
  4. Уголовно-правовые проблемы эвтаназии (2)

    Закон >> Государство и право
    ... наук. - 1996. - № 12. Мишаткина, Т.В. Биомедицинская этика.Учебно-методическое пособие. - Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2007 ... . Эксмо, Москва, 2009 1 Мишаткина, Т.В. Биомедицинская этика.Учебно-методическое пособие. - Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2007 ...
  5. Этические проблемы генной инжинерии

    Реферат >> Государство и право
    ... и социум ……..…………………………………….5-7 Вопросы этики генной инженерии и церковь………….8-9 ... Поэтому с точки зрения биомедицинской этики следует задать вопрос: ... использованной литературы: Мишаткина, Т.В. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА.Учебно-методическое пособие. - Минск: МГЭУ им ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010590553283691