Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
В условиях рыночных отношений роль и значение анализа финансового состояния предприятия особенно велико. Это связано с тем, что предприятия приобретаю...полностью>>
Экономика->Реферат
Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздор...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Развитие науки об управлении и становление отраслей микроэлектроники, вычислительной техники и средств связи, информационный взрыв и интеллектуализаци...полностью>>
Экономика->Реферат
Впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году следующим образом: “Если права собственности четко определены и трансакционные издержки рав...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

С 2001 г. Министерство экономики является координирующим органом Республики Беларусь по вопросам антимонопольной политики. Оно реализует государственную политику, направленную на: развитие добросовестной конкуренции; защиту прав потребителей; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Министерство ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; регулирует деятельности естественных монополий; контролирует деятельность монополистов; разрабатывает Программу демонополизации и развития конкуренции.

Правовой основой антимонопольной политики являются Законы «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г. № 2034-XII, «О рекламе» от 18.02.1997 г. № 19-З, «О защите прав потребителей» от 9.01.2002 г. № 90-З, «О естественных монополиях» от 16.12.2002 г. № 162-З с изменениями и дополнениями.

По закону «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» основными видами монополизма являются: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; соглашения и действия, ведущие к ограничению конкуренции; использование стандартных условий сделок (любых заранее сформулированных условий, предназначенных для многократного использования при заключении сделок).

Данные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления правомерной монополии (государственной, естественной, чрезвычайной). В исключительных случаях злоупотребление доминирующим положением может быть признано правомерным, если предприятие докажет, что осуществление такой деятельности необходимо для исполнения законодательства, а ограничение конкуренции осуществляется лишь в той мере, в какой оно неизбежно или необходимо для его исполнения. Соглашения, ведущие к ограничению конкуренции, могут быть признаны правомерными, если субъекты докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия, а ограничение конкуренции должно осуществляться лишь в той мере, в какой оно неизбежно для достижения этого эффекта, или если его совершение непосредственно предписано законодательством.

Доминирующим признается положение экономического субъекта, если: его рыночная доля превышает предельную величину, установленную Минэкономики, за исключением случаев государственной или естественной монополии; если Минэкономики, исходя из стабильности рыночной доли субъекта (даже если она не превышает установленную предельную величину) относительно размера принадлежащих конкурентам долей на рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.

Сферами естественных монополий признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

К методам и инструментам, используемым для антимонопольного регулирования относятся: запрет на организацию картелей; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов-монополистов; реорганизация и ликвидация субъектов-монополистов; ограничение возможностей слияния фирм; контроль над соглашениями о предоставлении исключительных прав, за дискриминацией; прямое и косвенное регулирование цен на товары монополий; налогообложение для изъятия сверхприбылей; нормирование рентабельности и т.д.

При этом, важно отметить, что антимонопольное регулирование в Республике Беларусь далеко не всегда соответствует реалиям времени. Так, одной из основных целей антимонопольного законодательства является содействие разукрупнению крупных производителей с целью обеспечения конкуренции. Реальная практика свидетельствует об обратном. Так, например, в 2008 г. 18 предприятий легкой промышленности (6,6 % общего количества в отрасли) произвели 31,4 % всего объема продукции отрасли[13, с.29]. Это сдерживает развитие конкурент­ной среды в отрасли, однако органы антимонопольного регулирования «закрывают глаза» на такое положение дел.

Аналогичная ситуация наблюдается во многих секторах экономики: дорожно-строительная отрасль (монополистом является «Ремавтодор» со своими структурными подразделениями), озеленение города и обеспечение уборки городской территории ( УП «Зеленстрой»).

В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. для трансформации института собственности, демонополизации экономики и развития механизмов конкуренции. Здесь сложились особые условия монополизма. Большинство крупных предприятий, созданных еще в советское время, занимают доминирующее положение на рынке, однако многие из них не являются естественными монополиями. Они не всегда эффективны, используют устаревшие технологии и оборудование, менее подвержены управленческим и производственным инновациям.

В соответствии с функциями, определенными действующим антимонопольным законодательством, Минэкономики РБ, как уполномоченный орган государственного управления, на который возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции, формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - также Госреестр и Государственный реестр субъектов естественных монополий). Формирование Госреестра осуществляется в соответствии с:

В табл. 3.1.приведены данные о предприятиях-монополистах в Республике Беларусь.

В сравнении с 2000 г., на начало 2008 г. количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь, уменьшилось на 162 субъекта (или на 52 %) и составило 150 субъектов:

 Таблица 3.1. Количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках Республики Беларусь

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

01.01.2008 г.

Количество хозяйственных субъектов, включенных в Госреестр

312

300

265

205

197

190

155

150

Примечание. Источник: официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь

По состоянию на 1 января 2008 г. в Госреестрах хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, состоит 496 хозяйствующих субъектов, в т.ч. по Брестской области - 65, Витебской - 81, Гомельской - 74, Гродненской - 72, Минской - 82, Могилевской - 85, г.Минску - 37 хозяйствующих субъектов.

В Госреестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение (республиканский уровень), по состоянию на 1 января 2008 г. состоит 150 хозяйствующих субъектов.

Сохранение такого монополизма обусловлено: низкими темпами приватизации; преобладанием государственной собственности; медленным развитием малого и среднего бизнеса; государственной поддержкой крупных предприятий; созданием объединений предприятий, концернов, хозяйственных групп; преобладанием дифференцированного подхода к монополиям, с учетом их роли в национальной экономике и экспортного потенциала.

В течение 2008 г. Минэкономики РБ проведен мониторинг 37 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на этих рынках. Были изучены следующие товарные рынки: плит из минеральной ваты, клемм пружинных для нужд железной дороги, плодоовощных консервов для детского питания, кровезаменителей, масел индустриальных и твердых углеводородов, олифы натуральной, безалкогольных напитков и минеральной воды, сырья древесного для выработки экстрактов, проводов автотракторных, проводов установочных, оптовой торговли каменным углем, переработки драгоценных металлов, туристических услуг, строительства и ремонта мостов, строительства жилья, приборов визуального освещения, риэлтерских услуг и др.

В результате анализа установлено, например, что ПРУП «Березастройматериалы», РУП «Строммаш», ОАО «Лунинецлес», ОАО «Щучинский завод «Автопровод», ОАО «Бархим», ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», СП ООО «Бел-Фер», ОАО «Оршанский завод швейных машин» утратили свое доминирующее положение на товарных рынках соответственно плит из минеральной ваты, оборудования для стекольно-ситалловой промышленности и запасных частей к нему, сырья для выработки экстрактов, проводов установочных, олифы, деятельности по организации торговли ценными бумагами, приборов освещения и визуальной сигнализации, машин промышленных и швейных и исключены из Госреестра.

Вместе с тем ЗАО «ДОР-МПЗ», ОАО «Щучинский завод «Автопровод» подтвердили свое доминирующее положение на товарных рынках клемм пружинных для нужд железной дороги и проводов автотракторных.

Установлен факт доминирующего положения и включены в Госреестр следующие хозяйствующие субъекты:

ОАО «Нафтан» по товарным позициям «масла индустриальные: И-20, И-30, И-40, И-50», «экстракт нефтяной», «гач нефтяной»;

ОАО «Беларускабель» (г.Мозырь) по товарной позиции «провода автотракторные»;

ОАО «Шиноремонт» (г.Бобруйск) по товарной позиции «покрышки для грузовых и легковых автомобилей, восстановленные методом наложения нового протектора»;

ОАО «Белтрансгаз» по товарной позиции «оптовая торговля природным (горючим) газом»;

УП «Унидрагмет БГУ» по товарной позиции «услуги по переработке лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни».

По результатам проведенного анализа из Госреестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, исключено 9 хозяйствующих субъектов и 11 товарных позиций, а включено в него 4 хозяйствующих субъекта.

В финансовом секторе экономики также наблюдается наличие скрытой монополизации рынка.

Так, по состоянию на 04.04.2009 г. в Республике Беларусь функционирует 31 банк. Формально, банковская система Республики Беларусь является абсолютно конкурентной, однако на практике доступ к государственным ресурсам и финансовым потокам имеет всего лишь несколько системообразующих банков, кроме этого около 35% активов банковской системы сконцентрировано в система АСБ «Беларусбанк», что также является признаком государственного протекционизма и ползучей монополизации финансового сектора.

Аналогичным образом выглядит ситуация и на страховом рынке.

При этом важно отметить, что наблюдается тенденция перераспределения страховых взносов в пользу государственного «Белгосстраха». Так, именно данная организация является получателем взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на напроизводстве. Другие компании к этому рынку доступа не имеют.

Можно привести и другие примеры скрытой монополизации рынка, которая осуществляется посредством принятия мер государственного регулирования во многих стратегически важных секторах экономики. Так, государственное предприятие «Белорусская нефтяная компания» фактически монополизировала белорусский экспорт нефтепродуктов. Весь объем экспортных поставок основных видов нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, мазут, реактивное топливо) сегодня осуществляется именно через БНК.

Приведем еще один пример: рынок электросвязи. В настоящее время действует монополия РУП "Белтелеком" на осуществление взаимодействия с зарубежными операторами электросвязи и пропуск международного трафика. Результат монопольной позиции РУП "Белтелеком" – искусственно (как минимум в 2 раза) завышенная цена на услуги Интернет и международную телефонную связь.

Следовательно, на основании рассмотренных материалов можно сделать вывод о том, что кроме антимонопольного законодательства требуется также совершенствование законодательства Республики Беларусь в целом.

При этом, видно, что высокий уровень монополизации достигается при активном протекционизме со стороны государства с уклоном на развитие предприятий с государственной долей собственности. Важно отметить, что в некоторых случая принимаемые решения не противоречат антимонопольному законодательству, но обеспечивают доступ к рынку ограниченному кругу лиц при наличии определенных условий, а сами условия далеко не всегда соответствуют практике цивилизованной конкурентной борьбы, применяемой в мире.

Приведем еще один пример «ползучей» монополизации в сфере финансового рынка Республики Беларусь:

Президент Республики Беларусь 28 апреля 2006 года подписал Указ N 278 "О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь".

Указом установлен новый порядок вексельного обращения. Он похож на старый — еще 1998 года, но с новыми ограничениями. Проводить операции с векселями запрещено не только бюджетным организациям, но и банкам, которые не попадут в специальный перечень, утверждаемый Национальным банком по согласованию с президентом РБ. Таким образом, имеет место скрытая монополизация финансового рынка. Вывод: в список банков, которым будут разрешены операции с векселями, попадут вероятнее всего системообразующие банки, значительная часть которых имеет долю государственной собственности. Мелкие и средние банки будут практически отрезаны от рынка вексельного обращения и начнут испытывать существенные трудности с ресурсной базой.

Таким образом, нормы данного Указа внешне не ограничивают конкуренцию на финансовом рынке страны, однако создают очень благоприятные условия для развития одних банков и банкротства других. Итогом такой деятельности станет укрупнение банковской системы и уменьшение числа банков, что также скажется на качестве обслуживания и тарифах и упростит возможность сговора между участниками рынка. Данный пример не единственный и можно привести много аналогичных примеров.

Исходя из вышеизложенного следует, что необходимо детально рассмотреть все национальное законодательство Республики Беларусь и привести его в соответствие с международными стандартами. В этом случае мы сможем обеспечит развитие конкурентной среды.

К актуальным мерам в области антимонопольного регулирования относятся[14, с.96]:

  1. продолжение структурных преобразований в экономике РБ, особенно в отраслях естественных монополий;

  2. совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

  3. регулирование и контроль инвестиционных программ;

  4. создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;

  5. приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

  6. целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

  7. сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.

В перспективе решение указанной проблемы должно, по видимому, достигаться одновременно по трем параллельным направлениям:

  1. решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти (прежде всего - вопросы, затрагивающие права различных лиц и имеющие правовые последствия) должно основываться только на развитии законодательной базы;

  2. вопросы структурно-функционального характера должны разрешаться на уровне правительства (например, принятием соответствующих постановлений);

  3. вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.

Кроме этого, в Беларуси в 2009 году будет реализовано 52 первоочередных мероприятия по либерализации условий осуществления экономической деятельности.

Совершенствование ценового и антимонопольного регулирования предусматривает предоставление возможности предприятиям-экспортерам, имеющим на своих счетах валюту, полученную от экспорта продукции, использовать ее в виде авансовых платежей для покупки сырья, материалов, комплектующих, необходимых для дальнейшего производства продукции на экспорт. Будет усовершенствован порядок очередности осуществления платежей со счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, расширены сферы применения свободных цен, тарифов, торговых надбавок. Намечена отмена согласований сделок мены производителями алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в счет оплаты поставок сырья, энергоресурсов, оборотной тары. Будут усовершенствованы и усилены меры антимонопольного регулирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономисты классического и неоклассического направлений в XIX и первые десятилетия ХХ в. обстоятельно проанализировали процесс формирования цен в условиях совершенной конкуренции. Основоположником основ теории совершенной конкуренции считается А. Маршалл.

Термин «совершенная конкуренция» нередко использовался классиками и представителями неоклассического направления как синоним свободной конкуренции. Однако гипотезы, на основании которых они строили свой анализ, оказались далеки от экономической реальности, и теория совершенной конкуренции была подвергнута критике, которая привела к пересмотру основ анализа рынков и ценообразования на них.

Современный рынок – это рынок несовершенной конкуренции. Совершенная, или чистая конкуренция – научная абстракция (хотя сельское хозяйство в рыночной экономике имеет отдельные элементы и доли совершенной конкуренции). Тем не менее, при изучении закономерностей рынка отдают предпочтение его анализу на основе именно совершенной конкурентной модели, т.к. совершенная конкуренция – простейшая структура рынка, своего рода образец, который не имеет наслоений и деформаций привнесенных эволюцией рыночных отношений; базовый стандарт для сравнения с более сложными структурами рынка. Именно в силу этих причин модель совершенной конкуренции имеет высокую аналитическую значимость.

Анализ структур рынка, проведенный в курсовой работе дает основания полагать, что эффективность рыночных структур во многом определяется конкретным рынком на котором действует предприятие. Так, на одних рынках эффективность будет достигаться при монополии, а на других при монополистической конкуренции.

На основании проведенных исследований очевидно, что совершенная конкуренция является классическим понятием, которое не находит отражении в действительности. При этом, совершенная конкуренция как показывает практика, далеко не всегда обеспечивает высокую эффективность производства.

Таким образом, эффективность конкретной рыночной структуры необходимо рассматривать применительно к каждому виду товара (товарного рынка) отдельно.

Список использованных источников

  1. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М., 1992. – Т. 1. – Гл. 9.- 64с.

  2. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – Гл. 11. – М., 2000. – 79с.

  3. Максимова В.Ф. Микроэкономика. – М., 1996. – 16с.

  4. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. – СПб., 1994. – 272с.

  5. Кулик Л.М. Экономическая теория. – М., 2004. – С. 191–203.

  6. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М., 2005. – С. 139–144.

  7. Экономическая теория. Часть II. Микроэкономика / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн., 2005. – С. 147–163.

  8. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Рынок: макроэкономическая модель. – СПб., 1992. – С. 193–240.

  9. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 2. – М., 1992. – С. 3–42.

  10. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. – 230с.

  11. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000. – С.13.

  12. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М., 2002. – Гл.10.

  13. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., 1998. – С.67.

  14. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. / Общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – Т.2. – С.111.

  15. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2001. – С.158.

  16. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов по экон. спец. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – Гл. 8.

  17. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. – М.: Дело и Сервис, 2002. – Гл. 10.

  18. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – С.230.

  19. Зенькова Л.П. Концентрация промышленного производства Беларуси и циклическая динамика. // Вопросы статистики.  2005.  №9.  С. 59-64.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Государство и конкурентная структура рынка антимонопольная политика

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... тему «Государство и конкурентная структура рынка: антимонопольная политика» Выполнил: ... модель экономики. Конкурентная структура рынка повышает эффективность производства, создает ... общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает ...
  2. Структура рынка и ценообразование

    Задача >> Финансы
    ... предприятия зависит от конкурентной структуры рынка. Структура рынка – это характерные черты рынка, к числу которых относятся ... о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей ...
  3. Экономика отраслевых рынков (2)

    Реферат >> Экономика
    ... структур, анализ структуры рынков, факторы, определяющие структуру рынка, динамика рынка. Структура рынка и эффективность функционирования рынка. Тема 2. Информация и структура рынка Модель «рынка ... с изменением структуры рынка. Эффективный размер фирмы ...
  4. Анализ структуры рынка строительных услуг

    Дипломная работа >> Экономика
    ... меры и способы для повышения экономической эффективности структуры рынка строительных услуг. В процессе работы применялись ... конкурентной среды на рынке. Предложены методы повышения экономической эффективности структуры рынка строительных услуг РФ ...
  5. Анализ структуры рынка нефтепродуктов России

    Дипломная работа >> Экономика
    ... понятие структуры рынка и определить типы рыночных структур; выявить методику анализа структуры товарного рынка; охарактеризовать структуру рынка ... концентрирует усилия на повышении их эффективности, расширении ассортимента продукции и улучшении ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001474142074585