Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
В условиях рыночных отношений роль и значение анализа финансового состояния предприятия особенно велико. Это связано с тем, что предприятия приобретаю...полностью>>
Экономика->Реферат
Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздор...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Развитие науки об управлении и становление отраслей микроэлектроники, вычислительной техники и средств связи, информационный взрыв и интеллектуализаци...полностью>>
Экономика->Реферат
Впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году следующим образом: “Если права собственности четко определены и трансакционные издержки рав...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Чистая (абсолютная) монополия — единственная фирма (продавец) на рынке предлагает товар, которому нет абсолютных заменителей в других отраслях.

3. Рынок совершенной конкуренции характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, наличием большого числа фирм, продающих данный товар.

Во-вторых, продукция фирм настолько похожа (однородна), что покупатели не делают различия, товары какой фирмы им покупать. Такая гомогенность продукции ведет к тому, что ни один покупатель не согласится платить конкретной фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Поскольку цены одинаковы, покупателям безразлично, товар какой фирмы приобретать.

В-третьих, на совершенно конкурентном рынке ни покупатели, ни продавцы не могут повлиять на текущую рыночную цену товара. При увеличении объемов покупок или продаж отдельным потребителем или фирмой общий спрос (или общее предложение) изменяются незначительно и не оказывают заметного влияния на цену товара. Цены на рынке меняются только тогда, когда покупатели и продавцы действуют согласованно.

В-четвертых, на рынке совершенной конкуренции все виды ресурсов абсолютно мобильны. Не существует жестких ограничений на свободу входить на рынок или покидать его.

В-пятых, совершенная конкуренция характеризуется наличием совершенной информации, что позволяет рыночным агентам принимать решения в условиях определенности. Фирмы располагают данными о ценах на ресурсы и технологии, которые могут быть применены в производстве продукции.

4. Совершенно конкурентная фирма, руководствуясь рыночной ценой, принимает цену; при этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса. В этом случае средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене при всех возможных объемах производства фирмы, а линии среднего и предельного доходов совпадают с кривой спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции. Любая проданная единица товара увеличивает общий доход на величину, равную цене продажи.

5. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и текущей рыночной цене (MR = МС = Р)

Правильность этого допущения основана на здравом смысле. Если производство одной дополнительной единицы товара увеличивает совокупную выручку в большей мере, чем совокупные издержки, то продажа каждой дополнительной единицы продукции приносит фирме добавочную прибыль.

При этом максимум прибыли не обязательно обеспечивает положительную экономическую прибыль. Если цена товара в краткосрочном периоде превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена равна средним издержкам, то фирма безубыточна (breakeven), т. е. получает нулевую прибыль. Если рыночная цена ниже средних издержек, то фирма терпит убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точка закрытия).

6. Кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли, имеет положительный наклон и совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек (МС), лежащей выше точки минимума средних переменных издержек. Для отрасли в целом кривая предложения представляет собой сложенные по горизонтали индивидуальные кривые предложения. Равновесная цена устанавливается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на продукцию отрасли. При этом каждая отдельная фирма в краткосрочном периоде может либо получать экономическую прибыль, либо терпеть убытки, либо быть безубыточной.

7. В отдельный период, если вход в отрасль и выход из нее свободны, экономическая прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, а убытки вынуждают ряд фирм покинуть отрасль. В результате рыночная цена товара не падает ниже точки закрытия и не превышает средних издержек: она устанавливается на уровне минимальных средних издержек (АС) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получают нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выбирает объем производства, при котором выполняется условие P=MR=MC=AC.

8. В условиях совершенной конкуренции осуществляется эффективное распределение ресурсов. Эффективность размещения (оптимальность по Парето) достигается в том случае, когда невозможна дальнейшая реорганизация производства и распределения, способная повысить степень удовлетворения чьих-либо потребностей. Это означает, иначе

говоря, что Парето-оптимальность имеет место тогда, когда нельзя повысить чье-либо благосостояние, не снижая при этом благосостояние остальных.

9. Применительно к рассмотренной проблеме Парето-оптимальность достигается при условиях:

а) когда потребители максимизируют степень удовлетворения своих потребностей (предельная полезность равна цене);

б) когда производители выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равны цене;

в) из равенств MU = Р и МС = Р вытекает равенство MU = МС.

Это означает, что при совершенной конкуренции эффективность распределения ресурсов между фирмами и отраслями достигается, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам.

10. Рынок свободной конкуренции не в состоянии решить все проблемы, стоящие перед экономикой и обществом. Несовершенства рынка диктуют необходимость государственного вмешательства в экономику. Государство берет на себя функции, во-первых, поддержания механизма функционирования самого рынка и, во-вторых, решения социальных проблем и проведения соответствующей социальной политики.

11. Реальные рыночные структуры характеризуются определенной степенью несовершенства. В условиях несовершенной конкуренции фирма имеет некоторый контроль над ценой, что находит отражение в отрицательном наклоне кривой спроса на продукцию фирмы.

Основными источниками несовершенства конкуренции являются: экономия от масштаба, барьеры для входа на отраслевой рынок в форме правовых ограничений (патенты, лицензии, государственное регулирование) или высоких издержек, рекламы, дифференциации товара. Если фирма имеет возможность снизить издержки при увеличении объема выпуска (экономия от масштаба), это приводит к нарушению совершенной конкуренции, так как более эффективным становится наличие в отрасли небольшого числа фирм. Аналогичная картина возникает при существовании входных барьеров в отрасль. Несовершенная конкуренция имеет место и при большом числе фирм на рынке, если каждая из них выпускает дифференцированный товар.

12. У простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход MR меньше цены Р; когда фирма вынуждена снижать цену, чтобы продать дополнительную единицу продукции, это приводит к потере выручки от производства предыдущих единиц.

13. Монополист максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором MR = МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, обеспечивающего максимум прибыли. Монопольная цена всегда выше предельных издержек (Р > МС = MR). Так как монополист может изменять объем производства и цену товара, для него не существует кривой предложения.

14. С целью максимизации прибыли монополия может проводить ценовую дискриминацию — устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных покупателей. Чтобы фирма могла это делать, необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, продавец должен в определенной степени контролировать цены, т. е. обладать монопольной властью; во-вторых ему необходимо разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене; в-третьих, должны быть ограничены возможности перепродажи товара покупателями, получившими его по низкой цене, людям, готовым купить этот товар по более высокой цене В случае совершенной ценовой дискриминации каждая единица товара продается по максимальной цене, которую готов уплатить покупатель, т. е по цене спроса, что позволяет монополисту присвоить весь потребительский излишек как излишек производителя. При этом монополия может предложить на рынке такое же количество продукции, как и в конкурентных условиях.

15. По сравнению с конкуренцией монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньшее количество продукции и установить более высокую цену на свой товар. В результате общество несет потери, возникающие из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы, а высокие цены монополиста позволяют ему перераспределить в свою пользу часть доходов потребителей.

16. Исключением из общего принципа монополии "низкий объем производства — высокая цена" является естественная монополия, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что позволяет устанавливать низкие цены при большом объеме производства, которые могут превысить аналогичные показатели конкурентного рынка. Однако в ситуации естественной монополии монополистический рынок будет более предпочтительным для общества, чем конкурентный, только при государственном вмешательстве в процесс установления цен. По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулирования цен:

а) цена устанавливается на уровне предельных издержек (Р = МС);

б) цена устанавливается на уровне средних издержек (Р = АС).

Но вопрос об эффективности любых вариантов регулирования не имеет однозначного решения.

17. На большинстве реальных рынков продукция конкурирующих фирм не стандартизована. Такая рыночная среда получила название монополистической конкуренции: монополистической потому, что каждый продавец обладает монополией на свой товар, и конкуренцией — так как существуют многочисленные конкуренты, которые продают сходные товары.

Кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы имеет отрицательный наклон, однако угол наклона ее значительно меньше, чем угол наклона кривой спроса совершенно конкурентной фирмы. Отрицательный наклон кривой спроса показывает, что для увеличения сбыта фирма должна снижать цену. Предельная выручка (MR), которую она получает от каждой дополнительной единицы товара, оказывается меньшей, чем от предыдущей единицы. В результате совокупная выручка (TR) фирмы растет в убывающей прогрессии и достигает максимума при таком объеме сбыта, когда MR = 0.

18. Монополистически конкурирующая фирма максимизирует прибыль при таких цене и объеме производства, когда МС = MR. Возможность долговременного получения прибыли фирмой в условиях монополистической конкуренции исключается по причине отсутствия входных и выходных барьеров.

19. Ряд современных рынков имеет олигополистическую структуру, т. е. там действует такой тип конкуренции, которая ведется между сравнительно малым числом фирм. Ключевым признаком олигополии является взаимозависимость фирм, простирающаяся на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю на рынке, инновационную деятельность, рекламу, услуги, оказываемые покупателям, и т. д.

20. Необходимость учета реакции конкурентов на любые действия фирмы заставляет всех участников олигополистического рынка заниматься стратегическим планированием. Олигополистические фирмы ведут либо интенсивную конкуренцию (некооперативное стратегическое поведение), либо прибегают к сознательным компромиссам (кооперативное стратегическое поведение).

21. Крайняя форма кооперации олигополистов — картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию. Картель подразумевает явный сговор между фирмами относительно цены, раздела рынков, квот производства и т. п. с целью получения прибыли выше той, которую они могли бы получить при отсутствии сговора. Максимальная прибыль, полученная в результате картельного соглашения, равна прибыли в условиях чистой монополии. Однако все участники картеля заинтересованы в реализации независимой стратегии максимизации прибыли (обман, предательство), что приводит к его развалу. Успех деятельности картеля зависит от способности фирм контролировать поведение своих партнеров и разоблачать обман.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Государство и конкурентная структура рынка антимонопольная политика

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... тему «Государство и конкурентная структура рынка: антимонопольная политика» Выполнил: ... модель экономики. Конкурентная структура рынка повышает эффективность производства, создает ... общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает ...
  2. Структура рынка и ценообразование

    Задача >> Финансы
    ... предприятия зависит от конкурентной структуры рынка. Структура рынка – это характерные черты рынка, к числу которых относятся ... о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей ...
  3. Экономика отраслевых рынков (2)

    Реферат >> Экономика
    ... структур, анализ структуры рынков, факторы, определяющие структуру рынка, динамика рынка. Структура рынка и эффективность функционирования рынка. Тема 2. Информация и структура рынка Модель «рынка ... с изменением структуры рынка. Эффективный размер фирмы ...
  4. Анализ структуры рынка строительных услуг

    Дипломная работа >> Экономика
    ... меры и способы для повышения экономической эффективности структуры рынка строительных услуг. В процессе работы применялись ... конкурентной среды на рынке. Предложены методы повышения экономической эффективности структуры рынка строительных услуг РФ ...
  5. Анализ структуры рынка нефтепродуктов России

    Дипломная работа >> Экономика
    ... понятие структуры рынка и определить типы рыночных структур; выявить методику анализа структуры товарного рынка; охарактеризовать структуру рынка ... концентрирует усилия на повышении их эффективности, расширении ассортимента продукции и улучшении ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014510154724121