Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
В условиях рыночных отношений роль и значение анализа финансового состояния предприятия особенно велико. Это связано с тем, что предприятия приобретаю...полностью>>
Экономика->Реферат
Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздор...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Развитие науки об управлении и становление отраслей микроэлектроники, вычислительной техники и средств связи, информационный взрыв и интеллектуализаци...полностью>>
Экономика->Реферат
Впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году следующим образом: “Если права собственности четко определены и трансакционные издержки рав...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

С учетом вышеизложенного, можно сделать следующие выводы

  1. Отрасль, состоящая из большого числа фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию, работает в условиях монополистической конкуренции. Вход в отрасль свободный, а фирмы действуют независимо друг от друга.

  2. Дифференциация продукта дает фирмам элемент рыночной власти; кривая спроса каждой фирмы убывающая; фирма может влиять на цену.

  3. Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста (Р > МС = М< АС), а в долгосрочном он эту привилегию теряет  = МС = М= АС). Возможность долгосрочного получения сверхприбыли практически исключается в связи с появлением новых конкурентов.

  4. В состоянии долгосрочного равновесия монопольно-конкурентная фирма выпускает меньше продукции, чем необходимо для достижения минимума средних издержек.

  5. Наличие избыточной мощности и наценки (цены, превышающей предельные издержки) свидетельствует о недостаточной эффективности монополистической конкуренции.

  6. Монополистическая конкуренция стимулирует производство широкого ассортимента разнообразных благ и услуг.

  7. Неценовая конкуренция принимает формы дифференциации и совершенствования продукта, стимулирования сбыта и применения стратегии специализации.

2.4.Олигополия и эффективность

Понятие олигополия («oligos» – несколько, «poleo» – продаю) означает тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм-продавцов над основным выпуском отрасли.

Олигополию отличают следующие признаки: 1) ограниченное количество крупных взаимозависимых продавцов и множество мелких покупателей в отрасли, в результате чего покупатели не влияют на цену товара, а контроль продавцов ограничен из-за взаимозависимости участников рынка, т.к. при принятии решения относительно уровня цены или выпуска олигополист учитывает ответную реакцию соперника; 2) наличие возможности регулировать вход в отрасль и устанавливать барьеры для вступления новых фирм в отрасль; 3) преимущественное использование неценовой конкуренции.

Ввиду многообразия предположений олигополистов в отношении реакции соперников на свое поведение выделяют различные модели стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии[16].

По степени дифференциации продукции различают: однородную (классическую) олигополию – отрасль, производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т.д.); дифференцированную (неоднородную) олигополию – отрасль, производящую товары-субституты, дифференцированную продукцию (автомобили, компьютеры и др.).

По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют: плотную (компактную) олигополию, четыре ведущих фирмы которой покрывают 60% рынка и более, в результате чего их сговор возможен и легко осуществим; неплотную (просторную) олигополию, четыре ведущих фирмы которой покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.

По характеру взаимодействия и его повторяемости различают: последовательную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения поочередно, учитывая уже совершенные предыдущие действия соперника; одновременную игру олигополистов, в которой фирмы принимают решения одновременно (однократно), учитывая ожидаемые действия конкурентов.

По виду стратегической переменной, относительно которой делаются предположения о реакции конкурентов: ценовая олигополия, в которой предположения делаются относительно цены; количественная олигополия, в которой предположения делаются относительно величины выпуска.

По степени взаимозависимости олигополистов различают: некооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру; кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.

Сговор – это тайное или открытое соглашение между олигополистами с целью максимизации совокупной прибыли отрасли, раздела рынка, установления согласованных цен. Его формы – картель и лидерство в ценах.

Картель – это сговор олигополистов о разделе рынка и поддержании цен на продукцию или ресурсы для ее производства с целью максимизации совокупной прибыли отрасли или завоевания лидерства по объему продаж.

Лидерство в ценах – это ситуация в отрасли, при которой одна из фирм-олигополистов (ценовой лидер) устанавливает цену, максимизирующую ее прибыль, а остальные фирмы-олигополисты следуют за ней, выбирая объем производства, который при заданной цене позволяет максимизировать их прибыль.

Олигополия и эффективность

Совершенная конкуренция ведет к установлению равновесия, эффективного с позиции частного (т.е. максимизации совокупного избытка, создаваемого в отрасли) и общего равновесия (т.е. обеспечения производственной эффективности и эффективного размещения ресурсов по отраслям). Долгосрочное конкурентное равновесие достигается при равенстве цен предельным издержкам производства и самым низким из возможных средним издержкам. Такое состояние максимизирует сумму излишков потребителей и производителей. Поскольку объем производства монополиста меньше, чем конкурентный, а цена – больше, то это ведет к увеличению излишка производителя, снижению излишка потребителя и чистым потерям общественного благосостояния, что делает монополию общественно неэффективной.

Степень общественной неэффективности олигополии зависит от того, насколько сильно она способствует завышению цен и уменьшению объема производства. Чем меньше цена и больше объем производства, тем больше общественная эффективность олигополии. Данные параметры зависят от способа установления равновесия на рынке, то есть от модели олигополии. Если предположить простейшую модель рыночного спроса Р = a – b·Q, где Р – цена товара; Q – объем его производства всеми фирмами на рынке; а – максимально возможная цена товара, при которой объем спроса стремится к нулю; b – наклон кривой спроса; с – издержки на производство единицы товара, – то все многообразие параметров равновесия на олигопольных рынках можно представить в порядке повышения общественного благосостояния (табл. 2.1).

Самой низкой является общественная эффективность олигополии в кооперативных моделях (модель картеля, модель Чемберлина), когда фирмы действуют как единая монополия, а самой высокой – в модели Бертрана.

Вместе с тем любая экономическая модель, в том числе и олигополии, имеет предпосылки, не учитывающие реальную ситуацию на рынке. Вследствие этого, например, олигополия будет эффективнее конкуренции в развитии научно-технического прогресса и внедрении его результатов в производство. Олигополисты активно вкладывают в патенты и лицензии, являющиеся временными барьерами для входа в отрасль; они обладают значительными финансовыми возможностями для реализации крупных научных проектов, но вместе с тем они же иногда сдерживают НТП, так как инновации ведут к моральному износу их оборудования. Крупные компании экономят на масштабах производства; способствуют макроэкономической стабильности в сфере занятости; более устойчивы в условиях кризиса; имеют возможность диверсифицировать риски; больше тратить на маркетинг; сокращают трансакционные издержки; ускоряют оборачиваемость финансовых ресурсов; концентрируются на реализации крупных проектов; имеют дополнительные возможности в сфере управления; предлагают широкий ассортимент продукции и др[17].

Таблица 2.1.Равновесные объемы производства и цены при различных структурах рынка

Модели олигополии и другие

типы рыночных структур

Рыночная цена (P)

Рыночный объем производства (Q)

Монополия

(a + c)/2

(a - c)/2b

Модель картеля

(a + c)/2

(a - c)/2b

Модель Чемберлина

(a + c)/2

(a – c)/(2b)

Модель Курно

(a + 2c)/3

2(a – c)/(3b)

Модель Штекельберга

(a + c)/4

3(a – c)/(4b)

Модель Бертрана

c

(a – c)/b

Модель Эджуорта

Устойчивого равновесия нет

Совершенная конкуренция

c

(a – c)/b

Примечание. Источник: Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. / Общ. ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – Т.2. – С. 206.

3. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗИЧНЫХ СТРУКТУР РЫНКА

Эффективность разрабатываемой антимонопольной политики во многом определяется глубиной познания процессов конкуренции и их теоретического объяснения. Понятие конкуренции выглядит простым, однако эта внешняя простота обманчива. Многообразие существующих подходов к анализу конкуренции создает проблему ее правильной трактовки. В учебной литературе продолжает доминировать структурно-функциональный подход, основы которого были заложены в 30-х годах XX в. В его основе лежит анализ структуры рынка и выполняемых им функций. Выделяются четыре типа рынка, исследуются условия, которые господствуют на каждом из них ( число продавцов и потребителей, условия входа-выхода, чувствительность к изменению цены, дифференциация продуктов, рациональность субъектов), анализируется эффективность в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, роль государства в корректировке рыночного механизма.

При создании белорусской модели социально-ориентированной экономики важно учитывать рассмотренные выше тенденции переоценки взаимосвязи монополии и конкуренции. Инновационно-информационный характер современной конкурентной борьбы требует активного содействия созданию современных эффективных научно-промышленных комплексов на государственном уровне, интеграции с бывшими постсоциалистическими странами для формирования конкурентных преимуществ на основе развития человеческого капитала и новейших наукоемких технологий.

Таким образом:

1. Олигополия как тип рыночной структуры имеет следующие черты: а) ограниченное количество крупных взаимозависимых продавцов и множество мелких покупателей; б) контроль над ценами ограничен взаимозависимостью олигополистов; в) существует возможность регулировать вход в отрасль и устанавливать барьеры; г) преобладает неценовая конкуренция.

2. Вследствие противоречивости воздействия монополии и олигополии на уровень общественного благосостояния государства осуществляют антимонопольное регулирование для ослабления рыночной власти, ее ограничения или предотвращения приобретения ее экономическими субъектами.

На основании данных, рассмотренных в предыдущих главах курсовой работы можно сделать следующие выводы о структурах рынка и их эффективности:

1. На решение фирмы об объеме выпуска и о цене существенное влияние оказывает конкурентная структура рынка. Под последней подразумеваются формы организации рынка, т. е. характер соперничества фирм и наличие у них монопольной власти, которую они могут использовать при принятии рыночных решений.

2. По степени монопольной власти (как результата несовершенства рынка) выделяются следующие основные типы рынков:

Чистая (совершенная) конкуренция — большое количество фирм (продавцов) предлагают однородную продукцию.

Монополистическая конкуренция — большое количество фирм (продавцов) предлагают дифференцированную продукцию.

Олигополия — несколько фирм (продавцов) предлагают либо идентичную (первый вид олигополии), либо дифференцированную продукцию (второй вид олигополии).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Государство и конкурентная структура рынка антимонопольная политика

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... тему «Государство и конкурентная структура рынка: антимонопольная политика» Выполнил: ... модель экономики. Конкурентная структура рынка повышает эффективность производства, создает ... общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает ...
  2. Структура рынка и ценообразование

    Задача >> Финансы
    ... предприятия зависит от конкурентной структуры рынка. Структура рынка – это характерные черты рынка, к числу которых относятся ... о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей ...
  3. Экономика отраслевых рынков (2)

    Реферат >> Экономика
    ... структур, анализ структуры рынков, факторы, определяющие структуру рынка, динамика рынка. Структура рынка и эффективность функционирования рынка. Тема 2. Информация и структура рынка Модель «рынка ... с изменением структуры рынка. Эффективный размер фирмы ...
  4. Анализ структуры рынка строительных услуг

    Дипломная работа >> Экономика
    ... меры и способы для повышения экономической эффективности структуры рынка строительных услуг. В процессе работы применялись ... конкурентной среды на рынке. Предложены методы повышения экономической эффективности структуры рынка строительных услуг РФ ...
  5. Анализ структуры рынка нефтепродуктов России

    Дипломная работа >> Экономика
    ... понятие структуры рынка и определить типы рыночных структур; выявить методику анализа структуры товарного рынка; охарактеризовать структуру рынка ... концентрирует усилия на повышении их эффективности, расширении ассортимента продукции и улучшении ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019090175628662