Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
В процессе своей деятельности многие предприятия (в том числе и российские) сталкиваются с такими проблемами как: недостаточная капиталовооруженность;...полностью>>
Экономика->Реферат
Словения – одна из стран Центральной Европы, страна с трансформационной экономикой. Как известно, такие страны находятся в процессе перехода от эконом...полностью>>
Экономика->Реферат
Современные крупные и средние промышленные предприятия потребляют большое количество энергии в её различных формах. Для многих электроёмких производст...полностью>>
Экономика->Реферат
С момента зарождения человечества сразу возникла необходимость передачи накопленного опыта последующим поколениям. Передача и получение опыта (информа...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Хорошо известен тот факт, что корейские работники отличаются высоким уровнем образования, - это явилось одной из причин быстрого экономического подъема в 70-х гг. ХХ в. Уровень образования корейских работников существенно вырос в 80-х гг., благодаря реформе системы образования. В 1999 г. более 60% выпускников средних школ поступили в колледжи и вузы, и это, пожалуй, самый высокий показатель во всем мире. Быстрое улучшение уровня образования явилось одной из причин так называемого «корейского чуда» .

Однако, хотя высшее образование призвано улучшить производительность труда в дальнейшем, слишком быстрый рост образования тех, кто вступает на рынок труда, создал проблему несоответствия предложения спросу: в то время как все острее ощущается нехватка работников физического труда, растет спрос на низкоквалифицированных рабочих из - за рубежа. И хотя зарплата, которая предлагается работникам этой категории, намного ниже, чем зарплата коренного населения, приток трудовых мигрантов уравновешивает конъюнктуру корейского рынка труда.

Те, кто поддерживает узаконивание этого вида иммиграции, утверждают, что зарубежные работники скорее дополняют рынок труда, чем составляют конкуренцию местным рабочим, и что средние и малые предприятия не могут позволить себе перенести производственные площадки за рубеж, чтобы использовать там более дешевую рабочую силу. Поэтому трудоустройство низкоквалифицированных рабочих из - за рубежа необходимо как компаниям, так и национальному рынку рабочей силы. Здесь есть перспективы и для белорусских работников. Однако есть и другой взгляд на эту проблему. В условиях нехватки низкоквалифицированной рабочей силы не обязательно создавать условия для ее привлечения; можно направить усилия на реструктуризацию экономики по пути развития высоких информационных технологий, нанотехнологий, биотехнологий. Это повысит спрос на высококвалифицированные кадры, их вовлечение в производство и иммиграцию в страну. Такой взгляд небезынтересен и для Республики Беларусь, так как она может направить денежные средства на развитие таких технологий и посредством этого привлекать высококвалифицированные кадры из-за рубежа, а также трудоустраивать белорусских высококвалифицированных специалистов.

В 2000 г. Институт труда Кореи провел опрос 2192 фирм со штатом сотрудников от 10 человек и выше с целью получения информации о планах этих фирм на трудоустройство работников в ближайшие пять лет. Сделав анализ, ученые установили, что рост трудоустройства в высокотехнологичной промышленности в ближайшие пять лет будет выше, чем в любой другой сфере производства. Из этого можно сделать вывод о том, что и в Республике Беларусь должна происходить реструктуризация рынка труда в направлении увеличения на нем специалистов в области высоких информационных технологий. Необходимо ввести больше соответствующих специальностей в вузах страны, чтобы отвечать требованиям информационного будущего, предъявляющего спрос на высококвалифицированные кадры.

Это подтверждают и результаты опроса, уже сегодня выявившие острую нехватку высококвалифицированных работников и специалистов в области информационных технологий в Корее. По его данным, общая нехватка в секторе информационных технологий оценивалась как 43 тыс. работников в 2000 г. Ожидается, что к 2005 г. этот показатель может достигнуть 185 тыс. человек.

Для того чтобы решить проблему нехватки высококвалифицированной рабочей силы в сфере информационных технологий, корейское правительство увеличило количество мест на соответствующих факультетах в университетах и колледжах. В настоящее время университеты и колледжи ежегодно выпускают порядка 200 тыс. молодых специалистов в области информационных технологий. Вместе с тем наблюдается существенное несоответствие между программами обучения и запросами работодателей, что характерно не только для Кореи. Так, например, происходит и в Республике Беларусь. Многие выпускники вузов не могут трудоустроиться по специальности, становясь при этом на биржу труда или даже работая в другой сфере. Для того чтобы увеличить количество зарубежных специалистов в области информационных технологий, правительство Кореи пересмотрело условия въезда таковых в страну. Например, был отменен лимит пребывания в стране. Совсем недавно правительство Кореи объявило о дальнейшей отмене ограничений для того, чтобы привлечь работников в сферу информационных технологий. Более того, в условиях финансового кризиса правительство Кореи сняло ограничения на зарубежные инвестиции. Можно ожидать, что повышение притока профессиональных иммигрантов повлечет за собой рост прямых зарубежных инвестиций.

Что же касается социальной интеграции иностранных рабочих в Корее, то легальные иммигранты пользуются теми же социальными выгодами, что и коренное население. Иммигранты этой категории являются высокообразованными и высокооплачиваемыми специалистами, поэтому интеграция их в корейское общество не представляет особых проблем, несмотря на то, что плюрализм культур - новое понятие для Кореи, а межнациональные браки весьма непопулярны.

На работников - стажеров распространяются некоторые положения Закона по организации труда (например, об оплате сверхурочной работы), они попадают также в зону действия Закона об охране труда и о минимальной заработной плате. На них распространяются страховка от несчастных случаев на производстве и медицинская страховка. Однако, поскольку срок пребывания стажера в стране ограничивается тремя годами и их незанятость в этот период практически исключена, различного рода социальные пособия и пособия по безработице на эту категорию иммигрантов фактически не распространяются. Ввиду этого они считают нецелесообразным платить соответствующие страховые взносы.

Наряду с этим в стране осуществляется борьба с трудоустройством нелегальных иммигрантов. Ведь они являются нарушителями закона, особенно в сферах социального обеспечения, общественного транспорта и медицинского обслуживания. Профсоюзы также считают, что нелегалы отбирают рабочие места у коренного населения, так как представляют собой дешевую рабочую силу. В то время как работодатели, имеющие официальное разрешение на трудоустройство иммигрантов, платят за них налог на трудоустройство, работодатели, нанимающие нелегалов, сами являются нарушителями закона.

Социальные и экономические затраты в совокупности с вышеуказанными проблемами являются основными причинами того, что общество стремится избавиться от нелегалов.

Правительство Кореи пытается найти более четкие пути отбора иммигрантов. Для этого предполагается тесное сотрудничество между страной-донором и страной-реципиентом. С этой же целью возможно заключение двусторонних соглашений с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Осуществление этих соглашений, по нашему мнению, через взаимосвязи каскадной миграции может снизить давление со стороны предложения и на белорусском сегменте МРТ, поскольку рабочие из России могут уехать по трудовым контрактам в Корею, а освободившиеся в России вакансии могут быть заняты белорусскими работниками.

Во многом схожие с южнокорейскими процессами на рынке труда протекают процессы и на сингапурском сегменте МРТ. Так, данные за 2000 г. свидетельствуют о том, что трудоустройство в Сингапуре растет. Общее количество трудоустроенных за первые 9 месяцев 2000 г. превысило этот показатель за весь 1999 г. Безработица упала до 2,5% в 2000 г. по сравнению с 3,5% в 1999 г. Сокращение штатов все еще превышает докризисные показатели, хотя темпы этого процесса снизились. Хуже всего обстоит дело с трудоустройством низкоквалифицированных работников средних лет, в то время как трудоустройство работников с высшим образованием, как и в Корее, изменилось в лучшую сторону .

Данные, полученные в ходе опроса населения в 2000 г., свидетельствуют, что рабочий рынок страны насчитывает 612 тыс. иностранцев (не являющихся гражданами страны) по сравнению с 248 тыс. в 1990 г. Соответственно, доля иностранцев на рынке рабочей силы выросла с 16 до 29% за указанный период. Темпы роста иностранной рабочей силы (9,4%) существенно превышают темпы роста местной рабочей силы (1,4%).

Вместе с тем остается проблема нелегального въезда в Сингапур, так как показатель количества рабочих, нарушающих иммиграционное законодательство, достаточно высок, хотя и имеет тенденцию к снижению. Так, в 1998 г. он составлял 22 973 человек, а в октябре 2000 г. упал до 14 275 .

Иностранные рабочие, приехавшие в Сингапур легально, всегда пользовались теми же правами, что и местные рабочие. Основное отличие в том, что иностранцы и их работодатели не производят отчисления в Центральный фонд сбережений, откуда выплачивается пенсия.

Иностранные рабочие в основном сконцентрированы в секторе низкоквалифицированных специальностей, однако около 12% иностранцев заняты высококвалифицированной работой.

Правительство Сингапура в целом приветствует вклад иностранных работников в экономику страны, включая и низкоквалифицированных работников. Правительственные чиновники отмечают, что наиболее стимулирующими в этом отношении являются различные мероприятия, проводимые негосударственными организациями для иностранных работников. Достаточно обоснованным является пожелание правительственных кругов проводить больше мероприятий, как в государственном, так и в частном секторе, направленных на привлечение трудовых мигрантов в страну. Предполагается делать пребывание иностранцев в стране более запоминающимся и интересным, а также привлекать к ним общественное внимание. Например, в 2000 г. одна газета организовала конкурс «Горничная года», в котором было отмечено много номинантов-иностранцев с благодарностью от работодателей. Министерство труда оценило работу организаторов и устроило для них прием в качестве благодарности. В качестве показателя степени социальной интеграции можно отметить также количество межнациональных браков, возросшее с 12 до 25% от всего их количества всего лишь за одно десятилетие.

В Сингапуре большое внимание уделяется обучению и переобучению работников с тем, чтобы они соответствовали требованиям современной экономики, предпочитая такой подход созданию дополнительных рабочих мест. В связи с этим правительство работает над финансированием и созданием условий для переобучения с целью переквалификации 100 тыс. работников в течение 5 лет, начиная с 1999 г. Предполагается, что в этих программах смогут принять участие и иностранные, в том числе и белорусские, работники.

Ключевым элементом, влияющим на иммиграционную политику в Сингапуре, является экономика. Ее реструктуризация включает в себя либерализацию ранее закрытых секторов, таких, как банки, финансы, телекоммуникации, и даже юридическая сфера и медицина. Таким образом, возникает ажиотажный спрос на профессионалов высокого класса и других высококвалифицированных работников, которых в стране либо недостаточно, либо вовсе нет, и поэтому их приходится приглашать из-за рубежа. Между тем местным работникам средних лет, у которых нет высшего образования, все тяжелее найти работу после сокращения. Косвенным доказательством тому служит увеличивающийся отток рабочей силы за рубеж. Так, в 1999 г. 150 тыс. граждан Сингапура находились на работе за рубежом, а уже в конце 2001 г. их количество возросло до 200 тыс. Возникшие социальные проблемы принятой стратегии правительство предлагает решить с помощью программ по обучению и переквалификации, финансируемых государством.

Предполагаемые социально-экономические и институциональные изменения на сегментах МРТ, относящихся к высокоразвитым и динамично развивающимся странам, могут оказать серьезное влияние на белорусский сегмент рынка труда. Возможно, заработает так называемый "насос по выкачке умов", поскольку высокоразвитые страны обладают большими возможностями ценовой конкуренции, а также рядом неценовых факторов, привлекательных для белорусских высококвалифицированных работников. Административными методами Республика Беларусь воспрепятствовать этим процессам не в состоянии, а при высоком уровне открытости ее экономики (2-е место в Европе) это не только невозможно, но даже вредно. Исходя из того, что белорусская экономика одна из самых открытых в мире, политика занятости, представляющая собой совокупность методов и мер, посредством которых правительство регулирует уровень занятости и ее эффективность, должна учитывать это как неизбежную данность и осуществлять адекватные действия по оптимизации отношений занятости. В этом контексте при ее осуществлении следует иметь в виду тенденции развития мирового рынка труда, так как белорусский рынок труда является его неотъемлемым сегментом. На сегодняшний день ситуация на рынке труда нашей республики характеризуется такой особенностью, как избыточная занятость, связанная с избыточной численностью работников на предприятиях. Неэффективная занятость негативно сказывается на развитии экономики в целом. Она оказывает давление со стороны предложения рабочей силы на рынок труда, которое наряду с прочим можно регулировать и за счет оптимизации внешних миграционных потоков. В этом плане, по нашему мнению, представляется целесообразным осуществить следующее: во - первых, следует продумать систему мер по использованию на родине средств эмигрантов, заработанных за границей, накопленного ими опыта производственно-хозяйственной деятельности, организации труда и системы социальных отношений. Во - вторых, разработать систему налоговых и таможенных льгот для возвращающихся домой мигрантов, создать льготные условия по аренде ими помещений для организации производства, принять мораторий на всевозможные проверки, осуществить кредитную поддержку предпринимательско - производственной деятельности, ее стимулирование в направлении создания максимально возможного количества рабочих мест. В-третьих, обеспечить социальную защиту мигрантов на родине на случай непредвиденных обстоятельств, вовлечь их в социально-политические процессы, создать благоприятный социально-психологический климат для возвращающихся мигрантов, особенно открывающих на родине свое дело, создающих дополнительные рабочие места, становящихся эффективными инвесторами. В различные временные интервалы экономической динамики миграционные процессы играют не одинаковую роль в деле возможности реализации тех или иных инструментов политики занятости.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Рынок труда (23)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... этим уровнем предложение труда. В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится вравновесном ... на рынок труда оказывают государственные программы. Также видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда.
  2. Рынок труда (14)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... с общенациональным существуют местные рынки труда (например, рынок труда Ивановской области или рынок труда Республики Татарстан), на ...
  3. Рынок труда (18)

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... –современный рынок труда и рынок труда в России. I. Сущность рынка труда, его типология и структура. Эволюция понятия «рынок труда». Рынок труда, как и рынки капиталов ...
  4. Рынок труда (19)

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... План РОЛЬ РЫНКА ТРУДА 3 СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА 5 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА 9 ОРГАНИЗАЦИОННО- ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 12 ... НА РЫНКЕ ТРУДА. 23 АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА ТРУДА 26 РЫНОК ТРУДА В РОССИИ. 32 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА И ...
  5. Рынок труда (20)

    Реферат >> Менеджмент
    ... и структуры рынка труда; • Осветить проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России. 1 Понятие и структура рынка труда Рынок труда как ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020380020141602