Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназн...полностью>>
Педагогика->Реферат
Наука о цвете имеет немалую историю. Еще древнегреческие ученые - Демокрит, Аристотель и другие - пытались установить основные цвета, объяснить происх...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Традиционное обучение представляет собой – сообщение учащимся готовых знаний. Результатом соответствующей методики и практики обучения становится прео...полностью>>
Педагогика->Закон
1.П/С: Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждени...полностью>>

Главная > Лекция >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Система воспитательного процесса

  1. Структура и система воспитательного процесса.

  2. Закономерности и принципы процесса воспитания

  3. Цели и задачи воспитания

  4. Содержание воспитания

Основные понятия: система, структура процесса воспитания, закономерности воспитания, принципы воспитания, цели воспитания, задачи воспитания, содержание воспитания.

1.

Структура и система воспитательного процесса

Поскольку воспитательный процесс выступает как особая целенаправленная и упорядоченная деятельность, он имеет свою структуру, т.е. совокупность компонентов, обеспечивающих эффективность протекания данного процесса и отражающих последовательность его организации:

  1. проектирование воспитательного процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания {целевой компонент);

  2. определение объема и характера материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности воспитанников {содержательный компонент);

3) организация разнообразной деятельности, позволяющей реализовать
намеченные цели в ходе применения методов, форм и средств воспитания
{организационно-деятельностный компонент);

  1. регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе реализации различных видов деятельности на основе принципов воспитания {регулировочный компонент);

  2. контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач {оценочно-результативный компонент).

Наличие данных компонентов в воспитательном процессе позволяет структурировать воспитание как систему, состоящую из множества более мелких систем: системы целей, содержания; методов, форм и средств воспитания.

Система целей воспитания объединяет, прежде всего, общие и индивидуальные воспитательные цели. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей (так называемый социальный заказ общества), и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей. Кроме того, в системе целей различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном, на год) и текущие (на неделю или месяц).

При целеполагании важно акцентировать внимание на двух аспектах: содержании цели и реализации субъектной роли педагогов, учащихся и родителей в выборе целевых ориентиров. К целевому компоненту воспитательной системы предъявляются следующие требования:

  • ориентация цели на развитие личности ребенка;

  • привлекательность цели для субъектов педагогического процесса, соответствие ее устремлениям и желаниям членов школьного коллектива,

13

социальному заказу со стороны государства и общества, особенностям и возможностям учебного заведения и ближайшего социального окружения;

  • наличие четкой и ясной формулировки цели;

  • возможность деления главной цели на составляющие (создание «дерева целей»);

  • диагностичность цели, т.е. возможность реально замерить качественные и количественные результаты достижения цели;

— обеспеченность цели необходимыми ресурсами для ее реализации.

Под системой содержания воспитания понимают совокупность качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленньми целями. Она может быть представлена тремя взаимосвязанными подсистемами:

  1. системой нравственных понятий о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;

  2. системой привычек, приобретенных в ходе различных видов деятельности и отражающих нормы поведения, принятые в обществе;

  3. системой нравственных чувств, выражающих осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к различным сторонам окружающей действительности, миру людей и себе самому.

Содержание воспитания как совокупность понятий, привычек поведения и чувств гармонически развитой личности формируется в процессе воспитательной работы, которая традиционно осуществляется по следующим направлениям:

  • социальное воспитание, направленное на формирование личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества и семьи;

  • умственное воспитание, направленное на формирование интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания;

  • нравственное воспитание, направленное на формирование духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе;

  • эстетическое воспитание, направленное на освоение воспитанником различных проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне;

физическое воспитание, направленное на формирование у воспитанника потребности в
здоровом образе жизни;

трудовое воспитание, направленное на подготовку личности к активной
жизнедеятельности в обществе на основе адекватной самореализации в избранной
профессиональной сфере.

Система методов воспитания объединяет совокупность методов, под которыми понимают пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников по достижению целей воспитания. В системе методов воспитания выделяют несколько классификаций:

1) по характеру воздействия на личность воспитанника:

  • убеждение,

  • упражнение,

  • поощрение,

  • наказание;

2) по источнику воздействия на личность воспитанника:

  • объяснительно-репродуктивные методы;

  • проблемно-ситуативные методы;

  • методы приучения и упражнения;

  • методы стимулирования;

  • методы торможения;

14

  • методы руководства;

  • методы самовоспитания;

3) по результатам воздействия на личность воспитанника:

— методы, влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие
представления, понятия, идеи;

— методы, влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

4) по направленности воздействия на личность воспитанника:

  • формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;

  • организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения;

  • оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков. Наиболее известной является классификация системы методов воспитания,

выделяемая на основе комплексности воздействия на личность воспитанника: и включающая:

  • методы формирования сознания личности;

  • методы организации деятельности и опыта общественного поведения;

  • методы стимулирования поведения личности.

Система форм воспитания включает многообразные варианты организации конкретного воспитательного процесса и выражается в совокупности воспитательных мероприятий, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников:

  • индивидуальные (для одного воспитанника);

  • групповые (для нескольких воспитанников);

  • коллективные (для всего класса);

  • массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства:

— игровые формы (имитации, соревнования и др.);

— формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения,
индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.);

— формы общения (прямое, опосредованное и др.);

3) в зависимости от преимущественно используемых методов:

  • словесные формы (информации, собрания, митинги и т.п.);

  • наглядные формы (выставки, стенды и др.);

  • практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.).

Система средств воспитания включает многообразные предметы материальной и духовной культуры: книги, газеты, журналы, кино, театр, выставки, музей, игры, спорт, художественную самодеятельность, различные объекты культуры и природы, окружающего мира. Другими словами, средствами воспитания является все то, что несет информацию, необходимую для развития внутреннего мира личности воспитанника. Эта информация зафиксирована в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме. Чем богаче и разнообразней система средств воспитания, тем более эффективен результат воспитательного процесса. Средства воспитания связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников. Они обусловлены поставленной целью воспитания, связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывает существенное влияние на всестороннее развитие личности. Для воспитания каждого элемента внутреннего мира личности необходимы соответствующие средства воспитания.

15

2. Закономерности и принципы воспитания

Теория воспитания как научная дисциплина и составная часть общей педагогики открывает и формулирует закономерности воспитания объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса. Выделяются внешние и внутренние закономерности воспитательного процесса.

Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.

К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами), между характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; между отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие: I — воспитание всегда связано с обучением;

  • цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента с необходимостью ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;

  • эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальностью выбора методов, форм и средств воспитания;

  • чем активнее личность в воспитательном процессе, тем успешнее осуществляется данный процесс;

  • прочность формирования нравственных понятий закономерно связана с уровнем их практического закрепления и в ходе воспитательного процесса;

  • воспитательный процесс осуществляется эффективно, если в ходе его осуществления в целостном единстве формируются нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности.

Объективный характер закономерностей как категории воспитания выражается в том, что они всегда присутствуют в воспитательном процессе, не зависимо от того, знает или не знает о них педагог, ориентируется или не ориентируется на них в ходе своей деятельности. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах воспитания положениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Принципы (правила) воспитания отвечают ряду требований:

  • обязательность, означающую, что если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;

  • комплексность, выражающуюся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а все сразу;

  • равнозначность, означающую, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.

  • В современной педагогической теории нет единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако, чаще других называют следующие принципы: персонификация, природосообразностъ, кулътуросообразностъ, гуманизация, дифференциация.

  • Персонификация (от лат. persona — личность, лицо + facere — делать) — принцип воспитания, основанный на отношении к воспитаннику как к личности как субъекту собственного развития и активному участнику воспитательного взаимодействия. Истоки данного принципа восходят к философско-педагогическим воззрениям мыслителей Древнего Востока, Древней Греции и Рима (Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Сократ, Эпикур и др.), философским и педагогическим учениям эпохи Возрождения (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, В. да Фельтре и др.). Дальнейшее развитие принципа персонификации связано с идеями позитивного самоизменения и самосовершенствования человеческой сущности (Ф. Бекон), активности личности в процессе жизнедеятельности (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), развития человеческой индивидуальности в учебно-воспитательной среде (Д. Дидро), ценности человеческой личности и ее стремления к саморазвитию (И.Г. Песталоцци), обеспечения субъектной позиции учащегося в процессе обучения (А. Дистервег) и др.

  • Большинство представителей отечественной педагогической мысли XVIII-X1X столетий (И.И. Бецкой, К.Н. Вентцель, А.И. Герцен, НА. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) отстаивали принцип персонификации, обращая особое внимание на связь воспитания и самовоспитания личности, на характер взаимоотношений педагогов и воспитанников, процесс взаимодействия между которыми описывался в терминах «активность», «самостоятельность», «творчество», «инициатива». Российская педагогическая мысль вплотную подошла к идее развития субъектного потенциала личности как основы принципа персонификации с середины восьмидесятых годов XX столетия (КА.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.В.Петровский, В.И.Слободчиков и др.). В современных психолого-педагогических источниках принцип персонификации отождествляется с понятием о личностном подходе, под которым понимается помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его индивидуальных возможностей.

  • Природосообразностъ — принцип воспитания, согласно которому воспитатель в ходе своей деятельности должен максимально учитывать возрастные особенности ребенка. Идея данного принципа зародилась в античном обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее глубоко она была разработана Я.А.Коменским, а позже занимала видное место в педагогических системах Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега. Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Содержание, методы и формы воспитания, организации социального опыта ребенка и индивидуальной помощи ему должны учитывать поло-возрастную дифференциацию воспитанников.

  • Кулътуросообразностъ — принцип воспитания, который впервые появился в трудах Д.Локка, утверждавшего, что душа ребенка - это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К.А.Гельвеций и И.Г.Песталоцци, основываясь на идеях Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал А.Дистервег, который утверждал, что то в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т.е. культуру конкретной страны. В

  • 17

  • отечественной педагогике принцип культуросообразности (принцип народности) разработали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, которые положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнических и региональных культур. Реализовать принцип природосообразности в воспитании — значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.

  • Гуманизация (от лат. (humanus) - человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип воспитания, направленный на сохранение и восстановление экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Принцип гуманизации имеет своими истоками наследие величайших философов и педагогов: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеку, Марка Квинтилиана, Тертуллиана, Августина, Аквината и др. Виднейшими представителями гуманизма эпохи Возрождения явились Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень, провозгласившие своим лозунгом античное изречение «я человек и ничто человеческое мне не чуждо» Свой значительный вклад в развитие принципа гуманизации воспитания внесли выдающиеся европейские педагоги-мыслители Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег.

  • На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей; на утверждении блага человека как меры оценки взаимоотношений в обществе. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

  • уважения прав и свобод воспитанника;

  • предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

  • — уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять
    предъявляемые требования;

  • — уважения права воспитанника быть самим собой;

  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

  • ненасильственного формирования требуемых качеств;

  • отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

  • признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

  • Дифференциация — принцип воспитания, основанный на выборе педагогического воздействия в зависимости в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в сообществе как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным и личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход облегчает и упорядочивает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для определенной «категории» лиц. В процессе осуществления дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по включению данной группы в совместное деятельностное общение.

  • 18

  • 3. Цели и задачи воспитания.

  • Цель воспитания - то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

  • Любое воспитание всегда целенаправленно. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.

  • Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.

  • Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

  • Различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном на год) и текущие (на неделю или месяц). Это различение целей по времени их достижения условно.

  • Перспективные цели включают в себя воспитание устойчивых качеств личности. Для их формирования выбирают в качестве средства долговременные факторы жизнедеятельности: коллектив воспитанников, коллектив воспитателей, детский производительный труд и т.п. С возрастом воспитанников изменяются и средства воспитания.

  • Среднесрочные цели связаны с решением воспитательных задач, актуальных для данного возраста, поэтому средства воспитания определяются с учетом возрастных особенностей учащихся. Например, в выпускных классах актуальна проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. Для решения этой проблемы воспитанникам предлагаются различные средства по профессиональной ориентации: литература. Кинофильмы, биографии выдающихся специалистов по различным профессиям и др.

  • Текущие цели определяются воспитателем, исходя из уровня воспитанности детей и необходимости координации перспективных и среднесрочных целей, затем подбираются адекватные средства воспитания. Например, для формирования культурного поведения воспитанникам сообщаются правила поведения, средством также выступает личный пример преподавателя.

  • Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение : цель воспитания ~ это система решаемых воспитанием задач.

  • Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличает одни воспитательные системы от других.

  • История педагогики — это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов.

  • Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от:

  • способа производства,

  • темпов социального и научно-технического прогресса,

  • 19

  • достигнутого уровня развития педагогической теории и практики,

  • возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

  • Традиционными составными частями воспитания (задачами) называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое.

  • Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи:

  • усвоение определенного объема научных знаний;

  • формирование научного мировоззрения;

  • развитие умственных сил, способностей, дарований;

  • развитие познавательных интересов;

  • формирование познавательной активности;

  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.

  • Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Оно способствует формированию физически крепкого молодого поколения, а также выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Задачи:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

  • формирование гигиенических навыков;

  • формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

  • Трудовое воспитание и политехническое воспитание.

  • Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса,

  • где формируются трудовые действия, складываются производственные

  • отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд

  • в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития

  • личности и как способ творческого освоения мира. И как неотъемлемый

  • компонент общего образования.

  • Политехническое воспитание направлено на ознакомление с основными

  • принципами всех производств, усвоение знаний о современных

  • производственных процессах и отношениях. Его главные задачи:

  • формирование интереса к производственной деятельности;

  • развитие технических способностей;

  • развитие нового экономического мышления;

  • развитие изобретательности;

  • развитие начал предпринимательства.

  • 20

  • Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование

  • нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и

  • привычек поведения, соответствующих нормам общества.

  • Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных

  • явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что

  • справедливо, что не справедливо.

  • Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и

  • проявляются в действиях, и поступках.

  • Нравственные поступки и действия — определяющий критерий

  • нравственного развития личности.

  • Нравственные чувства — это переживания своего отношения к

  • нравственным явлениям, они возникают у человека в связи с

  • соответствием или несоответствием его поведения требованиям

  • собственной морали.

  • Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый

  • компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий

  • развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников.

  • Задачи эстетического воспитания:

  • формирование эстетических знаний;

  • воспитание эстетической культуры;

  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

  • развитие эстетических чувств;

  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

  • формирование эстетического идеала;

  • формирование стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

  • 4. Содержание воспитания.

  • Под содержанием воспитанием понимают систему знаний, убеждений,

  • навыков, качеств, черт личности, устойчивых привычек поведения,

  • которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными

  • целями и задачами.

  • Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное,

  • эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе,

  • и дают возможность достичь главную цель воспитания — формирование

  • всесторонне и гармонически развитой личности.

  • (Подробно по этому вопросу см.. лекция 3, вопрос 1 «Система

  • содержания воспитания»).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Структура воспитательного процесса

    Реферат >> Педагогика
    ... решения воспитательных задач. I Если воспитательный процесс рассматривать с позиции системного подхода, то понятия «развитие воспитательной системы» « и «воспитательный процесс» ...
  2. Воспитательные функции классного руководителя как организатора воспитательного процесса в школе

    Эссе >> Педагогика
    ... руководителя как организатора воспитательного процесса в школе. Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс ... классного коллектива. Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. ...
  3. Система воспитательной работы (по видам детства)

    Доклад >> Педагогика
    Система воспитательной работы (по видам ... точки зрения нормально протекающих процессов физического, нейродинамического, психофизиологического ... формировании научного мировоззрения. Особенности процесса формирования мировоззрения у старшеклассников были ...
  4. Воспитательные системы в современном мире

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... потребность в самореализации и самораскрытии. 1.4. Воспитание как система Воспитательный процесс, представляющий собой динамическую систему, направлен ...
  5. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в средней школе

    Курсовая работа >> Психология
    ... эффективной реализации воспитательного процесса в школе необходимо учитывать следующие принципы функционирования воспитательной системы. Принцип личностного ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011649131774902