Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназн...полностью>>
Педагогика->Реферат
Наука о цвете имеет немалую историю. Еще древнегреческие ученые - Демокрит, Аристотель и другие - пытались установить основные цвета, объяснить происх...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Традиционное обучение представляет собой – сообщение учащимся готовых знаний. Результатом соответствующей методики и практики обучения становится прео...полностью>>
Педагогика->Закон
1.П/С: Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждени...полностью>>

Главная > Лекция >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента с необходимостью ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;

  • эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальностью выбора методов, форм и средств воспитания;

  • чем активнее личность в воспитательном процессе, тем успешнее осуществляется данный процесс;

  • прочность формирования нравственных понятий закономерно связана с уровнем их практического закрепления и в ходе воспитательного процесса;

  • воспитательный процесс осуществляется эффективно, если в ходе его осуществления в целостном единстве формируются нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности.

    Объективный характер закономерностей как категории воспитания выражается в том, что они всегда присутствуют в воспитательном процессе, не зависимо от того, знает или не знает о них педагог, ориентируется или не ориентируется на них в ходе своей деятельности. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах воспитания положениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Принципы (правила) воспитания отвечают ряду требований:

    • обязательность, означающую, что если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;

    • комплексность, выражающуюся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а все сразу;

    • равнозначность, означающую, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.

    • В современной педагогической теории нет единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако, чаще других называют следующие принципы: персонификация, природосообразностъ, кулътуросообразностъ, гуманизация, дифференциация.

    • Персонификация (от лат. persona — личность, лицо + facere — делать) — принцип воспитания, основанный на отношении к воспитаннику как к личности как субъекту собственного развития и активному участнику воспитательного взаимодействия. Истоки данного принципа восходят к философско-педагогическим воззрениям мыслителей Древнего Востока, Древней Греции и Рима (Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Сократ, Эпикур и др.), философским и педагогическим учениям эпохи Возрождения (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, В. да Фельтре и др.). Дальнейшее развитие принципа персонификации связано с идеями позитивного самоизменения и самосовершенствования человеческой сущности (Ф. Бекон), активности личности в процессе жизнедеятельности (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), развития человеческой индивидуальности в учебно-воспитательной среде (Д. Дидро), ценности человеческой личности и ее стремления к саморазвитию (И.Г. Песталоцци), обеспечения субъектной позиции учащегося в процессе обучения (А. Дистервег) и др.

    • Большинство представителей отечественной педагогической мысли XVIII-X1X столетий (И.И. Бецкой, К.Н. Вентцель, А.И. Герцен, НА. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) отстаивали принцип персонификации, обращая особое внимание на связь воспитания и самовоспитания личности, на характер взаимоотношений педагогов и воспитанников, процесс взаимодействия между которыми описывался в терминах «активность», «самостоятельность», «творчество», «инициатива». Российская педагогическая мысль вплотную подошла к идее развития субъектного потенциала личности как основы принципа персонификации с середины восьмидесятых годов XX столетия (КА.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, А.В.Петровский, В.И.Слободчиков и др.). В современных психолого-педагогических источниках принцип персонификации отождествляется с понятием о личностном подходе, под которым понимается помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его индивидуальных возможностей.

    • Природосообразностъ — принцип воспитания, согласно которому воспитатель в ходе своей деятельности должен максимально учитывать возрастные особенности ребенка. Идея данного принципа зародилась в античном обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее глубоко она была разработана Я.А.Коменским, а позже занимала видное место в педагогических системах Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега. Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Содержание, методы и формы воспитания, организации социального опыта ребенка и индивидуальной помощи ему должны учитывать поло-возрастную дифференциацию воспитанников.

    • Кулътуросообразностъ — принцип воспитания, который впервые появился в трудах Д.Локка, утверждавшего, что душа ребенка - это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К.А.Гельвеций и И.Г.Песталоцци, основываясь на идеях Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал А.Дистервег, который утверждал, что то в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т.е. культуру конкретной страны. В

    • 17

    • отечественной педагогике принцип культуросообразности (принцип народности) разработали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, которые положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнических и региональных культур. Реализовать принцип природосообразности в воспитании — значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.

    • Гуманизация (от лат. (humanus) - человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) — принцип воспитания, направленный на сохранение и восстановление экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Принцип гуманизации имеет своими истоками наследие величайших философов и педагогов: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеку, Марка Квинтилиана, Тертуллиана, Августина, Аквината и др. Виднейшими представителями гуманизма эпохи Возрождения явились Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень, провозгласившие своим лозунгом античное изречение «я человек и ничто человеческое мне не чуждо» Свой значительный вклад в развитие принципа гуманизации воспитания внесли выдающиеся европейские педагоги-мыслители Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег.

    • На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей; на утверждении блага человека как меры оценки взаимоотношений в обществе. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

    • уважения прав и свобод воспитанника;

    • предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

    • — уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять
      предъявляемые требования;

    • — уважения права воспитанника быть самим собой;

    • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

    • ненасильственного формирования требуемых качеств;

    • отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

    • признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

    • Дифференциация — принцип воспитания, основанный на выборе педагогического воздействия в зависимости в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в сообществе как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным и личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход облегчает и упорядочивает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для определенной «категории» лиц. В процессе осуществления дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по включению данной группы в совместное деятельностное общение.

    • 18

    • 3. Цели и задачи воспитания.

    • Цель воспитания - то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

    • Любое воспитание всегда целенаправленно. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.

    • Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.

    • Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

    • Различают цели перспективные (на несколько лет), среднесрочные (в основном на год) и текущие (на неделю или месяц). Это различение целей по времени их достижения условно.

    • Перспективные цели включают в себя воспитание устойчивых качеств личности. Для их формирования выбирают в качестве средства долговременные факторы жизнедеятельности: коллектив воспитанников, коллектив воспитателей, детский производительный труд и т.п. С возрастом воспитанников изменяются и средства воспитания.

    • Среднесрочные цели связаны с решением воспитательных задач, актуальных для данного возраста, поэтому средства воспитания определяются с учетом возрастных особенностей учащихся. Например, в выпускных классах актуальна проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. Для решения этой проблемы воспитанникам предлагаются различные средства по профессиональной ориентации: литература. Кинофильмы, биографии выдающихся специалистов по различным профессиям и др.

    • Текущие цели определяются воспитателем, исходя из уровня воспитанности детей и необходимости координации перспективных и среднесрочных целей, затем подбираются адекватные средства воспитания. Например, для формирования культурного поведения воспитанникам сообщаются правила поведения, средством также выступает личный пример преподавателя.

    • Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение : цель воспитания ~ это система решаемых воспитанием задач.

    • Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель — определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличает одни воспитательные системы от других.

    • История педагогики — это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов.

    • Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от:

    • способа производства,

    • темпов социального и научно-технического прогресса,

    • 19

    • достигнутого уровня развития педагогической теории и практики,

    • возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

    • Традиционными составными частями воспитания (задачами) называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое.

    • Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи:

    • усвоение определенного объема научных знаний;

    • формирование научного мировоззрения;

    • развитие умственных сил, способностей, дарований;

    • развитие познавательных интересов;

    • формирование познавательной активности;

    • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.

    • Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Оно способствует формированию физически крепкого молодого поколения, а также выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Задачи:

    • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

    • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

    • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

    • формирование гигиенических навыков;

    • формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

    • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

    • Трудовое воспитание и политехническое воспитание.

    • Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса,

    • где формируются трудовые действия, складываются производственные

    • отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд

    • в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития

    • личности и как способ творческого освоения мира. И как неотъемлемый

    • компонент общего образования.

    • Политехническое воспитание направлено на ознакомление с основными

    • принципами всех производств, усвоение знаний о современных

    • производственных процессах и отношениях. Его главные задачи:

    • формирование интереса к производственной деятельности;

    • развитие технических способностей;

    • развитие нового экономического мышления;

    • развитие изобретательности;

    • развитие начал предпринимательства.

    • 20

    • Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование

    • нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и

    • привычек поведения, соответствующих нормам общества.

    • Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных

    • явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что

    • справедливо, что не справедливо.

    • Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и

    • проявляются в действиях, и поступках.

    • Нравственные поступки и действия — определяющий критерий

    • нравственного развития личности.

    • Нравственные чувства — это переживания своего отношения к

    • нравственным явлениям, они возникают у человека в связи с

    • соответствием или несоответствием его поведения требованиям

    • собственной морали.

    • Эмоциональное (эстетическое) воспитание — еще один базовый

    • компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий

    • развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников.

    • Задачи эстетического воспитания:

    • формирование эстетических знаний;

    • воспитание эстетической культуры;

    • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

    • развитие эстетических чувств;

    • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

    • формирование эстетического идеала;

    • формирование стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

    • 4. Содержание воспитания.

    • Под содержанием воспитанием понимают систему знаний, убеждений,

    • навыков, качеств, черт личности, устойчивых привычек поведения,

    • которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными

    • целями и задачами.

    • Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное,

    • эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе,

    • и дают возможность достичь главную цель воспитания — формирование

    • всесторонне и гармонически развитой личности.

    • (Подробно по этому вопросу см.. лекция 3, вопрос 1 «Система

    • содержания воспитания»).



  • Загрузить файл

    Похожие страницы:

    1. Структура воспитательного процесса

      Реферат >> Педагогика
      ... решения воспитательных задач. I Если воспитательный процесс рассматривать с позиции системного подхода, то понятия «развитие воспитательной системы» « и «воспитательный процесс» ...
    2. Воспитательные функции классного руководителя как организатора воспитательного процесса в школе

      Эссе >> Педагогика
      ... руководителя как организатора воспитательного процесса в школе. Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс ... классного коллектива. Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. ...
    3. Система воспитательной работы (по видам детства)

      Доклад >> Педагогика
      Система воспитательной работы (по видам ... точки зрения нормально протекающих процессов физического, нейродинамического, психофизиологического ... формировании научного мировоззрения. Особенности процесса формирования мировоззрения у старшеклассников были ...
    4. Воспитательные системы в современном мире

      Курсовая работа >> Педагогика
      ... потребность в самореализации и самораскрытии. 1.4. Воспитание как система Воспитательный процесс, представляющий собой динамическую систему, направлен ...
    5. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в средней школе

      Курсовая работа >> Психология
      ... эффективной реализации воспитательного процесса в школе необходимо учитывать следующие принципы функционирования воспитательной системы. Принцип личностного ...

    Хочу больше похожих работ...

    Generated in 0.0011520385742188