Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансы->Реферат
Банк представлен практически во всех экономически значимых регионах страны и насчитывает 393 обособленных подразделения, включая дополнительные офисы,...полностью>>
Финансы->Реферат
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения ...полностью>>
Финансы->Контрольная работа
Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой система...полностью>>
Финансы->Реферат
В условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовы...полностью>>

Главная > Реферат >Финансы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Понятие методов государственного регулирования обращения денег

В основе государственного регулирования обращения денег лежит множественность целей, преследуемых управляющей системой.

В условиях рынка основными объектами государственной регулирующей деятельности являются: денежное обращение и цены, условия конкурен­ции, экономический цикл, условия инвестирования, поддержание уровня за­нятости, торговый и платежный баланс страны, внешнеэкономические связи, социальные отношения (социальное обеспечение, трудовые и иные отноше­ния), окружающая среда. В соответствии с классификацией объектов выделя­ются следующие составные элементы экономической политики государства: денежно-кредитная, налогово-бюджетная, инвестиционная, научно-техническая, промышленная, структурная, антимонопольная, региональная, внешнеэкономическая политика.

Реализация определенного вида политики связана с разработкой методов управления объектом, его регулирования. Метод регулирования - это спо­соб воздействия субъекта управления на объект для достижения поставлен­ных целей.

Методы регулирования обращения денег, как составная часть денежно-кредитной политики государства, в целом подразделяются на прямые и косвенные. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой непосредственное вмешательст­во органов государства в процесс денежного обращения. Косвенные методы могут быть финансовыми, бюджетными, налоговыми, планово-индика­тивными.

С точки зрения мотивационного критерия выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объек­та управления. В той или иной мере они используются при регулировании государством денежного обращения. Так, введение налога на покупку иностранной валюты формирует материальную мотивацию для обращения на­циональных денежных знаков. Властная, принудительная мотивация проявляется через установление Центральным банком доли обязательной прода­жи валюты фирмами-экспортерами от объема выручки.

По содержанию методы государственного регулирования связаны с организационно-распорядительными, экономическими, социально-психологическими способами воздействия на обращение денег1.

3.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ

Организационно-распорядительные методы включают в себя построе­ние и совершенствование структур управления, установление круга полно­мочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, из­дание носящих методический характер административных распоряжений, инструкций и руководящих документов.

Классификация организационно-распорядительных методов обусловливается разделением ветвей власти на законодательную, административную и судебно-надзорную. В области государственного регулирования денежного обращения основное внимание уделяется его законодательным и административным аспектам.

Для законодательного регулирования современного устройства денежной системы Российской Федерации наибольшее значение имеют Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О валютном регулировании и ва­лютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» и др.

Так, в соответствии со ст. 140 ГК РФ «Деньги (валюта)» «рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на террито­рии Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналич­ных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валю­ты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке». Согласно ст. 141 ГК РФ «Валютные ценности» «виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле».

Законодательные акты характеризуют цели и направления деятельности органов, осуществляющих регулирование денежного обращения. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валют­ном контроле» целью валютного контроля и валютного регулирования явля­ется обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществле­нии валютных операций.

На базе законодательных актов строятся административные способы государственного воздействия на денежное обращение. Они связаны с управляющей системой (исполнительной властью страны и ее организациями) и управляемой системой. К управляющей системе относятся соответствую­щие правительственные министерства и комитеты (прежде всего Министер­ство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет), Банк России, которые издают постановления, приказы, относящиеся к во­просам денежного обращения. Так, порядок проведения валютных операций в Российской Федерации утверждается приказом Центрального банка России.

Указом Президента страны регламентируется обязательная продажа части валютной выручки и взимания экспортных пошлин.

К институтам управляемой системы относятся прежде всего кредитные организации, деятельность которых регламентируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации».

Основные административные обязанности в области денежного обращения возложены на Центральный банк России. В частности, в соответствии со ст. 41 Закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» «надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами».

Судебно-надзорные методы регулирования денежного обращения связаны:

а) с контролем за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов, соблюдение изданных указов, постановлений, инст­рукций (например, о наличных и безналичных расчетах, о купле-продаже иностранной валюты и др.);

б) с разбирательствами в арбитражных судах по вопросам банкротства финансовых организаций;

в) с подавлением теневой экономики, разрушительно влияющей на национальную хозяйственную сис­тему, и др.

Так, в соответствии с ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на денежные средства и иные цен­ности юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не ина­че как судом или арбитражным судом, судьей, а также по постановлению ор­ганов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.

Судебно-надзорная ветвь власти действует на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, норматив­ных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных пра­вовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления1.

При разрешении спорных отношений учитываются обычаи делового оборота. В случае возникновения спорных отношений и отсутствия норм права применяются нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм - исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

3.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ

Приоритет в области регулирования денежного обращения принадле­жит экономическим методам. Экономические методы государственного регулирования обращения денег включают в себя косвенные способы воздействия на него, применение определенного набора экономических инструмен­тов.

Инструменты экономической политики государства достаточно условно в целом подразделяются на рыночные и нерыночные.

Все государства мира используют богатый инструментарий воздействия на хозяйственную жизнь. Экономическая политика исполнительных орга­нов власти включает в себя: лицензирование, регламентацию, антимонопольные и антидемпинговые мероприятия, мониторинг состояния наиболее важ­ных рынков, регистрацию, квотирование, разработку планов, программ, прогнозов, стандартов и нормативов, установление раздела продукции при разработке природных месторождений, пределов заработной платы, тари­фов, налогов, сборов, пошлин, изменение ставки рефинансирования, предоставление финансовых и иных льгот, определение направлений государственных капиталовложений, проведение операций на открытом рынке, валютных интервенций, манипулирование нормой обязательных резервов, выдачу кредитов (для малого предпринимательства, сельскому хозяйству, иностран­ным государствам), предоставление гарантий и поручительств и др.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики явля­ются:

а) процентные ставки по операциям Банка России;

б) нормативы обя­зательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

в) операции на открытом рынке;

г) рефинансирование кредитных организа­ций;

д) валютные интервенции;

е) установление ориентиров роста денежной массы;

ж) прямые количественные ограничения;

з) эмиссия облигаций от своего имени.

По сфере применения экономические методы могут быть общими, направленными на всю систему денежного обращения, и локальными, используемыми к ее отдельным частям, например только к безналичным расчетам или валютным операциям.

3.3 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ

Социально-психологические методы государственного регулирования обращения денег - наименее разработанная проблема в тео­рии и практике. О них вспоминают, как правило, только в периоды тяжелых финансовых потрясений, когда возникает паника на рынках, резко проявля­ются инфляционные ожидания, т. е. предчувствие негативных изменений в денежном обращении.

Грамотное применение социально-психологических методов позволяет их своевременно нейтрализовать и избежать неконтролируемого роста цен в периоды денежных реформ. Непонимание и недооценка необходимости ис­пользования и содержания социально-психологических методов в управле­нии денежным обращением способны привести к разрушению товарного и денежного рынка, как это было в августе 1998 г1.

Сегодня в России инфляционные ожидания питаются несоответствием ощущений большинства населения тону официальной пропаганды, пробле­мами внешнего и внутреннего государственного долга и непомерным бреме­нем его обслуживания, коррумпированностью непрерывно разбухающего го­сударственного аппарата, непрерывной пропагандой предстоящих «непопу­лярных» мер в области тарифов на жилье и бытовые услуги, неудачами в борьбе с системой неплатежей, практически полной зависимостью состоя­ния дел во внутренней экономике от конъюнктуры мировых цен на энергоно­сители, незатухающим очагом гражданской войны, масштабами преступно­сти, открытой пропагандой насилия в средствах массовой информации и т. д. За последние пятнадцать лет в общественном сознании понятие «реформа» оказалось прочно увязано с негативным воздействием на благосостояние большинства населения страны.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Государственное регулирование денежного оборота и его особенности в Украине

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... 2.3 Государственное регулирование денежного оборота в Украине Раздел 3. Проблемы государственного регулирования денежного оборота в Украине 3.1 Проблемы денежного оборота в Украине 3.2 Пути решения государственного регулирования денежного оборота в Украине ...
  2. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота

    Закон >> Финансы
    ... , банки'' На тему: ''Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота'' Выполнила: студентка 3-го курса ...
  3. Денежное обращение и денежнй оборот

    Реферат >> Финансы
    ... выдачи наличных денег. 4. Методы государственного регулирования денежного оборота Поддержание устойчивости национальной валюты в ... объектом государственного регулирования выступают, главным образом, денежные отношения, процессы, протекающие в денежно- ...
  4. Денежный оборот (10)

    Реферат >> Экономика
    ... платежного средства, по роли государства в регулировании денежного оборота и т.д. В зависимости от вида денег ... этом безналичный оборот имеет приоритетный характер; механизм государственного денежно-кредитного регулирования носит не административный ...
  5. Методы и инструменты регулирования денежного оборота и денежного обращения

    Реферат >> Финансы
    ... инструменты регулирования денежного оборота и денежного обращения Выбор проводимой денежно-кредитной политики и набора инструментов регулирования деятельности ... и иных государственных органов; переучет векселей и других денежных обязательств; операции ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001939058303833