Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Современный этап развития экономики дикту­ет необходимость повышения уровня всей хозяйс­твенной работы Экономические интересы имеют исключительно важн...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
Основные фонды предприятия составляют часть их материально-технической базы, рост и совершенствование которой является важнейшим условием увеличения о...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Объем денежных доходов населения в 1 квартале 2007 г , по предварительной оценке, составил 4141,2 млрд рублей с ростом к соответствующему периоду прош...полностью>>
Экономика->Реферат
Соціальна політика держави покликана забезпечити громадянам гарантовані Конституцією України права: на життя, безпечні умови праці, винагороду за прац...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2Роль технологических инноваций в развитии России

Данный вопрос так же широко обсуждался как в прессе, так и в научных кругах. Ни у кого не возникает сомнений о том, что на сегодняшний день главная проблема Российской экономики – это «сырьевая зависимость». Связанно это со многими факторами, такими как: неконкурентоспособность отечественных производителей, высокие административные расходы открытия и ведения бизнеса на территории России, огромный бюрократический аппарат, несовершенство нормативной базы. Причин еще достаточно много, но одной из самых весомых из них является слабая техническая база российских предприятий: отсталость технологических процессов, оборудования, а также элементарная изношенность основных средств.

Проблему диверсификации экономики и ухода от сырьевой зависимости руководство страны стало активно обсуждать в течение последнего десятилетия, однако какого-либо четкого решения не выработало. Этому в немалой степени поспособствовал прошедший экономический кризис, который вынудил большинство предприятии сократить инвестиционные расходы, тем самым понизить уровень вложения средств в инновации, в том числе и промышленные. Более того 24 ноября 2010 года Министр Финансов Алексей Кудрин заявил, что зависимость страны от экспорта нефти усилилась. Если до кризиса на расходы уходило 6-7% нефтяных доходов, то на сегодняшний день данная цифра составляет 13-14%.4 Таким образом, видно, что основной задачей на сегодня для российской экономики является модернизация – совершенствование, дополнение и изменение в сторону развития. Данное понятие включает в себя довольно широкий список объектов развития, о которых в частности говорил Президент РФ в своем обращении к гражданам в сентябре 2009 года. Дмитрий Анатольевич Медведев указал на необходимость модернизации и выделил некоторые ее направления:

  • увеличение эффективности производства, транспортировки и использования энергии

  • развитие ядерных технологий

  • совершенствование информационных технологий, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу

  • развитие наземной и космической инфраструктуры для передачи информации

  • активное производство отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов. [11]

Очевидно, что это лишь частичный и весьма обобщенный перечень объектов модернизации, но весьма поверхностного взгляда достаточно, чтобы выявить, что в основе каждого направления лежит развитие производственного процесса, совершенствование технологий, внедрение технических разработок, увеличение и совершенствования всей материальной базы и так далее. Всего, что объединяет в себе понятие технологические инновации.

В РФ за счет неэффективного использования ресурсов производства наблюдается огромное перепотребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции в России в 3 раза больше, чем в Японии и Германии, по сравнению с США превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз. Стоимость строительства дорог в РФ сегодня выше, чем в ЕС, США и Китае приблизительно в 3 – 7 раз. [12] Эти данные убедительно показывают гигантскую "прожорливость" и затратный характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких традиционных технологий, то экономика России вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

Возрастающая роль инноваций обусловлена самой природой рыночных отношений, необходимостью постоянного развития и улучшения. Также потребностью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса, выхода на траекторию устойчивого роста, и осуществления поставленной президентом задачи: «стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.»5

Несмотря на это в России довольно невысокий совокупный уровень внедрения технологических инноваций. Из общего числа промышленных организаций внедрением технологических инноваций занимались 9,4%. Из общего объема отгруженных товаров, работ и услуг на территории РФ промышленными предприятиями совокупный объем инноваций составлял порядка 1,9% по данным на 2009 год.



Глава 2: Характеристика основных проблем

2.1 Административные проблемы

Говоря об административных проблемах, мы подразумеваем довольно широкий круг проблем, касающихся нормативно-правовой стороны, коррупционной составляющей и т.д.

В России до сих пор не разработана правовая база для инноваций. В 1998 году была начата подготовка Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», в ближайшее время закон будет дополнительно обсуждаться в Государственной думе. Правительство, не говоря уже о бизнесе, в недостаточной степени контролирует деятельность государственных заказчиков, уделяет мало внимания практическому использованию результатов НИОКР, финансируемых из федерального бюджета, не обеспечивает широкого распространения и использования рыночных механизмов для поддержки и развития науки. Доля бюджетных средств в инновационных затратах предприятий в стране не превышает 5%. [5]

Также в законодательстве содержится довольно ограниченный набор льгот для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, что отрицательно сказывается на масштабах и темпах научно-технического прогресса. В итоге при значительном научном потенциале инновационная деятельность характеризуется низкими показателями инновационной активности. Согласно данным исследования Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации (ЦЭК), удельный вес предприятий, осуществляющих инновации, составил 32%.6 Конкретно технологические инновации по данным Службы государственной статистики внедряют порядка 9,4% промышленных предприятий.

Отсутствуют налоговые и другие нагрузки или же наоборот льготы, которые бы стимулировали предприятия переходить от простого использования дешевого сырья и энергии, к созданию технически более сложного продукта, основанного на современных разработках и открытиях. Таким образом, принимая во внимание то, что экономика РФ по сути является заложником большого количества дешевых природных ресурсов, государство пока никак на практике не занимается нормативным стимулированием инновационной деятельности в целом и внедрением производственных инноваций в частности.

Говоря о налоговой составляющей, не следует упускать наличие большой фискальной нагрузки на предприятия, работающие в РФ. Уровень налоговой нагрузки в России составляет 46,5% от дохода компании, и естественно, тяжелее всего налоговое бремя бьет по малым и средним предприятиям и зачастую не оставляет им свободных средств для инновационного инвестирования. Несмотря на это, принято решение о повышении страховых взносов для малого бизнеса с 14 до 34% с 1 января следующего года, и по подсчетам представителей малого бизнеса, с 1 января налоговая нагрузка на них повысится в 2,4 раза. [13]

Также стоит сказать о коррупционной составляющей российской экономики, как исключительно важной проблеме развития всех направлений экономической деятельности. В частности по проблемам инновационного развития следует привести цитату из журнала «Эксперт», где говорится: «Если можно использовать связи с чиновниками и выстраивать различные административные барьеры в борьбе с конкурентами, зачем улучшать качество и придумывать что-то новое?».7 То есть, в сложившихся условиях частным российским предпринимателям, малым, средним и крупным компаниям экономически более выгодно сотрудничать с чиновниками разного уровня через взятки, используя методы нечестной и незаконной конкуренции, вместо того, чтобы развивать производственный процесс, совершенствовать маркетинговый подход, улучшать условия поставки и так далее.

Те же предприятия, руководители которых решаются на внедрение новых методов производства и управления, сталкиваются с проблемой недостатка информации о новых технологиях и, что самое главное, с бездушной стеной бюрократического аппарата. Возникает ситуация, когда все попытки согласования какого-либо проекта (в нашем случае инновационного) предпринимателя с чиновником заканчиваются ничем, до момента встречи с нужным человеком или звонка от какого-либо знакомого. К слову, проблема коррупции и административных барьеров, как правило, числится в первой тройке всех рейтингов и опросов на тему трудностей и минусов ведения бизнеса в России.

Новые цели, связанные со стимулированием инноваций и развитием инновационной инфраструктуры, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же оно часто запаздывает, или откладывается на неопределенные сроки.

Так же, в российской практике взаимодействия бизнеса и чиновников сложилась ситуация, когда в каждом регионе, в каждом городе складываются определенные политические и коммерческие элиты. Коммерческая элита, пользуясь благосклонностью политической, оказывает определенные услуги или реализует определенные товары. Часто бывает так, что товары и услуги оказываются не самого лучшего качества при довольно высоких ценах на них. Так называемая коммерческая элита со временем принимает за норму ситуацию, когда их бизнес и производство имеет низкую эффективность и конкурентоспособность, но приносит весьма большую прибыль, за счет определенного взаимодействия с определенной элитой. При появлении инноваций, они становятся невыгодными для устоявшихся связей коммерческой и политической элит, которым проще и прибыльнее применять старые методы, старые материалы и поддерживать низкий срок эксплуатации традиционных устаревших, нередко опасных для здоровья, и просто неприемлемо дорогих для бюджета проектов. Таким образом, предприятия участвующие в подобных коррупционных связях, не видят смысла внедрять инновации, а не участвующие сталкиваются зачастую с непреодолимыми барьерами со стороны административных чиновников.

Данный перечень проблем далеко не полный. Для осознания всей глубины данного вопроса требуется более тщательное исследование. Однако первого взгляда достаточно, чтобы понять, что для их решения необходима тщательная и системная работа в первую очередь руководства страны. Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулирования инновационно - ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний, разрабатывать, отслеживать и дополнять правовую базу и, что не мало важно, следить за ее исполнением. Только так можно добиться ускоренного продвижения инноваций в производство и заметно повысить их конкурентоспособность.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Воздействия государственных финансов на науку и инновации в РФ

    Реферат >> Финансы
    ... ИННОВАЦИИ В РФ 27 3.1. Проблемы воздействия государственных финансов на науку и инновации в РФ 27 3.2. Перспективы развития науки и инновации в РФ ... в России, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, не превышает пока 10 процентов ...
  2. Проблемы внедрения инновационных методов работы с молодежью

    Дипломная работа >> Социология
    ... специалистов, способным решать проблемы внедрения инновационных социальных технологий ... материалов, полуфабрикатов, комплектующих; технологические инновации, нацеленные на создание и ... требования к субъектам РФ, предусматривающие финансовые расходные ...
  3. Проблемы внедрения информационных технологий в деятельность коммерческого банка

    Реферат >> Банковское дело
    ... экономики многих субъектов РФ привело к ... стране. Другой инновацией стала система ... международными стандартами.1 Глав 3. Проблемы внедрения информационных технологий в деятельность коммерческого ... простого и недорогого технологического метода массового доступа ...
  4. Понятие и сущность инноваций на предприятии

    Реферат >> Экономика
    ... с внедрением технологичес­ких инноваций; затраты на подготовку и переподготовку персонала в связи с внед­рением технологических инноваций ( ... инновационной деятельности в РФ // Инновации. 2003. №2. Бекетов Н.В. Проблемы формирования государственной ...
  5. Государственная инновационная политика РФ

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... ; активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере; ... В передовых странах разработка и внедрение технологических инноваций является решающим фактором социального ... . В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016660690307617