Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
В последние годы широкое распространение приобрели различные спортивные приспособления, предназначенные для передвижения с использованием мускульной с...полностью>>
Государство и право->Реферат
Современное налоговое право, как отрасль права, является для российской юриспруденции довольно «молодой». Вместе с тем, исследование его проблем, пред...полностью>>
Государство и право->Шпаргалка
УП – совокупность юридических норм, установленных высшими ОГВ, определяющих преступность и наказуемость деяния, оснований уг. ответ-ти, виды наказаний...полностью>>
Государство и право->Реферат
Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью ...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.1. ДЕСПОТИЧЕСККИЙ РЕЖИМ

Деспотический режим (греч. – despotia - неограниченная власть)2. Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами: Нерон), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко.

Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую руку государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”1.

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима.

3.2. ТИРАНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Власть лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов: осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют и принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения.

Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах. Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, а головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

3.3. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

Тоталитарный режим является, как признано, порождением ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.

Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов.

3.4. ФАШИСТКИЙ РЕЖИМ

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, «человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа»1.

Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право - это «право неравенства людей, прежде всего по критерию их национальной принадлежности»2. В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно и сейчас увидеть в большинстве стран.

3.5. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

При любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией).

Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Зачастую авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей. Оппозиция при авторитаризме не допускается. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.

В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.).

3.6. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития.

3.7. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Демократический режим (греч. democratia - народовластие) - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются политические взгляды и профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. При демократии существует множество институтов и политический плюрализм. Референдумы, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел, а также контроль над исполнительной властью.

К странам с демократическим режимом на данном этапе развития человечества можно с уверенностью отнести государства Западной Европы и США.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данной работы были подробно рассмотрены три главные характеристики формы государства: форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима.

Абсолютно естественным является вывод о том, что все выше перечисленные составляющие активно влияют друг на друга. Так весьма сложно представить демократической государство, которое по форме правления являлось бы абсолютной монархией. Немаловажным является и тот факт, что выделение главенствующего фактора представляется невозможным, т.к. форма правления, режим и форма устройства государства оказывают взаимное равновеликое воздействие друг на друга.

Современная концепция организации государственной власти, заключающаяся в единстве трех элементов – правления, государственного устройства и политического режима, кажется отражает всю полноту представлений по этой проблеме в современном государствоведении и юридической науке. Однако ответить на вопрос: «Какая форма государства является абсолютно идеальной для всех народов и во все времена?», вряд ли возможно даже изучив все формы государства. По всей видимости, наилучшей формой государства будет та, которое при данных конкретных обстоятельствах обеспечит всем своим гражданам наибольшее счастье, не ущемляя при этом их свободу и достоинство.

Так в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Тем не менее, главным ориентиром в развитии государства в любом случае должны оставаться демократические ценности, либеральные реформы, а, следовательно, становление либерально-демократического режима, усиление республиканских начал в государственной власти.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000.

  2. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994.

  3. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист, 1999.

  4. Денисов А.И. Теория государства и права - М. 1948.

  5. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991. №11.

  6. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М., 2001.

  7. Монтескье Ш., “О духе законов”, М, 1955.

  8. Нерсеянц В.С. Теория права и государства.- М.,2001.

  9. Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России», М: Проспект, 2000.

  10. Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права», М: Гардарика, 1996.

  11. Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник для вузов, М: Юрист, 1999.

  12. Якушев А.В. «Теория государства и права (конспект лекций)», М: Приор, 2001.

  13. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003.

  14. Теория государства и права: Курс лекций”/Под ред. Марченко М.Н., М: Юр. колледж МГУ, 1995.

  15. Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 413

  16. Энциклопедический политологический словарь. М: 1993.

1 Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991. №11. С.135.

1 Чиркин В. Е. Государствоведение.-М.,1999 с.122

1 Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С. 116.

2 Там же. С. 118.

3 Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права»/ Уч. пособие. М: Юрист, 1999. С. 78.

1 Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991. №11. С.136.

2 Там же. С. 138.

3 Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С. 184.

1  Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-184.

1 Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист, 1999, с. 82

21 Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России», М: Проспект, 2000, с.50

3 2 Якушев А.В. «Теория государства и права (конспект лекций)», М: Приор, 2001, с. 21

43 Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права», М: Гардарика, 1996, с.10

5 Денисов А.И. Теория государства и права - М. 1948

1  Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права», М: Гардарика, 1996, с.268

1 Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-185.

2  Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права», М: Гардарика,1996, с.183

1 Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник для вузов, М: Юрист, 1999, с.147

1 Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 119

2 Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 121

1 Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-187.

1 Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-187.

2 Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991. №11. С.135.

1  Крашенинников Н.А., Житков О.А. «История государства и права зарубежных стран», М: Норма - Инфра, 1998, том 2, раздел II, с.205

1 Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, Москва: Юрист, 1999, с. 384

2 Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-189.

1 Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003. С-191.

2 Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 160

1 Монтескье Ш., “О духе законов”, М, 1955, с.185

1 Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М: Юрист, 1994, с. 139

2 Теория государства и права: Курс лекций”/Под ред. Марченко М.Н., М: Юр. колледж МГУ, 1995, том 1, с. 85



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Форма государства (7)

    Контрольная работа >> Государство и право
    ... : Форма государства Содержание Введение 3 Глава I. Форма государственного устройства как элемент формы государства 4 Глава II. Унитарное государство ...
  2. Форма государства (9)

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... , классификации; о форме государства. Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это ...
  3. Форма государства (10)

    Реферат >> Государство и право
    ... понятия государства 4 Сущность и функции государства 8 Понятие формы государства 17 Форма правления 21 Форма ... главных компонента формы государстваформа правления, форма государственного устройства и политический режим. Форма государства анализируется в ...
  4. Форма государства (11)

    Реферат >> Государство и право
    ... форму государства состоящей из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма государства ... основных элемента составляющих форму государства: форма правления, форма государственного устройства и политический ...
  5. Форма государства (12)

    Реферат >> Политология
    Содержание Введение 3 1. Форма государства 5 1.1. Понятие формы государства 5 1.2. Проблема формы государства 5 1.3. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства 6 2. Государственное ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020229816436768