Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Дані послуги будуть користуватися попитом, адже в даному клубі буде пропонуватися висока якість більярду і дартсу (якісні аксесуари для більярду і дар...полностью>>
Государство и право->Реферат
Подготовительная часть судебного заседания предшествует судебному следствию. Само название "подготовительная часть" указывает на то, что она не может ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Право - важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отноше­ния есть продукт жизнедеятельности людей, их повед...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
По мнению многих историков, наиболее ярким примером проведения целого комплекса государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, явля...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов

Юридический факультет

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Реферат по истории отечественного

государства и права

студентки группы ЮВ-132

Тарасевич Виктории Викторовны

Научный руководитель

Потемкина Е.В.

Санкт-Петербург

2008

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

1. Правовое регулирование экономики ……………………………………..

2. Конституция 1918 г. - первый основной закон российской республики

3. Развитие права ……………………………………………………

4. Создание правоохранительных и репрессивных органов……………

Заключение…………………………………………………………………...

Список используемой литературы…………………………………….

Введение

Важное место в становлении советского социалистического права, занимает правотворческая деятельность местных органов Советской власти. Многие законодательные акты центральных органов были изда­ны на основе обобщения нормативных материалов, принятых ранее на местах. Отдельные институты и отрасли советского права формирова­лись под влиянием местной практики. Центральные органы Советской власти вели постоянную работу по ее обобщению.

Изучение революционного правотворчества народных масс в период коренной ломки общественных отношений и почти полного отсутствия общегосударственной их регламентации представляет значительный интерес. Именно поэтому в историко-правовой литературе революцион­ному правотворчеству масс уделяется определенное внимание.1 Вместе с тем отдельные его аспекты не получили еще достаточно полного осве­щения, в частности, почти не исследованы в историко-правовом плане источники и организационно-правовые формы местного правотворче­ства.

После падения самодержавия в феврале 1917 г. Россия развивалась по пути парламентской республики, однако демократизация государственного управления, органов суда и общественной жизни в кризисных условиях войны и нарастающей хозяйственной разрухи вылилась в тотальный распад институтов власти. Ни Временное правительство первого состава, ни сменившие его последовательно три правительственные коалиции не смогли приостановить данный процесс. Это в свою очередь открывало путь к власти лево-радикальным социалистам, ставившим во главу угла усиление исполнительно-распорядительных и, главным образом, распределительных функций государства, сочетающиеся с резким возрастанием роли принуждения, не отграниченного от попытки массового государственного террора.

Таким образом, с началом Октябрьской революции, с принятием II съездом Советов рабочих и солдатских депутатов первых правовых актов, начинается советский период истории государства и права нашей Родины.

Как проходило становление советской власти и новой структуры государства? В чем противоречивость действий советской власти по переустройству общества? Для ответа на эти вопросы я проанализировала данную проблему, опубликованную в книге Исаева И.А. «Историю государства и права». Также я пользовалась и другими источниками, чтобы рассмотреть различные точки зрения на проблему деятельности государства и права в период становления советской власти.

Цель моей работы состоит в рассмотрении процесса становления Советской государственности и права, основанных на унификации представительных учреждений и исполнительных органов, формирование системы Советского права.

Правовое регулирование экономики

В декабре 1917г. ВЦИК принял положение о рабочем контроле. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий. Осенью 1917г. - весной 1918г. национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей. Управление национализированными предприятиями возлагалось на Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов. В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение права распоряжения). От крупных предприятий перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. ВСНХ принимает положения, объявившие все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателя) или десяти (без двигателя на предприятии) человек национализированными. Сложился "главкизм". Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции.2

Весной 1918г. началось формирование рабочих продовольственных отрядов, направляемых из городов в деревню. В мае 1918 г. ВЦИК предоставил НК продовольствия чрезвычайные полномочия "по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлеб", вплоть до применения вооруженной силы. Комитеты бедноты, (Комбеды) проводили перераспределения земли между крестьянами, изымали "излишки хлеба". В ноябре 1918 г. СНК принял декрет "Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства". При ликвидации частной торговли Наркомпрод становился главным распределителем продуктов, используя для этой цели кооперативный аппарат. Все население получало продовольствие и товарные пайки в единых потребительских обществах (ЕПО). В области сельского хозяйства экономическая политика вылилась в форму продовольственной разверстки, введенной Декретом ВЦИК в январе 1919г. Продразверстка оставляла необлагаемыми потребительскую норму и семенной фонд двора, все остальное в качестве "излишков" изымала по номинальным ценам, под расписку или безвозмездно.

Принципы системы, получившей наименование "военный коммунизм": максимальная централизация экономической политики (главкизм, продразверстка, трудовая повинность) сочетались с рядом мер социального характера: в октябре 1920 г. СНК отменил плату за топливо, жилые помещения, воду, электричество, за пользование почтой, телеграфом, телефоном. Налоговое обложение распространялось на сохранившиеся в частном владении объекты. Процессы экспроприации частного капитала привели к сокращению числа различных налогов. В феврале 1921г. был подготовлен проект о полной отмене налогов. Программа построения социалистического общества включала также Государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО).

Конституция 1918 г. - первый основной закон российской республики

Конституция РСФСР 1918 г. была первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа".3

Эта декларация, состоявшая из 16 статей, представляла собой первый конституционный акт Советской республики, закрепивший результаты Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы нового социалистического государства. Проект декларации был написан В.И. Лениным.

Текст декларации состоит из 4-х разделов:

В 1-м разделе устанавливаются политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного Союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

2-й раздел определял основную задачу, декларируемую Советской властью - уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление сопротивление эксплуататоров и установления социалистической организации общества. Далее подтверждалось отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле, организация ВСНХ, национализация банков. Была введена всеобщая трудовая повинность; для защиты результатов революции, декретировалось образование Красной армии и полное и полное разоружение имущих классов.

3-й раздел декларировал принципы советской внешней политики - борьба за мир, отмену тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов, полный разрыв с политикой развитых буржуазных государств, порабощающих трудящихся колоний и зависимых государств, одобрялось провозглашение СНК независимости Финляндии, вывод войск из Персии, введенных туда во время 1-й мировой войны, объявлялась свобода выбора в самоопределении Турецкой Армении, аннулирование займов, заключенных царским, а затем и Временным правительством.

4-й раздел провозглашал устранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством, подчеркивал принадлежность власти трудящемуся народу и его полномочным представителям - Советам, подчеркивалось, что Советская власть ограничивается, установлением коренных начал федерации советских республик, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное участие в федеральном правительстве и остальных федеральных учреждениях.

Декларация заложила краеугольный камень основ конституционного строя РСФСР, магистральных направлений экономической и социальной политики. Выражая чаяния трудящихся, основные положения декларации, тем не менее, носили ярко выраженную классовую окраску, что существенно ограничивало ее демократический потенциал.

Из декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа - классовый характер перешел и в Конституцию РСФСР, принятую 10 июля V Всероссийским съездом Советов 1918 г.

Главной особенностью данной конституции было то, что она не столько создавала новые формы правления, сколько фиксировала и регулировала те формы, которые стихийно складывались в ходе революционной социальной перестройки. В конституции проявилось стремление определить и закрепить географически и идеологически результаты революции, придать им характер цельного правового оформления, покончить с временным статусом "рабоче-крестьянского правительства" страны.4

Конституция законодательно закрепила переход основных средств производства в собственность государства и народа, формальное равноправие наций, федерацию, как форму наиболее приемлемую для многонационального государства.

В сфере публичного права Конституция устанавливала неравноправие различных социальных групп населения. Например, в ходе выборов в высшие органы власти 5 голосов крестьян приравнивались к 1 голосу рабочего, преимущества городских рабочих в сравнении с крестьянством подчеркивались в ходе многоступенчатых выборов (непосредственно населением избирались только городские и сельские Советы). По смыслу статей Конституции роль крестьянства определялась в качестве "меньшего брата" пролетариата, силы ведомой и направляемой последним. Участие иных социальных групп в выборах органов власти вообще исключалось, равное избирательное право отсутствовало.

Конституция 1918 г. законодательно закрепила сложившуюся систему Советов, подробно рассмотренную в 1 вопросе. Согласно Конституции высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов, высшим законодательным, исполнительно-распорядительным и контролируемым органом между съездами - ВЦИК, который образовывал правительство Республики - СНК. Органами Советской власти на местах утверждались областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся система органов власти строилась на основе принципа демократического централизма, пришедшего из практики партийного строительства.

Конституция не признавала разделения законодательной и исполнительной властей. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными органами. Определения в Конституции, касавшиеся полномочий соответственно Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК показывали, главным образом, различия не функций, а места в иерархии.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Сделки в гражданском праве (8)

    Реферат >> Государство и право
    ... становление англосакского договорного права ... периода ... праве зарубежных стран, также как и в гражданском праве России ... советстком гражданском социалистическом праве. М., 1954. 8 Российское законодательство Х-ХХ веков. M. 1984. 9 История государства и права ...
  2. Исторический очерк истории России конца ХІХ начала ХХІ столетия

    Реферат >> Исторические личности
    ... Период 1908-1913 гг. по праву можно назвать золотым веком капитализма в России ... становления советского государства благодаря блестящему образованию и манерам, полученным в царской России ... ) 24. Десталинизация советсткого общества. Разоблачение культа личности ...
  3. Совершенствование системы управления персоналом в научно исследовательском институте

    Дипломная работа >> Менеджмент
    ... России, большое значение и влияние имели политические установки государства. Результатом советского периода ... обеспечена определенным правом и каждое право должно осуществляться ... до Ту-160. Становление ракетной техники в ... знакомо еще по советстким временам. Да! ...
  4. Отечественная история от начала до конца ХХ века

    Шпаргалка >> История
    ... Россией.8.Роль московских князей в создании Российского централизованногогосударства Становление Русского государства ... или сильному государству, "право решить без ... (возглавлял советсткую делегацию) ... (территориальному) принципу. Период "оттепели" начался и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016779899597168