Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Закон
Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллек­...полностью>>
Экономика->Реферат
Діяльність держави у соціальній сфері майже виключно в формі соціального захисту, про що йшлося вище, її відрив від інших складових соціально-економіч...полностью>>
Экономика->Лабораторная работа
Когда конкурентная борьба становится все ожесточеннее, а лавина информации все мощнее, проявляющих интерес к продукции фирмы и ее клиентов больше прив...полностью>>
Экономика->Реферат
Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разраб...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Содержание 1

Введение 2

1. Сущность индустриализации 4

2. Особенности будущей экономики 4

3. Проблемы постиндустриализации 8

4. Воздействие индустриализации на мировое хозяйство 8

5. Тенденции постиндустриального мира 9

6. «Американский проект»: зарисовка 11

7. Отличия новой экономики от индустриальной 14

Заключение 20

Список литературы 23

Введение

Системное обобщение понятия "общественно-экономические формации", принадлежащего классическому историческому материализму.

В процессе своего развития каждая цивилизация проходит ряд фаз, различающихся характером взаимодействия между информационным и онтологическим пространствами данной цивилизации.

Различают:
- архаичную,
- традиционную,
- индустриальную,
- информационную (постиндустриальную),
- хаотическую фазы.

Основная часть истории человечества приходится на доиндустриальное (традиционное) общество, для которого характерно преобладание первичного сектора в экономике (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство). Первичный сектор до сих пор доминирует в экономике многих наименее развитых стран.

Переход к новой фазе сопровождается преодолением соответствующего барьера, причем культура, не способная преодолеть его, теряет смысловую и технологическую связность и гибнет.

Постиндустриальный барьер – фазовый барьер при переходе от индустриальной к постиндустриальной фазе развития общества. Как и всякий барьер такого типа подразумевает перенастройку всей совокупности общественных связей (личных, профессиональных, конфессиональных и пр.), что означает, в частности, полный слом не только юридической системы, но и положенной в ее основу морали. Спецификой постиндустриального барьера является виртуализация жизни, сопровождающая острой формой потери идентичности (термин принадлежит группе «Конструирование Будущего»).[2]

Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.[3]

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

1. эффективное информационное взаимодействие людей,

2. их доступ к мировым информационным ресурсам и

3. удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. [3]

1. Сущность индустриализации

Для современного мира характерно быстрое увеличение доли третичного сектора (услуг) в экономике. Так, в России в третичном секторе уже работает более половины всех занятых, а численность занятых во вторичном секторы перестала расти еще в 70-80-е гг. ( в 90-е гг. она даже сокращалась). В США в третичном секторе занято 75% работающих.

Причем быстрый рост этого сектора происходит, прежде всего, за счет науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, социального обеспечения, индустрии отдыха. В России в этих отраслях занято уже ½ работающих (в 1970 г. – около 1/5).

В доиндустриальном обществе главным экономическим ресурсом были природные ресурсы, прежде всего сельскохозяйственные угодья (земля). Экономические отношения строились в основном вокруг владения землей и ее обработки. В индустриальном обществе главным ресурсом стал капитал, как в реальной форме (средства производства), так и в денежной. Экономические отношения здесь строятся во многом на базе владения и использования этого капитала.

В постиндустриальном обществе экономические отношения во многом определяются способностями вырабатывать и использовать новые знания. Отсюда огромное внимание к производству знаний (науке) и носителям этих знаний (высокообразованной, творческой и физически здоровой рабочей силе). Интеллектуальное развитие общества становится необычно важной предпосылкой хозяйственной жизни, а сама эта жизнь во многом определяется постоянными нововведениями (инновациями).

2. Особенности будущей экономики

Важнейшими чертами постиндустриальной экономики являются:

  • изменение структуры производства и потребления (преимущественно за счет возрастания роли услуг). Так, в России уже в начале 90-х гг. в структуре производства ВВП услуга стали преобладать над товарами, а в структуре потребительских расходов населения доля услуг сейчас составляет около 1/6 и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Растет доля услуг и во внешнеторговом обороте: в России она возросла с 12% в начале 90-х гг. до 20% в конце 90-х гг. Одновременно идет рост в первичном и вторичном секторах тех отраслей, которые относятся к наукоемким в них доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5-4% от объема продаж, а доля занятых в НИОКР - не менее 2,5-3% от всех занятых в отрасли.

  • рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. В середине 90-х гг. доля молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, охваченных этим образованием, составляла в наименее развитых странах несколько процентов, в развитых – десятки процентов (в Японии - 30%, Германии - 36%). В некоторых бывших советских республиках этот показатель доходит до 42-46% (в России, Украине, Белоруссии, Казахстане). Однако первое место, бесспорно, делят США и Канада (в США более 80%). В результате население, в том числе работающее, имеет все более высокий уровень образования. Так, в России 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование, и этот показатель продолжает расти. В большинстве стран мира это ведет к росту доходов образованной части населения, так как высокий уровень образования обычно обеспечивает высокую квалификацию и соответственно высокую заработную плату. В США работник с высшим образование имеет доходы почти в три раза выше, чем работник с незаконченным средним образованием;

  • новое отношение к труду. Для высококвалифицированных работников характерны творческое отношение к труду и высокие требования к человеческим отношениям на работе. Нередко для них это важнее, чем чисто материальные стимулы, тем более что в развитых странах заработная плата квалифицированных работников уже давно обеспечивает им удовлетворение повседневных нужд. Иначе говоря, они стремятся к тому, чтобы работа была не только высокооплачиваемой, но и интересной, а обстановка на работе –демократической и гуманной. В результате идет переход к такой системе трудовых отношений, которая называется трудовой демократией. Она основана на идее соучастия каждого работника в капитале компании, ее прибылях, ее управлении;

  • повышенное внимание к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию. Постиндустриальное общество стремится перейти к такому экономическому росту, который опирался бы не на природные ресурсы, а, прежде всего на использование знаний и трудовых ресурсов. Обычно меньшую нагрузку на окружающую среду оказывают наукоемкие отрасли сферы материального производства. Следствием этого является постепенное оздоровление окружающей среды в развитых странах. Однако в новых индустриальных странах, Китае и других государствах, где идет активная индустриализация, нагрузка на природные ресурсы возрастает, экологическая ситуация ухудшается.

  • гуманизация (социализация) экономики. Создав в ходе индустриализации огромные производственные мощности в материальной сфере, современное общество теперь вкладывает средства в развитие ставших главными для него экономических ресурсов - знания и особенно человека. Основным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становятся социально-культурные отрасли.

  • информатизация общества. Если знания (информация) приобретают все большую силу, то вложения в получение и применение их становятся все более эффективными (прибыльными), спрос на них быстро растет. В результате в современной экономике постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество).

  • ренессанс малого бизнеса. Быстрое обесценение старых знаний и еще более быстрое распространение новых, высокий уровень доходов; значительной части общества ведут к быстрому обновлению и высокой дифференциации выпускаемой продукции. Засилье стандартизированной массовой продукции, характерное для индустриального общества, ослабевает, так как высокообразованный зажиточный Покупатель требует все более приспособленной к его вкусам продукции, а современная экономика позволяет это делать лучше. В результате доля малых и средних предприятий в ВВП ведущих развитых стран превышает 50% (в России - пока около 10%). Малый бизнес играет заметную роль и в международных экономических отношениях. Примером может быть так называемая неорганизованная внешняя торговля, достигающая в российском импорте около 20 млрд. долл. в год и во многом обеспечиваемая "челноками", т.е. индивидуальными и мелкими предпринимателями;

  • глобализация. Современные средства транспорта и связи делают любую страну потенциально более доступной для иностранных товаров и услуг и факторов производства. Хотя на большей части земного шара и сохраняются существенные барьеры на пути движения иностранной продукции, иностранного капитала, рабочей силы, знаний и предпринимательства, в конце ХХ в. они ниже, чем в середине века. Продолжающееся углубление международного разделения труда увеличивает потребности почти всех стран в вывозе и ввозе продукции (товаров и услуг) и факторов производства. В результате для заметного числа компаний мир стал единым рынком, для многих фирм им стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и факторов производства стал не эпизодической, а систематической операцией. национальные экономики все теснее переплетаются (прежде всего на региональном уровне) и мировое хозяйство становится все более единым комплексом. В этом заключается экономическая суть глобализации, не говоря о ее политических и социокультурных аспектах.

3. Проблемы постиндустриализации

Несмотря на то, что переход от индустриального к постиндустриальному обществу идет эволюционно, он порождает серьезные конфликты внутри стран. Это усиление структурной и квалификационной безработицы, порожденное падающим спросом на продукцию многих отраслей сферы материального производства и на малоквалифицированную рабочую силу в большинстве отраслей, включая сферу услуг. Нарастают противоречия между той частью постиндустриального общества, которая обладает знаниями и образованием, и той частью, которая малоквалифицированна. В России переход к постиндустриальному обществу осложняется экономическим кризисом, который привел не только к чрезмерному сокращению производства во многих отраслях первичного и вторичного секторов, но и к ухудшению состояния таких отраслей третичного сектора, как наука и научное обслуживание, здравоохранение и физическая культура, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение. В результате Россия по некоторым показателям не продвигается вперед к постиндустриальному обществу, а отдаляется от него. В то же время по другим показателям (образование, компьютеризация) продвижение вперед продолжается.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Информационное общество (5)

    Реферат >> Менеджмент
    ... особенность коммуникативных процессов в современном общество. 1. Информационное общество. Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития ...
  2. Информационное общество (4)

    Реферат >> Информатика
    ... роль в становлении информационного общества, общества 21 века. Устойчивость такого общества основывается на стимулирующих ... образовании информационного общества. Вполне определенно можно сказать, что информационное общество, как и любое другое общество со ...
  3. Информационное общество (3)

    Реферат >> Социология
    ... сольются, то общество будет естественно называть «информационным». Если человечество отнесется к информационному обществу как к ... части человека к «информационному» обществу. Этому способствует создание сети Интернет. Информационному обществу нужен человек, ...
  4. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития

    Реферат >> Философия
    ... информационного общества», определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества. Другими важными перспективными направлениями развития информационного общества ...
  5. Информационное общество в России

    Реферат >> Экономика
    ... неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества. 5. Обеспечение безопасности в информационном обществе. 6. Развитие цифрового контента. Перевод ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014920234680176