Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Дипломная работа
В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциа...полностью>>
Психология->Курсовая работа
С самого раннего детства, когда развитие двигательной сферы лежит в основе физического и умственного развития, очень важно научить детей ориентировать...полностью>>
Психология->Реферат
Актуальность исследования Тема исследования особенностей отношения современной молодежи в возрасте 25-30 лет к браку выбрана не случайно Отношение к л...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Широко обсуждаемый в философии (Аристотель, Платон, Сократ, И Кант, Мамардашвили М К , Михайлов Ф Т , Дубровницкий О Г ), в психологической (В Н Мясищ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Омской области

Государственное образовательное учреждение Омской области

Среднего профессионального образования

«Омский педагогический колледж № 4»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Бондаренко Наталья Михайловна

Специальность 050705 –

Специальное дошкольное образование

Курс VI, группа 601 СД

Форма обучения: заочная

Научный руководитель:

Андриевич Марина Анатольевна

Омск – 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

задержка психический развитие память дидактический

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития посредством дидактических игр

1.1. Психолого-педагогические аспекты изучения памяти

1.1.2. Нейрофизиологические аспекты изучения памяти

1.1.3. Виды памяти, процессы памяти

1.1.4. Развитие памяти у детей с нормальным психическим развитием

1.2.Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

1.3. Использование дидактических игр как средство развития произвольной памяти

Выводы

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

2.2. Влияние дидактических игр на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

По данным МОРФ (1999), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной соматической и психофизической дезадаптации. Из них 35% составляют дети, у которых еще в младшей группе детского сада были обнаружены расстройства нервно-психической сферы. (С. Г. Шевченко, 1999).

Таких детей относят к задержке психического развития (ЗПР). По данным Н. Г. Лутонян, П. И. Зинченко у детей с ЗПР наблюдаются трудности при обучении, поскольку страдают мнемические процессы, из-за несформированности саморегуляции процессов запоминания и воспроизведения. Целенаправленное овладение знаниями предполагает определенный уровень развития произвольной памяти.

Вопросами развития произвольной памяти у детей с ЗПР занимались следующие педагоги и психологи: Н. Г. Поддубная, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Ю. Г. Демьянов, Т. В. Егорова и др. Ученые выделили особенности памяти у детей с ЗПР: уменьшение объема и скорости запоминания, недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти, неумение рационально организовывать и контролировать свою работу и т. п.

Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудности в обучении.

В педагогической практике ощущается недостаток сведений о том, какие методические приемы нужно использовать для развития произвольной памяти у детей с ЗПР.

При необходимости планомерной работы по развитию произвольной памяти у детей с ЗПР недостаточно разработаны методический приемы, педагогические условия работы в данном направлении.

Возникает проблема, какие педагогические условия организации дидактической игры, будут способствовать развитию произвольной зрительной и слуховой памяти, у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Цель работы – подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, направленных на развитие произвольной памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития произвольной памяти у детей с ЗПР.

Предмет исследования – дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР.

Для решения поставленной цели была выдвинута гипотеза – дидактические игры способствуют развитию произвольной зрительной, слуховой памяти у детей с ЗПР, при соблюдении следующих условий:

  1. если при проведении игр целенаправленно проводить обучение приёмам запоминания (проговаривание, припоминание, анализ, группировка)

  2. если игры будут проводиться последовательно, от простых к более сложным, вначале проводить игры на развитие произвольной зрительной памяти, а затем игры на развитие произвольной слуховой памяти.

Для подтверждения гипотезы были поставлены задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования;

  • изучить уровень развития произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с ЗПР;

- подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, направленных на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с ЗПР.

Для реализации поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы.

Теоретические:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

  2. Анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем.

Практические:

  1. Педагогический эксперимент.

Опытно-исследовательская работа проводилась на базе специального ДОУ №278 октябрьского административного округа г. Омска, в 4 группе.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития посредством дидактических игр

1.1 Психолого-педагогические аспекты памяти

Память - это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [40, с. 74].

Память определяется как способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения [37,с.55].

Отличное от этого определения дает Е. Н. Соколов. Память есть отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем [46, с.312].

Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом[42, с.65].

А. Р. Лурия определяет память следующим образом: «Каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли. [28, с. 119].

Л. С. Выготский рассматривал проблему памяти с позиций культурно-исторической теории развития психики. Одной из первых попыток Л. С. Выготского конкретизировать общую теорию культурно-исторического развития психики человека является разработанная им концепция развития памяти. «Высшие специфические человеческие формы памяти, активное запоминание с помощью знаков точно так же, как и другие формы поведения, первоначально рождаются в социальном общении между людьми». [8,с. 165].

Л. С. Выготский раскрыл возникновение высшей формы памяти, развивающейся в процессе активной мыслительной деятельности ребенка, опирающейся на ряд вспомогательных средств. Этим обеспечен подход к памяти как к сложной деятельности ребенка, формирующейся под влиянием общения со взрослыми.

Память составляет совокупность процессов запоминания информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Память лежит в основе способности человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что память человека – это психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

1.1.2 Нейрофизиологические аспекты памяти

Изучение механизмов памяти долгое время было мало разработанным разделом нейрофизиологии. Мозговая организация различных форм мнемической деятельности значительно новое направление в нейрофизиологическом аспекте[30, с. 268].

Причиной такого положения являются упрощенные взгляды на память. С одной стороны информация о механизме памяти включала положения Р. Семона и Э. Геринга. Согласно теории Э. Геринга, всякий раздражитель оставляет физиологический след, или отпечаток, который и лежит в основе последующего воспроизведения. Р. Семон, возражая против материальных отпечатков, рассматривает раздражитель как энергетическое воздействие, которое изменяет возбудимость материи. Эти изменения материи Р. Семон называет энграммами. Каждая нервная энграмма может дать экфорию, т. е. репродукцию.

С другой стороны А. Бергсон писал о том, что существует два вида памяти: «память тела» и «память духа», первая относится к числу естественных явлений, вторая рассматривается как проявление «свободной воли», свободным путем духовного, волевого усилия вызвать индивидуальные следы прежнего опыта[30, с. 58].

Физиологические основы механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей – это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т. е. собственно теория запоминания на физиологическом уровне. Условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания. В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Память основывается на сложных динамических сочетаниях последствий процессов возбуждения. Наличие этих последствий создает благоприятные условия для дальнейшего восстановления процессов возбуждения, благоприятствуя воспроизведению при соответствующих условиях уже имевших место процессов. Физиологический процесс, лежащий в основе памяти сводится к проторению нервных путей. Всякое возбуждение распространяется сначала диффузно по коре: оно встречает меньшее сопротивление со стороны тех нервных элементов, которые функционируют в данное время или недавно функционировали, эти элементы дренируют возбуждение. В результате проторяются и при повторении все более стабилизируются пути, по которым идет возбуждение. Мозговые следы представляются при этом как изменения сопротивляемости; их распределением объясняется то, что возобновляющиеся раздражения вызывают целый пучок связанных с ним в прошлом раздражений [30, с. 305].

Современные нейрофизиологические исследования характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо возвращаются обратно к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов возникает возможность циркуляции кругов возбуждения разной сложности. В результате происходит самозаряжение клетки, так как возникший в ней разряд возвращается либо непосредственно на данную клетку, укрепляя возбуждение, либо через цепь нейронов. Эти стойкие круги возбуждения не выходящие за круги данной системы нейрофизиологи считают физиологическим субстратом процесса сохранения следов.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР

    Курсовая работа >> Психология
    ... какие именно коррекционно-педагогические приемы и средства будут способствовать успешному развитию свойств внимания детей с ЗПР ... неуспеваемости. Дидактическая основа для ... только к памяти, оно ... произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры ...
  2. Развитие памяти у детей с задержкой психического развития

    Курсовая работа >> Психология
    ... как важнейшего условия психического развития, а также повышение продуктивности памяти через дидактические игры, как ... многих детей к концу младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, произвольной памяти, ...
  3. Специальная дошкольная педагогика и психология

    Шпаргалка >> Психология
    ... опосредованное и произвольное формирование ... дидактическим играм как средству развития зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания детей ... детей с ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) у детей ...
  4. Проблема мыслительной и игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушением внимания, памяти, с замедлением скорости ... мышления детей с задержкой психического развития. 3.3 Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития ...
  5. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития

    Дипломная работа >> Психология
    ... коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации ( ... детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного ... игра не складывается. Однако, у детей с ЗПР, в сравнении с нормой, уровень развития ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0030691623687744