Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Эффективная деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь в долгосрочной перспективе, обеспечение поступательного их развития и повышения ...полностью>>
Экономика->Реферат
Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по торговле прилагала усилия для создании документа, касающегося правил и организации ...полностью>>
Экономика->Реферат
И что очень важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условия...полностью>>
Экономика->Реферат
Фундаментом разнообразных экономических связей между странами явля­ется взаимовыгодный обмен товарами и услугами на основе международного разделения т...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

17


Оглавление

Оглавление 1

Введение 2

1. Приватизация в Республике Беларусь 5

1.1. Сущность, направления, цели и задачи разгосударствления экономики 5

1.2 Принципы приватизации в Республике Беларусь 8

1.3 Разгосударствление и приватизация в период 1991—2008 гг. 14

Заключение 34

Литература 36

Введение

Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от административно-командной, требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Актуальность проблемы приватизации заключается в том, что трансформация административно-командной экономики в рыночную требует особого переходного периода, что обусловлено принципиальными различиями двух экономических систем.

Административно-командная экономика - такая экономическая система, в которой баланс между производством и потреблением поддерживается путем распределения и перераспределения всех товаров. Распределительный механизм порожден чрезмерной централизацией не только ресурсов, но и власти, что обусловлено монополией государственной собственности.

Исторический опыт стран с административно-командной экономикой показывает, что она способна давать положительные результаты в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, т. е. возможности расширять производство за счет использования дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Экстенсивное развитие позволяет какое-то время обеспечивать полную занятость, относительно стабильные цены и уровень жизни населения. Однако распределительная система лишила административно-командную экономику стимулов к развитию, технологическому совершенствованию, повышению качества продукции.

Отсутствие внутренних побудительных мотивов к развитию является главным недостатком административно-командной экономики, который предопределил отставание темпов экономического роста и уровня жизни населения государств с такой экономической системой от стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому экономические реформы, осуществляемые в странах с административно-командной экономикой, были направлены на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в развитии производства и роста его эффективности. Однако они проводились при сохранении монополии государственной собственности и поэтому существенных результатов не достигли.

Объективно присущая экономическому развитию необходимость повышения уровня жизни населения потребовала коренных преобразований и перехода к рыночной экономике.

Важнейшими элементами рыночного механизма являются конкуренция между хозяйственно самостоятельными производителями и акционерная форма хозяйствования.

В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса. Надежным способом сбора средств для развития и обновления производства является выпуск и продажа акций и создание на этой основе акционерных обществ, участники которых экономически заинтересованы в повышении качества продукции, расширении производства, снижении издержек, что обеспечит им высокий дивиденд. Таким образом, конкуренция вынуждает производителей систематически совершенствовать производство в соответствии с постоянно растущими требованиями потребителей на основе технологического и организационного прогресса, в связи с чем рыночная экономика функционирует как саморазвивающаяся система. Постоянное технологическое совершенствование производства предопределяет его высокую эффективность и, как результат, высокий уровень жизни в странах с развитой рыночной экономикой.

Следовательно, процесс приватизации является важным и необходимым этапом для перехода к рыночной экономике. В связи с этим, целью данной работы будет рассмотреть возможность применения в нашей стране зарубежного опыта приватизации и возможно предложить новые подходы для процесса разгосударствления.

1. Приватизация в Республике Беларусь

1.1. Сущность, направления, цели и задачи разгосударствления экономики

Эффективность функционирования рыночной экономики во многом зависит от степени экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, которая обеспечивается в процессе разгосударствления экономики.

Разгосударствление экономики представляет собой передачу государством функций непосредственного руководства производственно-коммерческой деятельностью самим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам). При этом государство сохраняет за собой функции регулирования.

Разгосударствление экономики осуществляется в двух направлениях: путем расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов без изменения отношений собственности и путем разгосударствления собственности. Сущность первого направления состоит в передаче органами государственного управления основных управленческих функций хозяйствующим субъектам, в результате чего расширяется их самостоятельность. Это обеспечивается за счет оптимизации государственного заказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей, становления арендных отношений и т. д.

При всей важности этого направления разгосударствления экономики оно недостаточно эффективно, так как не меняет основу экономических отношений - отношения собственности. Сохранение монополии государственной собственности предопределяет не полную, а относительную, ограниченную хозяйственную самостоятельность. Поэтому радикальным направлением разгосударствления экономики является разгосударствление собственности.

Разгосударствление собственности - разрушение монополии государственной собственности, осуществляемое как путем создания новых предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, так и путем реформирования государственных и арендных предприятий.

В результате разгосударствления и приватизации государственная собственность не ликвидируется полностью, уменьшается лишь ее доля в национальной экономике, что позволяет включить в экономические отношения негосударственные предприятия и создать экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности.

В государствах с административно-командной экономикой разгосударствление и приватизация осуществляются в условиях монополии государственной собственности. Отсутствие частного капитала сдерживает формирование спроса на приватизируемые предприятия, население отрицательно относится к развитию частной собственности и приватизации.

Особенности переходного периода предопределяют своеобразие целей и задач разгосударствления и приватизации

В странах с административно-командной экономикой в период перехода к рынку разгосударствление и приватизация проводятся для достижения двуединой цели: создания благоприятных условий для становления и эффективности функционирования рыночной экономики и повышения эффективности хозяйствования приватизированных предприятий.

Для достижения этой цели в процессе разгосударствления экономики необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать экономику, основанную на многообразии форм собственности, что служит условием организации товарно-денежных отношений, при которых в результате купли-продажи осуществляется смена собственника на продукт. В условиях монополии государственной собственности в коммерческих сделках по реализации средств производства государство выступает одновременно и в роли продавца, и в роли покупателя. Следовательно, акт купли-продажи является формальным: интересы продавца и покупателя совпадают, ибо это один и тот же собственник. Однако одним из движущих мотивов рыночных отношений является несовпадение интересов продавца и покупателя. Наряду с конкуренцией это вынуждает товаропроизводителей постоянно совершенствовать продукцию и снижать издержки производства; создать условия для полной хозяйственной самостоятельности и адекватной ей экономической ответственности вплоть до банкротства. Только при этом возникают условия, обеспечивающие действенность рыночного механизма. Относительная самостоятельность государственных предприятий ограничивает их экономическую ответственность, а банкротство государственных предприятий не допускается, так как государство покрывает их убытки и оказывает различного рода финансовую помощь. Полная хозяйственная самостоятельность и адекватная ей экономическая ответственность обеспечиваются, с одной стороны, правом частной собственности, а с другой - ограничением сфер влияния государства на производственно-хозяйственную деятельность. Усиление экономической ответственности товаропроизводителей создает побудительные мотивы к использованию инноваций и повышению на этой основе эффективности хозяйствования;

  • обеспечить конкурентную среду и активную конкуренцию, что возможно при многообразии форм собственности и большом количестве экономически обособленных хозяйствующих субъектов. В условиях монополии государственной собственности подлинная конкуренция между двумя предприятиями, принадлежащими одному собственнику, невозможна. Государство всегда может перераспределить доходы хорошо работающего предприятия в пользу малорентабельного или убыточного;

  • создать основы для экономической свободы граждан. Это достигается, прежде всего, предоставлением им права собственности, возможности открыть частное предприятие, выступить учредителем акционерного общества или приобрести акции на рынке ценных бумаг Имея в собственности предприятия, доли или паи в их имуществе, акции, граждане становятся богаче, что предопределяет их независимость;

  • разграничить функции государственного регулирования и непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью. Хозяйствующие субъекты, основанные на негосударственной форме собственности, самостоятельно принимают управленческие решения, что повышает их своевременность, обоснованность и качество, а следовательно, и эффективность хозяйствования;

  • сократить государственные расходы на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий, что позволит использовать высвободившиеся средства на решение общенациональных социальных вопросов и проблем.

Одним из основных направлений разгосударствления экономики является приватизация.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Приватизация в Республике Беларусь (4)

    Реферат >> Экономика
    ... системы. Приватизация в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Гражданским Кодексом Республики Беларусь и иными нормативными актами. Приватизация государственного ...
  2. Приватизация в Республике Беларусь (1)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... Введение Приватизация в Республике Беларусь 1.1 Необходимость разгосударствления и приватизации Сущность, направления, цели и задачи Принципы приватизации в республике Беларусь 1.4 Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь в период ...
  3. Приватизация в Республике Беларусь (2)

    Реферат >> Экономика
    ... кафедра торговли промышленности РЕФЕРАТ тема «Приватизация в Республике Беларусь» Студентка Ласицкая О.А. УЭФ, 3 курс, ЗЭП ... и тенденции ее развития Государственная политика приватизации в Республике Беларусь преследует определенные цели: формирование слоя ...
  4. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь

    Курсовая работа >> Экономика
    ... предприятий. 3 Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь 3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь После распада СССР Беларусь имела практически ...
  5. Реформирование собственности в Республике Беларусь. Интеграция и социальное партнерство в рыночной экономике

    Контрольная работа >> Экономика
    ... предусмотрено законодательством, и т.д. Процесс приватизации в Республике Беларусь регламентирует Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011918544769287