Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Научная статья
Отношения между Китаем и Россией переходят на новый уровень, все чаще напоминая полноценный деловой диалог. Однако большая культурная разница (иные тр...полностью>>
Психология->Книга
Предлагаемая книга является современным учебным пособием по одной из самых актуальных дисциплин современного вузовского образовательного процесса - ко...полностью>>
Психология->Конспект
ВВЕДЕНИЕ Прогресс социального знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются новые, обретая свой предмет и методы. В их ...полностью>>
Психология->Реферат
Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием, он думает, что его-то уж не провести. Он - индивидуум, свободный атом человечества. Как н...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.3. Социализация детей в изменяющемся мире.

Эволюция содержания и методов социализации неразрывно связана с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей. По мере усложнения и обогащения куль­туры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, уме­ний и навыков увеличивается, а сами формы их передачи диффе­ренцируются и специализируются. Если на ранних стадиях обще­ственного развития преобладает непосредственное практическое включение детей в деятельность взрослых, то в дальнейшем все большую роль приобретает систематическое обучение, которое может быть в течение какого-то срока вовсе не связано с произ­водительным трудом. Иными словами, «подготовка к жизни» от­деляется от практического участия в ней.

Автономизация процессов социализации от других видов об­щественной деятельности сопровождается изменением функций ее «естественных» агентов (родителей, родственников, старших членов общины и др.) и появлением специализированных соци­альных институтов, осуществляющих воспитание и обучение де­тей (возрастные группы, тайные общества, школы и т.п.).

В обществах первичной формации социализация детей осуще­ствляется совместными усилиями всей общины, главным обра­зом путем последовательного включения детей по мере их роста в различные формы игровой, общественно-производственной и ри­туальной деятельности, которые еще недостаточно отделены друг от друга, так что все древнейшие институты социализации, например возрастные группы, полифункционалъны и выполняют одновременно трудовые, социально-организационные и ритуальные функции.

Затем важнейшим институтом первичной социализации ста­новится большая семья; это способствует индивидуализации и одновременно — социальной дифференциации содержания, за­дач и методов воспитания в зависимости от имущественного по­ложения и социального статуса отдельной семейной группы. Од­нако семейное воспитание никогда не могло обеспечить адекват­ную подготовку ребенка к все более многообразным и усложня­ющимся формам жизнедеятельности. Отсюда — сохранение и транс­формация древнейших форм общинной социализации и возник­новение на их основе или в противовес им новых общественных институтов, специально предназначенных для передачи унасле­дованного опыта — школ, особых форм производственного уче­ничества и т.п., которые вступают в сложные и противоречивые отношения с семейными влияниями, причем их значимость соот­носится с конкретными фазами жизненного цикла: до какого-то возраста ребенок воспитывается в семье, а затем переходит в спе­циализированный институт. (23,с.89)

По мере урбанизации и индустриализации значение обществен­ных институтов и средств социализации неуклонно возрастает. Воспитание становится непосредственно общественным, государ­ственным делом, требующим планирования, управления и систе­матической координации усилий отдельных институтов. (37,с.45)

Однако перечисленные общие тенденции отнюдь не являются линейными и реализуются сложным и противоречивым образом. Сравнительно-историческое изучение стиля социализации детей у разных народов и на разных стадиях развития предполагает по­этому дифференцированный анализ 1) целей и задач воспитания; 2) его средств и методов; 3) агентов и институтов социализации и 4) ее результатов и эффективности. (38,с.135)

Существуют три главные макросоциальные тенденции: 1) увеличение количества социальных институ­тов и изменение значимости конкретных агентов социализации; 2) повышение активности и избирательности, т.е. субъективнос­ти самого ребенка; 3) усложнение и изменение целей и методов социализации. Это существенно меняет структуру, функции и по­тенциальный эффект каждой отдельной системы социализации. (16,с.74)

Родительская семья остается важнейшим институтом социали­зации раннего детства. В ней формируются основы характера чело­века, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Однако семья уже не играет той самодовлеющей роли, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Ска­зывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщин и т.д.). Родительский авторитет давно уже не является абсолют­ным, запрет и принуждения все чаще заменяются доказательством и убеждением. Мы говорим сегодня не о родительской власти, а о моральном авторитете родителей. Но моральный авторитет под­держивать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения у детей расширяется.

Увеличение числа автономных факторов социализации влечет за собой изменение роли не только родительской семьи, но и школы. В начале нового времени, когда семейные формы социали­зации стали явно недостаточными, учитель «присвоил» себе часть родительских функций. Ныне его собственные функции стали про­блематичными. Безусловно, школа останется важнейшим обще­ственным институтом, дающим детям систематическое образова­ние и подготовку к трудовой и общественно-политической жизни. Однако средства массовой коммуникации и внешкольные учреж­дения, расширяя кругозор и диапазон интересов учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей свое­го рода конкуренцию. Городская школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни старшеклассников, имею­щих в своем распоряжении театры, клубы, спортобщества и т.д. Авторитет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения (раньше, когда учитель был самым обра­зованным, а то и единственным грамотным человеком, например, в деревне, ему было гораздо легче). Весьма сложна и проблема ин­дивидуализации воспитания и обучения в рамках массовой школы.(12,с.45)

По мере того как увеличивается время, проводимое детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает удельный вес обще­ства сверстников, которое во многих случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Само по себе это не ново. Однако обще­ство сверстников как фактор социализации неоднородно: с од­ной стороны, это руководимые и направляемые взрослыми учеб­ные, производственные и иные детские и юношеские коллекти­вы и организации, с другой стороны, это разнообразные нефор­мальные стихийные сообщества, большей частью разновозраст­ные и смешанные в социальном отношении. Бесконтрольность этого вида общения создает потенциально опасные ситуации, недаром «улица» кажется такой страшной многим учителям и ро­дителям. Но попытки «уничтожить» его заведомо обречены на не­удачу. Научная стратегия воспитания требует учета не только меры и эффективности влияния взрослых и сверстников, но и соотно­шения организованных и стихийных детско-юношеских групп, осо­бенностей их состава, структуры, типа лидеров и — самое глав­ное! — их явных и латентных социально-психологических функций.

Еще один автономный институт социализации — средства мас­совой коммуникации, т. е. технические средства (печать, радио, ки­нематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью ко­торых осуществляется распространение информации на количе­ственно большие рассредоточенные аудитории. Их роль и значе­ние быстро возрастают. Но сред­ства массовой коммуникации не всемогущи.

Во-первых, существует проблема индивидуального и группо­вого отбора, оценки и интерпретации сообщаемой ими информа­ции. Как ни много времени проводят дети у голубых экранов, они смотрят не все подряд, а их реакция на увиденное и услышанное существенно зависит от установок, принятых в их первичных груп­пах (семья, сверстники и т.д.). (10,с.67)

Во-вторых, сама массовость прессы и телевидения делает их в чем-то ограниченными, вызывая стандартизацию и, как следствие этого, эмоциональную инфляцию форм, в которые облечена со­общаемая ими информация.

В-третьих, существует угроза избыточного и всеядного потреб­ления телевизионной и прочей массовой культуры, что отрица­тельно сказывается на развитии творческих потенций индивиду­альности и активности ребенка.

Сегодня все более влиятельным каналом информации и соци­ализации становится Интернет. Компьютерные сети безгранично расширяют круг потенциальных источников информации, прак­тически уничтожая государственные границы. Они резко повыша­ют степень автономии детей и подростков от старших поколений, молодежь гораздо лучше стариков разбирается в новой технике. В отличие от кино и телевидения, обрекающих зрителя на роль бо­лее или менее пассивного потребителя, компьютерные сети ин­терактивны и диалогичны, это живой процесс обмена; человек может не только усваивать чужие образы, но и создавать и пере­давать собственные. Благодаря виртуальному общению возникают не только новые социально-психологические группы и сообще­ства, но и новые личные идентичности.

Интернет существенно меняет как взаимоотношения поколений, так и характер детской и подростковой субкультуры. Это чувствуется даже в России, где доступ к Интернету доступен сравнительно не­многим. Появление Интернета, естественно, пугает учителей и родите­лей. Выполняя соответствующий социальный заказ, психологи и психиатры много говорят и пишут о связанных с Интернетом опасностях, появилось даже особое понятие «Интернет-зависи­мость». Но хотя за этим стоят некоторые реальные процессы и трудности, их опасность сильно преувеличена. За родительскими страхами стоит забота не только и не столько о детях, сколько о сохранении собственной власти над ними: «как они смеют получать информацию и общаться с кем-то без нас и даже вопреки нашей воле?!» (18,с.143)

Хотя усложнение содержания и методов социализации часто вос­принимается отрицательно, как простое нарастание трудностей, в действительности речь идет о позитивном социальном процессе, обеспечивающем, пусть противоречиво, предпосылки для форми­рования более сложной, творческой и индивидуальной личности. Социальная и культурная среда быстро меняется, вынуждая гото­вить молодежь к жизни в иных, не похожих на наши, условиях.

Эффективность институтов социализации и конкретных мето­дов воспитания и обучения должна оцениваться сегодня не толь ко и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценно­стей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, поста­новке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.

Глава 2. Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей.

2.1. Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети проводят в играх, причем от трех до шести - семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игра-соревнование, игра-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к ним добавляется еще один - учебная деятельность.(39,с.82)

Определенные этапы последовательного совершенствования игр можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

В развитии игровой деятельности выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3 - 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5 - 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Для появления игры необходим определенный уровень развития предметных действий. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Ребенок овладевает предметными действиями в совместной деятельности с взрослым.(11,с.97)

Для появления игры нужно также коренное изменение отношений ребенка с взрослыми. Около 3 лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться.(8,с.62)



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... следующие задачи: 1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего ... заменяются другими и т.д. - сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты ...
  2. Сюжетно ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы интерната

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... процесс в семье, дошкольных учреждениях, школе, ... приносит вред социализации ребенка. Количество детей ... взрослых; 4. компенсирующим значением недостатка общения со ... сюжетно-ролевой игры, необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста. Игра– ...
  3. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Дипломная работа >> Психология
    ... значение коррекционно-педагогической работы, по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре ... ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста. Появление сюжетно-ролевой игры ...
  4. Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре

    Реферат >> Психология
    ... дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре. Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ... значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра ... Пятница Т.В. Социализация дошкольника через игру. – ...
  5. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... воображения у детей дошкольного возраста 1.6 Особенности ... для социализации ребенка, усиливая ... психологи. Значение театрализованной ... сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010969638824463