Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Научная статья
Отношения между Китаем и Россией переходят на новый уровень, все чаще напоминая полноценный деловой диалог. Однако большая культурная разница (иные тр...полностью>>
Психология->Книга
Предлагаемая книга является современным учебным пособием по одной из самых актуальных дисциплин современного вузовского образовательного процесса - ко...полностью>>
Психология->Конспект
ВВЕДЕНИЕ Прогресс социального знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются новые, обретая свой предмет и методы. В их ...полностью>>
Психология->Реферат
Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием, он думает, что его-то уж не провести. Он - индивидуум, свободный атом человечества. Как н...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особняком стоят контркультурные организации, которые являются микрофакторами десоциализации входящих в них людей.

В реальности социализация человека протекает во взаимодей­ствии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактичес­ки даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. Выделенные выше факторы социализации также изучены в раз­ной мере. Но и имеющиеся данные о каждом из них позволят дать их характеристику в следующих разделах пособия. (39,с.170)

Агенты социализации.

Микрофакторы влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимо­действии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен.

По семейной принадлежности это могут быть родители, дру­гие члены семьи (дедушки и бабушки, тети и дяди, братья и сес­тры, другие родственники и домочадцы), а также неродственни­ки (соседи, товарищи по играм, учителя). По своему возрасту аген­ты социализации могут быть взрослыми, сверстниками, старши­ми или младшими партнерами (сиблингами, товарищами и пр.). (38,с.19)

Особо следует обратить внимание на тех агентов социализации, которые и не взрослые, и не сверстники, а старшие (т.е. разница в возрасте с которыми варьируется примерно от двух до семи лет). С ними взаимодействуют в среднем, по имеющимся у меня дан­ным, от 10% младших школьников до 33% ребят раннего юно­шеского возраста. Содержание и роль этого взаимодействия изу­чены мало, но исследование показало, что влияние старших оказы­вается значительно эффективнее влияния взрослых, старшие мо­гут быть более референтны, чем сверстники, и в целом взаимо­действие со старшими может оказаться наиболее эффективным в процессе как стихийной социализации подрастающего человека, так и в ходе относительно социально-контролируемой социали­зации. (22,с.59)

В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляют­ся собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависи­мости от того, насколько они значимы для человека, как строит­ся взаимодействие с ними, в каком направлении и какими сред­ствами они оказывают свое влияние. (23,с.66)

Так, по отношению к детям и подросткам американский ис­следователь Т. Барри и его сотрудники выделили несколько ти­пов агентов социализации. Функционально, по характеру их влияния — это опекуны, т.е. лица, осуществляющие уход за ре­бенком; авторитеты; дисциплинаторы и учителя-наставники. Эти функции могут совмещаться в одном лице, а могут и расходиться.

Средства социализации.

Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести:

- способы вскармливания младенца и ухода за ним;

- язык и речь агентов социализации;

- формируемые бытовые и гигиенические умения и представ­ления;

- окружающие человека продукты материальной культуры;

- элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки,
приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и ис­кусства и др.);

- стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников,
в воспитательных и иных организациях;

- методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстни­ков, в воспитательных, профессиональных и иных социализиру­ющих организациях;

- последовательное приобщение человека к многочисленным
видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятель­ности; общении, игре, познании, предметно-практической и ду­ховно-практической деятельности, спорте, а также в сексуаль­ной, семейной, профессиональной, рекреационной, обществен­ной, религиозной и прочих сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории набор пози­тивных и негативных формальных и неформальных санкций — спо­собов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, системы способов выражения признания, отличия, наград.

Так, формальные негативные санкции — это целый арсенал наказаний, предусмотренных предписаниями закона, а именно всякого рода предостережения, замечания, штрафы, арест, за­ключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь, отлучение от церкви, наложение покаяния и т.п. Неформальные негативные санкции — это выражение удивления, насмешки, отказ подать руку, моральное порицание, отказ под­держивать товарищеские отношения, недоброжелательные сплет­ни и т.п.

С помощью этих способов и мер повеление человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Механизмы социализации.

Социализация человека во взаимодействии с различными фак­торами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации.

Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным механизмом социализации подражание. Американский ученый У. Бронфенбреннер — прогрессивную вза­имную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. Н. Смелзер (США) считает важнейшими че­тыре психологических механизма — имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины. В.С. Мухина рассматрива­ет в качестве механизмов социализации идентификацию и обо­собление личности, а А.В. Петровский — закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе раз­вития личности.

Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько уни­версальных психологических и социально-педагогических меха­низмов социализации.

Импринтинг (запечатление — впечатывание) — фиксирова­ние человеком на рецепторном и подсознательном уровнях осо­бенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом воз­расте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п. Так, травматический опыт, полученный в детстве (до 6 лет) — унижение, жестокое обращение и пр. — оставляя свой отпеча­ток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в «от­сроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное пове­дение, эмоциональную холодность и т. п. Другой пример — запе­чатленный в подростковом или юношеском возрастах образ «прекрасной дамы» может помешать нормаль­ным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супру­жестве, ибо определяет завышенный уровень требований к парт­нерше.

Экзистенциальный нажим (от лат. — существова­ние) — влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком и неродными языками на других возрастных этапах, а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

Подражание — произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми чело­век сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемым средствами массовой коммуникации. (17,с.42)

Идентификация (отождествление) — эмоционально-когнитив­ный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассмат­ривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нор­мы» ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социаль­но-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д.

Названные механизмы социализации действу­ют в русле социально-педагогических, к которым можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации представ­ляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взгля­дов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближай­шего окружения (соседского, приятельского). Общественные нра­вы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведе­ния и пр.), распространенные в конкретных регионах, поселени­ях, этноконфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьян­ство, воровство и т.д.) элементы.

Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окруже­ния, Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впослед­ствии невостребованные или блокированные в силу изменив­шихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах, (8,с.94)

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реали­зующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, обществен­ные, религиозные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нараста­ющее накопление им соответствующих знаний и опыта социаль­но одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. (25,с.36)

Стилизованный механизм социализации действует в рамках оп­ределенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде пони­мается комплекс морально-психологических черт и поведенчес­ких проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, кото­рый в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и других групп.

Межличностный механизм социализация функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лица­ми. В его основе лежит психологический механизм идентифика­ции. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противо­положного пола и др.

Социализация человека происходит с помощью всех назван­ных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и со­циально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно. (28,с.57)

В условиях села, малого города, поселка, а также в мало­образованных семьях в больших городах большую роль может иг­рать традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е, обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим мо­жет стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных сферах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следо­вании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью как традицион­ного, так и стилизованного механизмов. (11,с.52)



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... следующие задачи: 1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего ... заменяются другими и т.д. - сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты ...
  2. Сюжетно ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы интерната

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... процесс в семье, дошкольных учреждениях, школе, ... приносит вред социализации ребенка. Количество детей ... взрослых; 4. компенсирующим значением недостатка общения со ... сюжетно-ролевой игры, необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста. Игра– ...
  3. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Дипломная работа >> Психология
    ... значение коррекционно-педагогической работы, по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре ... ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста. Появление сюжетно-ролевой игры ...
  4. Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре

    Реферат >> Психология
    ... дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре. Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ... значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра ... Пятница Т.В. Социализация дошкольника через игру. – ...
  5. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... воображения у детей дошкольного возраста 1.6 Особенности ... для социализации ребенка, усиливая ... психологи. Значение театрализованной ... сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019080638885498