Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Научная статья
Отношения между Китаем и Россией переходят на новый уровень, все чаще напоминая полноценный деловой диалог. Однако большая культурная разница (иные тр...полностью>>
Психология->Книга
Предлагаемая книга является современным учебным пособием по одной из самых актуальных дисциплин современного вузовского образовательного процесса - ко...полностью>>
Психология->Конспект
ВВЕДЕНИЕ Прогресс социального знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются новые, обретая свой предмет и методы. В их ...полностью>>
Психология->Реферат
Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием, он думает, что его-то уж не провести. Он - индивидуум, свободный атом человечества. Как н...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На ранних стадиях существования любого общества, а также в сохранившихся архаичных обществах воспитание и стихийная социализация синкретичны — слиты, нерасчлененны.

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конк­ретного общества, когда оно приобретает такую степень сложно­сти» что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме. Воспитание как относительно социально контролируемая со­циализация отличается от стихийной социализации как минимум по четырем параметрам. (11,с.97)

Во-первых, стихийная социализация — процесс непреднаме­ренных взаимодействий и взаимовлияний. Во-вторых, стихийная социализация — процесс научения. Воспитание наряду с элементами научения включает в себя процесс обучения — систематическое преподавание знаний, фор­мирование умений, навыков и способов познания» приобщение к нормам и ценностям. Следует подчеркнуть, что обучение при­сутствует во всех пяти видах воспитания, различаясь объемом, содержанием, формами и методами организации этого процесса. В-третьих, стихийная социализация — процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, оно осуществляется в определенных группах и орга­низациях, т.е. ограничено местом и временем. В-четвертых, стихийная социализация имеет целостный харак­тер, ибо человек как ее объект в своем развитии испытывает вли­яние социума (позитивное или негативное), а как субъект в той или иной мере приспосабливается и обособляется во взаимодей­ствии со всем комплексом обстоятельств своей жизни. Воспитание — процесс парциальный. Это определяется тем, что человека воспитывают семья, религиозные и воспитательные организации, определенные группы людей, контр­культурные организации — все они имеют несовпадающие зада­чи, цели, средства и результаты воспитания. (8,с.62)

Самоизменение человека.

Человек не остается пассивным в процессе. Он проявляет определенную активность, почувствовав или осознав необходимость или желание изменить что-либо в себе, для того чтобы:

- в большей степени соответствовать ожиданиям и требовани­ям социума, как позитивным, так и негативным;

- противостоять в той или иной мере требованиям социума,
эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы;

- избегать или преодолевать те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;

- в большей или меньшей степени приблизить свой образ «на­
личного Я» (каким человек видит себя в данный период времени)
к образу «желаемого Я» (каким он хотел бы себя видеть). (39,с.20)

В процессе социализации человек, так или иначе, самоизменяется.

Самоизменение — это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, на­правленных на то, чтобы стать иным (реже — полностью, как правило, — частично).

Усилия могут быть нацелены на изменение своих внешности и физических качеств; личностных свойств; интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок); поведенческих сценариев; образа и/или стиля жизни; отношения к себе (самооценок), отношений с собой (само­уважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, миро видения — картины мира), отношений с миром (способов самореализации и самоутверждения).

Самоизменение может иметь характер: самосовершенствования, развития, преобразования имеющих­ся задатков, черт, знаний и т.д.; самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств; саморазрушения физических, духовных, личностных, соци­альных свойств.

Архетип — понятие, введенное немецким философом и пси­хологом К. Юнгом, — трактуется как внутренний образ объектив­ного жизненного процесса, ставший структурным элементом кол­лективного бессознательного, как коллективный осадок историчес­кого прошлого, хранящийся в коллективной памяти членов того или иного социума.

Воспитание можно рассматривать как один из архетипов рус­ской культуры, о чем, во-первых, свидетельствуют как религиозные и философско-педагогические тексты, так и фольклор, посло­вицы, поговорки. Во-вторых, он обнаруживается в обыденном со­знании и в бытовой практике. В-третьих, об этом говорит и то, что вплоть до второй половины XVII веке на Руси имела место «нешкольная» система обучения. Это было связано с тем, что; уровень разви­тия государственных институтов долгое время не требовал большо­го количества образованных людей; в условиях господства парадиг­мы языческой бесписьменной культуры и отсутствия преемствен­ной связи с античной культурой было трудно заимствовать визан­тийскую школьную традицию; экономический фактор развития страны долгое время не оказывал заметного влияния на сферу об­разования; социализация осуществлялась в сословных рамках тра­диционными способами; философская парадигма православия не предполагала наличия богословского образования.

Воспитание, понимаемое в России как «душевное строение», было призвано помочь человеку овладеть христианскими добро­детелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной- Педагогика «душевного строения» была направлена на то, чтобы помочь человеку встать на «путь истинный», и не касалась профессиональной подготовки. (19,с.109)

Универсальные характеристики процесса социализации.

Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Поскольку до 60-х гг., XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, постольку одной из типичных была периодизация, в которой выделялись три ее стадии:

- первичная — социализация ребенка;

- маргинальная — социализация в подростковом возрасте;

- устойчивая, или концептуальная (целостная), — социализа­ция в периоде 17—18 лет до 23 — 25 лет.

Одним из первых усомнился в том, что социализация заканчи­вается в молодости, американский ученый О.Г. Брим - младший, который в 1966 г. не только выступил с утверждением, что соци­ализация происходит в течение всей жизни, но и назвал следую­щие различия между социализацией детей и взрослых.

Во-первых, социализация взрослых выражается главным обра­зом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Во-вторых, взрослые могут оценивать нормы общества и свое­го окружения; дети способны только усваивать их. В-третьих, социализация взрослых часто предполагает пони­мание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета; дети эти оттенки не. В-четвертых, социализация в детстве строится на полном по­виновении взрослым и выполнении определенных правил. Взрос­лые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ро­лей на работе, дома и т.д. В-пятых, социализация взрослых направлена на то, чтобы по­мочь человеку овладеть определенными навыками; социализация Детей формирует главным образом мотивацию их поведения. (35,с.68)

Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс поро­дил новые периодизации ее стадий. Так, ряд исследователей ста­ли различать стадии первичной (до юности) и вторичной (в пери­од взрослой жизни) социализации. В отечественной науке полу­чила определенное признание точка зрения Г.М. Андреевой, ко­торая выделяет три стадии социализации — дотрудовую, трудо­вую и послетрудовую.

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периоди­зацией жизни человека. Существуют различные периодизации, которые не является общепризнанными.

Стадия детства включает в себя следующие этапы: внутри­утробное развитие, младенчество (от рождения до 1 года), ран­нее детство (1—3 года), детство (3—6 лет), позднее детство (б— 10 лет).

Стадия отрочества — младший подростковый возраст (10— 12 лет), старший подростковый возраст (12—14 лет).

Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15—17 лет), юношеский (18—23 года) возраст, моло­дость (23—30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30—40 лет), позднюю зрелость (40—55 лет), пожилой возраст (55—65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65 — 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). (39,с.152)

Во-первых, впервые выделяется период внутриутробного раз­вития человека как один, из этапов социализации. Это связано с тем, что появляется все больше данных о зависимости условий развития плода и дальнейшего развития ребенка от того, с кем взаимодействует мать во время беременности, каковы характер и содержание этого взаимодействия. Кроме того, есть данные о том, что речь и музыка, которые «слышит» плод, также оказывают на него влияние. Соответственно осознанное стремление матери со­здать те или иные условия вокруг себя можно рассматривать как некие попытки пренатального воспитания ребенка.

Во-вторых, определение этапа долгожительства, начиная с 70 лет, имеет конкретно-исторический характер и определяется демографическими реалиями современной России. В развитых стра­нах, где средняя продолжительность жизни много выше, этот этап, видимо, наступает позже.

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержа­ния и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимо­действие человека с теми или иными факторами и агентами соци­ализации, различаются средства и механизмы социализации. (24,с.58)

Факторы социализации.

В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмот­реть, в каких условиях он происходит.

Есть разные подходы к выделению условий социализации и их классификации.

Условия, или факторы, социализации в обобщен­ном виде можно объединить в четыре группы.

Первая — мегафакторы — космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют или могут влиять на социализацию всех жителей Земли.

Вторая — макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию живу­щих в определенных странах.

Третья — мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкульту­рам,

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средованно через четвертую группу — макрофакторы. К ним отно­сятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных лю­дей, которые с ними взаимодействуют, — семья, соседство, груп­пы сверстников, воспитательные организации, религиозные орга­низации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... следующие задачи: 1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего ... заменяются другими и т.д. - сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты ...
  2. Сюжетно ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы интерната

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... процесс в семье, дошкольных учреждениях, школе, ... приносит вред социализации ребенка. Количество детей ... взрослых; 4. компенсирующим значением недостатка общения со ... сюжетно-ролевой игры, необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста. Игра– ...
  3. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Дипломная работа >> Психология
    ... значение коррекционно-педагогической работы, по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре ... ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста. Появление сюжетно-ролевой игры ...
  4. Формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре

    Реферат >> Психология
    ... дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре. Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ... значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра ... Пятница Т.В. Социализация дошкольника через игру. – ...
  5. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

    Курсовая работа >> Психология
    ... воображения у детей дошкольного возраста 1.6 Особенности ... для социализации ребенка, усиливая ... психологи. Значение театрализованной ... сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011608600616455