Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Задача
Темой моей контрольной работы является « Сделки с земельными участками, не влекущие смену собственника.» Процессы демократизации в области экономики з...полностью>>
Государство и право->Реферат
Численность студентов составляет 327 человек на 10 тысяч населения и большинство из них не знают права, которые предоставляет им государство, но студе...полностью>>
Государство и право->Реферат
Под судебным прецедентом традиционно[1] понимается письменное или устное решение органа государственной власти, обладающего легальными полномочиями от...полностью>>
Государство и право->Реферат
В первый день практики ознакомилась с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность органов внутренних дел, ознакомилась с Федеральными зако...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агенство по образованию

Тульский государственный университет

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Кафедра Уголовного права, процесса, криминалистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Уголовно-процессуальное право

Тема27. Понятие и значение подсудности в уголовном процессе

Выполнил: ст.гр.721081 Хоу Сюэин

Проверил: к.ю.н.доцент Дяблова.Ю.Л

Дата сдачи:___________________

Оценка:______________________

Тула 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

ГЛАВА 1.Понятие, признаки и значение подсудности в уголовном процессе

    1. Понятие подсудности в уголовном процессе......................................................5

    2. Признаки и значение подсудности в уголовном процессе..............................13

ГЛАВА 2. Виды подсудности в уголовном процессе

2.1 Родовая подсудность............................................................................................21

2.2 Территориальная подсудность............................................................................26

2.3 Персональная подсудность.................................................................................30

ГЛАВА 3.Изменение подсудности уголовного дела

3.1 Передача уголовного дела по подсудности.......................................................32

3.2 Изменение территориальной подсудности уголовного дела...........................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................37

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................39

ВВЕДЕНИЕ

Подсудность дел, уголовных и гражданских - это такие свойства (признаки, особенности) дела, по которым решается вопрос о том, в каком конкретном суде и в каком со­ставе этого суда оно (данное дело) должно рассматриваться. Определить подсудность—значит определить тот суд, в котором должно разбирать­ся дело, и его состав.

Вопрос о составе суда, разбирающего конкретное дело, — явление но­вое для современного уголовного судопроизводства. После судебной ре­формы 1922—1924 гг. в течение 70 лет в российских судах всех уровней для всех уголовных дел, рассматривавшихся по первой инстанции, сущест­вовал стандартный «набор» судей — один судья-профессионал и два на­родных заседателя. Поэтому вопрос о составе суда не возникал. Он приоб­рел практическое звучание после принятия в мае 1992 года закона, допус­тившего единоличное рассмотрение уголовных дел, а в июле 1993 года — закона, предусмотревшего возможность образования суда первой инстан­ции в составе трех профессиональных судей или в составе одного профес­сионального судьи и двенадцати присяжных заседателей.

С учетом этого обстоятельства в наши дни при определении понятия «подсудность» всегда необходимо помнить о том, что данное понятие не­разрывно связано не только с конкретным судом, куда дело должно по­пасть на разбирательство, но и с его составом

Выбор суда, где должно рассматриваться дело, и определение его состава — важные предпосылки для реализации при рассмотрении и разрешении дела принципа полноты, всесторонности и объективности. Здесь не последнюю роль играет и обес­печение своевременности вынесения итогового судебного решения (приговора). Подобные предпосылки также являются эффективным средством способствующим тому, чтобы конкретное уголовное дело рассматри­валось и разрешалось судом законным, компетентным, независимым и бес­пристрастным, как требуют авторитетные международные документы (см., например, ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах), а также ряд действующих российских конституционных предписаний.

Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, которая состоит из трех глав, включающих в себя по два раздела, заключения и списка используемых источников и литературы.

ГЛАВА 1.Понятие, признаки и значение подсудности в уголовном процессе

1.1Понятие подсудности в уголовном процессе

В законе не дано определение понятия подсудности. Однако в правовой литературе общепризнано, что под подсудностью следует понимать юридическое свойство уголовного дела, в силу которого оно подлежит рассмотрению в суде первой инстанции11.

При определении суда, который должен рассматривать дело, необходимо учитывать также его “компетенцию”, т.е. объем полномочий того или иного суда в судебной программе по рассмотрению уголовных дел. Таким образом, при установлении того, какому суду подсудно конкретное уголовное дело, сопоставляются свойства этого дела и компетенция судов.

Хотя понятия подсудности и компетенции тесно связаны между собой, отождествлять их нельзя.

Подсудность — процессуальный институт, устанавливающий компетенцию суда применительно к кругу дел, которые он вправе рассматривать. Компетенция хотя неразрывно связана с подсудностью, тем не менее является главным образом понятием судоустройственным, организационным.

Подсудность отражает компетенцию суда первой инстанции, в отличие от суда, рассматривающего дела в кассационном или надзорном порядке, либо по вновь открывшимся обстоятельствам. Компетенция определяет характер и объем полномочий судов в целом в отличие от других государственных и административных органов.

Решение вопроса о подсудности уголовного дела проходит через ряд уголовно-процессуальных стадий: при окончании предварительного расследования и направлении прокурором или его заместителем материалов дела в суд (ст. 217 УПК), в стадии назначения судебного заседания судьей (ст. 222,231,432,433 УПК). Правильность решения данного вопроса проверяется судом первой и второй инстанции.

Правила о подсудности, закрепленные в ст. 31—36 УПК, направлены на обеспечение быстрого, полного и объективного рассмотрения уголовного дела. Соблюдение этих правил позволяет суду более глубоко исследовать обстоятельства совершения преступления, рассматривать дело там, где проживает большинство свидетелей и заинтересованных в его исходе лиц, учитывать специфику отдельных категорий преступлений (например, воинских).

Правила о подсудности уголовных дел основаны на принципе равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Поэтому важно, чтобы каждое дело рассматривалось только тем судом, которому оно подсудно. Концепция судебной реформы в Российской Федерации исключает возможность произвольного изменения подсудности, четко определив компетенцию различных звеньев судебной системы.

Одно из неотъемлемых прав человека — право на рассмотрение его дела компетентным судом, а следовательно, право знать, какой именно суд в соответствии с законом правомочен рассматривать дело. Это должно исключать субъективизм при решении вопроса о том, в какой суд направлять дело для рассмотрения, например, по признаку его “общественной значимости” или “высокого должностного положения лица”, так как подсудность дел может быть установлена только законом, а не определяться применительно к конкретному делу.

Следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации впервые предусмотрела право гражданина на рассмотрение его дела судом, предопределенным законом. “Никто, — сказано в ст. 47, — не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом”. Это право, широко известное на Западе (например, ст. 101 Конституции ФРГ), никогда не фигурировало у нас, даже теоретически, среди прав человека и гражданина. Практика же в необходимых случаях обращалась к нормам главы 2 УПК “Подсудность”, где предусмотрены различные основания и способы изменения установленной законом подсудности уголовных дел. Среди них — изъятие вышестоящим судом любого уголовного дела, подсудность нижестоящему суду, из этого суда и принятие его к своем судопроизводству или передача дела в другой нижестоящий суд. Причем основания изменения подсудности сформулированы беспредельно широко: “в целях наиболее быстрого, полного и объективного рассмотрения дела, а равно в целях наилучшего обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства” (ст. 44 У ПК). Это практически исключает возможность проконтролировать действительную необходимость в изменении подсудности. Более того, в такой неопределенности потенциально заложены неограниченные возможности для манипулирования делами и судами в политических, карьеристских и иных далеких от правосудия целях.1

Для обеспечения прав сторон необходимо применение норм об отводах и отмене решений, вынесенных незаконным составом суда. Одна из гарантий доступа к правосудию — возможность выбора состава суда, который, по мнению стороны, способен справедливо рассмотреть ее дело.

К сожалению, здесь, как и во многих других случаях, ряд законов остаются неконституционными. Сторонам не разъясняются нормы о подсудности. Вопреки ст. 47 Конституции РФ от обвиняемого по-прежнему не зависят передача его дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд в целях “обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства” или по другим основаниям (ст. 44 УПК).

Согласно ст. 41 УПК дело подлежит рассмотрению в том суде, в районе деятельности которого совершено преступление. Если же “определить место совершения преступления невозможно, дело подсудно тому суду, в районе деятельности которого закончено предварительное следствие или дознание”. Между тем невозможность установить место совершения преступления свидетельствует о недоказанности обвинения: это место должно быть установлено по каждому уголовному делу (ст. 68,205 и 314 УПК). При такой “невозможности” обвиняемый лишается права на “своего судью”. Рассмотрение дела в том суде, в районе деятельности которого велось предварительное расследование, таит серьезную опасность. Как показывает практика, в этих случаях суд нередко следует не велениям права, а выступает борцом с преступностью, действующим в одной связке и под влиянием органов расследования и прокуратуры. Представляется, что в будущем УПК территориальная подсудность должна определяться иначе.

Нынешние процессуальные нормы в силу их неопределенности дают должностным лицам возможность манипулировать правилами о подсудности. Не исключено, что в суде, которому подсудно дело, нет судей, имеющих право его рассматривать, что ответчиком является работник этого суда, и т.п. Но все такие ситуации должны быть четко урегулированы в процессуальном законодательстве.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие УК Российской Федерации”, а также в Уголовно-процессуальный и Исправительно-трудовой кодексы РСФСР” от 21 декабря 1996 г. ограничил гарантии подсудности.

Так, суд присяжных имел право рассматривать дела по обвинению в преступлениях, указанных в ст. 36 УПК. Но мало того, что на территории 80 субъектов этот суд до сих пор не действует, законом от 21 декабря 1996 г. из подсудности судов присяжных к тому же изъят ряд категорий дел. Функционирование суда присяжных лишь в девяти регионах и сужение круга отнесенных к его компетенции дел серьезно ущемляет права граждан, противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом.

Гарантии подсудности ограничены и в других случаях. По решению суда с согласия обвиняемого уголовное дело по первой инстанции могло рассматриваться в областном или равном ему суде коллегией в составе трех профессиональных судей. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. ситуацию изменил. По новой редакции ст. 15 УПК коллегия в составе трех профессиональных судей будет рассматривать лишь дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Но ведь Конституция РФ запрещает принимать законы, отменяющие или умаляющие права граждан, включая их права в сфере отправления правосудия (ч. 2 ст. 55 и ч. 5 ст. 32 УПК). С этими предписаниями не согласуется ст. 35 УПК. В ней указывался и без того широкий круг дел, которые могли рассматриваться судьей единолично. Ее изменение Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. значительно расширило круг дел, рассмотрение которых осуществляется единолично судьей. В их числе дела по обвинению в преступлениях, за которые предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы. Опасность произвола при таком упрощенчестве столь велика, что это вынуждено признать руководство Верховного Суда РФ.

Права человека и подсудность дел Верховному Суду РФ несовместимы. Когда обвиняемый содержится под стражей, он не может участвовать в заседаниях кассационной и надзорной инстанций этого суда, что противоречит равенству всех перед законом и судом (ст. 6 и 19 Конституции РФ). Если дело рассмотрено Верховным Судом РФ по первой инстанции, его решения вступают в силу немедленно и не подлежат кассационному обжалованию, что противоречит праву каждого осужденного “на пересмотр приговора вышестоящим судом” (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ). Неправомерность закрепленной законом подсудности Верховного Суда РФ не раз отмечалась нашими юристами. Теперь на это указано в докладе экспертов Совета Европы (от 8 марта 1996 г.), а затем признано и руководством Минюста РФ.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. установлена новая редакция ст. 36 УПК. По ней “Верховному Суду Российской Федерации подсудны дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральным законом, а также особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации при наличии ходатайства обвиняемого” . Что собой представляют дела “особой сложности или особого общественного значения”, в УПК не разъясняется, и при отсутствии формальной определенности сохраняется “право” Верховного Суда РФ рассматривать по первой инстанции дела, подсудные другим судам. Принцип состязательности и равноправия сторон исключает обвинительную деятельность суда и обязывает его осуществлять правосудие, а не принимать дела к “своему производству по собственной инициативе”. Упоминается о “наличии ходатайства обвиняемого”, однако следователя не обязывают выяснить, согласен ли обвиняемый с передачей его дела в Верховный Суд РФ, решения которого оспаривать в кассационном порядке по-прежнему невозможно (ч. 8 ст. 201, ч. 5 ст. 325, ч. 3 ст. 331 УПК).

    1. Признаки и значение подсудности в уголовном процессе

Подсудность уголовных дел определяется тремя основными признаками:⑴.родовым(предметным)⑵.территориальным(местным)⑶.персональным(личным);выделяют также подсудность по связи дел. В связи с этим принято различать предметную(родовую), территориальную и персональную подсудность. Сам закон(ст.32,35 УПК)употребляет понятие подсудности применительно к одному признаку подсудности—территориальная подсудность уголовного дела. Виды подсудности различаются в зависимости от содержания обвинения, места совершения преступления и личности обвиняемого.

Предметный (родовой) признак подсудности определяется родом (видом) преступления, составляющего предмет производства по уголовному делу, т.е. в конечном счете квалификацией преступления по статье Уголовного кодекса РФ. С помощью родового признака подсудности устанавливается, суд какого звена судебной системы компетентен рассматривать данное дело, и разграничивается компетенция между общими судами и военными. Предметный признак подсудности определяется путем прямых указаний закона об отнесении определенной категории уголовных дел к ведению тех или иных судов.

Районному (городскому) народному суду подсудны все дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам или военным судам.

Судья единолично рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает пяти лет лишения свободы.

Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, является более строгим, чем пять лет лишения свободы, но не превышает пятнадцати лет лишения свободы, а также все дела о преступлениях несовершеннолетних. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Они равны с председательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении приговора.

Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, рассматривает коллегия в составе трех судей.

При ознакомлении обвиняемого с материалами дела следователь обязан выяснить, согласен ли обвиняемый на рассмотрение его дела судьей единолично (ч. 7 ст. 201 УПК).

Если обвиняемый знакомится с делом о преступлении, которое в соответствии с УПК может рассматриваться коллегией судей, то следователь обязан выяснить, согласен ли обвиняемый на рассмотрение его дела в таком составе суда (ч. 8 ст. 201 УПК).

Согласно ст. 421 УПК по ходатайству обвиняемого суд присяжных в краевом, областном, городском суде рассматривает дела о преступлениях, предусмотренных ст. 36 УПК. К ним, например, относятся дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 131 УПК.

Судам, перечисленным в ч. 1 ст. 36 УПК, подсудны также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Рассмотрение дела судом присяжных осуществляется не иначе как по ходатайству обвиняемого. Обвиняемый имеет право заявлять указанное ходатайство при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела. В дальнейшем ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных не принимается. Отказ обвиняемого от указанного ходатайства не принимается, если оно было подтверждено в ходе предварительного слушания (ст. 423 УПК).

При ознакомлении обвиняемого со всеми материалами дела следователь обязан разъяснить ему право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, а также юридические последствия удовлетворения такого ходатайства, включая особенности обжалования и рассмотрения жалоб на приговор суда присяжных.

Ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом присяжных либо отказ от использования этого права, а также другую позицию обвиняемого по данному поводу следователь обязан зафиксировать в отдельном протоколе, который подписывается следователем и обвиняемым (ст. 424 УПК).

Для рассмотрения дела по обвинению нескольких лиц судом присяжных достаточно, чтобы такое ходатайство заявил один из обвиняемых. В случае если кто-либо из обвиняемых возражает против рассмотрения его дела судом присяжных, производство в отношении такого обвиняемого должно быть выделено, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследования и разрешения данного дела (ст. 425 УПК), а если выделить дело невозможно, то дело рассматривается тремя судьями или судьей с двумя народными заседателями.

Верховному Суду РФ подсудны дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе, по инициативе Генерального прокурора РФ или его заместителей (ст. 38 УПК). Особо сложными или имеющими большой общественный резонанс признаются, как правило, дела о совершении особо опасных преступлений на территории нескольких субъектов РФ; дела, которые в силу их сложности не получили правильного разрешения в нижестоящих судах при неоднократном их рассмотрении. Решение о принятии дела к производству Верховным Судом РФ обычно принимает Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель. Оно может быть принято также Президиумом Верховного Суда РФ и судебной коллегией Верховного Суда России при отмене в кассационном порядке или в порядке надзора суда первой инстанции.

Территориальный (местный) признак определяет подсудность уголовных дел в зависимости от места совершения преступления.

По этому признаку разграничивается подсудность дел между одноименными судами, т.е. между судами одного и того же звена судебной системы (например, между районными народными судами и т.д.).

Рассмотрение дел в том суде, в районе деятельности которого совершено преступление, целесообразно потому, что в этом месте, как правило, проживают подсудимые, потерпевшие, свидетели, судьи знают местные условия и могут учесть их при принятии решения, обеспечивается наибольший предупредительный и воспитательный эффект судебного разбирательства.

Если место совершения преступления определить невозможно, дело подсудно тому суду, в районе деятельности которого закончено предварительное следствие или дознание по делу (ст. 41 УПК).

Персональный (специальный) признак подсудности определяется служебным или должностным положением лица, совершившего преступление. Так, уголовное дело в отношении судьи, по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ (п. 7 ст. 16 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”). В этом случае персональный признак подсудности связан с особыми гарантиями неприкосновенности судей, а также позволяет учесть при осуществлении правосудия особенности профессиональной деятельности судьи, а также избежать предвзятого отношения по отношению обвиняемого, если бы дело рассматривалось по месту его регистрации и совершению преступления.

По персональному признаку разграничивается подсудность дел между общими судами и военными. Подсудность уголовных дел военным судам предусмотрена Положением о военных трибуналах, утвержденным Законом СССР от 25 декабря 1958 г.1. В соответствии со ст. 11 этого Положения им подсудны: 1) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; 2) дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами, матросами органов государственной безопасности; 3) дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений; 4) дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых имеется специальное указание в законодательстве.

По предметному признаку военным судам подсудны также уголовные дела о шпионаже.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военным судам подсудны все без исключения уголовные и гражданские дела.

Чтобы определить, какой именно военный суд должен рассматривать дело, надо учесть должностное положение и воинское звание военнослужащего (ст. 16,17,18 Положения о военных трибуналах).

Уголовно-процессуальным законом установлен признак подсудности по связи дел, который содержит правило, позволяющее определить, какой суд должен рассмотреть дело при объединении в данном производстве дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений (ст. 26,42 УПК):

1) при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны разноименным судам, дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим из этих судов (ч. 1 ст. 42 УПК);

2) при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному суду в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело о всех лицах и преступлениях в соответствии с Положением о военных трибуналах рассматривается военным судом (ч. 2 ст. 42 УПК);

3) дело, которое по тем или иным основаниям подсудно одновременно нескольким одноименным судам, рассматривается тем судом, в районе деятельности которого было закончено предварительное следствие или дознание по делу (ч. 3 ст. 42 УПК).

Точное и безусловное соблюдение правил о подсудности имеет большое значение , так как:

  • является одной из важных гарантий законного и обоснованного рассмотрения и разрешения уголовных дел, для чего требуется, чтобы суд хорошо знал местные условия, в которых преступление было совершено (например, районный суд),равно как и специфику данного рода преступлений(например,военный суд);

  • обеспечивает поступление в суды дел с учетом места, которое занимает каждый из низ в единой системе органов правосудия,и, в частности, того обстоятельства, что наиболее близким к населению звеном судебной системы,призванным рассматривать большинство уголовных (равно как и гражданских)дел, является районный суд;

  • способствует осуществлению принципа равенства всех граждан перед законом и судом.

ГЛАВА 2. Виды подсудности в уголовном процессе

2.1 Родовая подсудность

Подсудность уголовных дел - это совокупность специальных признаков, по которым конкретное уголовное дело подлежит рассмотрению тем, либо иным судом в соответствии с его компетенцией.

К таким признакам можно отнести тяжесть совершенного преступления, территорию, на которой оно совершено, заявленные сторонами ходатайства о рассмотрении конкретного дела конкретным судом и т.д.

В уголовном судопроизводстве различают три вида подсудности:

1) родовая (предметная);

2) территориальная;

3) персональная.

Ниже мы рассмотрим указанные виды подсудности

Родовая подсудность (предметная) - означает отнесение уголовного дела к ведению того или иного звена судебной системы, в зависимости от вида совершенного преступления.

Правила о подсудности направлены на достижение наиболее быстрого и эффективного рассмотрения уголовного дела в суде, избегая при этом волокиты и необоснованных издержек. Таким образом, каждой категории судов подсудна определенная совокупность уголовных дел, отнесенная к их подсудности УПК РФ.

Статья 47 Конституции РФ указывает на то, что «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».

Подсудность уголовных дел по родовому (предметному признаку) определена законодателем в ст. 31 УПК РФ, из ее содержания следует, что мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы, кроме уголовных дел о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях за исключением дел, подсудных мировым судьям, верховным судам республики, областным, городских федерального значения, автономных образований, а также Верховному суду РФ.

Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны наиболее сложные уголовные дела, рассмотрение которых предъявляет к судьям повышенные требования (квалификация, опыт работы и т.д.). Это, например, уголовные дела о таких преступлениях, как убийство при отягчающих обстоятельствах, терроризм, бандитизм, преступления против государственной власти, против мира и безопасности человечества и т.д. Преступления, уголовные дела о которых подсудны данному звену судов, перечислены в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Кроме указанных уголовных дел, данным звеном суда рассматриваются уголовные дела, переданные в эти суды в соответствии с их подсудностью (ст. 34 УПК) в связи с изменением подсудности дела (ст. 35 УПК), а также уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Верховному Суду Российской Федерации подсудны уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ, а также уголовные дела особой сложности, которые он вправе принять к своему производству по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации и при наличии ходатайства обвиняемого.

Районный суд и военный суд соответствующего уровня принимает решения в ходе досудебного производства по уголовным делам, указанным в ч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ (об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, о производстве обыска в жилище, о прослушивании телефонных и иных переговоров и т.д.; а также при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК).

Важным моментом является положение статьи 33 УПК о том, что в случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом (т.е. если хоть один эпизод квалифицирован статьей УК, подсудность дел о совершении которых отнесена законодателем к подсудности областного суда, все дело подлежит рассмотрению в суде областного уровня).

Подсудность гражданского иска (независимо от его размера), вытекающего из уголовного дела, всегда определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен.

ПРЕДМЕТНАЯ (РОДОВАЯ) ПОДСУДНОСТЬ СУДОВ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Конституционный суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

Конституционный суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

между федеральными органами государственной власти;

между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

дает толкование Конституции Российской Федерации;

дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает споры о соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также осуществляет толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2.2 Территориальная подсудность

Территориальная (местная) подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т.е. различными судами одного и того же звена судебной системы.

Территориальная подсудность уголовных дел определена законодателем в ст. 32 УПК РФ, согласно ей:

1) уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления, за исключением случаев изменения территориальной подсудности уголовных дел в случаях, когда удовлетворяется отвод одной из сторон судебного заседания всему составу соответствующего суда; а также по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст. 63 УПК РФ, либо не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, при условии, что все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела. Изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается лишь до начала судебного разбирательства (ст. 35 УПК). Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела при удовлетворении ходатайства об отводе всего состава суда разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем, о чем выносится постановление;

2) если преступление было начато в месте деятельности одного суда, а окончено в месте деятельности другого суда, уголовное дело о таком преступлении подсудно суду по месту окончания расследования;

3) если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего суда уголовное дело рассматривается тем судом, в месте деятельности которого совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершены наиболее тяжкие из них.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСУДНОСТЬ – это правила распределения конкретного спора в соответствии с территориальной юрисдикцией одного из судов в рамках одного звена одной ветви судебной системы Российской Федерации . Или, иначе говоря, на примере Санкт-Петербурга, правила территориальной подсудности распределяют споры между: Василеостровским, Выборгским, Дзержинским, Зеленогорским, Калиниским, Кировским, Колпинским,Красногвардейским,Красносельским,Кронштадским,Куйбышевским, Ленинским, Ломоносовским, Московским, Невским, Октябрьским, Петроградским, Петродворцовым, Приморским, Пушкинским, Сестрорецким Смольненским, Фрунзенским судами – в рамках районных судов общей юрисдикции; Санкт-Петербургским Военным Гарнизонным, Кроншдатским Военным Гарнизонным, Пушкинским Военным Гарнизонным, 224 -ым Военным Гарнизонным, Сертоловским Военным Гарнизонным, Выбогским Военным Гарнизонным, Великоновгородским Военным Гарнизонным судами – в рамках военных гарнизонных судов, которые относятся к судам общей юрисдикции и т.д. Таким же образом и в Ленинградской области.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСУДНОСТЬ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ: ОБЩИЕ ПРАВИЛА

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО - уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления,

ОДНАКО:

Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:

При удовлетворении ходатайства стороны об отводе всего состава соответствующего суда.

В случае, если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода по ходатайству стороны.

Не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела. Для изменения территориальной подсудности также необходимо ходатайство стороны.

Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них.

Изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается лишь до начала судебного разбирательства.

Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем.

2.3 Персональная подсудность

Персональная подсудность означает, что конкретное уголовное дело, в зависимости от должностного положения обвиняемого (подсудимого) подсудно тому суду, который указан непосредственно в законе. Например, Верховному суду РФ подсудны уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федерального суда при наличии от них соответствующего ходатайства, заявленного до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК). Данное положение вызвано особым порядком привлечения данной категории лиц к уголовной ответственности, в соответствии с которым решение о возбуждении уголовного дела в их отношении либо о привлечении их в качестве обвиняемых принимается Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия, соответственно Совета Федерации или Государственной Думы;

Гарнизонные военные суды рассматривают уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам.

Подсудность окружного (флотского) военного суда аналогична подсудности Верховного суда республики, краевого, областного суда города федерального значения, автономных образований - в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению одного лица или группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного лица, уголовное дело о всех лицах может рассматриваться военным судом, если против этого не возражает то лицо или те лица, которые не относятся к военнослужащим или лицам, проходящим военные сборы. При наличии возражений со стороны лица или лиц, не являющихся военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы, уголовное дело в отношении этих лиц выделяется в отдельное производство и подлежит рассмотрению соответствующим судом общей юрисдикции. В том случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции.

Военным судам, находящимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими из состава российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:

1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации;

2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

ГЛАВА 3.Изменение подсудности уголовного дела

3.1 Передача уголовного дела по подсудности

Вопрос о подсудности впервые возникает при окончании предварительного расследования и направлении дела в суд. В обвинительном заключении указывается, какому суду подсудно дело.

Судья, решая вопрос о назначении судебного заседания, прежде всего определяет, подсудно ли дело данному суду (п. 1 ст. 222 УПК). Если суду, в который поступило дело, оно не подсудно, то выносится постановление о направлении дела по подсудности (ст. 43,231 УПК). Обнаружив, что дело не подсудно данному суду, после назначения судебного заседания, но до начала судебного разбирательства судья направляет дело председателю вышестоящего суда со своим представлением об отмене постановления о назначении судебного заседания и передаче дела по подсудности.

Передача уголовного дела по подсудности предусмотрена ст. 34 УПК РФ. Согласно ей:

1) судья, установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания, что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду, направляет его по подсудности;

2) суд, установив, что находящееся в его производстве уголовное дело подсудно другому суду такого же уровня, вправе, с согласия подсудимого, оставить такое дело в своем производстве, но только в случае, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании;

3) если уголовное дело подсудно вышестоящему или военному суду, оно во всех случаях подлежит направлению по подсудности.

Споры о подсудности между судами не допускаются. Всякое уголовное дело, направленное из одного суда в другой, в порядке, предусмотренном ст. 34 и 35 УПК РФ, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, куда оно направлено (ст. 36 УПК РФ).

Вопрос о передаче дела из суда, которому оно подсудно, в другой такой же суд может иметь место по двум основаниям: 1) обеспечение наиболее быстрого, полного и объективного рассмотрения дела (например, другой одноименный суд находится на более близком расстоянии от места преступления; обвиняемые или большинство свидетелей проживают в одном месте, но не в районе деятельности данного суда; суд, из которого передается дело, малочислен по своему составу и занят на длительный период рассмотрением другого дела); 2) обеспечение наибольшего воспитательного воздействия судебного разбирательства (ст. 44 УПК).

Передача уголовного дела в другой суд в порядке ст. 44 УПК возможна лишь на стадии назначения судебного заседания. Если дело рассматривается в судебном заседании, то оно не может быть передано на рассмотрение другого такого же суда.

Направление дела по основаниям, указанным в ст. 44 УПК, непосредственно в другой суд первой инстанции, которому по общим правилам оно не подсудно, не допускается. Решение о передаче дела по этим основаниям правомочен принять только председатель вышестоящего суда по отношению к суду, которому подсудно уголовное дело по общим правилам.

Перед председателем соответствующего суда вопрос о передаче дела может возбудить прокурор, утвердивший обвинительное заключение, или вышестоящий прокурор, председатель суда, в который поступило уголовное дело, судья, решающий вопрос о назначении судебного решения. О передаче дела могут ходатайствовать участники уголовного процесса (обвиняемый, его защитник, потерпевший и др.).

Председатель вышестоящего суда вправе принять решение о передаче уголовного дела в порядке ст. 44 УПК как по собственной инициативе, так и в связи с поступившими к нему ходатайствами. Вопрос о передаче дела из одного суда в другой суд одного субъекта Российской Федерации решает председатель суда соответствующего субъекта РФ. Передача дела в суд другого субъекта РФ производится по решению Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя.

Аналогичные правила передачи дел действуют и в военных судах (ст. 17 Положения о военных трибуналах).

Спор между судами о подсудности запрещен законом. Если дело направлено из одного суда в другой в порядке ст. 43 и 44 УПК, оно подлежит безусловному принятию к производству тем судом, куда оно направлено (ст. 45 УПК).

3.2 Изменение территориальной подсудности уголовного дела

Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:

При удовлетворении ходатайства стороны об отводе всего состава соответствующего суда.

В случае, если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода по ходатайству стороны.

Не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела. Для изменения территориальной подсудности также необходимо ходатайство стороны.

Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них.

Изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается лишь до начала судебного разбирательства.

Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г. существенно отличается от ранее действовавшего уголовно-процессуального законодательства тем, что приоритетными направлениями в нем является защита прав и свобод гражданина и человека. С учетом новой направленности уголовного судопроизводства законодатель изменил систему судов, утвердив и расширив юрисдикцию мировых судей, изменив подсудность, а также введя новые упрощенные формы рассмотрения уголовных дел в суде первой инстанции.
нодатель отказался от существовавшего ранее суда народных заседателей, полагая, что он утратил свое значение, так как в большинстве своем участие народных заседателей сводилось лишь к формальному присутствию в уголовном процессе. Вместо этого он усилил положение суда с участием присяжных заседателей. В качестве гарантии соблюдения законности ввел апелляционную инстанцию, предусмотрев возможность обжалования в ней решений по уголовным делам, которые по первой инстанции рассматриваются мировыми судьями. Кроме того, законодатель предусмотрел новую форму судебного разбирательства в виде особого порядка принятия решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Новые положения направлены на ускорение судебного разбирательства, обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
В правовом демократическом государстве подсудность уголовных дел является одним из процессуальных институтов, связанных с обеспечением процессуальных гарантий прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве, реализации конституционного положения, в соответствии с которым лицо имеет право на рассмотрение уголовного дела в отношении него тем судьей, или тем составом суда, о котором ходатайствует обвиняемый. Однако, уголовно-процессуальное законодательство не урегулировало всех вопросов, связанных с определением подсудности уголовных дел, в связи с чем на практике возникает ряд вопросов, связанных с определением суда, который должен рассматривать то или иное уголовное дело.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

  1. ФКЗ РФ от 31.12.1996 г. в ред. от 04.07.2003 г. "О судебной системе Рос-сийской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 г. (ред. от 22.07.2008) // СПС Консультант Плюс.

  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. (ред. от 11.06.2008, с изм. от 16.07.2008) // СПС Консультант Плюс.

Литература:

  1. Уголовный процесс / Под общ. ред. проф. Лупинской П.А., М., 1995. С. 294.

  2. Уголовно-процессуальное права/Под ред.Г.П.Химичевой, О.В.Химичевой 2004.—527с.

  3. Тупиков В. Подсудность дел по жалобам на нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме //Российская юстиция. 2002. №4. С.18.

  4. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. — М.: Юристъ; 2003. — 797 с.

  5. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: учебник для юридических вузов и факультетовВандышев В.В. Волтерс Клувер, 2010 г.

  6. Комментарий к головно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный),(под общей редакцией В.И.Радченко).М:Юридический дом “Юстицинформ”,2003

  7. Рагулин А.В. Адвокат в уголовном процессе: Учебно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 480 с.

  8. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 863 с.

  9. Уголовный процесс. Учебник / Под редакцией И.Л. Петрухина. М, 2001

  10.   Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. В. Смирнова. СПб.: Питер, 2004. - 697 с. - (Серия "Учебник для вузов"). 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.

  11. Уголовно – процессуальное право Российской Федерации. Учебник. Отв. ред. П.А. Лупинская. - СПб.: Питер, 2005

  12. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. А.С. Кобликова. – М.: Норма – Инфра-М, 2004.

  13. Реабилитирован посмертно. М.,Юридическое издательство,1989.-с.333.

  14. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М.: БЕК, 1997.

  15. Уголовный процесс.Конспект лекций в схемах/Под.ред.Д.И.Платонова.—М.:ПРИОР.—2004

  16. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. Т. 1. М.: Наука, 1994.

1Г.П. Ивлиев пишет: “Подсудность — это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которыми процессуальный закон определяет суд, правомочный рассматривать данное в качестве суда первой инстанции”. Подсудность // Уголовный процесс / Под общ. ред. проф. Лупинской П.А., М., 1995. С. 294.

1См.: Савицкий В.М. Последние новеллы УПК: прекращение уголовного дела, состав суда, подсудность, подследственность // Российская юстиция. 1997. № 4. С. 19.

1ВВС СССР. 1959. № 1. Ст. 14.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Понятие и значение принципов уголовного процесса

    Реферат >> Государство и право
    План Введение Понятие и значение принципов уголовного процесса. Система принципов уголовного процесса. 3. Содержание принципов уголовного процесса, закреплённых в Конституции РК и ... быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом ...
  2. Шпаргалка по Уголовному судопроизводству

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... может быть проведено без понятых 21. Понятие и значение доказательств в уголовном процессе. Их относимость и допустимость Доказательствами ... лица направляется в суд, которому оно подсудно Уголовное дело в отношении члена СФ, депутата ...
  3. Суд как субъект уголовного процесса

    Контрольная работа >> Государство и право
    ... Введение 3-4 Понятие и классификация субъектов и участников уголовного процесса 5-6 Суд в уголовном процессе 7-11 ... судом уголовного дела по существу. Возрастает значение суда ... уголовные дела, за исключением уголовных дел, подсудных мировому судье; уголовных ...
  4. Задачи уголовного процесса и доказательственное право

    Реферат >> Государство и право
    ... вследст­вие нарушения закона о подследственности, подсудности и т.п., например при проведении дознавателем ... культуры. Обязанность доказывания Понятие «обязанность доказывания» употребляется в уголовном процессе в двух значениях: 1. Обязанность доказывания ...
  5. Понятие уголовный процесс

    Реферат >> Государство и право
    ... регулируются международными договорами. 7. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА Принципы российского уголовного процесса – это закрепленные в правовых ... дарственную тайну. Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в от–ношении члена ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020549297332764