Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
За годы реформы, которая началась с политической сферы, укоренилась в экономике и распространилась на правовую систему, наметился переход к пониманию ...полностью>>
Государство и право->Реферат
В данной курсовой работе рассматривается учет рабочего времени и неявок (рабочим считается время, в течение которого работник должен выполнять свои тр...полностью>>
Государство и право->Реферат
Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — рыночная стоимость всех конечных товаров и у...полностью>>
Государство и право->Реферат
Актуальность. Изучению корпоративной культуры, ее воздействия на деятельность крупных предпринимательских структур посвящены работы многих зарубежных ...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

53

Введение.

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Закон «О защите прав потребителей» (далее - Закон) - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей»1 потребители получили правовые возможности в отстаивании своих прав. Закон вобрал в себя лучший опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики.

Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.

Цель нашей курсовой работы – изучить и понять смысл Закона РФ «О защите прав потребителя» и других источников российского законодательства о защите прав потребителей. Рассмотреть наиболее приемлемые варианты для решения проблем возникших между потребителем и предпринимателями (продавцом).

Рассмотрим варианты защиты прав потребителя на практике, гарантией реализации этих прав. Ознакомимся со службами которые будут содействовать при решении подобных проблем.

Глава I. Законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей.

У современного покупателя есть свои критерии выбора товара. К ним могут относиться и качество покупаемого товара, и его современность, и востребованность, и внешний вид, и многое другое.
Право потребителя на получение товара надлежащего качества, т.е. продукции, соответствующей по качеству установленным требованиям, является одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных законом.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ).

Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй ГК РФ"2 устанавливает общее для всех видов гражданско - правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Таким образом, основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в России является так же и закон РФ «О защите прав потребителей», введенный в действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (Закон)3.

Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц, а также на потребителей – физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.

Закон «О защите прав потребителей» применяется к отдельным видам гражданско - правовых договоров в части, не противоречащей ГК РФ, независимо от того, есть на него или нет ссылка в ГК РФ в случаях:

- конкретизирует и детализирует положения ГК РФ (например, ст. 8 - 10);

- регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ (например, п. 1 ст. 18);

- предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, п. 1 ст. 394 ГК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 ГК РФ на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в т.ч. и нормы о защите прав потребителей (п. 1 ст. 1, п. 2 и 4 ст. 5, п. 4 ст. 7, п. 1 и 2 ст. 10, п. 1 ст. 18, ст. 26, 38 Закона "О защите прав потребителей").

В частности, в соответствии со ст. 26, 38 Закона «О защите прав потребителей» Правительство РФ вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли - продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей.

Законом «О защите прав потребителей» (статья 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.

§ 1. Обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

«В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона "О защите прав потребителей", если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим».

Согласно ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям качества, установленным ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

В соответствии с п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Гарантия качества товара распространяется на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п. 3 ст. 470 ГК РФ).

Согласно ст. 470 ГК РФ гарантийный срок может быть установлен в договоре купли-продажи. Поскольку договоры розничной купли-продажи, как правило, являются договорами присоединения (ст. 428 ГК РФ), условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара. При этом согласно ГК РФ в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.

Законом РФ "О защите прав потребителей" дополнительно установлено, что потребитель вправе предъявить продавцу требования, связанные с выявлением в товаре недостатков, в случае, когда эти недостатки обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (п. 1 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей").

§ 2. Сроки службы и сроки годности.

«В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но не установлен, запрещается».

В отношении сроков годности действует запрет на продажу товаров без информации об указанных сроках на все товары, включая импортные. Таким образом, в момент продажи товар, на который отсутствует информация о сроках годности, уже может быть непригодным для использования по назначению.

Согласно ст. 472 ГК РФ законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности). Аналогичное понимание сущности гарантийного срока предусмотрено ст. 722 ГК РФ для результата работы. В соответствии с п. 2 ст. 472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Если товар вошел в перечень товаров, на которые должны быть установлены сроки годности, то независимо от того, где такой товар произведен, продавец не просто должен довести имеющуюся информацию о сроке годности до потребителя, но и передать товар до окончания срока годности.

Срок годности товара выполняет две функции:
1) гарантирует соответствие товара требованиям по качеству, устанавливаемым обязательными для продавца правилами;
2) устанавливает запрет на реализацию (передачу) продавцом (изготовителем) товара после истечения данного срока, а также в предшествующий истечению этого срока период, недостаточный покупателю для использования купленного товара по назначению.
Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (ст. 473 ГК РФ).
Соответствующая информация о сроке годности товара должна содержаться непосредственно на товаре, его упаковке и в документации о его качестве. Срок годности товаров не может быть приостановлен или прерван.
От срока годности товара следует отличать срок службы товара. Срок годности - это срок, по истечении которого товар независимо от его действительного состояния предполагается непригодным для использования, а срок службы - период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, которые возникли по вине изготовителя.
Если на товар гарантийный срок не установлен ни продавцом, ни изготовителем, то, учитывая положения п. 1, 2 ст. 477 ГК РФ и ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей", требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю (в отношении недвижимого имущества - не позднее двух лет со дня передачи его потребителю). При определении разумности сроков рекомендуется исходить из гарантийных сроков, установленных государственными стандартами, а если они не установлены - из показателей долговечности товара, установленных нормативными документами по стандартизации. При этом необходимо учитывать, что гарантийные сроки не являются обязательным требованием государственных стандартов. Таким образом, гарантийные сроки, установленные в государственных стандартах, носят рекомендательный характер и не являются обязательными. Приказ от 20 мая 1998 г. N 160 "Об утверждении Разъяснения о некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей"4.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Защита прав потребителей (11)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... вопросам защиты прав потребителей, а также обращаться в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые ...
  2. Защита прав потребителей (12)

    Закон >> Государство и право
    ... за нарушение прав потребителей 9. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Родиной движения в защиту прав потребителя является ...
  3. Защита прав потребителей (13)

    Закон >> Государство и право
    ... . Раздел 4. Защита прав потребителей……………………………………...17стр. §1.Государственная и общественная защита прав потребителей 17стр. §2.Судебная защита прав потребителей…………………………18стр. §3.Как защитить свои права в суде ...
  4. Защита прав потребителей (14)

    Закон >> Государство и право
    ... потребителей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей ...
  5. Защита прав потребителей (15)

    Закон >> Государство и право
    ... Федерации. Глава 2. Способы защиты прав потребителя. Статья 17. Судебная защита прав потребителей. Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0071239471435547