Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Аннотация. В статье анализируется стилистика графического дизайна конца ХХ века. Выделяются три основные ветви, в рамках которых реализовались творчес...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Для обслуживания складов используют различные виды подъемно-транспортных машин и механизмов. Выбор их зависит от характеристик самих технических средс...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воз­действием че...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Вся история человечества связана с искусством произнесения речей. Первый человек, который осмелился обратиться к соплеменникам и вскарабкавшийся для э...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«МИР ИСКУССТВА»

Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIX--XX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петер-бурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы жи-вописцев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960).

Основной целью художественного творчества объя-влялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к зада-чам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно.

«Мир искусства» открыл для рус-ской публики немало интересных и неизвестных ей ранее явлений западной культуры, в частности фин-скую и скандинавскую живопись, английских художников-прерафаэ-литов и графика Обри Бёрдсли.

Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением теат-ральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.

Лучшие произведения Бенуа -- графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1905--1922 гг.). Главным «героем» всего цикла стал Петербург: его ули-цы, каналы, архитектурные шедевры предстают то в холодной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких и тёмных пятен. В кульминационный момент траге-дии, когда Евгении бежит от скачу-щего за ним грозного исполина -- памятника Петру, мастер рисует го-род тёмными, мрачными красками.

Творчеству Бенуа близка романтиче-ская идея противопоставления оди-нокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и этим убива-ющего его.

Оформление театральных спек-таклей -- самая яркая страница в творчестве Льва Самуиловича Бакста (настоящая фамилия Розенберг;1866--1924). Наиболее интересные его работы связаны с оперными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже 1907--1914 гг. -- своеобразного фестиваля русского искусства, организованного Дяги-левым. Бакст выполнил эскизы деко-раций и костюмов к опере «Сало-мея» Р. Штрауса, сюите «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, балету «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси и другим спек-таклям. Особенно замечательны эскизы костюмов, ставшие самосто-ятельными графическими произве-дениями. Художник моделировал костюм, ориентируясь на систему движений танцовщика, через ли-нии и цвет он стремился раскрыть рисунок танца и характер музыки. В его эскизах поражают острота видения образа, глубокое понима-ние природы балетных движений и удивительное изящество.

Одной из главных тем для многих мастеров «Мира искусства» стало обращение к прошлому, тоска по утраченному идеальному миру. Лю-бимой эпохой было XVIII столетие, и прежде всего период рококо. Ху-дожники не только пытались воскре-сить это время в своём творчестве -- они привлекли внимание публики к подлинному искусству XVIII в., фак-тически заново открыв творчество французских живописцев Антуана Ватто и Оноре Фрагонара и своих соотечественников -- Фёдора Рокотова и Дмитрия Левицкого.

С образами «галантного века» связаны работы Бенуа, в которых версальские дворцы и парки пред-ставлены как прекрасный и гармо-ничный, но покинутый людьми мир. Евгений Евгеньевич Лансере (1875---1946) предпочитал изображать кар-тины русской жизни XVIII в.

С особенной выразительностью мотивы рококо проявились в рабо-тах Константина Андреевича Сомо-ва (1869--1939). Он рано приоб-щился к истории искусства (отец художника был хранителем коллек-ций Эрмитажа). Закончив Акаде-мию художеств, молодой мастер стал великолепным знатоком старой живописи. Сомов блистательно ими-тировал её технику в своих карти-нах. Основной жанр его творчества можно было бы назвать вариациями на тему «галантной сцены». Действи-тельно, на полотнах художника словно вновь оживают персонажи Ватто -- дамы в пышных платьях и париках, актёры комедии масок. Они кокетничают, флиртуют, поют серенады в аллеях парка, окружён-ные ласкающим сиянием предза-катного света.

Ностальгическое восхищение прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить через женские об-разы. Знаменитая работа «Дама в го-лубом» (1897--1900 гг.) -- портрет современницы мастера художницы Е. М. Мартыновой. Она одета по ста-ринной моде и изображена на фо-не поэтичного пейзажного парка. Манера живописи блестяще имити-рует стиль бидермейера. Но явная болезненность облика героини (Мар-тынова вскоре умерла от туберку-лёза) вызывает ощущение острой тоски, а идиллическая мягкость пейзажа кажется нереальной, суще-ствующей только в воображении художника.

Мстислав Валерианович Добужинский (1875--1957) сосредото-чил своё внимание главным образом на городском пейзаже. Его Петер-бург в отличие от Петербурга Бенуа лишён романтического ореола. Ху-дожник выбирает самые непривле-кательные, «серые» виды, показывая город как огромный механизм, уби-вающий душу человека.

Композиция картины «Человек в очках» («Портрет К. А. Сюннербер-га», 1905--1906 гг.) строится на про-тивопоставлении героя и города, который виден сквозь широкое окно. На первый взгляд пёстрый ряд домов и фигура человека с по-гружённым в тень лицом кажутся изолированными друг от друга. Но между этими двумя планами сущест-вует глубокая внутренняя связь. За яркостью красок выступает «механи-ческая» унылость городских домов. Герой отрешён, погружен в себя, в его в лице нет ничего, кроме устало-сти и опустошённости.

СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Союз русских художников -- объе-динение, которое возникло в 1903 г. в Москве. Его ядро составляли Кон-стантин Юон, Абрам Архипов. Игорь Грабарь, Аркадий Рылов. Большую роль в появлении Союза сыграл «Мир искусства», хотя московские мастера во многом стремились про-тивопоставить себя петербуржцам. Они были далеки от символизма и связанных с ним идей. Их стиль со-единял реалистические традиции передвижников и опыт импрессио-низма в передаче воздуха и света. Находясь под некоторым влиянием творчества Константина Корови-на, который нередко участвовал в выставках Союза, эти художники тяготели к пейзажу и жанровой жи-вописи.

Наиболее интересным среди пей-зажистов был Константин Фёдоро-вич Юон (1875--1958). Лучше всего ему удавались лирические зимние пейзажи («Мартовское солнце», 1915 г.; «Зимнее солнце», 1916 г.), в которых он тонко передавал игру света на подтаявшем снеге, нежную голубизну неба. А в видах Троице-Сергиевой лавры (лучший из них написан в 1910 г.) контраст белого снега и ярких по цвету зданий, человеческих фигур приобрета-ет чисто декоративную красоту, сближающую эти работы с искусст-вом модерна.

Любопытными поисками отмече-но творчество Игоря Эммануиловича Грабаря (1871--1960). Его мягкий и поэтичный по настроению пейзаж «Февральская лазурь» (1904 г.) сви-детельствует о знакомстве художни-ка не только с импрессионизмом, но и с более поздними течениями во французской живописи. Стволы и ветви берёз, погружённых в сияние холодного зимнего солнца, написа-ны короткими мазками и напомина-ют технику пуантилистов. Та же манера видна и в превосходном на-тюрморте «Неприбранный стол» (1907 г.), в котором благодаря си-стеме рефлексов (цветных бликов) все предметы мастерски объедине-ны в колористическое целое. Очень эмоциональны пейзажи Аркадия Александровича Рылова (1870--1939), ученика А И. Куинджи. В картине «Зелёный шум» (1904 г.) листва, колышущаяся под порывом ветра, написана сочными размаши-стыми мазками, а уходящая вдаль па-норама кажется такой же яркой, как и передний план, что создаёт ощу-щение декоративности.

Художник Абрам Ефимович Архи-пов (1862--1930) учился у знамени-тых передвижников -- В. Г. Перова и В. Д. Поленова. Его жанровым по-лотнам присущи и реалистическое содержание, и острая социальная направленность. Однако привлека-ют они не столько этим. сколько чи-сто живописными достоинствами. Такова картина «Прачки» (конец 90-х гг. XIX в.). Её композиция, включающая только малую часть помещения, построена совсем в ду-хе ранних работ Эдгара Дега на ту-же тему. Клубящийся пар растворя-ет контуры фигур и очертания лиц, а колорит, сочетающий приглушён-ные серые, жёлтые, коричневые исиреневые тона, удивительно богат оттенками.

Творчество мастеров Союза рус-ских художников при всём обаянии и высоком техническом уровне от-личалось довольно сильным консер-ватизмом. Крепкие реалистические корни никогда не позволяли жи-вописцам уйти в область поиска но-вых форм и выразительных средств. Возможно, поэтому многие члены Союза русских художников превос-ходно вписались в картину развития официального искусства советского периода, составив, однако, самую достойную его часть.

«ГОЛУБАЯ РОЗА»

В марте 1907 г. в Москве по инициа-тиве мецената, коллекционера и ху-дожника-любителя Николая Павло-вича Рябушинского (1877--1951) открылась выставка группы живопис-цев под названием «Голубая роза». Её основные участники -- Павел Кузне-цов, Сергей Судейкин, Николай Сапу-нов, Мартирос Сарьян и другие -- были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодче-ства. В начале XX в. их объединило глубокое увлечение идеями символизма. Некоторые из них сотрудни-чали в московских символистских журналах «Весы» и «Золотое руно». Но самым сильным было влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Именно от-талкиваясь от его живописного сти-ля, молодые художники-символисты определили главную задачу своего творчества: погружение в мир тон-чайших, неуловимых чувств, затаён-ных и сложных внутренних ощуще-ний, которые невозможно объяснить словами.

В отличие от других художест-венных группировок, для которых первая совместная выставка стано-вилась началом пути, для москов-ских символистов она оказалась итогом: вскоре после этого содру-жество начало распадаться. Однако стиль «Голубой розы» во многом определил дальнейшее творчество каждого из них.

Среди шестнадцати участников выставки особый интерес вызывает, несомненно, Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878--1968). До начала 10-х гг. XX в. творчество художника было близко манере его учителя Борисова-Мусатова и французских символистов группы «Наби». Пейза-жи Кузнецова 1904--1905 гг., напри-мер «Фонтан», «Утро», выдержаны в холодных тонах: серо-голубом, блед-но-сиреневом. Очертания предме-тов расплывчаты, изображение про-странства тяготеет к декоративной условности. Огромное внимание ма-стер уделял своеобразной передаче света, сообщающего пейзажу ощу-щение мягкости и одновременно чувство пронзительной грусти. В ра-ботах Кузнецова 10-х гг., особенно в так называемой «Восточной се-рии», уже ясно виден неповторимый творческий почерк зрелого мастера. Картина «Мираж в степи» (1912 г.) на первый взгляд предельно проста по содержанию: степь, одинокие шатры, неспешно идущие или бесе-дующие люди, которые не замечают великолепного сияния, заполнив-шего небо. Картина опять решена в холодных тонах, а яркие пятна (шат-ры, человеческие фигуры) только подчёркивают абсолютное господство серо-голубой гаммы. Нежное свечение миража -- главное, что притягивает в картине: именно он кажется подлинной реальностью, а люди и их жилища воспринимают-ся как мираж.

Замечательная страница в ис-тории московского символизма -- раннее творчество армянского жи-вописца Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880--1972). Он мог пре-красно демонстрировать тонкость ощущений и символистскую недо-говорённость, как, например, в работе «Озеро фей» (1906 г.), кото-рая построена на типичной для «Голубой розы» игре холодных то-нов. Однако подлинная стихия ху-дожника -- это мир Востока с его темпераментностью и обжигаю-щей яркостью палитры. В таких картинах, как «Улица. Полдень. Кон-стантинополь» (1910 г.), «Финико-вая пальма» (1911 г.), художник ле-пит форму сочными красками и энергичными мазками.

В работах Николая Николаевича Сапунова (1880--1912) перепле-таются элементы символизма и примитивизма. Его полотно «Ка-русель» (1908 г.), казалось бы, ти-пичная примитивистская «ярма-рочная картинка». Однако лёгкие короткие мазки, сложные соеди-нения чистых (т. е. не смешанных на палитре) красок заставляют вспомнить утончённую манеру французских мастеров. И это пре-вращает балаганную сценку в сим-волистское «видение».

Немалое значение для Сапунова имели образы ушедших эпох, что сближает его с петербургскими ма-стерами «Мира искусства». Такова картина «Бал» (1910 г.). воскрешаю-щая в памяти сцену провинциаль-ного бала пушкинских времён.

Гораздо сильнее ностальгические настроения чувствуются в творчестве Сергея Юрьевича Судейкина (1882--1946). Действие картин художника, в частности работы «В парке» (1907 г.), разворачивается, как правило, в английских парках, среди густой листвы и теряющихся в ней лёгких беседок. Уединяющие-ся в лодках и в аллеях парка влюб-лённые пары словно растворяются в нежной воздушной дымке, их кро-шечные фигурки становятся орга-ничной частью природы. Рассеян-ный сумрачный свет придаёт этим «сценам времён сентиментализма» ощущение мечтательности и острой тоски по несбыточному.

Выставка «Голубая роза» не при-вела к созданию прочного художе-ственного объединения московских символистов. Но её название позд-нее превратилось в метафору, опре-деляющую основные черты их сти-ля: камерность, тягу к отражению



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Культура серебряного века

    Реферат >> Культура и искусство
    ... Соловьев. Понимание любви и смерти сближают русскую культуру «Серебряного века» и психоанализ. Фрейд признает основными внутренними ... балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова. Русское искусство получило мировое признание.      Выдающийся композитор ...
  2. Серебряный век в русской литературе (2)

    Реферат >> Литература и русский язык
    ... десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции ... "серебряного века". Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало "серебряного века" ...
  3. Серебряный век в русской культуре

    Реферат >> Культура и искусство
    ... с возрождением книжной графики и искусства книги. В «серебряном веке» присутствовал стиль «модерн», который ... который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры. Выражение и название "серебряный век" является поэтиче­ским и метафорическим, ...
  4. Основные этапы и особенности культуры серебряного века

    Реферат >> Культура и искусство
    ... заметил Н. Бердяев, «о грехе культуры». «Серебряный век» русской культуры по сравнению с «золотым веком» имеет свои преимущества. Во ... и модерна. Значительную роль в культуре «серебряного века» сыграло объединение «Мир искусства» (1898 – 1924) и одноименный ...
  5. Серебряный век русской культуры (кон. ХIХ в.-нач. ХХ в.). 3. Тенденции развития современной социокультурной ситуации в России

    Лекция >> Культура и искусство
    ... заметил Н. Бердяев, «о грехе культуры». «Серебряный век» русской культуры по сравнению с «золотым веком» имеет свои преимущества. Во ... и модерна. Значительную роль в культуре «серебряного века» сыграло объединение «Мир искусства» (1898 – 1924) и одноименный ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014262199401855