Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo ...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен Как раз напротив – роль агрессии в ра...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто...полностью>>
Психология->Реферат
Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды В обеспечении взаимодействия человека с внешни...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии

Контрольная работа

По дисциплине:

История психологии

На тему:

«Психологические учения XVIII в.»

Выполнила :

Надешкина

Наталья

Ивановна

Студентка 4курса

Спец.030301

2209-17-06

г.Москва

Содержание

1. Введение________________________________________________2 стр.

2. Основные теории и учения разрабатываемые в ассоциативной

психологии в эпоху Просвещения в Англии______________________3 стр.

3. Суть учения Гартли о психике_______________________________3 стр.

4. Принцип ассоциации Дэвида Юма___________________________6 стр.

5. Природа сознания Джорджа Беркли_________________________7 стр.

6. Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в.____________________________________________8 стр.

7. Суть учения об ощущениях французского

«энциклопедиста» Э. Кондильяка_____________________________9 стр.

8. Психика человека и его потребности по Ж. Ламетри___________10 стр.

9. Причина различия умственных способностей человека

по К. Гельвецию____________________________________________12 стр.

10. Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо________________________ 13 стр.

11. Суть учений Дени Дидро и Пьера Кабаниса__________________14 стр.

12. Развитие отечественной психологической мысли_____________15 стр.

13. Понимание природы человека по А. Н. Радищеву____________16 стр.

14. Заключение_____________________________________________17 стр.

15. Библиографический список________________________________18 стр.

Введение

В XVIII в. в Европе, в том числе в Англии, Франции, Германии, продолжался начатый в XVII в. процесс укрепления капиталисти­ческих отношений. Ученые, философы вырабатывают новое пред­ставление о жизни, новое мышление. Появляется мощное культур­ное движение — Просвещение, сопровождаемое расцветом науки и искусства. В ряде стран Западной Европы движение получило ши­рокое развитие и влияние, и историческая и философская наука определяла эпоху Просвещения как период безграничной веры в человеческий разум и способности, позволяющие перестроить общество, как эру торжества науки над средневековьем.

Из названия следует, что представители этого движения считали и главной задачей «просветление общества» и как следствие — поднятие его на более высокую ступень эволюционного разви­тия. Суть этого процесса они видели в избавлении общества от древних суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного фанатизма. Взамен устаревших идей и представлений просвети­тели предлагали ориентироваться только на разум, на первона­чальную природу человека, на его опыт. Эти идеи приобретали в различных странах разную тональность в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Однако наибольшее распространение идеи Просвещения получили в Англии и Фран­ции. Это обусловливалось наибольшей подготовленностью усло­вий для развития течения Просвещения в этих странах.

Истоки западноевропейского Просвещения следует искать и истории развития человечества в эпоху Возрождения, причем, это признавали и подчеркивали сами просветители. Наука Про­свещения ориентировалась на гуманистические идеалы и свобо­домыслие Ренессанса, преклонение перед античностью, истори­ческий оптимизм. Происходит мощная переоценка прежних ценностей, сомнение в старых феодально-церковных догматах, разрушение традиций и авторитетов. Во многих странах разви­тие просветительского движения происходило на фоне измене­ний в их политической жизни, важнейшим из которых был кри­зис феодальной системы, как следствие, появление новых слоев общества и, конечно же, возникновение противоречий между ними. Такая общественно-политическая обстановка в Европе не могла не вызвать реакции у лучших умов человечества того времени. Идеи просветителей носили во многом бунтарский, революционный характер — они выступали против всего фео­дального строя с его системой сословных привилегий и, таким образом, имели решающее значение в переходе общества на ка­питалистическую основу.

Основные теории и учения разрабатываемые в ассоциативной психологии в эпоху Просвещения в Англии

Основным направлением в развитии английской психологии в XVIII в. становится ассоцианизм, берущий свое начало от эм­пиризма Джона Локка. Учеными, развивающими ассоцианистическое направление в своих трудах, были: Дейвид Гартли, Джордж Беркли, Давид Юм.

Дейвид Гартли (1705—J 757). Теория Дейвида Гартли, изло­женная в книге «Наблюдения за человеком» (J 749), принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма. На его фило­софию оказали влияние такие знаменитые предшественники ас­социанизма, как Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Исаак Ньютон и Джон Локк. Так, понима­ние причин поведения человека как имеющих материальное на­чало, а именно: выведение их из законов физики, сближает тео­рию Гартли с декартовской психофизиологией. Влияние Спино­зы на теорию Гартли сказалось в идее эквивалентности психического и физического, неотделимости одного от другого; влияние Локка — в учении о производное высших интеллекту­альных явлений от элементарных сенсорных; влияние Лейбница — в разделении психического и сознательного. Гартли был практику­ющим врачом, и поэтому в становлении его теории не последнюю роль сыграли достижения и взгляды медицины и нейрофизиологии того времени, связанные с изучением различных уровней нервной деятельности. Создавая свою теорию, Гартли преследовал одну гло­бальную социальную цель: установить точные законы поведения людей и на основе этого знания научиться управлять ими, создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество. Важно отметить тот факт, что, не­смотря на то, что Гартли считал себя противником материализма, его концепция, тем не менее, имеет явные материалистические корни, и наиболее явно это выражено в его понимании психики как взаимо­действия вибраций, вышедшей из ньютоновских трудов «Оптика» и «Начала...». Гартли подчинял нервную систему человека физическим законам, а из этого следовало, что все продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от действия причин во внешнем, физическом мире.

Суть учения Гартли о психике

В своем учении о психике Гартли объяснял психический мир человека, используя ньютоновское понимание человека и отме­чая, что психика есть продукт активности организма как маши­ны, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внеш­ней среды. Гартли подробно описывал работу этой «вибрацион­ной машины», предлагая некую поэтапную схему, где ключевым понятием является вибрация, и выделял в психике два круга виб­раций — большой и малый.

Работа большого круга вибрации строится следующим обра­зом. На первом этапе происходят вибрации в окружающей среде, которые приводят в движение нервы. По нервам стимулы внеш­ней среды вызывают вибрации в мозговом веществе, которые, в свою очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» вибраций — от чувствования до абстрактного мыш­ления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал, что психический мир челове­ка складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во време­ни. Таким образом, мы видим одну из попыток создания так на­зываемой рефлекторной дуги, объясняющей, как в организме формируется реакция и каковы источники активности.

Наделяя большой круг вибрации функцией регулирования поведения, Гартли определяет малый круг вибрации как основу процессов познания и обучения, а местом его считал белое вещест­во мозга. По Гартли, между вибрациями большого и малого кру­гов существует тесная взаимосвязь, которая выражается в том, что вибрации большого круга вызывают вибрации в ма­лом, оставляя там следы разной силы. Чем сильнее след от вибра­ции, тем лучше человек их помнит, и соответственно чем слабее, тем менее осознанными они являются. Гартли соединил понятия рефлекса и ассоциации, и это соединение выразилось в том, что внешнее воздействие, вызывающее рефлекс, запечатлевается в виде следов памяти — ассоциаций, а частое повторение соот­ветствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.

Такое понимание психики подвело Гартли к признанию су­ществования неосознаваемых представлений и идей, и тем са­мым произошло расширение границ сферы душевной жизни, в которую теперь вошли не только сознательные идеи и пред­ставления, но и бессознательные следы и образы. Так была со­здана одна из первых материалистических теорий бессознатель­ного, впоследствии нашедшая свое отражение в теории о дина­мике представлений Гербарта.

Очень важным в учении Гартли о характере и природе челове­ческой психики является то, что объектом объяснения станови­лось поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. И поскольку психические процессы признавались неотделимыми от своей физиологической основы, они также ста­вились в однозначную зависимость от характера вибраций.

Рассматривая законы психической жизни человека, постро­енные на основе механизма ассоциаций, Гартли выделял три ос­новных простейших элемента, на основе которых через меха­низм ассоциации строится вся душевная жизнь:

  1. ощущения, формирующиеся на основе вибрации орга­нов чувств;

  2. представления (идеации), т. е. идеи ощущений, основан­ные на вибрации следов предмета в малом круге, происходящие в отсутствие самого предмета;

  3. чувства (аффекции), функцией которых является отраже­ние силы вибрации.

Исходя из положения ассоциативной психологии о том, что в основе психических процессов лежат различные ассоциации, Гартли объяснял и способности человека.

Мышление. Гартли считал, что мышления как самостоятель­ного процесса в системе психики человека не существует, а обус­ловлено оно механизмом ассоциации, в процессе которого со­здается связь между образом предмета и словом. Процесс пони­мания слова рассматривался как образование ассоциации между словом и значением, и этот процесс устанавливается в детстве из опыта. Возникновение представлений и мнений у человека Гарли также связывает с понятием ассоциации, т. е. истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, а новые мысли и представления суть — комбинации или разло­жение старых идей.

Память. При объяснении механизма памяти Гартли разводит два понятия — память и воображение. Память является воспро­изведением ощущений по ассоциации в том порядке и отноше­нии, в каком они были получены, в то время как воображение появляется только в том случае, когда этот порядок нарушается. Способность памяти запечатлевать и воспроизводить следы преж­них воздействий является, по Гартли, основой обучаемости.

Эмоции, воля. Как и многие другие ученые, Гартли отождеств­лял эмоции со страстями и рассматривал их как движущую силу поведения. Достигая определенного порога, силы, они могут оп­ределяться как желание или, наоборот, отвращение. Волевая ак­тивность происходит в том случае, если страсть, или эмоция, на­столько сильна, что приводит к какому-либо действию. В основе формирования воли лежит ассоциативная связь слова и движе­ния, соединение сенсомоторных реакций с речью. Слово (его физический базис — вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт, который некогда вызвали только они. Способность к волевому действию закладывается у человека в детстве, так как связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем ребенок сам совершает этот поступок по собственной команде.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психологическое учение XVII в Бекон, Декарт, Локк

    Реферат >> Психология
    ... дисциплине «Историческая психология» на тему: «Психологическое учение XVII в. Бекон, Декарт, Локк» Выполнил: студент ... общества расширяется и углубляется в XVII веке. В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция ...
  2. Психологические идеи в русской философии XVIII века

    Реферат >> Психология
    ... ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XVIII ВЕКА Публикуется по изданию: Большакова В.В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая ... университета: Д.С. Аничкова, критиковавшего учение о врожденных идеях и утверждавшего ...
  3. XVIII век в мировой истории

    Реферат >> История
    ... другом процессы измени­ли эмоционально-психологические установки человека, его ментали­тет ... С. 110 – 117. Запад и Восток в XVIII веке В XVIII веке продолжалась борьба старого и нового по­рядков ... человечества лучшее будущее. Французские ученые ездили в Англию, ...
  4. Культура России XVII века (1)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием ... русского просвещения в конце XVII в. и первой половины XVIII века. Распространение грамотности и просвещения ... , передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности народного ...
  5. Музыкальная культура XVIII века

    Реферат >> Культура и искусство
    ... 2. Музыкальная культура XVIII века...................................................................10 2.1 Историко- ... остроты, бытовой и психологической характеристичности, сатиры и ... кучки», музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019621849060059