Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и интересным. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушен...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Туристическая фирма «Золотой тур» была основана 22 февраля 2003 года. Фирма сотрудничает с ведущими российскими туристическими организациями в различн...полностью>>
Социология->Реферат
Руководитель, как особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Коллектив только тогда достигнет цели, если все будут работать в...полностью>>
Социология->Реферат
Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопа...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Для большевизма, возникшего в стране преимущественно феодальной, недемократичной, масса населения которой сохраняла приверженность архаике в сознании и традициях, было характерно стремление к решению общественных проблем революционно-насильственным путем и, желательно, в сжатые сроки. Оставаясь на словах сторонником марксистского "экономического детерминизма", Ленин фактически допускал возможность преодолевать этот детерминизм, погонять историю ради достижения революционных целей. Среди субъективных факторов особая роль отводилась партии, в рядах которой большевики во главе с Лениным выступали от имени "сознательных рабочих". На практике, однако, интересы рабочего класса в значительной степени формулировались исходя из представлений самих большевиков; в рабочую среду (отчасти в крестьянство и другие слои населения) внедрялась конфронтационная, допускавшая экстремизм и насилие, субкультура большевиков. В новой исторической обстановке сознательно и последовательно культивировалось бунтарство как главный путь борьбы за "социальную справедливость".

Себя и своих единомышленников Ленин оценивал как носителей "подлинного марксизма", обвиняя меньшевиков и других оппонентов в проявлениях "оппортунизма" и "ревизионизма". При этом Ленин претендовал на главенствующую роль в РСДРП, а во фракции большевиков и позднее партии (на Пражской конференции РСДРП в январе 1912 большевизм фактически оформился в самостоятельную партию) действовал не только как лидер, а как авторитарный, непогрешимый вождь. Объективно большевизм выражал субъективное стремление части интеллигенции, проникнутой революционно-социалистической идеологией, и примкнувших к ней трудовых низов к "скачку" для быстрейшего разрешения общественных противоречий и построения новой, "социалистической" реальности.

Для Ленина всегда, включая годы эмиграции, приоритетной выступала проблематика классовой, революционной борьбы. Так, с учетом особенностей России им была предложена новая схема расстановки классовых сил на этапе буржуазно-демократической революции, которая исходила из признания ведущей роли промышленного пролетариата (роль гегемона); активного участия в ней крестьянства (тем самым снимался бытовавший среди марксистов тезис об его инертности и консерватизме); нерешительной позиции либеральной буржуазии (ее роль как весомой политической силы в революции Ленин не признавал). Эта схема стала основой для тактических решений большевиков на III съезде РСДРП (Лондон, апрель - май 1905). Во время первой эмиграции Ленин также выдвинул гипотезу, что в случае решительной победы революции станет возможным установление нового типа власти - революционно-демократической диктатуры рабочего класса и крестьянства, при которой возникнут условия не только для полной демократизации страны, но и для перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (см. работу "Две тактики социал-демократии в демократической революции", 1905). Прообраз органов нового, революционно-демократического типа власти, он увидел в Советах рабочих депутатов, впервые созданных самоорганизацией масс в 1905 г.

В теории перерастания проявился революционный максимализм Ленина, поскольку допускалась - в противовес "классическому", ортодоксальному марксизму - вероятность социалистической революции в стране, в которой для нее еще не созрели материальные и социокультурные предпосылки. Ленин, ранее явно преувеличивавший уровень развития капитализма в России ("средний уровень"), глубину его проникновения в промышленность и, тем более, в сельское хозяйство, допускал сокращение сроков - максимальное при благоприятной динамике событий - движения страны по пути капитализма и буржуазной демократии. Однако революцию в России Ленин рассматривал в контексте мировой революции, связывая "внутреннюю" перспективу с "внешней": свержение самодержавия, как он надеялся, послужит сигналом для начала революционных событий в передовых странах Европы, где и будет находиться эпицентр интернациональной пролетарской борьбы. Акценты о взаимосвязи "внутренней" и "внешней" перспектив несколько изменились после спада первой революционной волны в России. Ленин, вновь оказавшийся в эмиграции, повышенное внимание стал уделять проявлениям начавшейся борьбы за власть "передовым пролетариатом Европы", не исключая, что именно в более развитых странах, еще до свержения самодержавия в России, произойдут решающие события. Фактически вождем большевиков применительно к началу XX в. разрабатывались решения, причем в революционно-практической плоскости, о взаимообусловленности мировой и национальных революций. При этом для построений Ленина характерно расширение ареала мировой революции, в рамках которого он пытался выстроить в одну "цепочку" различные типы революций: социалистические, демократические, национально-освободительные. Однако мировая революция, о которой многократно говорил и писал Ленин, оставалась по сути иллюзорным идеологическим представлением: переломные, кризисные явления в общественном развитии действительно сопровождались волнообразным подъемом классовой борьбы в разных странах, вовлечением в нее новых, "разбуженных" масс населения, но не революционной борьбой мирового масштаба, острие которой направлено против капитализма.

Поборником революционного максимализма для разрешения общественных проблем Ленин оставался и в дальнейшем. Его убеждения не поколебали ни обновление государственного строя России в 1905 - 1906 гг., ни думский парламентаризм, ни реформы П.А. Столыпина. По-прежнему для Ленина реформы - "побочный результат" классовой борьбы; более того, они, по его мнению, не могли быть успешными в современной ему царской России. Вместе с тем Ленин, проявляя определенную гибкость в тактических решениях, признал необходимость использования - с учетом опыта германских и других западноевропейских социал-демократов - новых, легальных и полулегальных возможностей в интересах революционной борьбы в России. Им были разработаны основы тактики большевиков в Государственной думе (начиная с ее 2-го созыва в 1907) и в массовых организациях (профсоюзах, кооперативах, рабочих клубах), в которых, по утверждению Ленина, должна проводиться партийная линия. Несмотря на изменения обстановки в России в условиях "третьеиюньского режима", вождь большевиков жестко отстаивал необходимость развития РСДРП как партии-авангарда, для которой, как и прежде, приоритетна нелегальная деятельность. Отсюда острый характер его борьбы в союзе с Плехановым против "ликвидаторства", сторонники которого из числа меньшевиков выступали за глубокое реформирование РСДРП, вплоть до изменения ее типа путем создания, по примеру стран Западной Европы, "открытой", легальной рабочей партии. На фракционно-большевистской Пражской конференции 1912 г., объявленной общепартийной, "ликвидаторские" группы по настоянию Ленина были исключены из РСДРП.

В общественной мысли Ленина заметное место занимал национальный вопрос. Еще при разработке первой программы РСДРП (1903) он рассматривался с позиций интернационализма, в интересах сплочения трудящихся разных наций (национальностей) и вероисповеданий в революционной борьбе. Однако обострение национального вопроса побудило Ленина в годы новой эмиграции еще раз к нему специально вернуться, что нашло отражение в работах "Критические заметки по национальному вопросу" (1913), "О праве наций на самоопределение" (1914). Ленин в частности защищал точку зрения, что право на самоопределение должно допускать возможность отделения национальных территорий от России и образования самостоятельных государств. Вместе с тем отделение рассматривалось как исключительный вариант, если из-за политики царизма, поощряющей национализм и шовинизм, будет невозможно "сожительство" отдельных наций в рамках единого государства, но даже в этом случае позиция партии по вопросу о возможном конкретном отделении должна была определяться интересами "борющегося пролетариата". Предпочтительным вариантом решения национального вопроса Ленин считал создание крупными нациями национально-территориальных автономий (варианты федеративного устройства России в то время отвергались). Лениным и большевиками отклонялись требования еврейского Бунда, а также кавказских социал-демократов о признании культурно-национальной автономии, как противоречащие пролетарскому интернационализму. В контексте дискуссий по национальному вопросу Лениным была выдвинутая концепция о двух культурах - буржуазной и пролетарской - в каждой национальной культуре, которая, утверждая постулат о классовом характере культуры, не учитывала ее многих особенностей как духовно-творческого феномена.

Внимание Ленина к философии в годы новой эмиграции объяснялось необходимостью борьбы в защиту марксизма и материализма, против "идеалистического поветрия". В 1909 г. он выступил с философским трудом "Материализм и эмпириокритицизм". В нем резко и со значительной долей упрощений критиковались новомодные философы (включая А.А. Богданова с его "идеалистическим" эмпириомонизмом). Не менее важно, что Ленин возводил "партийность" в философское понятие, а саму философию рассматривал как "партийную" науку, которая должна способствовать "изменению мира", служить революционной борьбе пролетариата. В эмиграции, в 1914 - 1916 гг., Владимиром Ильичом было написано и другое крупное произведение "Философские тетради". Для Ленина характерно отнесение принципа пролетарско-революционной "партийности" не только к философии, но и к другим гуманитарным и общественным наукам. При этом "партийность" он провозглашал высшим выражением объективности.

В годы эмиграции ориентация Ленина на революционный путь решения общественных проблем нашла отражение и в его интернациональной деятельности. Развитие международной социал-демократии им рассматривалось под углом борьбы революционного и оппортунистического направлений. В отличие от позднего Ф. Энгельса Ленин скептически относился к возможностям социал-реформаторства, завоевания власти рабочим классом развитых стран парламентским путем. Повышенное внимание он уделял непосредственным проявлениям революционности в деятельности европейских социал-демократических партий, поддерживал группы ("германские левые", "трибунисты" в Голландии, "тесняки" в Болгарии) и отдельных социалистов, выступавших за активизацию революционной борьбы масс, в том числе путем использования политических стачек по "русскому примеру". Революционная линия защищалась Лениным - по мере возможностей - на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах Второго Интернационала и в Международном социалистическом бюро (МСБ), членом которого он был в 1905 - 1912 гг., представляя российских социал-демократов. На Штутгартском конгрессе Ленин стал одним из авторов (наряду с Мартовым и Р. Люксембург) поправки к антивоенной резолюции германского социал-демократа А. Бебеля, призывавшей использовать кризис в случае начала европейской войны для "ускорения ликвидации классового господства буржуазии".

Новый этап в развитии революционных взглядов Ленина пришелся на годы Первой мировой войны 1914 - 1918 гг., начало которой застало его близ Кракова (в то время польские земли Австро-Венгрии) и вскоре вынудило перебраться в нейтральную Швейцарию. Во-первых, Ленин, в отличие от многих социалистов России и зарубежных стран, считал необходимым в условиях войны не только продолжить, но по возможности и усилить революционную борьбу. Им были выдвинуты лозунги поражения "своего" правительства, превращения империалистической войны в гражданскую, т.е. в революцию, создания Третьего, коммунистического Интернационала, "свободного от оппортунистов". Эти лозунги определяли тактику большевиков, но, одновременно, они должны были выступать, по мнению Ленина, примером для социалистов других стран. Обострение экономической и социально-политической ситуации в условиях войны должно стать, считал Ленин, важным фактором революционизирования масс. Свою революционно-интернационалистскую позицию он отстаивал на Бернской конференции заграничных секций РСДРП (февраль - март 1915), на международных социалистических конференциях в Циммервальде (август 1915) и Кинтале (апрель 1916). Во-вторых, с революционной проблематикой связана разработка "ленинской теории империализма". В 1916 г. Ленин в Цюрихе пишет популярный очерк "Империализм, как новейший этап капитализма" (1-е издание: Пг., 1917; последующие издания под названием "Империализм, как высшая стадия капитализма"). Не исключая оценок империализма как экспансионистской политики финансового капитала (Р. Гильфердинг, К. Каутский), Ленин преимущественно рассматривал его как новейшую историческую стадию развития капитализма. При этом внимание было сосредоточено на изучении перемен, главным образом в сфере социально-экономических отношений. Продолжая эту тему, Ленин в статье "Империализм и раскол социализма" (1916) охарактеризовал особенности империализма: это - капитализм монополистический, паразитический или загнивающий, умирающий (см. там же. Т.30. С.163). Такие обобщения, подчеркивая тенденцию катастрофичного развития капитализма, призваны были показать неизбежность его скорой гибели, замены социализмом. Вместе с тем реальный ход истории показал, что вождем большевиков недооценивались возможности дальнейшей глубокой внутренней трансформации капитализма.

В-третьих, Ленин, исходя из посыла об усилении неравномерности экономического и политического развития стран в период империализма, сделал вывод, что возможна победа социализма "первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране", что "социализм не может победить одновременно во всех странах" (Там же. Т.26. С.354; Т.30. С.133; курсив Ленина. - А. С.). Ленин не был первым, кто в истории социалистической мысли пришел к подобным заключениям. О невозможности одновременной победы социализма в развитых странах писал, например, немецкий социалист Г. фон Фольмар еще в 1879 г. в работе "Изолированное социалистическое государство. Социально-экономическое исследование". Однако в новых исторических условиях выводы Ленина звучали новаторски, тем более что они имели не только теоретическую, но и явно выраженную революционно-практическую направленность. Вскоре после свержения самодержавия (еще до возвращения из эмиграции и "Апрельских тезисов") Лениным были выдвинуты установки на недоверие Временному правительству и на необходимость перехода государственной власти Советам рабочих и солдатских депутатов с целью форсированного воплощения на практике концепции непрерывной революции (см. "Письма издалека", март 1917). Последующее развитие событий все более убеждало Ленина, что именно Россия может стать страной "первоначальной победы" пролетарской революции.

Из эмиграции Ленин возвратился с группой других политэмигрантов через Германию, Швецию и Финляндию; правительства стран Антанты не могли допустить проезд эмигрантов через свою территорию.3 (16) апреля 1917 г. Ленин прибыл в Петроград. Эта поездка организовывалась с ведома властей Германии и других стран (иначе и быть не могло); действительно был выделен "экстерриториальный вагон", возможно оказывалась и денежная помощь. Тем не менее, идейно-политическими спекуляциями предстают утверждения, что Ленин был завербованным "шпионом", что Октябрьская революция 1917 г. организована благодаря "германскому золоту". Несмотря на долгое пребывание в эмиграции Ленин, как и другие большевики, не мыслили себя вне России, национальные интересы страны они связывали с выбором нового, социалистического пути ее развития.

Октябрьские события 1917 г. обозначили начало самого масштабного и системного социального эксперимента в мировой истории. Вместе с тем они дали толчок для массовой эмиграции из России лиц, которые не признали новую власть или непредсказуемо оказались за рубежом в результате революционных событий и гражданской войны. С другой стороны, годы советской власти при жизни Ленина отмечены не только глубокими преобразованиями в жизни страны, но и многочисленными проявлениями произвола, в том числе принудительного выдворения из России представителей интеллигенции, которые в качестве инакомыслящих могли представлять, по мнению Ленина, явную или потенциальную опасность. Одним из наиболее ярких примеров стала высылка из страны по инициативе вождя большевиков большой группы мыслителей и ученых летом - осенью 1922 г.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Становление социологии как науки (2)

    Реферат >> Социология
    ... исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических ... | 04 | 05 || 06 | В целом процесс становления социологии в России был обусловлен ходом социального развития ...
  2. История развития социологии (3)

    Реферат >> Социология
    ... 77777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777772. История развития социологии. История учит даже ... социологов как Ковалевский М. М, П. Л. Лавров, Н. К. Михалевский, П. А. Сорокин, (по ним дать сообщение «Становление социологии в России» ...
  3. Предпосылки возникновения социологии в России

    Реферат >> Социология
    ... Д.А. Столыпин, Н.П. Павлов-Сильванский; становлению политической социологии в России способствовали во многом Л.И. Петражицкий, ... История развития социологии в России: учебное пособие, 1996 г., 288 стр. 8 С.С. Новикова, История развития социологии в России: ...
  4. Социология (24)

    Шпаргалка >> Социология
    ... 4. Русская социологическая мысль В целом процесс становления социологии в России был обусловлен ходом социального развития ... и Северной Африки на протяжении всей истории. Становление российского государства на евразийском континенте ...
  5. История становления и развития социологии (3)

    Реферат >> Социология
    ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ План Классический этап в развитии социологии (ХIХ - начало ХХ вв.). Школы и ... сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Немарксистская социология в России прекратила своё существование. Марксистский ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019910335540771