Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Исследования имеют огромное значение для специалиста по связям с общественностью, так как позволяют отслеживать процесс работы на всём протяжении пров...полностью>>
Социология->Реферат
Футбольные фанаты в современном своем виде, – достаточно молодое общественное движение Оно берет начало с середины 60-х гг прошлого века в Англии, ког...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Старость, старение интересовали людей с незапамятных времен Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии сопутствовали человеку на протя...полностью>>
Социология->Курсовая работа
По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность постоянного населения Республики Саха (Якутия...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Взгляды Плеханова служили одним из важнейших компонентов идеологии меньшевизма как более умеренного течения в РСДРП. Однако Георгий Валентинович оставлял за собой право на идейную самостоятельность и отнюдь не всегда поддерживал меньшевиков, что проявилось, например, после завершения первой революции в его совместной с Лениным борьбе против так называемого ликвидаторства. При этом прочный союз с большевиками, которых Плеханов предлагал называть не марксистами, а бланкистами, им исключался. В 1908 - 1909 гг. имел место конфликт в редакции многотомного издания "Общественное движение в России в начале XX века" (М., 1909 - 1914. Т.1 - 4). Плеханов объявил А.Н. Потресова (автора статьи в первом томе) в проявлениях "ревизионистских" взглядов, выразившихся, по его мнению, в умалении роли группы "Освобождение труда" и, наоборот, в преувеличенно высоких оценках деятельности "легальных марксистов". Конфликт как таковой вероятно можно было разрешить, но за ним, однако, скрывалась неудовлетворенность Плеханова состоянием меньшевизма, в котором, в частности, развивалось "ликвидаторство". Упреки в идейной нестойкости деятелей меньшевизма сочетались у Плеханова со стремлением утвердить свою точку зрения как единственно правильную. В результате конфликт послужил фоном фактического разрыва Плеханова с меньшевистским руководством (П.Б. Аксельродом, Ю.О. Мартовым, А.Н. Потресовым и др.). Плеханов возглавил течение "партийного", или революционного меньшевизма и стал его главным идеологом, стремясь, как и прежде, выступать под флагом марксистской ортодоксальности, против крайностей "ликвидаторства" и революционного максимализма большевиков. При этом он выражал надежды на восстановление единства РСДРП на основе общепартийной программы 1903 г. Эти надежды, однако, были иллюзорными, что стало особенно очевидным после проведения большевиками фракционной Пражской конференции (январь 1912) и Венской конференции организаций РСДРП (август - сентябрь 1912) их противниками. Отмеченное не дает, однако, оснований говорить о центризме Плеханова; вообще сомнительно, вопреки бытовавшим в историографии утверждениям, что в социал-демократическом движении России в ходе или после первой революции сложился центризм как идейно-политическое течение со своей системой взглядов (как это было, например, в Германии, Австро-Венгрии и некоторых других европейских странах).

Годы Первой мировой войны (1914 - 1918) подтвердили кризис европейской социалистической мысли, дав в то же время толчок для ее дальнейшего развития. Как и многие другие социалисты, Плеханов не смог совместить в условиях войны приверженность пролетарскому интернационализму с патриотизмом. Если во время русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Плеханов выступал за поражение царской России в интересах приближения революции, то теперь он занял социал-патриотические позиции "вынужденного оборончества", обоснованием которого стали утверждения, что победа кайзеровской Германии и ее союзников замедлила бы экономическое развитие, положила бы конец процессу европеизации России, увековечив "старый порядок" и отбросив завоевания пролетариата. Однако все эти аргументы, ссылки на заинтересованность международного пролетариата в перспективах новой полосы активной борьбы с самодержавием после победного (для России и ее союзников) завершения войны не могут заслонить фактический, пусть даже "временный", отход Плеханова от пролетарского интернационализма в прежнем марксистском понимании. О возможностях новой, национально-патриотической революции в России Плеханов стал говорить, и то достаточно осторожно, только с осени 1915 г., при этом выступая против инициатив о сепаратном мире, за продолжение войны. Основной публицистической трибуной для него стала газета "Призыв", издававшаяся с октября 1915 г. на русском языке в Париже. В годы войны углубился кризис марксистской ортодоксальности Плеханова, выход из которого им так и не был найден.

Февральская революция 1917 г. (ее по оценке Плеханова "осуществила страна" в целом) открыла ему дорогу для возвращения из 37-летней эмиграции: в ночь с 31 марта на 1 апреля (13 - 14 апреля) он прибыл в Петроград. Последующие события, возрастание революционного максимализма опровергали надежды на воплощение в жизнь двухстадиальной модели революции в ранее предлагавшимся им варианте. Призывы о необходимости компромиссного соглашения между предпринимателями и рабочими, примирения и единения общественно-политических сил во имя "закономерного" буржуазно-демократического развития свободной России и спасения ее от внешнего врага не находили поддержки в массах. Плеханов не поспевал за динамичным развитием событий, серьезно влиять на которые ни он, ни его единомышленники по малочисленной социал-демократической группе "Единство" не могли. Революционер-практик из Плеханова не состоялся, да и серьезных возможностей в то время у него для этого не было. Резко отрицательно он отнесся к захвату власти большевиками в октябре 1917 г. В "Открытом письме к петроградским рабочим", датированном 28 октября, он утверждал, что рабочий класс "…еще далеко не может, с пользой для себя и для страны взять в свои руки всю полноту политической власти. Навязать ему такую власть, значит, толкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы, в то же время, величайшим несчастьем и для всей России" (Плеханов Г.В. Год на родине. Полное собрание статей и речей, 1917 - 1918 гг. Paris, 1921. Т.2. С.246; курсив Плеханова. - А. С.). Реальный ход истории во многом разочаровывал Плеханова. Это не дает, однако, никаких оснований утверждать, ссылаясь на так называемое "Политическое завещание Г.В. Плеханова" (опубликовано в "Независимой газете" 30 ноября 1999, признано большинством авторитетных специалистов апокрифом), что в последний год жизни он выступил против стержневых положений марксизма, поставив тем самым под вопрос и содержание своей предшествующей деятельности как мыслителя и революционера.

Ленин.

Ленин Владимир Ильич* (настоящая фамилия Ульянов, псевдоним Н. Ленин с января 1901) (10 апреля 1870, Симбирск - 21 января 1924, деревня Горки, Московская губерния) - один из основателей РСДРП, идеолог большевизма, политический деятель. Из семьи инспектора, затем директора народных училищ Симбирской губернии, потомственного дворянина. После окончания гимназии (1887) поступил в Казанский университет, но в том же году - после участия в студенческой сходке - был вынужден его оставить. В 1891 г. экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета.

Революционно-социалистический радикализм Ленина формировался постепенно. Показательно, что в 1887 г., когда был казнен старший брат Александр за участие в подготовке покушения на императора Александра III, его внимание почти не занимала политическая проблематика. Однако семейная драма, наряду с чтением "демократической литературы", послужила толчком для невосприятия власти и восприятия революционных идей. Так, молодого Ленина привлек тезис Н.Г. Чернышевского, что всякий правильно думающий и порядочный человек должен быть революционером, который во главу ставит не личные, а общие интересы. Интеллектуально одаренного Ленина не могли миновать идеи не только народничества (зимой 1888/1889 в Казани он посещал кружки народовольческой направленности), но и марксизма с его революционным пафосом и претензиями на высокую научность. По собственному признанию он "начал делаться" марксистом в начале 1889 г. после усвоения I-го тома "Капитала" К. Маркса и "Наших разногласий" Г.В. Плеханова, а завершил марксистское самоопределение в 1892 - 1893 гг. Проживая с конца августа 1893 г. в Петербурге, Ленин ярко проявил себя как социал-демократический пропагандист и организатор. Его первое пребывание за рубежом приходится на май - сентябрь 1895 г. Будучи посланцем петербургских марксистов, Ленин в Швейцарии установил связи с группой "Освобождение труда"; познакомился с европейскими социалистами, в частности с П. Лафаргом во Франции и В. Либкнехтом в Германии.

После возвращения из-за границы Ленин вместе с Ю.О. Мартовым участвовал в создании нелегального петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", содействовавшего распространению марксизма в среде рабочих и активизации стачечного движения (в декабре Ленин был 1895 арестован; по приговору суда с мая 1897 по февраль 1900 находился в ссылке в селе Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии). Уже с середины 1890-х гг. проявилось стремление Ленина стать интеллектуальным лидером социал-демократов в России, оно утверждалось, в частности, в ходе активной полемики с "либеральными" (реформаторскими) народниками, "легальными марксистами" и "экономистами". До эмиграции Владимиром Ильичом были написаны крупные работы: "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894), "Развитие капитализма в России" (1899). Еще находясь в ссылке Ленин не исключал возможность, что революционной работой придется руководить из-за границы.

В последующем, вынужденное пребывание за рубежом заняло значительный временной отрезок в его биографии, подтверждая, что "революционная борьба часто бывает невозможна без эмиграции революционеров" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.30. С.270). Первая эмиграция продолжалась с июля 1900 по ноябрь 1905 г. (жил в Швейцарии, Германии, Великобритании). Вторая полоса эмиграции приходится на декабрь 1907 - апрель 1917 г. (жил в Швейцарии, Франции, Австро-Венгрии); Ленин посещал и другие европейские страны. Пребывание в эмиграции Ленин всегда рассматривал как составную часть революционной работы в России, интересы которой первичны; его общественная мысль была обращена, прежде всего, к российским реалиям.

Особенность Ленина как мыслителя в том, что теория - в отличие, например, от Плеханова - никогда не довлела над ним; его мысль менее скована, она подвижна, восприимчива к движению истории, новизне перемен в России и за рубежом. Ленинской мысли не свойственно излишнее теоретизирование, она преимущественно направлена на решение задач политической практики, революционной борьбы. Ленин неизменно подчеркивал приверженность марксизму, он всегда, включая годы эмиграции, отстаивал его целостность и революционное содержание от разного рода ниспровергателей и "ревизионистов". Вместе с тем признание марксизма единственно верной революционной теорией не означало, что его отдельные положения не могут уточняться, дополняться и даже пересматриваться, и в этом отношении Ленин проявлял достаточную смелость. Для Ленина характерно новое прочтение марксизма, исходившее из его понимания не только особенностей развития России, но и общемировой переломной, во многом противоречивой, обстановки начала XX в. Если при анализе общественной мысли в России использовать понятие "русский марксизм", то следует признать, что его теоретиком и идеологом был Ленин. При этом "русский марксизм" предстает как радикальный вариант прочтения марксизма, нацеленный на непосредственное воплощение в жизнь революционных идеалов. "Русский марксизм" Ленина - это марксизм революционной страсти и активного революционного действия.

В начале первой эмиграции Ленин значительное внимание уделял сплочению российских социал-демократов, подготовке программы РСДРП, других документов ко II съезду партии. Ведущую роль в решении этих задач сыграла общероссийская марксистская газета "Искра", одним из инициаторов издания которой был Ленин (издавалась с декабря 1900, при участии Ленина до № 52; редакция в разное время в Мюнхене, Лондоне, Женеве, Вене). "Искра", согласно формуле Ленина, сумела стать "не только коллективным пропагандистом и агитатором", но и "коллективным организатором". В "искровский период" были определены стержневые положения концепции социал-демократической партии российского пролетариата. Они изложены в книге Ленина "Что делать?" и "Письме к товарищу о наших организационных задачах" (1902). Исходная установка состояла в построении не просто революционной по своей доктрине и программатике партии, а партии политического авангарда рабочего класса, нацеленной на прямые революционные действия, "делающей революцию". В качестве элитного ядра партии должна была выступать жестко централизованная, конспиративная организация профессиональных революционеров, которую дополняет сеть местных партийных организаций, объединяющая людей идейно выдержанных и на деле участвующих в революционной работе. Партия должна была компенсировать малочисленность и относительную незрелость рабочего класса России в качестве субъекта сознательной революционной борьбы. Поэтому партия, по мысли Ленина, должна вносить в пролетарскую среду революционное "сознание извне", мировоззрение и идеологию, выработанные социалистической интеллигенцией, быть не столько выразительницей во многом стихийной борьбы, а силой, направляющей, руководящей, которая ведет рабочий класс, а желательно и всех "трудящихся и эксплуатируемых", за собой. В связке "рабочий класс - партия" роль ведущего субъекта, определяющего основные параметры революционной борьбы, Ленин всегда отводил партии, а в самой партии профессиональным революционерам. Отсюда его знаменитая формула: "…дайте нам организацию революционеров - и мы перевернем Россию!" (Там же. Т.6. С.127). Не случайно, что оппоненты, прежде всего "экономисты", а позднее и меньшевики, усматривали в ленинской концепции партии умаление самодеятельности рабочего движения и обвиняли Ленина - во многом справедливо - в волюнтаристском стремлении построить партию как заговорщическую, бланкистскую организацию.

На II съезде РСДРП (Брюссель - Лондон, июль - август 1903) Ленин возглавил так называемых твердых искровцев, наиболее последовательно отстаивавших революционно-радикальные позиции в построении и деятельности РСДРП. Одним из итогов этого съезда стал раскол партии на фракции большевиков (наименование после того, как сторонники Ленина получили большинство при выборах в центральные партийные органы) и меньшевиков. Съезд стал важной вехой в формировании большевизма, в котором нашел свое воплощение "русский марксизм" Ленина. Тезис отдельных авторов, что большевизм (наряду с меньшевизмом) вырос из марксизма в интерпретации Плеханова выглядит необоснованным. Своим рождением и развитием большевизм как наиболее радикальное течение в российской социал-демократии обязан, прежде всего, Ленину.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Становление социологии как науки (2)

    Реферат >> Социология
    ... исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических ... | 04 | 05 || 06 | В целом процесс становления социологии в России был обусловлен ходом социального развития ...
  2. История развития социологии (3)

    Реферат >> Социология
    ... 77777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777772. История развития социологии. История учит даже ... социологов как Ковалевский М. М, П. Л. Лавров, Н. К. Михалевский, П. А. Сорокин, (по ним дать сообщение «Становление социологии в России» ...
  3. Предпосылки возникновения социологии в России

    Реферат >> Социология
    ... Д.А. Столыпин, Н.П. Павлов-Сильванский; становлению политической социологии в России способствовали во многом Л.И. Петражицкий, ... История развития социологии в России: учебное пособие, 1996 г., 288 стр. 8 С.С. Новикова, История развития социологии в России: ...
  4. Социология (24)

    Шпаргалка >> Социология
    ... 4. Русская социологическая мысль В целом процесс становления социологии в России был обусловлен ходом социального развития ... и Северной Африки на протяжении всей истории. Становление российского государства на евразийском континенте ...
  5. История становления и развития социологии (3)

    Реферат >> Социология
    ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ План Классический этап в развитии социологии (ХIХ - начало ХХ вв.). Школы и ... сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Немарксистская социология в России прекратила своё существование. Марксистский ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0029020309448242