Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Курсовая работа
В начале 1990-х годов Россию постигла настоящая эпидемия наркомании — с 1985 по 1995 годы число только зарегистрированных наркоманов выросло в 5 раз С...полностью>>
Социология->Реферат
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной Издревле все поп...полностью>>
Социология->Курсовая работа
В ежегодном послании президента России В В Путина Федеральному собранию от 10 мая 2006 года среди самых острых задач современной России, стоящих перед...полностью>>
Социология->Реферат
Политические процессы, проходившие на Ближнем Востоке в XX веке, неразрывно связаны с противоборством арабского мира с Израилем Открытая конфронтация ...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

История становления социологии в России

Целостное социологическое видение общественных отношений стало формироваться в России в 1850-ых годах. На первом этапе оно было связано с задачей философско-политического характера - осмыслением исторических перспектив развития страны. В какой мере Россия пойдет проторенными путями западных государств, а в какой сохранит свою самобытность? Именно здесь проходит водораздел между двумя направлениями общественной мысли - “западниками” и “славянофилами”. Развернувшаяся между ними полемика в том или ином виде до сих пор воспроизводится в политических дискуссиях.

Среди наиболее значительных социологических работ того времени можно назвать “Былое и думы” (1852-1868) А.И. Герцена, где первостепенное внимание уделяется анализу политического строя. Будучи в 40-х годах одним из ведущих западников и критиков славянофильства, Герцен, осмыслив опыт революций 1848 г. в европейских странах, приходит к новому пониманию проблемы взаимодействия российской и европейской культур. Он уповает на крестьянскую общину как клеточку, из которой произрастут будущие общественные отношения в республиканской России, и вслед за декабристами считает, что монархическое устройство, тиранический способ правления, подавление национальных окраин (и прежде всего Польши) - главное препятствие утверждению личного достоинства человека и важнейший тормоз социально-экономического развития страны. Герцен оказал огромное воздействие на народническое движение и на крестьянский социализм, представленный впоследствии одной из наиболее массовых политических организаций - партией социалистов-революционеров (эсеров).

Важная роль в формировании оппозиционной российской политической культуры принадлежит М.А. Бакунину - человеку исключительно одаренному, прожившему яркую и в какой-то мере авантюрную жизнь революционера европейского масштаба. Он дважды приговаривался саксонским и австрийским военными судами к смертной казни, замененной пожизненным заключением, был вы дан царскому правительству, заключен в знаменитый Алексеевский равелин Петропавловской крепости, в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон. В работе “Государственность и анархия”, в незаконченной книге “Федерализм, социализм и антитеологизм" Бакунин называет главным источником социального зла государство, которое, по его мнению, является силой, подавляющей абсолютную свободу личности. Необходимость его уничтожения и составляет основу социологических взглядов знаменитого анархиста.

Преемником Бакунина стал другой видный теоретик российского анархизма князь П.А. Кропоткин, автор таких работ, как “Хлеб и воля” (1892), “Современная наука и анархизм” (1906), “Великая Французская революция" (1909).

В последней четверти XIX в. заметное влияние на российскую общественно-политическую жизнь оказывала субъективная школа в социологии, представленная П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским. Основные работы Лаврова - “Социологи-позитивисты” (1872), “О методе в социологии” (1874), “Задачи понимания истории" (1898), “Опыты истории мысли Нового времени" (1888-1894), “Важнейшие моменты в истории мысли" (1903). В целом социология в упомянутых трудах еще не отделена от социальной философии, но оба эти направления роднит стремление познать человека, обладающего свободой воли и способностью к целесообразной сознательной деятельности. По мнению автора, социолог, равно как и историк, не может быть бесстрастным наблюдателем общественного развития. Соответственно и социология не должна ограничиваться констатацией объективных законов, она призвана выработать субъективный метод, благодаря которому станет понятной нерасторжимая связь между субъектом и объектом. Историческая жизнь человечества, подчеркивает Лавров, начинается с возникновения критической личности, изменяющей общественные отношения сообразно своим идеалам нравственного и социального порядка.

Михайловский активно участвовал в идейно-политической жизни России почти сорок лет. Известность ему принесла работа “Что такое прогресс? ” (1869), где дан обстоятельный анализ собрания сочинений Г. Спенсера. Затем одна за другой появились “Теория Дарвина и общественная наука" (1870-1871), “Философия истории Луи Блана" (1871), “Борьба за индивидуальность” (1875-1876) и, наконец, главный труд его жизни “Герои и толпа" (1882). Стержень социологических взглядов Михайловского - идея “борьбы за индивидуальность”, являющаяся основой прогресса. В соответствии с данной концепцией вся история подразделяется на три этапа, для которых характерно различное соотношение личности и общества: объективно-антропоцентрический, эксцентрический и субъективно-антропоцентрический. Такая постановка проблемы приводит к анализу взаимоотношений героев и толпы - это, пожалуй, одна из центральных тем в социологических дискуссиях 90-х годов. Михайловский, по существу, первым исследовал психологические особенности поведения человека в группе, влияние социальной среды на формирование психологии индивида и массы.

Непосредственным стимулом обращения к этой проблематике стала неудача “вхождения в народ" - социального движения российской интеллигенции конца прошлого века, пытавшейся установить контакты с “массой" ради ее просвещения и пропаганды в пользу республиканского строя. Однако, как известно, крестьянская община не поддержала “ходоков”. В лучшем случае их изгоняли из деревни, в худшем - сдавали ближайшему полицейскому приставу.

Иную парадигму социологического мышления являл собой марксизм, влияние которого в России стало ощутимым во второй половине XIX в. В 1869 г. был переведен на русский язык “Манифест Коммунистической партии”, а спустя три года - первый том “Капитала”, воспринятые представителями зарождавшегося социал-демократического движения в качестве последней научной истины. Наиболее характерные социологические работы данного направления - “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1885) Г.В. Плеханова и “Развитие капитализма в России” (1899) В.И. Ленина. Тогда же написана и известная статья Ленина “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов? ” (1894). В этих работах, посвященных критике народнической социологии в различных ее вариантах, прежде всего опровергалась идеалистическая концепция русской сельской общины как некоего начала, способного противостоять проникновению капиталистических отношений в Россию. Кроме того констатировался тот факт, что страна уже встала на капиталистический путь развития и потому всякие надежды усовершенствовать общественные отношения на основе абстрактных нравственных идеалов иллюзорны и утопичны. России предстоит, как говорили тогда, “вывариться в фабричном котле”, т.е., пройти через конфликты между трудом и капиталом. В соответствии с марксистской доктриной, только рабочий класс обладает способностью сплотить вокруг себя все социальные группы и в ходе революционной борьбы против феодально-помещичьего, капиталистического и национального угнетения включить страну во всемирный поток социалистической революции. Ленин в “Развитии капитализма в России” на основе анализа материалов земской статистики показал, что капиталистические отношения не только пронизывают быстро развивающуюся российскую промышленность, но и проникают в сферу аграрных отношений, разрушая остатки крестьянской общины.

В связи с тем, что термин “социология" широко использовался в народнической литературе, создававшейся под воздействием трудов Конта и Спенсера, в ленинских работах этого периода данный термин употребляется крайне редко. Исключение составляет “Что такое “друзья народа”…”, где научная социология отождествляется с материалистическим пониманием истории. В дальнейшем Ленин противопоставлял марксизм как “единственно верное учение” социологии, выражающей, с его точки зрения, классовые интересы буржуазии. После установления Советской власти это обстоятельство выступало в качестве важного аргумента против соц социологического знания и социологической культуры.

Рассматривая процесс становления социологического мышления в России XIX в., нельзя обойти огромного, а в некоторых отношениях даже решающего влияния на осмысление социальной реальности общекультурных процессов, в особенности русской литературы. Прежде всего следует упомянуть о так называемых “физиологических очерках" 1840-1850-х годов, многие из которых представляли собою социологические зарисовки тех или иных видов профессиональной деятельности, положения различных социальных групп, отдельных городских кварталов. Таковы, например, альманах А.П. Башуцкого (“Водовоз”, “Гробовой мастер”, “Няня”), сбор ник “Физиология Петербурга” под редакцией Н.А. Некрасова, “Оче рки московской жизни" П. Вистенгофа (“Купцы”, “Чиновники”, “Цыгане”) и другие издания того времени.

Плеханов.

Плеханов Георгий Валентинович (29 ноября 1856, имение Гудаловка, Липецкий уезд Тамбовской губернии - 30 мая 1918, Питкиярви, Финляндия) - обществовед, публицист, один из основателей РСДРП. Из мелкопоместных дворян. После окончания Михайловской военной гимназии в Воронеже (1873) поступил в Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, однако вскоре, решив отказаться от военной карьеры, его оставил. Не был завершен и курс в Горном институте столицы (обучался в 1874 - 1876); посылы о важности "служить народу", "бороться с деспотизмом" обозначили новые приоритеты: с конца 1875 г. молодой Плеханов втягивается в народническое движение.

социология россия плеханов ленин

Заметным было участие Плеханова в обществе "Земля и воля", стоявшем в основном на платформе бакунизма. В нем он приобрел опыт занятий в фабричных и заводских кружках (см. мемуарный очерк Плеханова "Русский рабочий в революционном движении", 1890), зарекомендовав себя "специалистом" по рабочему вопросу.6 декабря 1876 г. выступил с речью политического характера перед студентами и рабочими у Казанского собора Санкт-Петербурга. После этой "Казанской демонстрации" Плеханов был вынужден перейти на нелегальное положение. В целях революционной агитации и организации бунтарских выступлений выезжал в Саратовскую губернию и на Дон. Под знаком верности народничеству прошло первое пребывание за рубежом (весна - лето 1877); Георгий Валентинович посетил Швейцарию, Германию, Францию, познакомился с П.А. Кропоткиным, П.Л. Лавровым, П.Н. Ткачевым, другими политическими эмигрантами из России. Весной 1878 г. Плеханов участвовал в редактировании обновленного варианта программы "Земли и воли". Склонность Плеханова к серьезной интеллектуальной работе подтвердила и его статья "Закон экономического развития общества и задачи социализма в России", опубликованная в журнале "Земля и воля" (1879, январь - февраль, № 3 - 4), одним из соредакторов которого он был. В этой статье, Плеханов, в частности, выразил уважительное отношение к учению К. Маркса, что не дает, однако, серьезных оснований считать, что уже в это время начался его поворот к марксизму. После раскола "Земли и воли" в августе 1879 г. Плеханов встал во главе группы "Черный передел", выступая за продолжение революционной агитации среди крестьян, рабочих и студентов в расчете на подготовку будущего восстания. Однако возможность ареста и поиск новых путей для революционной борьбы вынудили Плеханова, а также В.И. Засулич, Л.Г. Дейча, Я.В. Стефановича в январе 1880 г. нелегально покинуть Россию. Плеханов надеялся использовать временное нахождение за рубежом, чтобы теоретически разобраться в идейном хаосе и противоречиях задач и тенденций русского революционного движения. Разумеется, он не мог предполагать, что пребывание на чужбине будет столь долгим (до весны 1917; жил в основном в Швейцарии, а также во Франции, Великобритании, других европейских странах).

Главным образом на годы эмиграции приходится вклад Плеханова в развитие общественной мысли. Этот вклад неразрывно связан с марксизмом. С некоторыми марксистскими трудами он был знаком еще в 1870-е гг., тем не менее его переход от народничества к марксизму в значительной степени выглядел "умственным переворотом". Этот "переворот" стал выходом из личного идейного кризиса, в котором отразился кризис народничества в России, совпавший с все более успешным распространением марксистского учения в Европе. Марксизм открывал для Плеханова новое, широкое поле для его деятельности как революционера-социалиста. Переход под знамя марксизма (сам Плеханов относил его к 1882) - пример того, как при сохранении целевых установок - революционная борьба против царизма и за социалистические идеалы - относительно быстро воспринимается новая ценностная система радикальных взглядов. В мае 1882 г. вышел в переводе Плеханова на русский язык "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса с их предисловием, написанным для этого издания. Плеханов писал, что вместе с другими сочинениями его авторов "Манифест" "начал новую эпоху в истории социалистической и экономической литературы - эпоху критики современных отношений труда к капиталу и, чуждого всяких утопий, научного обоснования социализма" (Плеханов Г.В. Сочинения. М., 1923. Т.1. С.150). Образование в сентябре 1883 г. в Женеве первой группы марксистов - "Освобождение труда" (кроме Плеханова в нее вошли П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов) подтвердило, что рождается новое, социал-демократическое направление в русской революционной мысли, что интернационалистский по своему характеру марксизм предлагается как теоретическая и идеологическая основа для развития социалистического движения в России. Не случайно, что острие первых марксистских работ Плеханова "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885) было направлено против идеологии и практики революционного народничества. Однако его вывод, что народнический социализм отжил свой век, оказался явно поспешным.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Становление социологии как науки (2)

    Реферат >> Социология
    ... исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических ... | 04 | 05 || 06 | В целом процесс становления социологии в России был обусловлен ходом социального развития ...
  2. История развития социологии (3)

    Реферат >> Социология
    ... 77777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777772. История развития социологии. История учит даже ... социологов как Ковалевский М. М, П. Л. Лавров, Н. К. Михалевский, П. А. Сорокин, (по ним дать сообщение «Становление социологии в России» ...
  3. Предпосылки возникновения социологии в России

    Реферат >> Социология
    ... Д.А. Столыпин, Н.П. Павлов-Сильванский; становлению политической социологии в России способствовали во многом Л.И. Петражицкий, ... История развития социологии в России: учебное пособие, 1996 г., 288 стр. 8 С.С. Новикова, История развития социологии в России: ...
  4. Социология (24)

    Шпаргалка >> Социология
    ... 4. Русская социологическая мысль В целом процесс становления социологии в России был обусловлен ходом социального развития ... и Северной Африки на протяжении всей истории. Становление российского государства на евразийском континенте ...
  5. История становления и развития социологии (3)

    Реферат >> Социология
    ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ План Классический этап в развитии социологии (ХIХ - начало ХХ вв.). Школы и ... сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Немарксистская социология в России прекратила своё существование. Марксистский ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0022568702697754