Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Доклад
Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Че...полностью>>
Философия->Доклад
Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, к...полностью>>
Философия->Доклад
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включа...полностью>>
Философия->Доклад
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазон...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

32. Психоанализ о структуре и механизмах функционирования психики.

Психоанализ оказал огромное влияние на формирование философии сознания. Его основное открытие – изучение бессознательного (по мнению авторов, наиболее глубинной и определяющей сферы психики). Основатель   З. Фрейд (1856-1939).

Его модель психики: сознание + предсознание (непознанное, но доступное познанию) + бессознательное. Бессознательное энергичнее, ярче и богаче сознания. Предсознательное – фильтр.

Бессознательное (Оно, Либидо, Эрос) давит на сознание (Я), и Я становится ареной борьбы желаний и долга. Для самозащиты Я людьми создается Сверх-Я: социальные механизмы стимулирования-принуждения, обуздывающие бессознательное, сублимирующие (преобразующие) его энергию в социально полезные формы.

Лечение с помощь психоанализа в том, чтобы освободить от излишних страхов (психозов, неврозов) «Эго», чересчур сдавленное подсознательным и сверхиндивидуальным.

После Фрейда, психоанализ развивался, расширяя представления о ведущей роли бессознательного, снижая значение сексуального, выявляя роль общества в формировании бессознательного.

Ведущие школы: структурно-символический психоанализ (Юнг), неофрейдизм (Адлер), фрейдомарксизм (Маркузе), экзистенциальный психоанализ (Фромм?!).

Внимание: Фрейдизм – один из ярчайших примеров при ответах на многие экзаменационные вопросы.

 

33. Структурно-функциональные характеристики сознания

Внутренняя структура сознания:

- чувственно-эмоциональный уровень – содержит первичный материал, мало осознаваемый и вербализируемый;

- абстрактно-дискурсивный уровень – является результатом логической обработки чувств, осознанных и вербализированных, но здесь многое не проверено, а лишь принято на веру;

- интуитивно-волевой уровень – синтез чувственного с осознанным.

Проекции сознания:

- когнитивная – механизмы восприятия;

- аксиологическая – ценностная матрица;

- регулятивная – побуждения к поступкам.

Но ВНИМАНИЕ: в реальном сознании все это целостно, тотально.

Динамику сознания обеспечивают: память - внимание (в нем собраны прошлые знания и предвосхищения будущего) – воображение.

Функциональное ядро сознания – мышление (интеллектуальное решение проблем), противопоставляемое «спонтанной активности сознания», то есть «потоку сознания». Результаты мышления имеют идеально всеобщий характер и репрезентированы в языке (проще говоря, мышление у наших авторов = болтовне на отвлеченные темы).

Два типа мышления: образно-ассоциативное (первичней и значимей, но логике в принципиально доступно, хоть и богаче ее всегда) и абстрактно-логическое.

Дополнение: Вышеприведенный ответ во многом годится для ответа на вопрос № 26 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Сознание, мышление и язык. Проблема моделирования сознания в кибернетических системах».

 

26-аспирантам. Сознание, мышление и язык. Проблема моделирования сознания в кибернетических системах

Сознание – самоорганизующаяся и самоинтерпретирующаяся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей. Посредством сознания человек самоосуществляется, воспринимая, переживая, постигая и осмысливая себя, себе подобных и весь мир, а также определяя цели и пути их достижения.

Мышление в отличие от стихийного сознания дает себе основания и правила работы. Сознание дескать пестрый сплав зависимого и автономного, обусловленного и свободного, произвольного и неосознанного, рефлексивного и дорефлексивного, осознанного и бессознательного, необходимого и случайного, разумного и бессмысленного. Мышление этот сплав подвергает сомнению, перерабатывает с целью его понимания, сортировки, упорядочивания, интеграции в единое целое. Поэтому мышление – тяжкий труд!

Язык – основная форма объективизации сознания. Благодаря языку (устному, письменному, внутреннему, обыденному и специальному) сознание становится доступным для других. Язык вырабатывался в общении и оттачивался мышлением. Развитость языка (в том числе глубина и многозначность слов) свидетельствует о развитом мышлении.

Сознание и мышление неразрывно и многопланово связаны с языком. Кроме того, с ним связан и весь комплекс человеческих ощущений-восприятий.

Бурное развитие кибернетики и информатики (информационных и компьютерных технологий) сделало возможным моделирование некоторых элементов человеческого сознания в компьютерных системах. Это в первую очередь получение, хранение и переработка информации, а также автоматическое управление различными процессами.

При этом человек получил возможность осуществлять в миллиарды раз быстрее те «мыслительные процессы», алгоритм которых известен и поддается формализации-автоматизации. Таковыми оказались не только математические вычисления и формально логические операции, но даже некоторые задачи, считавшиеся ранее творческими или изобретательскими. Сегодня они решаемы без непосредственного участия человека, согласно составленным людьми программам.

В то же время многие элементы сознания не поддаются программированию по причине своей неповторимости (уникальности). Это процессы эвристические (дающие нечто принципиально новое), подсознательные, интуитивные, образные, связанные с биологической и социальной мотивацией. Они по-прежнему осуществляются людьми за рамками автоматических систем.

Иными словами, компьютерные системы не заменили человека, а лишь улучшили реализацию его способностей, как и все предшествующие орудия.

 

34. Социокультурная размерность сознания.

Это «социокультурные факторы формирования и развития сознания».

Классическая философия якобы допускала «гносеологическую робинзонаду» - формирование индивидуального сознания в отрыве от общества. Там оно либо чистый разум, либо чистая доска, заполняемый (ая) индивидуальным опытом.

Марксизм якобы опровергал это, доказывая, что общественное сознание (идеология) определяет индивидуальное.

Герменевтика (Гадамер) продолжила эту критику, доказывая, что «предрассудки и образование» дают сознанию структуру (основу, матрицу) для личного психологического опыта.

Еще один весьма влиятельный социокультурный фактор – ЯЗЫК, средство образования и выражения мысли, универсальное средство сохранения и трансляции информации. Ныне якобы наблюдается переход от «философии сознания» к «философии языка», что, по мнению авторов, ведет к неправомерному умалению образно-интуитивного. Лучше – концепция «текста», где все виды опыта увязаны и предельно индивидуальны.

Дополнение: Вышеприведенный ответ частично годится для ответа на вопрос № 26 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Сознание, мышление и язык. Проблема моделирования сознания в кибернетических системах».

Кроме того, вышеприведенный ответ годится для ответа на вопрос № 28 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Социальная природа сознания. Общественное сознание и его структура». Смотри, кроме того, ответ на вопрос № 29.

Все это дополним следующим:

28-аспирантам. Социальная природа сознания. Общественное сознание и его структура

Человек во многом продукт общества, некая совокупность общественных отношений. Общество всесторонне воздействует на каждого индивида, и тем самым формирует в нем матрицу индивидуального сознания, а также наполняет ее, передавая накопленный человечеством опыт в сжатом и упрощенном виде. Форма передачи – общеупотребительный язык и иная выработанная человечеством символика. Все это и делает сознание в значительной степени социальным феноменом.

Помимо индивидуального сознания философия рассматривает общественные формы сознания, воплощенные не столько в личной психике, сколько в объективированных формах культуры наций и человечества в целом. Основные элементы структуры общественного сознания: идеология, религия, философия, культура, искусство, наука, мораль, право, общественная психология и т.п. Все элементы общественного сознания принято делить на более крупные группы: общечеловеческое и групповое, обыденное и теоретическое, политико-правовое и морально-этическое, идеологическое и психологическое и т.д.

 

35. Гносеология как учение о познании.

Гносеология – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности. Термин якобы появился в 1832 г., но день и точное время не указаны.

В античности уже была оппозиция знания (эпистемы) и мнения (доксы), а также подчиненность знания объективному порядку космоса. (Гносеология подчинена онтологии.)

В средневековье познание в рамках веры, но разум иногда признавался самостоятельным источником Божественных истин. (Гносеология подчинена теологии.)

В новое время познание   соотношение объекта и субъекта. Представление об истине наукообразно: она универсальна, неизменна и абсолютна. Единство всей природы – гарантия познаваемости мира и достоверности познания. Достаточно освободиться от пристрастий, чтобы все познать точно. (Здесь якобы гносеология свободна, но истина попала в зависимость от научных открытий.)

Неклассическая гносеология признает познание совместным продуктом объекта и субъекта. Здесь: знания исторически изменчивы, относительны (релятивные) и ангажированы; абсолютное никому не доступно.

Центральные проблемы гносеологии: познаваемость мира, соотношение субъект-объект, структура познавательного процесса, истина и ее критерии. (Помните: «Гнусеология» авторов признает: мир - познаваемым не до конца, объект и субъект - сношающимися в бесконечном многообразии поз, а истину – недостижимой целью.)

По мнению авторов, познание (переход от незнания к знанию) некий синтез объективного с субъективным, точнее   творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности.

Предпосылки познания: 1) познаваемое - природные закономерности, наличие в мире устойчивых связей и 2) познающий. (Комментарий: кто б мог подумать, что «любовью к мудрости» достойны считаться подобные пустые тривиальности, повторяемые многократно с использованием всевозможных синонимов).

Познание позволяет человеку преобразовывать природу, проектировать свои действия. Что якобы уникально, то есть прочему зверью недоступно!

Алгоритм познания таков: постановка проблемы – ее анализ – новое знание – новые проблемы (Заметьте, сколько «полезной» и «совершенно новой» информации дает Вам подобная «философия»).

Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление собственного духовного опыта (самосознание).

Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная. (Надеемся, и этот перечень может считаться неполным!)

 

36. Проблема познаваемости мира: основные гносеологические стратегии.

Проблема: как субъективно-ограниченные знания соотносятся с объективным порядком вещей.

Есть 3 стратегии:

- познавательный оптимизм, основанный на вере, что истина существует, и знания соответствуют действительности (большинство философов от Платона до Маркса);

- агностицизм – мир непознаваем (Юм, Кант);

- скептицизм   все сомнительно, ко всему надо относиться с иронией и самоиронией (Пиррон, Секст Эмпирик, Ротри).

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на первую часть вопроса № 29 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Проблема познаваемости мира. Диалектика субъекта и объекта познания».

 



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Философии (10)

    Шпаргалка >> Философия
    ... и должны учитываться как в исследованиях по философии, так и при ее изучении. ... -ненаука") иногда грубо проводится по основным функциям философии - методологической и мировоззренческой, ... . Не исходным пунктом отличается философия, по Гегелю, от других наук, ...
  2. Шпаргалка по Философии (26)

    Шпаргалка >> Философия
    Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия» 1 .Философия, ее предмет и метод, функции в ... работ ни по богословию, ни по философии. Их произведения - по крайней мере ... следует признать первым философом как по времени, так и по величине. Недаром ...
  3. Шпаргалка по Философии (29)

    Шпаргалка >> Философия
    ... рассматриваться в качестве человекообразующего фактора. По мнению немецкого философа-культуролога Эрнста Кассиера, человек ... беседы о современном значении философии»). Философия в России – достаточно позднее явление. По времени ее возникновения ...
  4. Шпаргалка по Философии (18)

    Шпаргалка >> Философия
    ... вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия ... истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого ...
  5. Шпаргалка по Философии (8)

    Шпаргалка >> Философия
    ... "субфилософий" внутри "общей" философии. Так, по месту возникновения философских учений ... и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из ... прояснению, т.н. псевдопроблемы. По их мнению, философия вообще не имеет предмета ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001410961151123