Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
На пороге XXI века перед человечеством все острее встают вопросы: куда мы идем, где мы сейчас и каковы вообще перспективы развития земной цивилизации....полностью>>
Философия->Реферат
Полководец Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист Алёхин мог играть вслепую одновременно ...полностью>>
Философия->Реферат
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознате...полностью>>
Философия->Реферат
Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. Философские категории и универсалии культуры. Основные функции философии.

Категории (высказывания, признаки) – наиболее общие понятия, фиксирующие всяческие свойства и отношения. Категории должны быть в меру устойчивы и, в то же время, откликаться на изменения в познании. У каждой школы специфический набор категорий. Примеры категорий: количество, качество, сущность…

Категории – результат рефлексии над другими самыми общими понятиями - мировоззренческими универсалиями или универсалиями культуры (общечеловеческими, присущими данной эпохе, групповыми или личными). Философия вообще имеет дело не столько с предметами, сколько с универсалиями культуры, систематизируя и обобщая их (до общечеловеческого). И даже выступает наукой о возможных мирах, чем и готовит нас к «любым переменам».

Универсалии культуры помогают селекционировать (отбирать) нужные знания, образуют костяк (структуру познания), создают образ мира. Примеры универсалий: бытие, время, человек, свобода.

Внимание: Если кого-то заинтересует: 1) Не являются ли «универсалии культуры» измышлениями авторов? и 2) Видел ли эти универсалии хоть кто-нибудь? То следует отвечать: «Нет, не являются!» и «Да, но не видел, а умозрил». На уточняющий вопрос: «Откуда ж они взялись?» – нужно ответить «От дяди Стёпина В.С. – видного всесоюзного академика от философии из Беларуси!». Осталось, впрочем, не выясненным, являются ли «универсалии культуры» философской категорией, и если да, то результатом рефлексии над какими универсалиями культуры? Вероятно, над всеми ли сразу…

Основные функции философии:

- мировоззренческая (интегратор мировоззрения);

- методологическая (дарует методику мышления, теоретической деятельности); Внимание: Этот пункт особо близок и дорог нашим авторам, как направление их собственной «философской» специализации. Поэтому именно здесь доказывается, что философия важна для всех, как бык-производитель «эвристических идей» (открытий) в других науках, третейский судья между враждующими гипотезами, пограничник-таможенник на границах духовной культуры, решающий «пущать – не пущать». Любые сомнения в реальном исполнении указанных функций для экзаменуемого чреваты негативными последствиями.

- оценочно-критическая. Внимание: Если кому-то показалось, что и мировоззренческая, и методологическая функции уже содержали в себе «критику-оценку», а этот пункт лишь подпункт двух предыдущих пунктов – боритесь с собой, дабы не смущать экзаменатора собственным «многоумием».

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вторую часть вопроса № 3 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Предмет философии и ее социокультурные функции».

 

5. Проблема начала философии. Основные концепции генезиса философии.

Авторы полагают, что история философии – это 25 веков. По крайней мере, она   одна из древнейших форм духовной культуры. Осевое время Ясперса (якобы VIII-II века до н.э. – то есть 22-28 веков!) авторы рассматривают как эпоху формирования философии.

Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство с писанным безличным (писанным, не взирая на лица) правом, формирование элит.

По Платону и Аристотелю, начало философии – удивление. Оно же «психологический источник» философствования. А духовный источник – переход от мифа к логосу (рациональному познанию).

Для философии-де требовалось достаточно свободного времени, а философия по Аристотелю лучшее времяпровождение.

Основные концепции генезиса (происхождения) философии:

- мифогенная (из осмысления мифов);

- гносеогенная (из обобщение результатов познания);

- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на первую часть вопроса № 2 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Генезис и специфика философского мировоззрения».

КомментариЙ: Неизъяснимо в своей загадочности Ясперсово «осевое время», породившее философию сразу во многих местах. Исторический фатум какой-то! Подробности этих беспрецедентных родов – сокрыты во тьме веков, что позволяет рядовому экзистенциалисту ограничиться фразой «Пробил час!»

Однако от себя заметим, что все это происходило за пару веков до Александра Великого да еще и в пределах-окрестностях его будущей империи. Здесь и разгадка: это был не массовый наплыв философов из космоса, а подвиг одного Героя, оставившего после себя цивилизацию, способную сохранять философское наследие более двух веков.

Но наши авторы знают не только теорию Ясперса, но и некоторые другие объяснения зарождения философии, особенно традиционно-марксистские, то есть социально-экономические. Поэтому заучивать надо в комплексе и про осевое время, и про обожаемое марксизмом «свободное время», образовавшееся в результате разделения труда, а также про античное удивление и про мифы с обыденными знаниями, подвергшиеся внезапному философскому осмыслению, и т.д., и т.п.

 

6. Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы.

В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам).

Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). (Внимание: никогда нельзя забывать, что все термины в индийской философии очень-очень туманны и многозначны.)

Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.

Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.

Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ   ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.

3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), локаята (есть только этот мир – им и насладимся).

6 ортодоксальных школ: вайшешика-ньяя (мокша через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы), веданта-миманса (мокша через ритуалы).

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 4 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Становление и основные школы древнеиндийской философии».

КомментариЙ: Поразительно, как похожа индийская философия на то, что называют философией сегодня (особенно в Беларуси). Тот же мутный поток сознания, заваленный пестрым крошевом терминов, имен и названий. Все путается и расплывается… Но, видимо, нашим философам хватает собственного мусора, поэтому тысячелетиям индийского затуманивания мозгов посвящен только этот малюсенький вопросик.

 

7. Философские учения Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры   учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал.

Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего.

Особенности: вместо отвлеченных систем прикладные и афористичные правила поведения - поучения. Кроме того, стабильность поставлена превыше всего.

Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э.

Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета: хорошо делай свое и не лезь в чужое.

Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.

Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 5 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Философские учения древнего Китая».

 

8. Древнегреческая философия: сущность и специфика проблемного поля

Высшая форма древней философии.

Базовая оппозиция (основное противопоставление понятий, присущее древнегреческой философии): Космос (гармоничное) – Хаос (беспорядочное). В гармонии слиты прекрасное, справедливое и истинное.

Особенности: онтологизм (все учения   интерпретации мира в целом), рациональность, разнообразие школ и подходов.

Три основных этапа: ранняя (доскоратики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н.э., античная (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в. до н.э., эллинистическая (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н.э.

Темы: первоначало (физические, математические и атомистические) – бытие-небытие – человек мера вещей – всеобщее благо Сократа – идеи Платона – материя-форма Аристотеля – наслаждение или долг основа добродетели (эпикурейцы и стоики).

Вышеизложенное, естественно, лишь тезисы ответа, которые не трудно заполнить банальной эрудицией.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 6 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Древнегреческая философия: специфика и основные проблемы».

Комментарий: Стоит обратить внимание на софистов (продажных лицемеров, не признающих объективной истины). Авторы вопреки общепринятым стандартам переместили их из традиционных досократиков (тех, кто был до Сократа) в античные классики к Сократу, Платону и Аристотелю. Думается, что это не случайно   слишком много общего у наших философов именно с софистами. Вот только красноречие похуже и заработки пожиже.

Кроме того, глядя на столь неадекватный пересказ античной классики, хочется рыдать от горя сильнее, чем в других местах. Хоть и там авторы в полном соответствии с собственным мировоззрением не стремятся к истине и оказываются на недосягаемом расстоянии от нее – точнее выхолащивают до неузнаваемости все, что говорили и писали соответствующие философы на самом деле.

 

9. Статус и основные проблемы философии Средневековья.

Статус: философия подчинена (прислуживает) религии. Библия – первоисточник всех истин. Ее истолкование – основная задача философов.

Принципы: монотеизм, теоцентризм (Бог во всем и суть всего), креационизм (все сотворено Богом), символизм (тленное лишь символ нетленного), провиденциализм (происходящее – реализация Божьего промысла), эсхатологизм (грядет конец света и Страшный суд).

Этапы:

- апологетика (II-III вв. н.э.) – доказывание того, что вера шире и могущественнее разума («верую – ибо абсурдно»);

- патристика (IV-VIII вв. н.э.) – разум орудие для осмысления Бога, углубления Веры и более точного толкования Священного писания («верую – чтобы понимать»);

- схоластика (IX-XIV вв. н.э.) – религия и философия два разных источника знаний, основанных соответственно на вере и разуме. Время систематизаций и массовых обучений. Появление светских университетов. Главная проблема схоластики универсалии: мыслители, признававшие реальное существование идей, называются «реалисты», а признававшие идеи лишь именами, созданными для удобства, – «номиналисты».

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 7 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Статус и основные проблемы философии в эпоху Средневековья».

 



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Философии (10)

    Шпаргалка >> Философия
    ... и должны учитываться как в исследованиях по философии, так и при ее изучении. ... -ненаука") иногда грубо проводится по основным функциям философии - методологической и мировоззренческой, ... . Не исходным пунктом отличается философия, по Гегелю, от других наук, ...
  2. Шпаргалка по Философии (26)

    Шпаргалка >> Философия
    Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия» 1 .Философия, ее предмет и метод, функции в ... работ ни по богословию, ни по философии. Их произведения - по крайней мере ... следует признать первым философом как по времени, так и по величине. Недаром ...
  3. Шпаргалка по Философии (29)

    Шпаргалка >> Философия
    ... рассматриваться в качестве человекообразующего фактора. По мнению немецкого философа-культуролога Эрнста Кассиера, человек ... беседы о современном значении философии»). Философия в России – достаточно позднее явление. По времени ее возникновения ...
  4. Шпаргалка по Философии (18)

    Шпаргалка >> Философия
    ... вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия ... истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого ...
  5. Шпаргалка по Философии (8)

    Шпаргалка >> Философия
    ... "субфилософий" внутри "общей" философии. Так, по месту возникновения философских учений ... и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из ... прояснению, т.н. псевдопроблемы. По их мнению, философия вообще не имеет предмета ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0022740364074707