Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Доклад
Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Че...полностью>>
Философия->Доклад
Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, к...полностью>>
Философия->Доклад
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включа...полностью>>
Философия->Доклад
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазон...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

44-аспирантам. Религия как специфическая форма духовности.

Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) – вид мировоззрения (миропонимания), основанный на вере в существование сверхъестественного (бога, богов), определяющего происходящее и предписывающего людям нормы правильного поведения. В религию так же включают соответствующее поведение верующих – специфический культ (богослужение).

В религии все исходит от Бога, но у человека есть некая свобода выбора, делающая его ответственным за свое поведение и дающая ему возможности либо соблюсти Божьи предписания, либо понести наказание за строптивость.

Религиозный канон подается в облачении тех или иных мифов (сказаний, притч, священных писаний).

Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Можно дополнительно рассказать о том, как философия и религия соотносились между собой в различные периоды истории и у разных философов.

 

54. Техники как объект социально-философского исследования.

Первые рассуждения о технике еще в античности. Техника там – рукотворная реальность. В новое время осознали специфичность техники, как новой природы, мастерской – на фоне старой природы – кладовой.

Философия техники сложилась во второй половине XIX в., потому что множились технические науки, и бурно шел научно технический прогресс.

С 1960 годов техника – объект системного философского исследования (в связи с научно-технической революцией).

Проблемное поле: в чем сущность техники, каков ее статус в человеческой деятельности и культуре, что такое технический прогресс, в чем технические угрозы природе, как управляется техническое развитие, какова специфика технических наук и их логики.

Техника – исторически развившаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков) для преобразования природы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Базовые характеристики: искусственность и инструментальность.

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой: поэтому ее объясняют либо как развитие природных форм, либо как развитие человеческих органов.

В технике выделяют объективное (орудия, машины, системы, коммуникации) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, культурно-бытовую, управленческую.

Технический прогресс таков: ручные орудия – машины – автоматы. И таков: неолитическая революция – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (с середины XX в.). Причем понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества.

В современной философии 2 концепции: техницизм или технократизм (где наука и техника   двигатели социального прогресса, способные решить все проблемы) и антитехницизм (где техника   угроза социальному и культурному прогрессу, превращающая человека в безмозглый винтик Мегамашины).

 

55. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.

С XVI-XVII века начало техногенной (западной) цивилизации. Ее существенные признаки:

- приоритет развитию науки, техники и технологий;

- ориентация на инновации;

- идеал человек-преобразователь;

- подчинение природы человеку;

- прогрессизм;

- увеличение темпов социальных изменений.

Но в XX веке стало очевидно, что кроме позитива (повышение производительности труда, уровня жизни и образования) техногенная цивилизация несет негатив (экологический, антропологический и культурный кризисы, средства массового уничтожения, подавление биосферы техносферой).

Техногенная культура отчуждает человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры. Поэтому надо сменять техногенные приоритеты.

Глобальные проблемы современности затрагивают все человечество, то есть планетарны, грозят человечеству деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования. Такие проблемы есть:

- во взаимодействии общества и природы (экология);

- внутри общества (социально-политические – война-мир и социально-экономические   нищета);

- между человеком и обществом (демографические, медицинские, сохранения культурной и национальной самобытности).

Для исследования этих проблем в 60 годы XX в. стали появляться международные, государственные и неправительственные организации, особо Римский клуб (1968 г.) с его манифестом коллективной глобальной ответственности, где истинные пределы роста определяются в первую очередь экологическими, биологическими и культурными критериями. Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности.

По отношению к глобальным проблемам различаются позиции технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества).

Комментарий: Умеют, однако, авторы одно и то же называть каждый раз по-разному. Спросите: «К чему этот переход «антитехницизма» в «технопессимизм»?» Ответим: «К словесному изобилию, то бишь многообразию – милому сердцу авторов».

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 45 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Сущность и основные типы глобальных проблем современности».

 

56. Процессы глобализации в современном мире.

Глобализация – процесс увеличения экономической взаимозависимости стран за счет более тесной интеграции национальных рынков, миграции, бурного роста информационного обмена. Термин введен в 90 годы XX в., но нет четкой дефиниции (она обсуждается).

Глобализация включает и внеэкономические сферы: культуру, туризм, Интернет.

Предпосылки глобализации: экономические, политические (крах замкнутых режимов), социальные (миграция) и культурные (интернационализация ценностей).

При изучении глобализации возникла междисциплинарная область исследования – глобалистика.

Выделяют 3 этапа глобализации:

- 1870-1914 гг. – увеличение доли экспорта и зарубежных инвестиций, а также миграции населения;

- 1950-1980 гг. – еще один быстрый рост торговых и инвестиционных потоков, но только между развитыми странами, которые все сильней отрывались от развивающихся;

- с 1980 г. – снижение стоимости перевозок, отмена госограничений, расширение круга участников глобальных процессов.

Фундаментальная проблема глобализации: сохранение разнообразия, национальной и культурной самоиндентичности. Все больше ученых за это.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится при дополнении ответа на вопрос № 45 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Сущность и основные типы глобальных проблем современности».

 

46-аспирантам. Философия и прогностика. Модели будущего в современной футурологии.

Прогностика   теория и практика прогнозирования, а в узком смысле наука о законах и способах разработки прогнозов. Ее теоретическое ядро – философия.

Здесь выявляются зерна и предпосылки (потенциалы) будущего, содержащиеся в настоящем. Для этого делается оценка имеющегося, выявляются тенденций и строятся модели развития.

Футурология (от латинского futurum — будущее и греческого логос — слово, учение)   область научных знаний, охватывающая перспективы природных и социальных процессов, предсказывающая будущее Земли и человечества.

Методы прогнозирования:

- экспертная оценка;

- экстраполирование (распространение тенденций прошлого-настоящего на будущий период) и интерполирование (отыскание промежуточного состояния по известным начальному и конечному положению);

- моделирование;

- аналогия.

Кроме того, интенсивно применяются всевозможные научные методы и достижения, особенно статистические данные.

По отношению к глобальным проблемам различаются оптимистическая позиция технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества).

Поговорив об этих основных моделях будущего: то есть оптимистических и пессимистических, можно высказаться о любых известных экзаменуемому прогнозах будущего, в том числе о:

- войнах, социальных конфликтах и гонке вооружения;

- климатическом потеплении (похолодании) и других природных катаклизмах;

- истощении природных ресурсов;

- прочих «угрозах и вызовах»;

- развитии информационных и нано технологий;

- освоение ближнего и дальнего космоса;

- и т.д., и т. п.

 

Общие Рекомендации Экзаменуемому:

 

1) Ожидаемый экзаменаторами шаблон ответа таков:

- историко-экономическое введение;

- недлинное, но терминологически насыщенное определение понятий;

- философская история вопроса: античные греки - средневековье - новое время и просвещение (XVI-XVIII вв.) – немцы-классики   неклассики (чаще всего экзистенциалисты, позитивисты и марксисты) – постклассики (чаще всего методологи-структуризаторы и постмодернисты-скептики (иронизаторы)). Внимание: Почти всякую историю вопроса авторы составляют из классического, неклассического и постнеклассического этапов;

- упоминание (перечисление) важнейших проблем;

- классификаторы по видам и разновидностям – желательно подлинней да поподробней.

Сами авторы не всегда отражают все пункты вышеперечисленного плана, а значит, и отвечающие могут упускать неизвестное и забытое. Не надо раскрывать глубин: достаточно слегка навороченных определений в пределах «банальной эрудиции» и перечисления: видов-разновидностей.

2) Всякая «философская» тема так или иначе сводится к взаимодействию человека и мира (субъекта и объекта).

3) Согласие в обществе – для авторов высшая ценность при рассуждении на любые социальные темы, а, конечном счете, на все возможные темы.

4) Философия для наших экзаменаторов   не поиск истины. И вообще результат их мало интересует, им важен процесс, напоминающий вращение калейдоскопа, – перечисление максимально возможного количества точек зрения (на уровне брендов - ярлычков). Сами же и говорят, чем больше аккумулируешь общественного, тем богаче, ярче и своеобразнее становишься сам. Хоть нам и казалось, что это прямая дорога к всеядной серости и позорной эклектике.

В этой связи даже те учения, которые считали себя достигшими чего-то, авторы предпочитают рассматривать как стремящиеся к чему-то весьма неопределенному согласно некой стратегии (программе).

И ПОМНИТЕ: авторы ни в чем до конца не уверенны.

5) Авторы расценивают нынешний (свой!) этап развития философии как самый насыщенный проблемами, самый толерантный к любым точкам зрения, самый взвешенный и самый экологически острожный. Хоть незаинтересованному наблюдателю все это пестрое «многообразие» и должно казаться тягостным однообразием, мельтешением трех-четырех сотен одних и тех же, мало о чем говорящих словечек-терминов.

6) Любой предмет (тему) авторы старательно раздваивают на процесс изучения самого предмета и процесс изучения его изучения. Связь между этими процессами объявляется тесной, но не отслеживается.

7) Везде, где только можно, вставляются призывы-лозунги в стиле зеленых и примиренцев.

8) При ответе рекомендуется по любому поводу подчеркивать уникальность человеческой личности.

9) Идеальным объектам и мысленным образам (проекциям) придается значение важнейших предметов философского исследования. Мол, философия только такие «вещи» и рассусоливает.

10) Почти все перечни подразумеваются неисчерпывающими.

Сквозь все классификаторы так или иначе проходит:

- квартет: природа - человек - общество - культура;

- подспудное трио: элементы – их взаимосвязи (структуры) – целое. Или так: разрозненное – собранное воедино – осмысление единого. Внимание: В классификаторах иногда допускаются разновидности, объединяющие противоположные классы, наряду с перечислением самих этих классов, а иногда нет. Частота – 50/50.

Не стоит удивляться тому, что авторские классификаторы:

- делают синонимы названиями разных видов;

- ставят вид и его явную разновидность на один уровень.

Подобные явления неизбежны, если твоя эрудиции непосильна для твоей же думалки. Да и чем еще (если не пустопорожними классификаторами) раздувать объемы науки до востребованных размеров?! Но нельзя не вспомнить и того, что именно такими классификаторами бесплодная схоластика отличается от настоящей науки.

11) Определения чаще всего даются в нескольких вариациях, почерпнутых из всевозможных доктрин, чтобы составить всесторонне-комплексное представление (то есть густую кашу в голове).

Для некоторых определений дается широкий (вообще) и узкий смысл (нечто конкретное).

12) Авторы любят многокоренные слова и термины, составленные из синонимов через черточку (этакое «целостно-системно-комплексное»), а также сочленение в одно слово двух понятий из мышления и из практики (этакое «рационально-прагматическое»).

Любимые словечки (категории, понятия, термины): абстрактный, аксиологический, акцентирование, антропологический, базовый, виртуальный, генезис, деятельность по …, дискурс, духовное, интенция, интерпретации, контекст, корреляция (коррелировать), матрица, методический (методологический), общечеловеческий, обыденно-практический, объективировать (объективирование), оппозиция (в смысле «противостояние» или «противопоставление»), парадигма, предельный, примат, проблема (проблемное поле), программа, проекции, рационально-логическое, телеология, теоретический, рефлексия, синкретизм (в смысле «единство», «объединение»), стратегии, структура, традиция, творческий, умозрение (умозрительный), универсум, уникальный, уровни, транслировать, фундаментальный, экзистенциально-феноменологический.

Рекомендовали бы выучить побольше наименований из этого перечня!

13) Эклектическая философия, сводящаяся к самым общим рассуждениям ни о чем, удобна для всякого экзаменуемого тем, что при ответе на любой вопрос можно вспомнить очень многое, относящееся к другим вопросам. И это не только не будет считаться увиливанием от темы, но и сделает Ваш ответ более полным.

14-аспиратнтам) Поступающим в аспирантуру мы бы рекомендовали прочесть все вышеизложенное, а не только имеющее ссылки на Примерный перечень вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета. Пригодится при ответе!

 



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Философии (10)

    Шпаргалка >> Философия
    ... и должны учитываться как в исследованиях по философии, так и при ее изучении. ... -ненаука") иногда грубо проводится по основным функциям философии - методологической и мировоззренческой, ... . Не исходным пунктом отличается философия, по Гегелю, от других наук, ...
  2. Шпаргалка по Философии (26)

    Шпаргалка >> Философия
    Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия» 1 .Философия, ее предмет и метод, функции в ... работ ни по богословию, ни по философии. Их произведения - по крайней мере ... следует признать первым философом как по времени, так и по величине. Недаром ...
  3. Шпаргалка по Философии (29)

    Шпаргалка >> Философия
    ... рассматриваться в качестве человекообразующего фактора. По мнению немецкого философа-культуролога Эрнста Кассиера, человек ... беседы о современном значении философии»). Философия в России – достаточно позднее явление. По времени ее возникновения ...
  4. Шпаргалка по Философии (18)

    Шпаргалка >> Философия
    ... вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия ... истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого ...
  5. Шпаргалка по Философии (8)

    Шпаргалка >> Философия
    ... "субфилософий" внутри "общей" философии. Так, по месту возникновения философских учений ... и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из ... прояснению, т.н. псевдопроблемы. По их мнению, философия вообще не имеет предмета ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.00154709815979