Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Доклад
Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Че...полностью>>
Философия->Доклад
Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, к...полностью>>
Философия->Доклад
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включа...полностью>>
Философия->Доклад
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазон...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

41. Генезис науки и основные этапы ее развития

Сначала вся история делится на два этапа:

- преднаука (освоение обыденно-практического; здесь мало системности, обоснований и объяснений, все выводы   прикладные и рецептурные);

- наука (наряду с индукцией действует дедукция, эмпирическое и теоретическое едины, идет поиск сущности, не совпадающей с явлением, выводы   рациональны и общезначимы, есть познание ради себя самого, а не только ради пользы).

Основные этапы становления науки:

1) возникновение в Древней Греции (VI-V вв. до н.э.): вычленение науки и придание теоретической формы зачаткам рационально-практических знаний;

2) превращение науки в специализированную, профессиональную деятельность и социальный институт (XVI-XVII вв.), становление математического и экспериментального естествознания. Первые академии, научные сообщества и школы. Рост научных коммуникаций: книги, статьи, журналы, хрестоматии, справочники, энциклопедии, учебники.

Далее еще 3 этапа развития науки:

1) классическая наука (XVII-XIX вв.), нацеленная на познание объективного мира;

2) неклассическая наука (конец XIX в. - первая половина XX в): познание определяется не только объектом, но методами исследования;

3) постнеклассическая наука (возникла в последней трети XX в.): приоритет социально-гуманитарным факторам (экологии, например) и научной этичности.

 

42. Научное познание и его специфические признаки.

Специфика научного познания постигается при сравнении с повседневным (обыденным) познанием. По субъекту: в повседневности кто угодно познает – в науке профессионал. По объекту: там обыденное знание приобретается – здесь законы действительности и даже прозревание будущего. По способу: в быту познают ненарочно – в науке целенаправленно, экспериментируя, осмысливая с помощью спецязыка. По результату: вне науки банальности – а в ней якобы всегда нечто новое.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на первую часть вопроса № 34 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Научное познание, его специфика и структура».

 

43. Структура научного знания.

Уровни структуры научного знания отличаются спецификой методов, методологией. Метод – совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методология науки – система всех методов.

Основные уровни структуры научного знания:

- эмпирический: постижение внешних (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;

- теоретический: выявление внутренних и существенных связей (законов) и проблем, создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (то есть сборка абстрактно-исчерпывающего образа всего и вся из его же абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы), гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований (логика процесса, эволюции);

- метатеоретический: установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект), то есть создаются картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки – все это через отраслевую и философскую рефлексию.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вторую часть вопроса № 34 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Научное познание, его специфика и структура».

Так же этот ответ пригоден для вопроса № 35 из того же перечня, но для разнообразия продублируем и дополним:

 

35-аспирантам. Понятие метода и методологии. Основные методы и формы научного познания.

Метод – совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методология науки – система всех методов, а также учение о методах.

Общечеловеческие методы познания, присущие и науке, – это анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование.

Основные методы (формы) специфически научного познания:

- эмпирический: постижение внешних (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;

- теоретический: выявление внутренних и существенных связей (законов) и проблем, создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков, абстрактно-символических моделей и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (то есть сборка абстрактно-исчерпывающего образа всего и вся из его же абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы), гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований (логика процесса, эволюции);

- метатеоретический: установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект), то есть создаются картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки – все это через отраслевую и философскую рефлексию.

Здесь же уместно говорить о:

- формальной и математической логике как методах науки;

- всей гносеологии как основе научного познания, как идеальном плане человеческой практически-преобразующей деятельности;

- о методах обоснования (прямых и косвенных доказательствах, подтверждениях, критике, объяснении) и методах открытия (исследования, догадки и их экспериментальные проверки).

 

44. Этика науки и социальная ответственность ученого.

Этика   значимый аспект функционирования науки. Это система моральных принципов и правил поведения члена научного сообщества («этос науки» по Мертону) и любого познающего вообще.

Основные принципы научной этики:

- универсализм (правила   такие, как объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений и т.п.   общи и обязательны для всех);

- всеобщность (научные результаты – общее достояние ученых);

- незаинтересованность (стремление к истине главнее всего и независимо от внешних факторов);

- организованный скептицизм (критика и самокритика).

(В переводе на общечеловеческий: не халтурь, не жмоть, не подделывай и не заносись.)

Плюс ныне разрабатываемый нравственный кодекс ученого, включающий:

- гражданскую и нравственную ответственность за открытия;

- неправомерность опасного эксперимента;

- добросовестность (ответственность за качество, запрет плагиата, уважение к чужим достижениям);

- решение споров чисто научными средствами без личной неприязни;

- ответственность за воспитание молодежи в духе гуманизма, демократии и честности.

 

45. Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские программы.

Социальная философия изучает общество как целостную систему, выявляя его сущность, качественное своеобразие, цели, идеалы, механизмы социогенеза, динамику и смысл истории.

Комплекс определений общества:

1) выделенная из природы и взаимодействующая с ней реальность;

2) система человеческой деятельности;

3) система взаимодействия между людьми;

4) система социальных коммуникаций;

5) определенный этап истории.

Структурные элементы общества: индивиды, группы, общности, институты. Это сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов.

Фундаментальная социально-философская проблема: найти основу общественного согласия.

Основные исследовательские (научные) программы (различаются прежде всего методологией):

- натуралистическая программа: эталон – естествознание, общество рассматривается по аналогии с природой, уподобляется чему-то механическому, химическому или биологическому. Здесь общество формируют географические, природно-национальные, природно-космические и биологические факторы;

- социологическая программа: подчеркивает качественную специфику общества как надындивидуальной реальности. Здесь доминируют экономика, обмен-взаимодействие, социальные связи и коммуникации;

- культурно-историческая программа: основана на принципиальном различии наук о природе и наук о духе (в том числе социальной философии) – дескать, социальное уникально и индивидуально всегда, а природное – имеет общие законы;

- психологическая и социопсихологическая программа: приоритет психологическим факторам (индивидуальной и групповой психике).

Дополнение: Вышеприведенный ответ частично годится для ответа на вопрос № 36 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Общество как развивающаяся система».

 

46. Философия истории и ее проблемное поле.

Философия истории – раздел социальной философии, ориентированный на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин введен Вольтером. Стали изучать, якобы потому что просветители придавали особое значение историческому прогрессу.

Основные проблемы: прогресс как смысл истории, един ли исторический процесс для всего человечества, имеет ли научную объективность знание истории.

Классическая философия (Вико, Вольтер, Тюрго, Гегель) основывалась на абсолютной вере в прогресс, его гарантии видела в развитии науки, законы истории признавала всеобщими и объективно познаваемыми.

Согласно неклассической философии исторические законы принципиально отличаются от естественнонаучных, они индивидуализированы и неповторимы для каждой цивилизации (нации), историография неискоренимо пристрастна и дает лишь повествование, а не объяснение (Шпенглер, Данилевский и Тойнби).

Постнеклассическая философия (Робертсон, Бжезинский), учитывая укрепление международных связей (глобализацию), стремится соединить всеобщее и частное в понимании истории. При этом технократы объявляют историю, подчиненной единым законам технологического прогресса, а постмодернисты видят закат всеобщей истории и необходимость поддержки-сохранения всего существующего разнообразия.

Структура философии истории: онтологический и эпистемологический уровни.

Историческая онтология изучает реальный процесс истории, в том числе его законы, направленность, периодизацию, субъекты и движущие силы, соотношение объективного и субъективного, факторы, источники и механизмы исторического развития, единство и многообразие истории, ее смысл.

Историческая эпистемология изучает развитие исторической науки: специфику данного вида познания, соотношение субъекта-объекта познания, объективность исторических знаний, статус понимания и объяснения в истории, особенности исторического описания и интерпретации, методологические программы познания.

Дополнение: Вышеприведенный ответ, дополняя предыдущий, годится для дополнения при ответе на вопрос № 36 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Общество как развивающаяся система».

 



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Философии (10)

    Шпаргалка >> Философия
    ... и должны учитываться как в исследованиях по философии, так и при ее изучении. ... -ненаука") иногда грубо проводится по основным функциям философии - методологической и мировоззренческой, ... . Не исходным пунктом отличается философия, по Гегелю, от других наук, ...
  2. Шпаргалка по Философии (26)

    Шпаргалка >> Философия
    Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия» 1 .Философия, ее предмет и метод, функции в ... работ ни по богословию, ни по философии. Их произведения - по крайней мере ... следует признать первым философом как по времени, так и по величине. Недаром ...
  3. Шпаргалка по Философии (29)

    Шпаргалка >> Философия
    ... рассматриваться в качестве человекообразующего фактора. По мнению немецкого философа-культуролога Эрнста Кассиера, человек ... беседы о современном значении философии»). Философия в России – достаточно позднее явление. По времени ее возникновения ...
  4. Шпаргалка по Философии (18)

    Шпаргалка >> Философия
    ... вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия ... истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого ...
  5. Шпаргалка по Философии (8)

    Шпаргалка >> Философия
    ... "субфилософий" внутри "общей" философии. Так, по месту возникновения философских учений ... и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из ... прояснению, т.н. псевдопроблемы. По их мнению, философия вообще не имеет предмета ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011420249938965