Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Современное развитие экономики характеризуется тем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего рабочая сила. Поддержание за...полностью>>
Экономическая теория->Дипломная работа
Дипломный проект состоит из четырех основных частей. В первой части приводятся природно-климатические условия расположения шахты и основные сведения о...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Существовавшая доктрина меркантилизма была с XVI века до середины XVIII века, тогда международное разделение труда было преимущественно ограничено дву...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Важным средством мотивации и стимулирования высокоэффективной трудовой деятельности персонала является заработная плата. Уровень заработной платы напр...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

На протяжении всей человеческой истории от древних империй и зарождения экономических и политических институтов до новейшего времени данные о положении населения носили исключительно важную роль, являясь своеобразным “зеркалом” развития государства. На ранних стадиях развития качество жизни во многом являлось отражением культурного, но не технологического превосходства, однако с развитием производительных сил картина всё больше видоизменялась. С развитием общества и возникновением современных социально- экономических институтов эволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходя от чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новых потребностей населения. Качественный скачок в повышении численности населения, изменение социально- демографического профиля планеты в купе с резким увеличением производительности труда и образованностью людей привело к возникновению в конце XIХ – начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовых условий жизни [2]. Наступало другое время – время технологического прорыва и чудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всё большую политическую и экономическую роль. Появление новых методов в математике, социологии, статистике, экономике позволили вывести термин “уровень жизни” на новую ступень.

Сегодня к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.). [3]

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры.

Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

ГЛАВА 1. Уровень жизни и потребительская корзина

1.1. Сущность социальной политики. Качество жизни

Социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы. [2]

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления. [1]

Точкой отсчета при определении жизненного уровня является "потребительская корзина" - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости "потребительской корзины" служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления * количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Доля населения, живущего за "чертой бедности", является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики. [3]

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Это - совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются.

Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. [2]

Возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Конкретные цели социальной политики тесно связаны и с экономическим развитием страны. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. [4]

Существует несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:

1) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом;

2) размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы производства;

3) при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить).

Более подробно мы остановимся на государственной политике регулирования доходов.

Политика доходов - правительственная политика воздействия на личные денежные доходы (заработную плату рабочих) и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы.

Доход - сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных на приобретение благ и услуг для личного потребления. Уровень дохода определяет и уровень потребления населения. Источниками денежных доходов населения выступают: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т.п.), доля каждого из этих видов дохода в совокупном доходе той или иной ячейки общества - семьи - различна. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

Нужно различать номинальные, реальные и располагаемые доходы. Номинальный доход - сумма денежных, доходов, получаемых в течение определенного времени, он не учитывает динамику цен. Реальный доход - количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определенного периода; номинальный доход с поправкой на изменение уровня цен. Располагаемый доход - доход, который может быть использован для расходов на личное потребление и на личные сбережения; личный налог минус индивидуальные налоги.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов, для количественной оценки которой применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца [2], показывающая, какой долей совокупного дохода располагает то или иное количество (в процентах от общего числа) семей.


При равномерном распределении дохода эта линия совпадает с биссектрисой. Чем больше она откланяется от этой биссектрисы, тем более не равномерно распределены доходы в обществе.

Часто используется децильный коэффициент. Он выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем этот коэффициент ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель равен нулю.

Различия в уровне потребления могут определятся не только величиной заработной платы, но и составом семьи, количество иждивенцев, состоянием здоровья, географическими и климатическими условиями и т.д. Основополагающая целевая функция перераспределения национального дохода государства состоит в том, чтобы уменьшить эти различия в доходах и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни.

Перераспределение доходов осуществляется государством через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Существуют различные подходы к целям политики доходов, вызванные разными позициями в понимании социальной справедливости. Сегодня выделяется четыре принципа: эгалитарный принцип социальной справедливости - все члены общества получают равные блага; роулсианский - максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц: утилитарный - максимизируется общая полезность всех членов общества; рыночный - справедливость устанавливается рынком. Выбор принципов определяется в каждом обществе по-своему и зависит не только от уровня экономического развития, но и от духовных устоев, исторически сложившихся национальных жизненных стандартов.

Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги. Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Государственное регулирование экономики (27)

    Шпаргалка >> Экономика
    ... составляющих богатство отдельного индивида. Портфель - ... таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. От уровня ... последней. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Методы государственного регулирования ВЭД по ...
  2. Государственное регулирование занятости (3)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... как объект государственного регулирования ... государственного регулирования занятости 2.1 Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда Направления регулирования ... а потребительская корзина с ... индивида ... территориальный прожиточный минимум, ...
  3. Государственное регулирование занятости молодежи в Российской Федерации (1)

    Дипломная работа >> Социология
    ... минимума. Необходимость специальных программ государственного регулирования ... , обеспечивающие индивиду, социальной ... прожиточного минимума ... Как видно по материалам дипломной работы «Государственное регулирование ... методов по регулированию ... потребительской корзине в ...
  4. Социальная защита населения как элемент политики

    Реферат >> Социология
    ... контроль методами экономического регулирования. ... а индивид рассматривался как « ... путем государственного регулирования, государственной ... Прожиточном минимуме», в котором раскрыто сущность понятий: «прожиточный минимум», «минимальная потребительская корзина» ...
  5. Доходы и их распределение в рыночной экономике

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... каким-то образом скорректировать, государственное регулирование рыночной ... отдельные индивиды, руководствуясь ... минимальной потребительской корзины. III. Назначение прожиточного минимума. Прожиточный минимум предназначается ... всего экономическими методами. Люди ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014479160308838