Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Современная дидактика, образно говоря, представляет собой «теоретический стержень» педагогики. Основные, вечные вопросы, которые всегда стояли и стоят...полностью>>
Педагогика->Реферат
ПОЗНАНИЕ, воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосре...полностью>>
Педагогика->Реферат
Основой предложенной системы коррекции недостатков устной и письменной речи являются исследования и методические рекомендации А.В. Ястребовой. За посл...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Современный этап развития России характеризуется переходом к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, преодолением опасности от...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ СОШ с. Бессоновка

Август 2009 года

Современные подходы к воспитательной работе

Искусство умственного и нравственного воспитания есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не просто сообщение сведений и назиданий.

П.Ф.Каптерев


В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и молодежи. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии цело­го ряда нормативно-правовых документов: Национальной доктрины образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.; Государственной про­граммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федера­ции на 2006-2010 годы» и др. В значительной мере эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательными про­цессами в системе общего образования в целом и конкретного обра­зовательного учреждения в частности.

Создавая программу воспитания и модель выпускника школы, нужно использовать рекомендации, которые даны в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», где говорится, что школа призвана воспитывать учащихся – будущих выпускников так, чтобы:

-научить их учиться;

-научить жить;

- научить жить вместе;

-научить работать и зарабатывать.

Система воспитания в школе результативна, если строится на основе:

- концепции воспитательной системы школы, района, области;

- современных принципов воспитания;

- учёта индивидуальных особенностей учащихся;

- учёта возрастных особенностей учащихся класса;

- учёта особенностей контингента родителей учащихся школы;

- компетентности людей, ответственных за процесс воспитания.

Каковы же основные подходы к учебно-воспитательной работе, ставшие актуальными в современных условиях:

1. Возрастной подход.

От возраста к возрасту дети меняются, меняются и их потребности. Что же хочется большинству детей в разные периоды жизни?

Возраст

Младшие школьники

(7-10 лет)

Младшие подростки

(11-12 лет)

Старшие подростки

(13-14 лет)

Юноши и девушки

(15-18 лет)

Потребность

Учиться

Казаться взрослыми

Быть взрослым

Потребность самоопределения

Условия, когда уроки и мероприятия нравятся

Если он что-то узнаёт

Если показывают, что он взрослый

Если относятся к нему как к взрослому

Если дают заниматься тем, что необходимо после школы

Ожидания от взрослых людей

Любят всех учителей

Есть любимые и нелюбимые: главный критерий деления – справедливый или нет

Уважают взрослых, которые выступают в роли советчика

Позиция «взрослый-консультант», дающий советы, когда спрашивают

Вывод:

Вопросы:

2. Деятельностный подход

Опирается на деятельность учащихся.

Это:

-познавательная;

-игровая;

-творческая;

-трудовая;

-досуговая;

-коллективная.

Здесь важно помнить: если нет сочетания различных видов деятельности, то воспитанники устают, утомляются, теряют интерес.

Например, в учебной деятельности есть своя структура:

  1. Мотив, который может по разным причинам менятся:

- деловой мотив (кончить школу);

- соревновательный мотив (быль лучше);

- познавательный мотив (интересно).

2. Цель (С какой целью я учусь?)

3. Способы учебной деятельности.

(Простое воспроизведение усвоенных знаний недостаточно для развития самостоятельного мышления школьников и студентов. Необходима активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность)

4. Результат.

Основные каналы потери информации:

- та, которую не поняли;

- та, которая не связана с ранее изученной и реальной жизнью («абсолютная новизна»)

- та, которая со временем забывается

(здесь можно оговориться: «Это запомнить на всю жизнь», «Это запомнить до конца темы», «Это не надо запоминать»)

- та, которая не требуется в жизни и на практике.

Примеры:

Вопросы:

3. Личностно-ориентированный подход или гуманистический.

Ориентир на некоего среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно, сегодня не устраивает не только обучаемого, но и государство. Важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные задатки и способности.

В современной практике выделяют детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, детей и подростков «группы риска». Каждая группа требует своей системы методов педагогического воздействия.

Так, например, школьники с высоким интеллектом отличаются от других ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, широтой интересов. Эта группа детей требует от педагогов-воспитателей особого внимания.

Необходимые условия для развития одарённых детей:

-атмосфера сотрудничества;

- творческая обстановка;

-разносторонняя познавательная деятельность.

Примеры:

Вопросы:

Особого внимания требуют к себе «педагогически запущенные» дети, так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность.

Важно правильно организовать перевоспитание.

Пример: занятия юношей футболом с представителями правоохранительных органов, работа в объединении «Юный столяр».

Вопрос:

Есть ли в вашей практике положительные примеры использования личностно-ориентированного подхода?

Осуществляется личностно-ориентированный подход:

- через внеурочную и урочную деятельность, когда возникает потребность развить себя, есть стремление к самопознанию.

- через самоопределение. Ребёнок должен побывать в разных ситуациях, узнать свои сильные и слабые стороны.

- через самоутверждение,

Пример: самоутверждение через срыв уроков, здесь необходимо переключить ребёнка с негативной деятельности на полезную и самоутверждение через занятия в студии «Венец»

Современные воспитательные технологии:

- Личностно-ориентированное коллективное творческое дело, с акцентом на индивидуальные вклады; на авторство идей, предложений.

4.Гендерный подход.

Гендер – английское слово, что в переводе означает «пол».

Гендерное воспитание отличается от полового воспитания.

Биологическое воспитание – пол.

Социальное, т.е. гендерное – социальный пол.

Например:

Мужчина жил в облике женщины:

Его биологический пол – мужчина, а социальный или гендерный – женщина

Социальный пол – это поведение человека в обществе в соответствии с биологическим .

Проблема несоответствия социального поведения биологическому полу.

Причины несоответствия:

- биологические причины;

- воспитание;

- психическое развитие.

К несоответствию приводят:

  1. Ошибки семейного воспитания;

  2. Проблемы образования.

Ошибки семейного воспитания

Родители – главные воспитатели. Всё основное закладывается в семье.

В детях подсознательно заложено:

Папа – это будущий я – сын, а моя жена как мама.

Или мама – это будущая я – дочь, а мой муж как папа. Это заложено в детях изначально, с рождения. Если даже нет одного из родителей, в подсознание всё равно запись существует, и она ориентирована на того родителя, которого нет.

Если ребёнок-сын, мама – это моя будущая жена, а где же я? Подсознательно там пустота, папа нет, но пустота заполняется самим ребёнком. В образе «я» будет любой другой: «мамин друг», дед, крёстный, тренер, педагог дополнительного образования, директор школы, может быть, сосед.

Ребёнок как одежду примеряет для себя каждый образ и выбирает своё я.

Именно в подростковом возрасте у мальчика в голове происходит щелчок – женщина мной командовать не должна! Именно в этот момент мужское слово имеет весомое значение.

Исправить ситуацию можно:

1. Помочь ребёнку найти положительный мужской образ.

2. Не идти на открытый конфликт.

3. Помочь пережить этот период. Ему самому в этот момент плохо.

5. Системный подход.

Документы, регламентирующие нормативно-правовую базу воспитательной работы:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1996 года.

2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99г.

3. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23.11.1994 года «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения».

4. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 28.06.1995 года «Об опыте взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения в интересах семьи и личности ребёнка».

5. Долгосрочная целевая Программа «Молодежь Пензенской области (2009-2011 годы)», утверждённая постановлением Правительства Пензенской области от 15 октября 2008 года № 661-пП

7. Закон Пензенской области от 10 апреля 2006 года № 987-ЗПО «Об областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Пензенской области (2006-2010 годы)».

8. Закон Пензенской области от 14.11.2006 № 1140-ЗПО «О профилактике правонарушений в Пензенской области».

! ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2007-2010 ГОДЫ

Принят Законодательным Собранием Пензенской области 8 ноября 2006 года

Сроки реализации Программы — 2007-2010 годы

Перечень подпрограмм —

  • «Здоровое поколение»;

  • «Одаренные дети»;

  • «Дети и семья», эта подпрограмма реализуется по следующим направлениям:
    «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    «Семья с детьми-инвалидами»;
    «Дети-сироты»

Долгосрочная целевая Программа «Молодежь Бессоновского района на 2009-2011 годы» от 1 декабря 2008 года.

Подпрограмма 1.

  • «Молодёжная политика, летний отдых, оздоровление и занятость детей и подростков»:

Подпрограмма 2.

  • «Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа»

Подпрограмма 3.

  • «Развитие футбола, мини-футбола».

Долгосрочная целевая программа Бессоновского района «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Бессоновском районе на 2009–2012 годы» от 10 декабря 2008г.

  • Подпрограмма «Комплексные меры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в Бессоновском районе на 2009-2012 годы"

Районная целевая комплексная программа «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Бессоновского района, на 2009-2011» годы»


Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Форы и методы воспитательной работы (1)

    Реферат >> Педагогика
    ... из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как ... используются практиками. В современных условиях целесообразно сделать ... М.: Просвещение, 1998. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Издательский Дом «Моосфера», ...
  2. Методика воспитательной работы

    Книга >> Педагогика
    ... реалиям современности. Повышение эффек­тивности воспитательной работы связывают с созданием воспита­тельных ... воспитательной работы. Форма проведения: Практикум. Подготовка и ход работы Проанализировать различные подходы к планированию вос­питательной работы ...
  3. Особенности индивидуально-воспитательной работы во внутренних войсках

    Курсовая работа >> Психология
    ... на современном этапе 11 2.2 Дифференцированный подход при работе с личным составом 15 III ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ... С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК Воспитательная работа в Вооруженных Силах на современном этапе ...
  4. Внеаудиторная воспитательная работа в медицинском училище

    Реферат >> Педагогика
    ... внеаудиторной работы. Описываются современные подходы к внеаудиторной работе. Основная проблема курсовой работы ... воспитательной работы. 1.3 Критерии эффективности внеаудиторной воспитательной работы. Эффективность воспитательной внеаудиторной работы, ...
  5. Современные подходы к трудовой деятельности

    Реферат >> Педагогика
    «Современные подходы к проблеме нравственно-трудового ... в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать ... значимости выполняемой работы, возможности доставлять радость другим»2 В рамках современных педагогических взглядов ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016410350799561