Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансовые науки->Курсовая работа
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридич...полностью>>
Финансовые науки->Курсовая работа
Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которого оказывает непосредственное ...полностью>>
Финансовые науки->Курсовая работа
В настоящее время стремительно возрастает роль малых предприятий в экономиках стран мира Доля продукции, выпущенной данными предприятиями, также увели...полностью>>
Финансовые науки->Курсовая работа
Курсовая работа на тему «Денежное обращение и денежная система» является одной из самых интересных Это связано с тем, что деньги являются самым востре...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пример №1

У организации в 2002 году налоговая база в среднем на одно физическое лицо (без учета работников, имеющих наибольшие доходы) составила:

Январь – 3000 руб.

Январь-февраль – 3500 руб.

Январь-март – 2500 руб.

Январь-апрель – 3100 руб.

Январь-май – 3200 руб.

Январь-июнь – 3000 руб.

Январь-июль – 2800 руб.

Январь-август – 2600 руб.

Январь-сентябрь – 2450 руб.

При данных условиях, до августа включительно, организация вправе использовать регрессивную шкалу налогообложения для работников, у которых налоговая база превысила 100000 рублей. Начиная с сентября и до конца 2002 года, организация не вправе применять регрессивную шкалу налогообложения.

Таким образом, вводится достаточно жесткое ограничение применения регрессивной шкалы в 2002 году. Ранее такое ограничение составляло 4200 рублей, но действовало только на тот период, когда налоговая база становилась менее 4200 рублей, а не до конца налогового периода, как это есть, начиная с 2002 года.

Серьезно изменилась с.243 “Порядок исчисления и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями”.

Упростилась ситуация с уплатой ежемесячных авансовых платежей – теперь они производятся не позднее 15 числа следующего месяца (без увязки с получением средств в банке на оплату труда). Как и прежде ежеквартально сдается форма в региональное отделение ФСС РФ.

Ежеквартально сдается и расчет по ЕСН за каждый период, а не ежемесячно, как это было в 2001 году. Расчет за отчетный период сдается до 20-числа месяца, следующего за отчетным периодом. В п.7 статьи определены взаимоотношения между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда РФ по обмену документами, связанными с уплатой налога.

Пункт 8 статьи определил порядок уплаты налога обособленными подразделениями организации. Обязанности организации по уплате налога, а также по представлению налоговых расчетов и налоговых деклараций выполняют только обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Вместо ст.245 “Переходные положения” в главу 24 включена иная статья 245 “Обязанности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков”. Эта статья определила порядок уплаты налога министерствами и ведомствами РФ.

В условиях, когда налог на прибыль с 2002 года составляет 24%, а ставка единого социального налога – 35,6%, у организаций может возникнуть мысль о перенесении выплат за счет прибыли, поскольку эффект здесь якобы достигается в размере 11,6% от суммы выплат. На самом деле – это иллюзия. Проиллюстрируем это на примере.

Пример № 2

Расходы организации составляют 1000000 рублей. Необходимо выплатить премию работникам в размере 100000 рублей. Выплату можно произвести двумя путями:

-за счет расходов организации;

-за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.

Рассмотрим оба варианта.

  1. Премия включается в расходы организации. Таким образом, возникает необходимость уплаты ЕСН. Прибыль при этом составила 200000 рублей. Расходы организации составят: 1000000 руб. + 135600 руб. (с учетом ЕСН). Налог на прибыль – 48000 руб. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации – 152000 руб.

  2. Премия выплачивается из чистой прибыли. Расходы организации уменьшаются на 135600 руб. и соответственно возрастает налогооблагаемая прибыль на эту же сумму. Она составит 335600 руб. Налог на прибыль составит 80544 руб. Чистая прибыль составит 255056 руб. Но из этой суммы необходимо выплатить работникам 100000 руб., т.е. прибыль, направляемая на другие цели, составит 155056 руб.

Сравним два варианта. Во втором прибыль увеличилась на 3056 руб. В процентах это увеличение составит к чистой прибыли первого варианта 2,3% (3056 : 152000) х 100%). Таков эффект от применения второго варианта. Кроме того, следует отметить, что во втором варианте мы лишаем работников накопительных взносов, приходящихся на эту сумму выплат. Определить эту сумму в абстрактном примере невозможно, поскольку это зависит от возраста работников.

Приказом МНС России от 27.12.2001 № БГ-3-05/573 утверждена новая форма налоговой декларации по единому социальному налогу. В целях реализации главы 24 “Единый социальный налог” НК РФ, утверждается Инструкция по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу. Новая форма декларации по ЕСН является общей для всех категорий налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей. Декларация представляется налогоплательщиками в территориальные инспекции МНС России не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2.2 Пенсионная реформа 2002 года

В 2002 году началась радикальная реформа пенсионного обеспечения жителей России. Она коснулась, конечно же, и порядка уплаты единого социального налога. С 1 января 2002 года глава 24 Налогового кодекса должна применяться с учетом Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”. Указанный закон о пенсионном страховании вводит новый вид обязательного платежа – индивидуально возмездный обязательный платеж, который уплачивается в бюджет пенсионного фонда РФ (страховой взнос). При этом, страховой взнос не увеличивает для налогоплательщиков налоговое бремя, поскольку в совокупности страховой взнос и единый социальный налог, причитающийся Пенсионному фонду, и по прежнему составляет не более 28% от величины налоговой базы. Сумма, которая раньше направлялась в Пенсионный фонд, сейчас направляется в федеральный бюджет. Однако сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд.

С 1 января взносы в Пенсионный фонд выделены из состава единого социального налога, введены обязательные страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. Это два совершенно самостоятельных доходных источника с самостоятельным порядком исчисления, уплаты и отчетностью. Это неналоговые платежи, не связанные ни с Налоговым кодексом РФ, ни со старой системой сбора страховых взносов.

Основные черты новой модели обязательного пенсионного страхования:

  • Позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов будут обеспечивать выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем. И пенсии нынешним молодым людям, когда они достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере финансироваться будут за счет взносов следующих поколений. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.

  • Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть повышена до уровня прожиточного уровня пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

  • Зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Ранее ЕСН в части пенсионных взносов составлял 28% и направлялся в Пенсионный фонд РФ. Сейчас же эту сумму поделили на 2 части (по 14%) и одну часть направляют в федеральный бюджет для финансирования базовых пенсий. Вторая часть в виде страховых взносов направляется в Пенсионный фонд. При этом взносы в ПФ РФ направляются раздельно на две части пенсий: на страховую часть трудовой пенсии и на накопительную часть трудовой пенсии. Мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1957 года рождения и старше не направляют средства на накопительную часть.

Базовая часть пенсии является минимальным гарантированным государством уровнем пенсии и выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховые части пенсий определяются путем деления суммы расчетного пенсионного капитала пенсионера, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Для выплаты накопительной части пенсии учитываются средства, учтенные в специальной части индивидуального счет застрахованного. Размер накопительной части пенсии не ограничивается.

  • Работающих пенсионеров уравняли в правах с неработающими. Так же, как и не работающим, пенсия им рассчитывается по ИКП с учетом среднего заработка за последний год работы или за любые пять трудовых лет. Очень важно, что при расчете пенсии работающим пенсионерам учитывается наличие иждивенцев.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии) в Пенсионный фонд РФ в сроки, установленные для уплаты единого социального налога (авансовых платежей по ЕСН).

Одновременно с органами Пенсионного фонда контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Сущность этого контроля заключается в том, что налоговые органы при одновременном получении от налогоплательщиков единого социального налога расчетов (деклараций) по единому социальному налогу и расчетов (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование определяют исполнение обязанности налогоплательщиков по уплате платежей ЕСН в Пенсионный фонд за вычетом платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, произведенных налогоплательщиками.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что введение Закона “Об обязательном пенсионном страховании и внесение изменений в главу 24 НК РФ полностью разрушили едва устоявшийся за год порядок сбора единого социального налога по всем категориям налогоплательщиков. Проводимая реформа – это строительство новой пенсионной системы, которая в будущем сможет без социальных катаклизмов и повышения нагрузки на работающих обеспечить пенсионеров за счет их накопленных средств. Кроме того, накопительный элемент, то есть прямая зависимость размера пенсии от отчислений в пенсионную систему, приведет к тому, что люди выведут из “тени” свои реальные заработки, будут отчислять пенсионные взносы от реальной заработной платы, и доходная часть пополнится.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВВЕДЕНИЕМ ЕСН

С 1 января прошлого года налоговым органам были переданы функции мобилизации средств на социальные нужды общества сразу от четырех федеральных ведомств, имеющих хорошо отлаженную систему, разветвленную и многочисленную структуру.

Передача функций администрирования – не просто технический вопрос. Обеспечить взаимовыручку поколений, социальную стабильность в обществе, справедливое перераспределение национального дохода в пользу тех , кто в свое время отдал силы и здоровье для развития государства, - вот что означала эта передача. С самого начала эта работа находилась под пристальным вниманием органов власти, профсоюзов, фондов, средств массовой информации. К сожалению, эта задача не сопровождалась кадровым и материально-техническим подкреплением налоговых органов. Личное время, профессиональная гордость и честь работников налоговой системы стали единственным ресурсом ее выполнения.

Особенно напряженным было первое полугодие. Юридически правильное оформление передачи потребовало подготовки свыше миллиона различных документов на бумажных носителях – актов, реестров, индивидуальной сверки взаимных расчетов с каждым налогоплательщиком, и так – по каждому фонду.

Передача осуществлялась в три этапа по согласованному с фондами плану совместных мероприятий. В результате от фондов было принято для взыскания огромная сумма задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Эта сумма, копившаяся годами, превышала годовую потребность фондов в средствах.

Взыскивать долги фондов оказалось гораздо труднее, чем предполагалось. Законодатель не предусмотрел права на продление сроков для принятия мер по взысканию в связи с передачей функций и налоговые органы сразу натолкнулись на массу ограничений. Ситуация осложнялась тем, что страховые взносы, не являющиеся налоговыми платежами, подпадали под действие специального законодательства, которое во многом не совпадало с требованиями Налогового кодекса РФ. В результате более чем на 47% задолженности фонды не выставили даже инкассовые распоряжения, практически не направлялись требования об уплате, и ее большая часть оказалась либо с просроченными сроками для принятия мер по взыскания, либо безнадежна.

Сложность первого полугодия заключалась не только в передаче функций. Одновременно нужно было ввести совершенно новый режим налогообложения для всех категорий плательщиков. Единый социальный налог радикально менял всю систему сбора средств, сложившуюся за 10 лет, но не принес долгожданного облегчения в механизм налогообложения. Назвать “единым” этот налог можно лишь формально. Раздельное исчисление каждой доли налога и раздельное перечисление средств, индивидуальное исчисление налога по каждому работающему, многократное увеличение налоговой отчетности, чрезвычайно сложный механизм расчета права на применение регрессивных ставок, нечеткость и противоречивость льгот – все это делает налог несовершенным и до сих пор вызывает заслуженную критику.

К сожалению, несмотря на сложность и радикальность перемен, законодатель не дал времени на освоение нового механизма исчисления и уплаты налога ни налоговым органам, ни налогоплательщикам. То, что в развитых странах осваивается годами, нам предложили освоить за одну ночь. Получив закон 31 декабря, налогоплательщики и налоговые органы вступили в новую жизнь с 11 противоречивыми статьями, без бланков, без форм отчетности, без четких указаний.

План сбора ЕСН на 2001 год был установлен налоговым органам со значительным превышением плановых значений, доводимых ранее до фондов. Не принималось во внимание и то, что налоговая база по соцналогу в сравнении со страховыми взносами значительно сократилась. Это вызывало большое сомнение в способности налоговых органов обеспечить выполнение поставленных задач и выйти на заданный уровень сбора средств. Но отрицательные факторы были компенсированы значительным ростом заработной платы в отдельных отраслях экономики, а также стремлением большого количества налогоплательщиков выйти в режим текущих платежей для получения права на реструктуризацию задолженности. Основное условие реструктуризации - регулярная выплата очередных и ежеквартальная уплата части задолженности прошлых лет по графику, рассчитанному на 5 лет. Это удобно и значительно облегчает выплату больших долгов, поднакопленных за многие годы. Поэтому многие предприятия, которые стабильно работают и думают о своем будущем, на реструктуризацию пошли охотно. Ну а к тем предприятиям и организациям, которые не пошли на реструктуризацию задолженности перед государственным внебюджетным социальным фондом, налоговые органы были вынуждены применить меры принудительного взыскания, включая процедуру банкротства. В результате в 2001 году поступления ЕСН и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные внебюджетные фонды составили 603,2 млрд. рублей.

Из них поступило: в ПФ РФ - 470,0 млрд. рублей, в ФСС РФ (в том числе расходы, произведенные налогоплательщиком на нужды государственного социального страхования, с учетом сумм возмещения произведенных расходов, полученных от исполнительного органа Фонда - 49,8 млрд. рублей) 73,8 млрд. рублей, в ФОМС - 3,8 млрд. рублей, в ТФОМС - 55,6 млрд. рублей. При этом 566,9 млрд. рублей - единый социальный налог и 36,3 млрд. рублей - платежи в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды.

Задание в размере 515,0 млрд. рублей, установленное на 2001 год, было выполнено на 117,1% (603,2 млрд. рублей). При этом средств собрано больше, чем сами фонды собрали в 2000 году.

2002 год преподнес налогоплательщикам и налоговым органам новые сюрпризы. Самым неожиданным образом задела налоговые органы пенсионная реформа. Вновь за одну ночь законодатель предложил осмыслить новый механизм, и снова – без инструкций, форм отчетности, механизма проведения налоговых вычетов. Следует отметить, что целью изменений, внесенных в главу 24 НК РФ, было желание увязать ЕСН с законом об обязательном пенсионном страховании, а не стремление устранить недостатки по единому социальному налогу. Предложенная взаимоувязка вызывает недоумение. Вместо введения самостоятельных раздельных таблиц ставок по ЕСН и по страховым взносам налогоплательщикам – через налоговые вычеты страховых взносов из единого социального налога – предложен механизм, который чрезвычайно усложняет исчисление налога и полностью меняет сложившуюся систему налоговой отчетности.

С ведением страховых взносов государство частично отошло от принципа солидарности поколений, предложив самим гражданам позаботиться о своей старости через накопительную часть трудовой пенсии, которая будет формироваться из фактически перечисленных страховых взносов. Это наделяет налоговые органы большой ответственностью перед каждым жителем нашего государства, т.к. от эффективности их работы будет теперь зависеть объем пенсионного капитала каждого гражданина и его пенсионный стаж.

Еще одна проблема, которую законодатель создал налоговым органам и налогоплательщикам с 1 января 2002 года, это перевод всех плательщиков единого налога на вмененный доход на уплату ЕСН и страховых взносов. Неожиданное многократное увеличение налоговой нагрузки не могло не вызвать серьезного недовольства у налогоплательщиков, которые обратились к Президенту с просьбой об отмене ЕСН для плательщиков единого налог на вмененный доход. В мае 2002 года Постановлением Правительства РФ единый социальный налог для плательщиков единого налога на вмененный доход был отменен с начала этого года. Т.е. налогоплательщикам, уплатившим ЕСН за период с января по май 2002 года вернут уплаченные суммы из бюджета.

Особенностью этого года в отличие от предыдущего является также и то, что закончился первый в истории ЕСН налоговый период и налоговые органы входят в новый этап работы – проведение выездных документальных проверок. Необходимость и важность этой работы заключается в том, что сложность исчисления этого налога, частая смена отчетности, нежелание налогоплательщиков вести индивидуальное начисление налога наверняка породили много ошибок. Устранить их можно только в ходе серьезных проверок, продолжительность которых, в отличие от проводимых ранее фондами, увеличивается многократно.

Увеличению налоговых поступлений во многом могло бы способствовать принятие нормативно-правовых актов, способствующих легализации заработной платы, позволяющих налоговым органам самостоятельно исчислять ЕСН хотя бы на минимальную заработную плату, а не на, порой, умышленно копеечные размеры. К сожалению, в новом КЗОТе не предложено эффективного механизма легализации зарплаты.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному следует отметить, что реально оценить все достоинства и недостатки единого социального налога на данном этапе пока невозможно – прошло слишком мало времени. Да, он решил ряд проблем, касающихся социальной сферы, пенсионного обеспечения, но и много вопросов появилось в связи с его введением, которые требуют своего решения. Хотя этот налог введен достаточно недавно, у него уже появились и свои сторонники, и свои недоброжелатели.

Отдельно нужно сказать о ставке единого социального налога, применяемой в Российской Федерации. Несомненно, нужно добиться ее снижения, и привести ставку ЕСН к приемлемому европейскому уровню. Но резкое снижение невозможно, ибо тогда разрушится и та существующая скромная система социальных гарантий. Следовательно, нужен эволюционный характер реформы. При этом, главным образом, за счет собираемых налогов и за счет сокращения расходов на сборы самих налогов. Уже сейчас в Правительстве РФ задумываются о том, чтобы с 2004 года добиться постепенного снижения ставки единого социального налога на 2-3% в год, чтобы к 2006 году она составляла не более 30%.

Особо следует отметить и нынешнее состояние налогового законодательства в Российской Федерации. Анализ налоговой системы на данном этапе ее развития позволяет сделать вывод, что в том состоянии, в котором она находится сейчас ее можно определить как сочетание различных видов платежей и процедур их определения, внутренне не гармонизированных между собой и ставших предметом частых законодательных изменений, уточнений и поправок, которые порой противоречат друг другу. Новые задачи накладываются на серьезные трудности, которые испытывают в настоящее время налоговые органы и налогоплательщики в связи с принятием новых законов, касающихся налогообложения, введением поправок и дополнений в Налоговый кодекс РФ. Время покажет целесообразность этих шагов в условиях перехода России к рыночной экономике.

Литература
  1. Донин Ю. Л. “Единый социальный налог в 2002 году” //Бух.1С, №2 (14) 2002

  2. Шишкин В.Ю.”ЕСН и страховые взносы в ПФР РФ: как применять регрессивную шкалу ставок в 2002 году” // Главбух, №6, 2002.

  3. “Налогоплательщики дружно невзлюбили ЕСН” // Главбух №6, 2002

  4. Колесников В.Н. “Единый социальный налог: что было, что есть, что будет…” // КоммерсантЪ, №37, 2002.

  5. Яхонтова Г. “Налог, который больше, чем налог” //Липецкие извести, №4, 2002.

  6. Камышан В. А. “Социальный налог: вводить или не вводить?” // КоммерсантЪ, №229, 2001.

  7. “В 2002 год с новыми налогами?” // Вести Гаранта, №№ 12-13, 2002.

  8. Дмитриев М. Э. “Приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях” //Страна.ru, № 47, 2001.

  9. Дон С., Михайлов А. “Нужен единый социальный налог” // Ведомости, 21.09.1999.

  10. Колесников А. С. “МНС РФ готовится к введению ЕСН” // Финансы, №11, 2000.

  11. Гук С. "Налоговые поправки или Бег на месте", "Время МН", №227, 15.12.2001,

  12. Котова Л.А. “Комментарий к главе 24 части второй НК РФ “Единый социальный налог” // Бухгалтерский бюллетень, №5, 2002

  13. Криксунова Н. В. “О едином социальном налоге” // Налоговый вестник, №10, 2000.

  14. Морозова Ж.А., Ильин М. В. “Исчисление и уплата ЕСН организациями” Главбух, №4, 2001.

  15. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса).

  16. Налоговый кодекс РФ.

  17. . Соколов А. В. “Как уменьшить единый социальный налог” // Главбух, №8, 2001.

  18. Смирнова С. А. “Исчисление и уплата единого социального налога в соответствии с НК РФ” // Налоги

  19. “Информационное сообщение о поступлении налогов и сборов, контролируемых МНС России в федеральный бюджет в 2001 году” // Новости МНС, 2002



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Единый социальный налог (8)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... или процентов). 2. Единый социальный налог. Единый социальный налог является серьезным новаторством, ... социальные фонды в единый налог. 2.1. Причины, вызвавшие необходимость введения единого социального налога. До введения единого социального налога ...
  2. Единый социальный налог (16)

    Реферат >> Финансы
    Единый социальный налог Единый социальный налог (сокращенно ЕСН) заменил совокупность уплачивавшихся ... ). Смысл введения налога заключался в упрощении процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем ...
  3. Единый социальный налог (3)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... фондов. 3 2. Экономическая сущность Единого Социального Налога (взноса). 5 3. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога (взноса): 7 3.1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ 7 ... России появился новый федеральный налогединый социальный налог. Для многих организаций ...
  4. Единый социальный налог (4)

    Контрольная работа >> Финансовые науки
    ... , учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог. Налогоплательщики. Льготы. Плательщики единого социального налога объединены в две группы ...
  5. Единый социальный налог (7)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... : введение единого социального налога – правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0070431232452393