Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Финансовые науки->Реферат
Управління грошовими потоками органічно входить у систему керування доходами й витратами, керування рухом активів і капіталу, керування всіма аспектам...полностью>>
Финансовые науки->Контрольная работа
Одним из важнейших условий успешного управления предпринимательской фирмой является анализ ее финансового состояния, так как результаты в любой сфере ...полностью>>
Финансовые науки->Курсовая работа
Ринкова економіка, при всій різноманітності її моделей, відомих світовій практиці, характеризується тим, що являє собою соціально орієнтоване господар...полностью>>
Финансовые науки->Контрольная работа
Переход общества от системы плановой экономики к рыночным отношениям, коренным образом изменили условия функционирования предприятий Предприятия, для ...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГЛАВА 3. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ В 2002 ГОДУ

1. Законно ли введение в действие Федерального закона № 198-ФЗ?

На исходе 2001 года Президентом был подписан целый ряд законодательных актов, направленных на регулирование налоговых правоотношений и имеющих, по сути, революционный характер. Это, в первую очередь, сразу несколько Федеральных законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ, а также пакет “пенсионных” законов.

Одним из последних Федеральных законов, подписанных Президентом в 2001 году, стал Федеральный закон № 198-ФЗ от 31.12.2001 г., признанный внести существенные дополнения и изменения в главу 24 Налогового кодекса РФ “Единый социальный налог” и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах. Однако, при внимательном анализе указанного закона вкупе с основополагающими нормами налогового законодательства возникает ряд вопросов. Один из наиболее интересных вопрос о том, когда же он все-таки вступает в силу. Если следовать положениям самого закона № 198-ФЗ, то в соответствии с его статьей 10 он должен был вступить в силу с 1 января 2002 года. И фактически именно с этой даты он и начал действовать. Об этом, в частности, говорится и в официальных документах Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (например, Письмо МНС РФ от 6.02.2002 г № СА-6-05/150 “Об уплате единого социального налога налогоплательщиками единого налога на вмененный доход”, где указывается, что “с 1 января 2002 года плательщики единого налога на вмененный доход уплачивают единый социальный налог в порядке, установленном главой 24 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ)”).

Однако представляется, что если рассуждать, опираясь исключительно на положения Налогового кодекса РФ, законность такого положения дел может быть, как минимум, поставлена под сомнение. И вот почему. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”. Из процитированной нормы Конституции однозначно следует, что государством, с одной стороны, устанавливается обязанность каждого платить законно установленные налоги и, с другой стороны, право не платить незаконно установленные. Принцип законного установления налогов не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной налог, и к процедуре его принятия. Определенным требованиям должно отвечать содержание этого акта, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий по существу конституционным принципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах. Представляется, что внося изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон Российской Федерации “О едином налоге на вмененный доход”, федеральный законодатель должен был учитывать общие принципы налогообложения, а также их развитие и истолкование, которое нашло отражение, в частности, в постановлениях Конституционного Суда РФ и в части первой Налогового кодекса РФ. Вводя Закон в действие с 1 января 2002 года, федеральный законодатель был обязан исходить из однозначно сформулированного им самим требования о недопустимости противоречия актов налогового законодательства Налоговому кодексу РФ (статья 6 Кодекса). Однако, как будет показано далее, совершенно очевидно, что в данном случае это требование не было обеспечено.

Обратимся к содержанию статьи 5 НК РФ, определяющей общие принципы действия актов законодательства о налогах и сборах во времени и условия их вступления в силу. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 Налогового кодекса.

Указанной статьей не предусматривается возможность введения в действие изменений к Налоговому кодексу (законодательству о налогах) в ином порядке. Исключение сделано в отношении федеральных законов, вносящих изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов. Такие акты могут вступать в силу с 1 января года, следующего за годом принятия, однако, не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Изменения же и дополнения, вступающие в действие в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 198-ФЗ от 31.12.2001 г. не вводят новые налоги и сборы. Для такого рода законодательных актов Налоговым кодексом предусмотрен специальный порядок вступления в силу, установленный, как указано выше, абзацем 1 пункта 1 статьи 5 НК РФ.

Эта норма Кодекса сформулирована таким образом, что отсутствует полная определенность относительно вложенного в нее законодателем смысла. Неясность касается того, что по смыслу нормы следует считать первым числом очередного налогового периода: первое число налогового периода, наступающего после даты официального опубликования или первое число налогового периода, следующего за датой истечения месячного срока со дня опубликования? Если принять за основу первое утверждение, то следует сделать вывод о том, что Закон № 198-ФЗ должен был вступить в силу не ранее 31 января 2002 года. Между тем, указанный Закон вступил в силу уже на следующий день после официального опубликования, что уже само по себе не согласуется с правилами, установленными Налоговым кодексом РФ.

Однако имеются достаточные основания для того, чтобы считать верным второе толкование. Во-первых, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика. Во-вторых, анализируемая норма уже была предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ, который в своем постановлении от 28.02.2001 года указал, что “при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании п.1. ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта”.

Последним днем месячного срока с указанной даты является 30 января 2002 года. В соответствии со ст.240 Налогового кодекса налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Следовательно, принимая во внимание сказанное выше, очередной налоговый период по этому налогу наступит только 1 января 2003 года, а это, в свою очередь, означает, что положения статьи 10 Федерального закона № 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в НК РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах” о введении в действие данного Закона с 1 января 2002 года противоречат конституционным принципам налогообложения и не соответствуют конституционному понятию “законно установленного налога”.

Таким образом, Федеральный закон № 198-ФЗ от 31.12.2001 г. не может вступить в силу с 1 января 2002 года. Те положения этого Закона, которые вносят изменения в Федеральный закон № 148-ФЗ “О едином социальном налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”, начали законно действовать с 1 апреля 2002 года, поскольку налоговым периодом по данному налогу признается квартал. Для положений, изменяющих главу 24 НК РФ (“ЕСН”) этот срок гораздо больше. В новой редакции глава в силу положений ст. 5 НК РФ может начать действовать только с 2003 года.

2. Изменения ЕСН по сравнению с 2001 годом
2.1. Изменение основных элементов налога по сравнению с НК РФ 2001 года

На основании введения в действие Федерального закона № 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в НК РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах” существенно изменились некоторые статьи гл.24 “Единый социальный налог”, касающиеся его основных элементов.

Изменения содержаться в новой редакции ст.236 “Объект налогообложения”. В п.1 содержится определение объекта налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Во-первых, исчезло упоминание о выплатах в виде материальной помощи и иных безвозмездных выплатах в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера. Таким образом, решена проблема выплат благотворительными организациями соответствующих сумм нуждающимся в помощи, которая вызывала ожесточенные споры, доходящие до международных скандалов.

Во-вторых, четко обусловлено, что не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Также ст.236 определяет, что выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В прежней редакции выплаты не признавались объектом налогообложения, если они производились за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы. Такая запись породила массу проблем, связанных с составом и сроками выплат, которые не подлежали налогообложению. В частности, налоговые органы в 2001 году выражали позицию, что для неуплаты ЕСН организация должна доказать наличие средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, а это было затруднительно сделать в первые месяцы каждого года.

Наверное, эта мысль более четко прозвучала бы в иной постановке: выплаты и вознаграждения признаются объектом налогообложения, если такие выплаты отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Но суть от этого не меняется: если те или иные выплаты отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль – ЕСН уплачивается, если не отнесены – ЕСН не уплачивается.

Изменения коснулись и статьи 237 “Налоговая база”. В п.1 статьи база определяется как сумма выплат, предусмотренных п.1 ст. 236. При этом учитываются выплаты в любой форме. Правда, не лишним было бы при этом упоминание о том, что при этом должен учитываться п.3 ст.236, характеризующий выплаты, не признающиеся объектом налогообложения. При отсутствии такого упоминания могут возникнуть определенные споры и разногласия с налоговыми органами.

При анализе пункта может смущать то, что в базу для исчисления ЕСН включены: оплата товаров (работ, услуг), питания, отдыха, обучения в интересах работника. Но здесь уместно обратиться к ст.255 “Расходы на оплату труда”, где указано:

“В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются … расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами”.

Таким образом, если те или иные расходы, в частности, оплата обучения в высшем учебном заведении в интересах работника, предусмотрены в трудовом договоре и входят в расходы по оплате труда, то они, соответственно, облагаются ЕСН, поскольку отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

В п.2 повторена позиция законодателя по поводу определения налоговой базы отдельно по каждому физическому лицу, что, очевидно, вытекает из необходимости учета пенсионных поступлений.

Из статьи в новой редакции исчезло упоминание о налогообложении материальной выгоды, содержащейся ранее в п.4. Таким образом, в 2002 году закончатся споры, возникавшие при применении этого пункта, поскольку товары, работы, услуги, оплачиваемые за работника, выплачивались за счет прибыли после уплаты налога на прибыль. Аналогично не возникает и налогообложения при выдаче займов работникам.

Из статьи 236 “Объект налогообложения” в прежней редакции в п.п.14 п.1 ст.238 “Суммы не подлежащие налогообложению” перенесено положение о том, что не облагаются налогом выплаты в натуральной форме товарами собственного производства – сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей – в размере до 1000 рублей в расчете на одно физическое лицо – работника за календарный месяц. Следует обратить внимание на то, что добавлено в вышеприведенную фразу слово “собственного”, чего ранее в тексте не было.

Кроме этого, в статью 238 “Суммы, не подлежащие налогообложению”, кроме редакционных поправок, внесено изменение, касающееся налогообложения страховых платежей. В соответствии с новой редакцией ЕСН не облагаются:

  • платежи по обязательному страхованию;

  • платежи по договорам личного страхования на срок не менее 1-го года, предусматривающие оплату страховщиками медицинских расходов (эти расходы не облагаются ЕСН вне зависимости от их размеров, а в затраты они включаются в соответствии с п.15 ст.255 г.25 в размере 3% от фонда оплаты труда);

  • договоры личного страхования на случай смерти или утраты трудоспособности – в связи с исполнением трудовых обязанностей (в затраты включаются не более 10 тыс. руб. на 1-го застрахованного, ЕСН – не облагаются в любом размере);

  • долгосрочное страхование жизни, пенсионное (в затраты включаются в размере 12% от фонда оплаты труда). ЕСН – облагается в пределах 12%, если более норматива – не облагается.

Отчетными периодами с 2002 года признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговым периодом по-прежнему признается календарный год (ст.240).

Кардинальным образом изменился п.2 с.241 , касающийся условий применения регрессивной шкалы налогообложения.

Законодатель не требует составления предварительного расчета по итогам 2001 г. для получения права на применение регрессивной шкалы. Такое право возникает в процессе деятельности по результатам каждого периода с начала года, если величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество истекших месяцев, составила 2500 руб. или более, без учета работников, имеющих наибольшие доходы.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Единый социальный налог (8)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... или процентов). 2. Единый социальный налог. Единый социальный налог является серьезным новаторством, ... социальные фонды в единый налог. 2.1. Причины, вызвавшие необходимость введения единого социального налога. До введения единого социального налога ...
  2. Единый социальный налог (16)

    Реферат >> Финансы
    Единый социальный налог Единый социальный налог (сокращенно ЕСН) заменил совокупность уплачивавшихся ... ). Смысл введения налога заключался в упрощении процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем ...
  3. Единый социальный налог (3)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... фондов. 3 2. Экономическая сущность Единого Социального Налога (взноса). 5 3. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога (взноса): 7 3.1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ 7 ... России появился новый федеральный налогединый социальный налог. Для многих организаций ...
  4. Единый социальный налог (4)

    Контрольная работа >> Финансовые науки
    ... , учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог. Налогоплательщики. Льготы. Плательщики единого социального налога объединены в две группы ...
  5. Единый социальный налог (7)

    Курсовая работа >> Финансовые науки
    ... : введение единого социального налога – правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0033261775970459