Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Курсовая работа >Финансовые науки
2.Сущность Единого социального налога
Единый социальный налог устанавливается для мобилизации средств, предназначенных для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь. Цель Единого социального налога – упростить процедуру сбора средств, упростить механизм начисления страховых взносов, сделать единообразной налоговую базу, сократить отчетность, ввести единый порядок применения финансовых санкций и сократить количество проверок плательщиков.
Идея единого социального налога возникла у нас в стране не на пустом месте. Она выстрадана налогоплательщиками. Это – альтернатива существующей до 2001 года неразберихе в обложении предприятий взносами в различные внебюджетные социальные фонды - пенсионный, медицинского страхования, социального страхования, занятости. У всех этих фондов, в принципе, одна и та же облагаемая база – фонд оплаты труда и выплаты, начисленные в пользу работников, но разные ставки. Казалось бы, чего проще: достаточно применить к этим выплатам по единым правилам какую-то одну твердую ставку налога, обязать плательщика перечислить эту сумму одним платежным поручением в государственный банк на нейтральный счет или казначейство, а затем уже без участия плательщиков распределить эти средства на части по фондам согласно утвержденным каждому фонду нормативам, и также автоматически зачислить эти части на счет фондов для расходования. Однако, несмотря на простоту, эта идея долго не могла пробить себе дорогу.
Введение ЕСН вместо страховых платежей – это комплекс мер, цель которого ослабить налоговое давление на фонд оплаты труда. За счет этого предполагается частично легализовать большие заработки и облегчить налогообложение трудовых доходов.
Введение налога не приводит к ликвидации Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования как самостоятельных государственных учреждений, не ставит целью ущемить эти фонды, которые будут продолжать осуществлять оперативное управление и расходование поступающих средств. Поскольку ЕСН носит строго целевой характер, каждый из фондов получит причитающуюся часть налога, зафиксированную в НК РФ.
Тем не менее, введение Единого социального налога внесло много нового в порядок исчисления взносов в государственные страховые фонды. Глава 24 НК РФ установила новый порядок взимания единого социального налога (ЕСН). С 1 января 2001 года этот налог заменил страховые взносы практически во все внебюджетные социальные фонды. Исключение составили страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и квотирование в Фонде занятости (там, где оно ранее осуществлялось).
Единый социальный налог уплачивается с 01.01.2001 в соответствии с частью второй НК РФ, утвержденной Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ и введенной в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ “О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”.
Ставки единого социального налога отличаются в зависимости от категории плательщиков. В соответствии с 24 Главой НК РФ для налогоплательщиков-работодателей (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования) применяются следующие ставки:
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого |
|
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
||||
До 100000 рублей |
28% |
4,0% |
0,2% |
3,4% |
35,6% |
От 100001 рубля до 300000 рублей |
28000 руб.+15,8% с суммы, превышающей 100000 руб. |
4000 руб.+2,2% с суммы, превышающей 100000 руб. |
200 руб.+0,1% с суммы, превышающей 100000 руб. |
3400 руб.+1,9% с суммы, превышающей 100000 руб. |
35600 руб.+20% с суммы, превышающей 100000 руб. |
От 300001 рубля до 600000 рублей |
59600 руб.+7,9% с суммы, превышающей 300000 руб. |
8400 руб.+1,1% с суммы, превышающей 300000 руб. |
400 руб.+0,1% с суммы, превышающей 300000 руб. |
7200 руб.+0,9% с суммы, превышающей 300000 руб. |
75600 руб.+10% с суммы, превышающей 300000 руб. |
Свыше 600000 руб. |
83300 руб.+2% с суммы, превышающей 600000 руб. |
11700 руб. |
700 руб. |
9900 руб. |
105600 руб. +2% с суммы, превышающей 600000 руб. |
Для работодателей – организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, ставка налога значительно ниже, чем у других работодателей. Суммарная ставка налога в социальные внебюджетные фонды составляет 26,1% (ПФР – 20,6%; ФСС – 2,9; ФОМС – 0,1; ТФОМС – 2,5%). При этом сумма налога в зависимости от размера налогооблагаемой базы на каждого отдельного работника рассчитывается по аналогии с предыдущей таблицей. Минимальная ставка составляет 2% с суммы, превышающей 600000 рублей.
Вторая категория плательщиков, т.е. не работодатели, уплачивали единый социальный налог в размере 22,8% только в Федеральный бюджет РФ и в фонды обязательного медицинского страхования (при своей налоговой базе нарастающим итогом с начала года до 100000 рублей). Ставка для адвокатов – 17,6% (ПФР – 14%; ФОМС – 0,2%; ТФОМС – 3,4%). Минимальная ставка для этих категорий налогоплательщиков также составляет 2% с суммы, превышающей 600000 рублей.
3. Метод снижения ЕСН
Большинство российских предприятий, выплачивающих заработную плату своим работникам обязаны уплачивать в бюджет единый социальный налог (ЕСН) в размере 35,6% от фонда заработной платы. Особенно тяжким бременем он ложится на крупные компании с сотнями и тысячами работающих, отвлекая значительные средства, которые можно было бы направить на развитие производства, или - самое простое - на увеличение заработной платы тем же самым работникам.
Вместе с тем, согласно законодательству существуют организации, полностью освобожденные от уплаты ЕСН (при условии, что сумма выплаты каждому отдельному работнику в них не превышает 100.000 рублей в год). Это - общественные организации инвалидов (см. ст.239 гл.24 НК РФ). На этом обстоятельстве и основан предлагаемый метод. Суть его состоит в следующем:
1. Предприятие (заказчик) заключает договор с Общественной Организацией Инвалидов (далее – ООИ) (исполнитель, подрядчик), предметом которого может являться:
- субподряд (т.е.
выполнение в полном объеме или частично
работ (или оказание услуг), которые
предприятие обязано выполнить для
своего заказчика).
Например, компания
обязалась выполнить маркетинговое
исследование для "внешнего"
заказчика. Она заключает субподрядный
договор с ООИ, в котором перепоручает
ему выполнение части данной работы.
- выполнение работ (оказание услуг), которые предприятие, исходя из профиля его деятельности, может отнести на затраты производства (себестоимость продукции).Например, предприятие производит мелкоштучные металлоизделия (болты, шурупы и т.п.). В таком случае вполне правомерным будет являться отнесение на затраты сумм, уплаченных ООИ за оказание услуг по сортировке и упаковке данной продукции.
любой другой предмет договора (им не могут быть работы и услуги, требующие лицензирования).
2. Один или группа работников предприятия (как физические лица) заключают с ООИ договор подряда или возмездного оказания услуг, в соответствии с которым обязуются выполнить работы (оказать услуги), порученные ООИ данным предприятием. По сути, это - субподрядный договор, согласно которому ООИ должно выплатить физическим лицам вознаграждение за работу, выполненную ими во исполнение основного договора между ООИ и предприятием. Размер вознаграждения устанавливается в сумме, уплачиваемой предприятием ООИ за вычетом комиссии (3 - 4%, см. ниже).
Вот так схематически будут выглядеть взаимоотношения предприятия, ООИ и работников:
Предприятие ООИ Физические лица 1 2
“Основной” договор;
Договор подряда.
Для большей ясности (хотя это и не совсем юридически грамотно), можно сказать, что ООИ выступает в качестве посредника между работниками и предприятием.
3. Предприятие принимает по акту сдачи-приемки работы (услуги) ООИ и оплачивает их по безналичному расчету.
4. ООИ подписывает аналогичный акт сдачи-приемки работ (услуг) с принятыми по гражданско-правовому договору физическими лицами (работниками) и выплачивает им вознаграждение.
Размер вознаграждения = сумма, полученная от предприятия - комиссия ООИ – налог на доходы физических лиц (13%)
Комиссия ООИ составляет:
- 3%
полученной от Вашего предприятия суммы
в случае перечисления вознаграждения
работникам по
безналичному расчету
на их банковские счета,
Следует обратить
внимание, что многие банки не берут
своей комиссии за зачисление заработной
платы и аналогичных выплат на счета
физических лиц, поэтому данный способ
представляется более удобным для
клиентов.
- 4% полученной от предприятия суммы в случае выплаты вознаграждения работникам наличными.
Размер комиссии ООИ не может составлять менее 500 рублей с одного поступления оплаты от организации, и не менее 80 рублей с выплаты одному физическому лицу.
Примеры расчета:
ООИ получило 20.000 рублей, количество работников - 5, выплата - по безналичному расчету.
Т.к. 600 руб. больше минимальной комиссии "с полученной суммы" в 500 руб., и больше минимальной комиссии "от числа работников" (80 х 5 = 400 руб.),комиссия ООИ = 20.000 х 0,03 = 600 руб.
Налог на доходы физических лиц = (20.000 - 600) х 0,13 = 2.522 руб.
Выплата работникам = 20.000 - 600 - 2.522 = 16.878 руб., что составляет 84,39% полученной ООИ от предприятия суммы.
ООИ получило 20.000 рублей, количество работников - 15, выплата - по безналичному расчету. Минимальная комиссия "от числа работников" = 80 х 15 = 1.200 руб., что больше "стандартной" 3-процентной комиссии в размере 600 руб. Поэтому комиссия ООИ = 1.200 руб.
Налог на доходы физических лиц = (20.000 - 1.200) х 0,13 = 2.444 руб.
Выплата работникам = 20.000 - 1.200 - 2.444 = 16.356 руб., что составляет 81,78% полученной ООИ от предприятия суммы.
В результате предприятие сэкономило сумму ЕСН, а также уменьшило базу для обложения налогом на прибыль на сумму, уплаченную ООИ.
Сравним финансовые показатели предприятия, выплачивающего заработную плату в сумме 20.000 рублей непосредственно своим пяти постоянным работникам (по 4.000 рублей на человека), и предприятия, применяющего рассматриваемую схему:
Обычное предприятие |
Предприятие,
использующее |
|
Фонд заработной платы |
20.000 руб. |
20.000 руб. |
Комиссия ООИ |
нет |
20.000 х 0,03 = 600 руб. |
Стандартный налоговый вычет (согласно п.п.3 п.1 ст.218 НК РФ) |
5 чел. х 400 руб. = 2.000 руб. |
нет |
Налог на доходы физических лиц |
(20.000 - 2.000) х 0,13 = 2.340 руб. |
(20.000 - 600) х 0,13 = 2.522 руб. |
ЕСН |
7.120 руб. |
нет |
Взносы в Пенсионный фонд |
2.800 руб. |
2.800 руб. |
Итог: Всего израсходовано предприятием Выплачено работникам "на руки" Налоговые "потери" |
20.000 + 7120 + 2.800 = 29.920 руб. 20.000 - 2.340 = 17.660 руб. 2.340
+ 7.120 + 2.800 = 12.260 руб. |
20.000 +2.800 = 22.800руб. 20.000 - 2.522 - 600 = 16.878 руб. 2.522 + 2.800 = 5322 руб. |
Соотношение
выплаченной работникам |
17.660 / 29.920 = 59 % |
16.878 / 22.800 = 74 % |
Итак, согласно расчетам, экономия средств предприятия, использующего предлагаемую схему, составляет примерно 15 %.
Конечно же, это не единственный способ снижения ставки единого социального налога. Существует еще ряд законных методов, снижающих ставку ЕСН. Их применение зависит от желания руководства предприятия, а также от аналитических способностей для выбора более верной стратегии.
Похожие страницы:
Единый социальный налог (8)
Курсовая работа >> Финансовые науки... или процентов). 2. Единый социальный налог. Единый социальный налог является серьезным новаторством, ... социальные фонды в единый налог. 2.1. Причины, вызвавшие необходимость введения единого социального налога. До введения единого социального налога ...Единый социальный налог (16)
Реферат >> ФинансыЕдиный социальный налог Единый социальный налог (сокращенно ЕСН) заменил совокупность уплачивавшихся ... ). Смысл введения налога заключался в упрощении процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем ...Единый социальный налог (3)
Курсовая работа >> Финансовые науки... фондов. 3 2. Экономическая сущность Единого Социального Налога (взноса). 5 3. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога (взноса): 7 3.1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ 7 ... России появился новый федеральный налог – единый социальный налог. Для многих организаций ...Единый социальный налог (4)
Контрольная работа >> Финансовые науки... , учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог. Налогоплательщики. Льготы. Плательщики единого социального налога объединены в две группы ...Единый социальный налог (7)
Курсовая работа >> Финансовые науки... : введение единого социального налога – правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально ...