Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономическая теория->Реферат
Данная работа посвящена антитрестовскому законодательству в США. В ней раскрывается поэтапное формирование американского антимонопольного законодатель...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, комм...полностью>>
Экономическая теория->Контрольная работа
Производство продукта или блага возможно в результате использования различных факторов производства в разнообразных сочетаниях и пропорциях. Факторы п...полностью>>
Экономическая теория->Реферат
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюдже...полностью>>

Главная > Реферат >Экономическая теория

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реферат

по дисциплине «Микроэкономика»

Тема работы: «Конкуренция на рынке платежных услуг в Интернете»

Москва 2008

Оглавление

Оглавление 2

1.Вступление 3

2.Исследование рынка платежных систем 5

2.1Структура рынка платежных систем 5

2.2Характеристика рынка платежных систем 7

2.3Количественное исследование рыночной структуры 9

3.Заключение 11

Список использованной литературы 13

  1. Вступление

С развитием всемирной паутины, в сети Интернет стало появляться все большее количество разнообразных Интернет - сервисов и Интернет - магазинов, оказывающих услуги с использованием электронных денег.

Электронные деньги - платежное средство, существующее исключительно в электронном виде, то есть в виде записей в специализированных электронных системах.

Для использования электронных денег необходимо воспользоваться услугами специальных фирм – платежных систем. Как и любая другая форма платежей, электронные деньги также имеют определенные преимущества и недостатки. Так в качестве основных преимуществ электронных денег можно отметить:

  • доступность - каждый пользователь может открыть электронный счет и пользоваться им в любом месте;

  • мобильность - местонахождение обладателя электронного счета не имеет значения;

  • быстрота - оплата при помощи электронных денег происходит в считанные секунды;

Но в тоже время системы платежей в интернете имеют некоторые существенные недостатки, а именно:

  • электронные деньги существуют только в рамках той системы, в рамках которой они эмитированы, следовательно, они не являются общепринятым платежным средством, обязательным к приему;

  • перевод средств из одной системы электронных денег в другую может быть достаточно неудобной и дорогостоящей операцией.

Несмотря на названные недостатки количество товаров и услуг, которые можно оплатить, используя электронные платежные системы, увеличивается. Это приводит к появлению большого количества разнообразных платежных систем. Исследование конкуренции на рынке платежных систем в интернете будет произведено в реферате.

  1. Исследование рынка платежных систем

  1. Структура рынка платежных систем

Объем рынка электронных платежных систем в России в 2006 году составил $9,1 млрд. Основные игроки рынка и их доля в совокупном обороте (по данным за 2006 год):

  • CyberPlat (34,1%) – $3,1 млрд.;

  • Объединенная система моментальных платежей(23,3%) - $2,1 млрд.;

  • WebMoney (18,9%) - $1,7 млрд.;

  • E-port приходится (16,8%) - $1,5 млрд.;

  • Элекснет (6,7%) - $0,6 млрд.;

  • Остальные участники рынка (0,2%) - $0,1 млрд.

Наибольшую долю в прибыли электронных платежных систем занимают платежи по оплате мобильной связи: 97% у компании CyberPlat, около 98% - у E-port и ОСМП, 88% - у Элекснет. У компаний, не являющихся лидерами рынка (кроме WebMoney), напротив, в приблизительно равных долях представлены платежи за медиа-контент, авиабилеты, железнодорожные билеты, туристические услуги, интернет - услуги, а также оплата покупки товаров в интернет - магазинах.

Рынок платежных систем в интернете стремительно развивается. С 2000 года можно наблюдать ежегодное увеличение объема рынка платежных систем в России, но в тоже время нельзя не заметить, что в 2006 году динамика развития рынка – отрицательная (рост объема рынка за 2005 - 40%, за 2006 год – только на 31%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие рынка невозможно только за счет увеличения количества товаров и услуг, которые можно оплатить с помощью электронных денег. Эксперты считают, что дальнейшее развитие рынка электронных платежных систем будет осуществляться за счет объединения и укрупнения игроков рынка, а также их проникновения в регионы, так как там электронные деньги и платежные системы все еще являются «экзотикой».

  1. Характеристика рынка платежных систем

Исходя из представленной информации о структуре рынка платежных систем, мы можем сделать следующие выводы:

  • Услуги, предоставляемые компаниями - лидерами рынка (CyberPlat, Объединенная система моментальных платежей, E-port, Элекснет), являются однородными, так как в большинстве случаев это услуги по оплате сотовой связи. В тоже время другие компании, которые также относятся к рынку электронных платежных систем, предоставляют дифференцируемые услуги, которые не являются заменителями друг друга. Компании принимают online платежи, как за авиабилеты, так и за товары, купленные в интернет – магазинах.

  • На рынке действует относительно большое число фирм, но рыночная доля пяти крупнейших игроков рынка (CyberPlat, Объединенная система моментальных платежей, E-port, WebMoney, Элекснет) – 85%, что, безусловно, значительно превышает рыночную долю остальных участников рынка.

  • Пользователи и владельцы систем электронных платежей обладают совершенной экономической информацией в равных объемах.

  • Сравнительно свободный вход на рынок и уход с него. На данном рынке ограничение входа может быть связано:

  • С законодательными барьерами, а именно федеральный закон «О банках и банковской деятельности», который регулирует деятельность платежных систем. Контроль деятельности электронных платежных систем призван способствовать снижению риска мошенничества;

  • С необходимостью поиска партнеров, которые станут принимать электронные деньги данной платежной системы в качестве платежных средств. Принимая во внимание, что перевод средств и одной системы в другую, а также обналичивание электронных денег операция дорогостоящая и довольно неудобная, то данное ограничение в некоторых случаях может быть существенным.

Таким образом, анализируя основные характеристики рынка платежных систем в интернете, довольно трудно однозначно определить к какой рыночной структуре он относится. Представленные особенности дают возможность отнести его как к рынку монополистической конкуренции, так и к олигополии. В данном пункте мне хотелось бы подробнее обсудить характеристики рынка платежных систем, которые соответствуют рынку монополистической конкуренции, а затем те характеристики, которые позволяют отнести его к рынку олигополии.

Монополистическая конкуренция

С одной стороны это рынок монополистической конкуренции, так как:

  • все фирмы предоставляют дифференцируемые услуги (за исключением лидеров рынка)

  • количество фирм сравнительно велико

  • барьеры входа на рынок относительно небольшие.

Олигополия

С другой стороны, рынок платежных систем является олигополией, так как

  • услуги предоставляемыми фирмами лидерами рынка являются однородными (оплата услуг сотовой связи), и их рыночная доля значительно превышает долю остальных фирм(CyberPlat, Объединенная система моментальных платежей, WebMoney, E-port, Элекснет – суммарная рыночная доля: 99,8%)

  • для данного рынка характерно стратегическое поведение фирм.

На мой взгляд, рынок платежных систем в интернете более близок к структуре олигополии. Влияние одной фирмы на поведение остальных фирм достаточно велико (присутствует стратегическое поведение фирм).

Для более детального анализа рынка платежных систем в интернете, в следующем разделе произведем расчеты концентрации рынка, для того чтобы оценить рыночную власть каждой фирмы, и таким образом доказать правильность определения рыночной структуры.

  1. Количественное исследование рыночной структуры

Для того, чтобы точнее определить структуру рынка платежных систем в интернете, рассчитаем такие показатели как индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Джини, а также построим кривую концентрации и кривую Лоренца. Заметим, то индекс Лернера в данном случае не рассчитывается, так как предельные издержки каждой фирмы нам неизвестны. Все расчеты проводятся для рынка платежных систем в интернете по данным за 2006 год.

Индекс концентрации:

Значение индекса рассчитывается для трех фирм с наибольшей рыночной долей (для данного рынка – CyberPlat, Объединенная система моментальных платежей, WebMoney).

CR3 = S1 + S2 + S3, где Si- рыночная доля каждой фирмы.

CR3 = (34.1%) + (23.3%) + (18.9%) = (76.3%)

Значение индекса большее 70% свидетельствует о высокой концентрации на рынке платежных систем.

Индекс Херфиндаля – Хиршмана

Значение индекса рассчитывается для всех фирм на рынке, так как в данном случае неизвестна рыночная доля для каждой небольшой фирмы, то будем считать их единой, то есть: Остальные фирмы, рыночная доля – 0,2%. Индекс Херфиндаля – Хиршмана, также как и индекс концентрации применяется для расчета концентрации фирм на рынке.

HHI = (S1) 2 + (S2) 2 + (S3) 2 + (S4) 2 + (S5) 2 + (Sост) 2, где Si- рыночная доля каждой фирмы.

HHI = (34.1%) 2 + (23.3%) 2 + (18.9%) 2 + (16.8%) 2 + (6.7%) 2 + (0.2%) 2 = 2390

Значение индекса большее 2000 свидетельствует о высокой концентрации на рынке.

Исследование рынка будет продолжено построением кривой концентрации, кривой Лоренца и расчетом индекса Джини, для того, чтобы оценить неравенство распределения рыночных долей фирм.

Кривая концентрации

Расположим на графике рыночные доли фирм нарастающим итогом, начиная с самой крупной фирмы (небольшие фирмы будем считать одной, так как их доля мала).

Кривая Лоренца

Расположим на графике рыночные доли фирм нарастающим итогом, начиная с самой маленькой (так как количество фирм на рынке неизвестно, считаем их количество равным 10)

Для построенной кривой Лоренца рассчитаем индекс Джини (площадь между кривой Лоренца и кривой абсолютного равенства).

S = 0,5 * 10 * (0,03 + 0,03 + 0,06 + 0,06 + 0,1 + 0,1 + 0,15 + 0,15 + 0,2 + 0,2 + 6,9 + 6,9 + 23,7 + 23,7 + 42,6 + 42,6 + 65,9 + 65,9 + 100) = 1896,4

Sдж = (100 * 100 * 0, 5 – 1896, 4)/10000 = 0, 81– индекс Джини

Полученные результаты показывают нам, что рынок платежных систем является высококонцентрированным, велико неравенство распределения рыночных долей, а, следовательно, каждая фирма имеет большое влияние на рынок. Таким образом, рынок платежных систем в интернете является олигополией.

  1. Заключение

Выполнив исследование рынка платежных систем в интернете, мы сделали вывод, что данный рынок является олигополией. Необходимо заметить, что при определении рыночной структуры результат возможен довольно неоднозначный, так как в реальной рыночной экономике очень мало фирм, которые являются представителями какой-либо «чистой» рыночной структуры. Для того чтобы полученный результат был как можно ближе к реальной рыночной ситуации, мной были рассчитаны индексы Джини, Херфиндал-Хиршмана, концентрации, а также построена кривая Лоренца. Все это способствует более точному определению ситуации на рынке платежных систем в интернете. Неоднозначность на рынке платежных систем связана, прежде всего, с тем, что фирмы лидеры рынка оказывают однородные услуги (оплата услуг сотовой связи), а более мелкие фирмы оказывают услуги в других сегментах рынка (платежи за медиа-контент, авиа-, железнодорожные, туристические услуги, интернет-услуги, оплата покупки товаров)

Также необходимо заметить, что рыночная ситуация постоянно меняется. В данном реферате использовались данные за 2006 год, так как данные за 2007 еще отсутствуют в открытом доступе. В тоже время известно об объединение компаний «Объединенная система моментальных платежей» и «E-port» (декабрь 2007), а также некоторых более мелких игроков рынка. Безусловно, все это оказало влияние на рыночную ситуации и должно было быть учтено. Но так как данные о рыночной доли фирм за 2007 год отсутствуют, то необходимая точность расчетов не была бы достигнута. Поэтому результаты, полученные в данном реферате, отражают состояние рынка в январе 2007 года.

Список использованной литературы

  1. Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 767 с.

  1. http://www.openexpo.ru/marketing/565.html - информация об игроках рынка платежных систем, а также об их рыночной доле.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Электронные_деньги - информация о работе фирм на рынке электронных платежных систем.


Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Платежные карты: Бизнес-энциклопедия

    Книга >> Экономическая теория
    ... количества платежных интерфейсов с крупными ритейлами (цифровое телевидение, интернет провайдеры и др.). Рост рынка услуг коммуникации ... июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (в ред. от 2 февраля 2006 г ...
  2. Анализ деятельности Сбербанка России на рынке ценных бумаг

    Дипломная работа >> Банковское дело
    ... на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг регулирует Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке ...
  3. Цены и ценообразование на продукцию и услуги (2)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность ... вид выпускаемой продукции; Конкуренция на рынке полиграфических услуг достаточно высокая, но ... 1400 Хозтовары 1100 Услуги связи, интернет 17800 Обслуживание и ремонт ...
  4. Услуги коммерческих банков (3)

    Реферат >> Банковское дело
    ... .Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на ... услугам относятся пластиковые карточки, межбанковские электронные расчеты, образование финансового рынка в мировой сети Интернет ... платежное поручение;- акцептованное платежное поручение;- платежное ...
  5. Основные направления социально-экономической политики правительства российской федерации на долг

    Реферат >> Экономика
    ... конкуренции на рынке посреднических услуг. Сочетание таких мер приведет к снижению в долгосрочной перспективе трансакционных издержек на рынке ... банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт, Правительство Российской ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019130706787109