Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Для якісного проведення уроків фізичної культури і успішного розв'язання виховних, освітніх і оздоровчих зав­дань учителеві необхідно ретельно готуват...полностью>>
Педагогика->Реферат
Глибокі перетворення, пов'язані з процесами демократизації, притаманними майже усій світовій спільноті, з прискоренням нау­ково-технічного прогресу, з...полностью>>
Педагогика->Реферат
Духовне оновлення нашої держави, процес демократизації суспільства передбачають створення сприятливих умов для утвердження атмосфери творчості, багато...полностью>>
Педагогика->Реферат
У державній національній програмі "Освіта" ("Україна XXI століття"), серед пріоритетних на­прямів реформування освіти відзначено, що в ос­нову націона...полностью>>

Главная > Книга >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Например, в Австрии было принято решение внедрять в школах гарантии качества образования и школьный внутренний аудит в качестве альтернативы оценке учебных заведений на основе национальных требований к качеству школы. В результате качественные критерии оценки школы оказались на первом месте в ходе реализации инициативы Министерства образования Австрии «Качество в школах». Также в центре внимания оказался вопрос понимания термина «качество образования»: что собственно представляет собой образование, ориентированное в будущее, что такое «хорошая школа»? И какие государственные средства должны быть направлены в такую школу, чтобы она могла эффективно решать свои задачи?

  1. Повышение квалификации и обучение в течение всей жизни

В постоянно и быстро меняющемся обществе тема образования и обучения становится одной из наиболее обсуждаемых. Обычные схемы образования, для которых характерны несколько этапов обучения и сдача экзаменов, все чаще заменяются обучением в течение всей жизни, где студент учится отвечать на «новые общественные вызовы» и быстро решать новые профессиональные задачи. Фазы учебы и работы больше так четко не разделены во времени, как прежде, а просто чередуются через более частые отрезки времени. Ценность когда-то полученных профессиональных знаний и навыков быстро утрачивает свое значение.

Согласно докладу ЮНЕСКО по вопросам образования в ХХ1 веке ( т.н. «отчет Делора») «концепция обучения в течение всей жизни базируется на четырех главных положениях: во-первых, человек должен научиться приобретать знания; во-вторых, действовать согласно полученным знаниям; в-третьих, учиться работать вместе с другими людьми и, в-четвертых, учиться для того, чтобы просто выживать»11.

Концепция обучения в течение всей жизни не нова. Уже в 1920-х годах Генри Моррис12 называл следующие элементы Lifelong Learning:

- люди любого возраста и образовательного уровня должны иметь возможность реализовывать свои образовательные потребности и в том числе в сфере повышения квалификации;

- эти образовательные услуги должны быть доступны без каких-либо ограничений;

- каждый должен также иметь возможность участвовать в развитии предложений такого рода и оказывать влияние на постановку самой цели образовательного предложения.

В 1976 году Г. Даубер и Э. Вернье писали: «Мы глубоко убеждены в том, что все люди вне зависимости от возраста имеют право самостоятельно решать, что они хотят изучать, как, когда и где. Знания должны быть доступны каждому везде и в любое время». 13

В современном обществе, где знания быстро меняются и устаревают, каждый индивидуум должен иметь возможность быстро удовлетворять свои потребности в новых знаниях и тем самым адекватно адаптироваться к требованиям времени и профессии. Одним из ответом на такие вызовы информационного общества стала «модуляризация» образования, в том числе в виде курсового обучения в рамках повышения квалификации. В настоящее время прослеживается тенденция к расширению числа структур в рамках существующих образовательных систем, предоставляющих такие образовательные услуги. При этом следует отметить, что образовательные модули становятся все короче (особенно явно это просматривается в Нидерландах, Дании, Франции и скандинавских странах). Конечная цель такого образовательного процесса – это возможность для учащегося устроиться на работу. Вместо целостного и продолжительного обучения предлагаются самостоятельные образовательные модули, которые могут дополнять друг друга или комбинироваться. Это позволяет учащемуся организовывать свой образовательный процесс таким образом, чтобы он мог в случае необходимости прервать процесс обучения и без труда продолжить егов будущем.

Модуляризация, во-первых, представляет собой одну из важнейших методических концепций реорганизации процесса профессионального образования, с помощью которой сегодня многие желающие могут существенно улучшить свои шансы на рынке труда. При этом германские ученые и педагоги особо подчеркивают, что модуляризация ни в коем случае не ставит под сомнение сами основы дуальной системы профессионального образования, за счет нее некоторые группы населения имеют возможность решить свои профессиональные проблемы. Например, слабо успевавшие молодые люди, после обучения не смогли подтвердить знания по профессии и как результат – не трудоустроились. В этом случае модульная форма образования позволяет им добрать нужные знания по профессии (иногда такое обучение сопровождается получением уже пособия по безработице) и не сползти в тотальную безработицу14.

Во-вторых, модуляризация создает предпосылки для инновационного развития образования и квалификации специалиста. Желающий может за счет посещения разных курсов существенно расширить свои представления о смежных профессиях, что, как правило, неминуемо сказывается на карьерном росте и зарплате.

Тесно увязано с модуляризацией непрерывного образования сертификация курсов и семинаров. Сама сертификация служит не только свидетельством того, что учащийся участвовал в повышении квалификации, а, скорее, она способствует большей прозрачности разных курсов повышения квалификации и возможности их сопоставления. Так, плохо успевающие, кто, например, ввиду слабой теоретической подготовки не справился со сдачей экзаменов, заканчивая один модуль за другим и получая соответствующие сертификаты, в конечном счете, повышает свои шансы на трудоустройство.

Другой важный элемент обучения в течение всей жизни – так называемое неформальное обучение. Обучение проходит по большей части за стенами образовательного учреждения, буднично, в виде личных бесед или, как утверждают сторонники концепции Open Space, - непринужденно, так сказать, «в переменах между занятиями». Такое разграничение в обучении сильно корреспондируется с различиями в экономике и в трудовом процессе, которые в последнее время становятся все более отчетливыми15. Компетенции все в большей мере приобретаются за рамками формализованного учебного процесса и образовательного учреждения («школы» в широком понимании этого слова), а образовательный процесс всё больше ориентируется на потребности общества и длится всю жизнь. Данную мысль иллюстрирует тот факт, что учебный процесс все чаще переносится на время работы и отдыха. Такое развитие корреспондируется также с растущей ролью новых медийных средств, которые используются как внутри формального, так и неформального образовательного процесса.

  1. Методические, дидактические и содержательные инновации

В преддверии рассмотрения данного параграфа следует отметить, что в педагогических дискуссиях последних лет значимость и весомость компетенций занимает большее место по сравнению со способами передачи знаний. В условиях, когда формируется целостная концепция образования, предусматривающая обучение в течение всей жизни, самое главное внимание уделяется умению самостоятельно учиться, осваивать ключевые компетенции и социальные аспекты образования. Вот как, например, выглядят рекомендации экспертной комиссии, созданной на форуме министерства образования и культуры Германии, и предлагающей принципы «новой учебной и образовательной культуры». Качественные аспекты обучения приобретают все большее значение. Учебная и образовательная культура, соответствующая требованиям общества знаний и социальной трансформации, предполагает всё в большей степени необходимость:

- научить учащегося учиться;

-увязывать передачу содержательных знаний с социальными компетенциями;

- делать более узнаваемыми демократические и социальные действия;

- внедрять всю получаемую массу знаний в повседневную обыденную и трудовую жизнь.

При этом называются также многие аспекты, которые звучали уже раньше в нашей публикации, в том числе: методические компетенции преподавателей и учащихся, способность к самостоятельному образованию, социальное обучение и развитие способностей быть критичным к самому себе и уметь преодолевать конфликтные ситуации, умение использовать новые медийные средства; транспарентность учебного заведения; вовлечение родителей в процесс образования и создание т.н. «домов обучения» в рамках процесса школьного развития. Далее мы приведем некоторые выдержки из рекомендаций экспертной комиссии, которые касаются методических, дидактических и содержательных аспектов:

«Новая учебная и образовательная культура должна облегчать процесс индивидуализации обучения. Это предусматривает дифференцированный подход к предлагаемым образовательным услугам, новые формы обучения и растущее значение самоуправления в образовательном процессе со стороны учащихся. Индивидуальное обучение должно дополняться кооперативным обучением за счет проведения групповых занятий. Знания и компетенции, приобретенные за стенами учебного заведения, должны активнее привноситься в образовательный процесс».

«(…) Образовательным учреждениям следует разрабатывать соответствующие возрасту учащихся формы взаимодействия, участия в принятии решения и развития школьной автономии. Учащиеся должны учиться чувству ответственности за свои действия и предвидеть их последствия».

«Приобретение интеллектуальных знаний и широкого спектра навыков, дающих их обладателю предпочтительные шансы в плане трудоустройства, предполагает соответствующий интеллектуальный учебный процесс. (…) Регулярный анализ обучения должен стать неотъемлемой составной частью процесса преподавания. Общая и специальная дидактика должны во время повышения квалификации и в ходе непрерывного обучения играть более значимую роль».

На это же направлен огромный объем специальных публикаций и практических рекомендаций, которые появились особенно в последнее время. В числе этой массы публикаций следует особо выделить рекомендации Хайнца Клипперта, разработавшего т.н. «новый дом обучения».16 Вот из чего он сделан.


Ключевые

квалификации

Персональные компетенции

Специальные Методические Социальные

Компетенции Компетенции Компетенции

Самостоятельная работа и учеба

Возможная учебная деятельность Организационные формы

Обработка учебных тетрадей Работа в свободное время

Изготовление учебной продукции Работа по плану в течение недели

Доклады / Общение Работа в школе, библиотеке

Контрольная или опрос Проектная работа


Методический Коммуникативный Развитие навыков

Тренинг Тренинг работы в команде

В немецкоязычном образовательном пространстве обсуждаются также и другие качественные инструменты, из которых наибольший интерес вызывают следующие два: инновационная «модель обратной связи» (innovatives Feedback-Modell) и образовательный договор (Erziehungsvertrag). Правда, и в них можно найти много общего с тем, что мы рассматривали в параграфе о качестве образования и школьном развитии.

За понятием «модели обратной связи» скрывается идея об обязательном наличии взаимной связи между интеллектуальным обучением со стороны преподавателя и стремлением учащегося к интеллектуальному образованию. Выставление отметок в школе не отражает всей полноты усвоенных и переданных знаний, отметка несет в себе лишь ограниченную информацию об индивидуальных плюсах и минусах учащегося, в то время как подлинные знания, как правило, оценить весьма и весьма затруднительно. Поэтому выставление отметки следует воспринимать как улицу с односторонним движением: через нее учащийся оценивается преподавателем, но никак, ни самим собой и уж тем более учащийся не оценивает деятельность преподавателя. Исходя из этого, идея «модели обратной связи» получает все большее распространение в научно-педагогической среде Германии. Существенным дополнением этой модели являются регулярные диалоги между педагогами и учащимися с привлечением к ним родителей для уточнения степени усвоения переданных знаний, что в свою очередь есть ни что иное как метод интеллектуальной самооценки всего образовательного процесса в учебном заведении. В ходе таких бесед формулируются ближайшие учебные цели, определяются пути их достижения.

Все более важным представляется то обстоятельство, что преподаватели получают ответную реакцию на свои занятия. В результате этого они могут лучше понять профессиональные интересы и запросы учащихся, что в свою очередь не может положительно не сказаться на качестве образовательного процесса. Подобная обратная реакция может исходить как извне (например, национальные образовательные стандарты), так и в рамках менеджмента качества школьной работы по классам. Идея, что учащиеся оценивают преподавателей, кажется сегодня еще многим непривычной, а порой вызывает даже опасения в среде учителей. Однако это единственный путь, чтобы узнать непосредственно от учащихся, хорошо ли усваивается та или иная дисциплина или имеются какие-то сложности. Такая обратная связь дает возможность получить информацию об уровне качества работы преподавателей учебного заведения, которую никогда не предоставит ни одна сторонняя проверка.

Еще один новый инструмент, позволяющий улучшить не только образовательный процесс, но и существенно повлиять на качество всего образовательного учреждения, получил название образовательный договор.

Главная идея договора состоит в том, что при идеальном варианте все участвующие в образовательном процессе стороны – руководство школы, преподаватели, учащиеся и родители – договариваются о том, как они могут содействовать и развивать образовательный процесс. Специфические формы и варианты подобных договоров настолько разнообразны, как количество школ, которые используют этот метод. Общей для всех целью при этом является то, что каждая группа формулирует свои ожидания по отношению к другой группе, что собственно и есть их вклад в улучшение условий образования. На основании этого родители, учащиеся и преподаватели приобретают свои права и обязанности, которые выполняют, и в то же время, основываясь на договоре, они могут выдвигать свои претензии и требования. Конечно, в таком договоре не предусматриваются штрафные санкции: он лишь средство для обмена обоюдными ожиданиями сторон, и инструмент, который может быть использован в качестве точки отсчета при наличии споров и проблем. Решающим обстоятельством при этом считается то, что договор не является инструментом дисциплинарного воздействия; стороны, участвующие в его выработке, абсолютно равноправны. Образовательные договоры предоставляют инновационную возможность родителям, учащимся и преподавателям активно влиять на образовательный процесс, чувствовать и развивать одновременно собственную ответственность за успех всей школы.

Заключение

В настоящей публикации – без претензии на абсолютную полноту – представлены многочисленные инновации, которые в течение последних лет обсуждаются и апробируются в сфере образования Германии. При этом самое большое внимание уделяется тому, чтобы при их внедрении учитывались главные инновационные требования:

«Сопротивление новому будет гораздо меньше, если все участники инновационного процесса будут вовлечены в ситуационный анализ происходящего, а также будут учитываться самые разные предложения. Опасений будет меньше, если изменение целей в процессе инновации будет открытым, и работа будет проходить в атмосфере доверия и взаимопомощи»17

Элементы системного развития школы можно объединить в четыре группы, в том числе: организационное развитие, кадровое методическое развитие, а также транспарентность школы. Ниже мы их объединили и представили в табличном виде:

в сфере организационного развития

в сфере совершенствования методов преподавания

*работа над профилем школы и развитие школьных программ

* внедрение инноваций на уроке

* инновационное управление школой

* собственный акцент преподавателя в реализации учебной программы

*создание особых групп, которые возглавляли бы процесс развития школы

*интеграция дисциплин

*возможность участия преподавателей в принятии управленческих решений

*оформление и оборудование классов с учетом интересов учащихся

*обеспечение качества образования

*многообразие методик и различных социальных форм

*командная работа

*уроки-проекты

*умение преодолевать проблемы

*внедрение авторских учебных программ из других школ

*правильный морально-психологический климат в школе и самоидентификация со школой

*развитие горизонтальной формы общения

в сфере кадрового развития

в части открытости школы

*стимулирование преподавательского персонала

*ориентация учащихся на учебные и жизненные ситуации

*надзор и консультирование

*социально-педагогические аспекты

*внутришкольное повышение квалификации и

*посещение других учебных заведений

*перекрестное посещение уроков преподавателями и коллегиальный надзор

*привлечение к школьной жизни муниципального руководства

*силу и знания отдельных стимулировать и использовать на благо всех

*сотрудничество с необразовательными учреждениями

*сетевая деятельность и кооперация с другими школами

В настоящей публикации мы постарались показать, что инновации порой бывают лишь частично успешными, так как они ограничены во времени и пространстве, а также в силу ограниченности финансовых и кадровых ресурсов в процессе их реализации. Это обстоятельство нельзя недооценивать, например, при попытках широкого внедрения ИКТ, с одной стороны, и, с другой стороны, в случае неприемлемости инноваций со стороны местной общественности.

При попытках адаптации немецкого опыта в сфере образовательных инноваций на российские условия следует учитывать также особенности преодоления главных проблем в образовании, присущих в равной мере двум странам. В первую очередь это касается доступности образования, качества образования, уровня подготовки преподавателей, обеспеченности учебно-методической литературой, современными медийными средствами, а также должной инфраструктурой. Как правило, инновации реализуются в отобранных целевых группах, так как существует опасность того, что имеющееся неравенство в результате инновационной деятельности может еще больше усилиться.

В заключение мы хотим сказать, что ни в Германии, ни в России, ни в любой другой стране не следует стремиться внедрять инновации любой ценой. Скорее наоборот, неуклонный процесс совершенствования образования должен приводить к тому, чтобы инновационные идеи легко подхватывались руководством школ, учащимися, их родителями и местными властями. Это будет происходить только тогда, когда группы участников образовательного процесса будут чувствовать, что конкретная инновационная идея с точки зрения соотношения «внедрение-отдача» может дать возможность не только им, а действительно всем получить ответы на те вопросы, которые ставит современная жизнь перед образованием в целом и каждым человеком.

БИБЛИОГРАФИЯ

Давыдов В.В., Варданян А.У. «Учебная деятельность и моделирование», Ереван, «Луйс», 1981 г., 220 с.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998, 180 стр.

Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. «Педагогическая инноватика», Москва, «Просвещение», 2006 г. 101 с.

Майданский А.Д. Векторы и контуры общества знаний, Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2 (2005), с. 4 12 http://www.caute.2084.ru/am/tex/vector.html

Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика, 1996, № 5, с.10-15.

Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. 3 кн., Москва, «Классика ХХ1», 2007 г.

Ackermann, Heike/ Wissinger, Jochen (Hrsg.) 1998: Schulqualität managen. Von der Verwaltung der Schule zur Entwicklung von Schulqualität. Neuwied.

Bastian, J. 1999: Schulprogrammarbeit. Knotenpunkte und Lösungsmöglichkeiten. In: Pädagogik 11 (1999). S. 6-9.

Bastian, J./ Combe, A. 1998: Pädagogische Schulentwicklung. Gemeinsam an der Entwicklung der Lernkultur arbeiten. In: Pädagogik 11 (1998). S. 6-9.

Bertelsmann Stiftung (Hrsg.) 19992: Innovative Schulsystem im internationalen Vergleich. Band 1: Dokumentation zur Internationalen Recherche. Gütersloh.

Bertelsmann Stiftung (Hrsg.) 1998: Ziele und Wege innovativer Schulen in Deutschland. Dokumentation des Kongresses am 26. und 27. März 1998 in Münster. Gütersloh.

Brockmeyer, R./ Edelstein, W. (Hrsg.) 1997: Selbstwirksame Schulen. Wege pädagogischer Innovation. Oberhausen.

Buhren, C. G./ Lindau–Bank, D./ Müller, S. 1997: Lernkultur und Schulentwicklung. Ansätze und Perspektiven für eine Weiterentwicklung von Schule. Dortmund.

Forum Bildung (Hrsg.) o. J.: Qualitätssicherung im internationalen Wettbewerb. Materialien 8.

Forum Bildung (Hrsg.) 2001: Lernen – ein Leben lang. Materialien 9.

Forum Bildung (Hrsg.) 2002: Medienkompetenz – Kompetenz für neue Medien. Materialien 12.

Forum Bildung (Hrsg.) 2001: Neue Lern- und Lehrkultur. Materialien 10.

Herzig, Bardo (Hrsg.) 2001: Medien machen Schule. Bad Heilbrunn.

Kempfert, G./ Rolff, H.–G. 1999: Pädagogische Qualitätsentwicklung. Ein Arbeitshandbuch für Schule und Unterricht. Weinheim/ Basel.

Klieme, Eckhard et al. 2003: Zur Entwicklung nationaler Bildungsstandards. Eine Expertise.

http://www.bmbf.de/pub/zur_entwicklung_nationaler_bildungsstandards.pdf

Klippert, H. 2000a: Neue Lernformen als Schulprogramm. Lehrerteams bilanzieren ihren Innovationsprozess. In: Pädagogik 5/2000.

Klippert, H. 2000b: Pädagogische Schulentwicklung. Planungs- und Arbeitshilfen zur Förderung einer neuen Lernkultur. Weinheim/ Basel.

Meyer, H./ Ulrich, G. 19972 : Was ist eine lernende Schule? Oldenburger Vor-Drucke 276. Oldenburg.

Schulz-Zander, Renate 2000: Lehrerbildung in der Wissensgesellschaft. Innovation durch Medien und Informationstechnologie. Opladen.

Stern, Cornelia (Hrsg.) 1999: Schule neu gestalten. „Netzwerk innovativer Schulen in Deutschland“. Gütersloh.

Strittmatter, Peter/ Niegemann, Helmut 2000: Lehren und Lernen mit Medien. Eine Einführung. Darmstadt.

1 В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян «Педагогическая инноватика», Москва, «Просвещение», 2006 г. 101 с.

2 В Германии в настоящее время под школьным развитием в специальной литературе часто подразумевается школьное развитие конкретной школы, школьная автономия или частичная автономия, самостоятельная школа, обучающая школа и т.д. Школьное развитие находится в самой тесной взаимосвязи с процессами децентрализации образования. В дальнейшем все эти термины будут употребляться в силу их концептуальной схожести как синонимы (авт.)

3 www.faz.net Schwieriger Internationaler Vergleich 28.November 2007

4 В странах Евросоюза в 1999 году была принята программа „eEurope – Eine Informationsgesellschaft für alle“. Разработанная Европейской Комиссией инициатива предполагает подключение всех граждан Евросоюза, всех домашних хозяйств, школ, предприятий и органов управления различных уровней к интернету, что означает переход на цифровой способ передачи информации. Инициатива имеет 10 приоритетных направлений, в том числе: введение интернета и мультимедийных средств коммуникации в школах, перевод всей системы образования на цифровые носители информации и обеспечение надежного доступа всех учащихся и преподавателей интернет-информации в целях повышения эффективности образования. (прим. авт.)

5 Mayring, Philipp; Hurst, Alfred, Zur Evaluation der akademischen Medienkompetenz in Vogel, Rose (Hrsg.), Didaktische Konzepte der netzbasierten Hochschulehre, 2004, Münster, New York, München, Berlin, Waxmann. (Также публикации Майринга доступны на интернет-сайте по адресу http://www.vib-bw.de/publikation.htm)

6 Термин бенчмаркинг происходит от английского «benchmarking» - процедура поиска, анализа и внедрения в практику работы организации или коллектива технологий, стандартов и методов работы лучших (первоклассных) организаций-аналогов. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций, которые показывают наивысшую эффективность в своей отрасли, исследование путей достижения этих результатов и внедрение аналогичных процедур в собственных условиях (прим. авт.).

7 Например, в Дании создан Национальный институт оценки школьных достижений.

8 В известных немецких газетах стали появляться сомнительные рейтинговые оценки крупных университетов Германии, что было продиктовано не заботой о качестве образования, а политическими склоками накануне выборов в ландтаг одной земли. (прим. авт.)

9 Döbert, Hans; Fuchs, Hans-Werner. Rahmenbedingungen schulischen Unterrichts und ihr Einfluss auf die Kompetenzentwicklung bei Lernenden. In: Leistungsmessungen und Innovationsstrategien in Schulsystemen. Ein internationaler Vergleich. Münster u.a.: Waxmann 2005, S. 43-62.

10 Ackermann, Heike; Wissinger, Jochen. Schulqualität managen: Von der Verwaltung der Schule zur Entwicklung von Schulqualität. Hrsg. v. Heike Ackermann u. Jochen Wissinger. Verlag Luchterhand, 1998. 272 S.

11 UNESCO-Bericht zur Bildung für das 21. Jahrhundert. Hrsg. von der Deutschen UNESCO-Kommission. Neuwied; Kriftel; Berlin: Luchterhand, 1997. 244 S.

12 Wallis, J./ Mee, G. Community Schools: Claims and Performance. Nottingham: University, 1983

Генри Моррис, английский ученый в области педагогики и социальных наук, в 1920 году разработал и предложил так называемую концепцию Community Education, согласно которой колледж в маленькой деревеньке должен стать ядром системы повышения квалификации взрослого населения по всей стране. Такой колледж должен был, согласно его представлениям, превратиться в центр культурной и образовательной жизни местной общины. В нем должно было быть интересно каждому – от мала до велика. И хотя идее Г. Морриса не суждено было реализоваться, его взгляды легли в основу концепции Community Education (прим. авт.).

13 Heinrich Dauber/Etienne Verne (Hrsg.), Freiheit zum Lernen, Alternativen zur lebenslänglichen Verschulung, Reinbek 1976, französische Ausgabe: L’école à perpétuité, Paris 1977, italienische Ausgabe: Educazione Liberata, Milano 1979

14 Отсутствие какой-либо квалификации негативно влияет на уровень выплат по безработице. Прим. авт.

15 Значение неформального обучения указывает на то обстоятельство, что современные институты школы, бизнеса и государства утрачивают свои прежде признанные позиции. Сегодня многие взрослые охотно становятся учащимися, бизнес глобализируется, а национальное государство уже давно не главный и исходный пункт формирования политики.

16 Хайнц Клипперт, 1948 г.р. С 1977 г. - преподаватель Института повышения квалификации преподавателей при евангелических церквах земли Рейнланд-Пфальц. Тренинги Х. Клипперта направлены на разгрузку преподаваталей за счет культивирования командного духа в школе, развития коммуникационных тренингов, а также специальных методик. Методические инновации Х. Клипперта рекомендованы к применению земельными министерствами образования в Германии и Австрии как обязательные.

17 Dalin, P./ Rolff, H.–G./ Buchen, H., 4. Institutioneller Schulentwicklungs-Prozess. 1998, Ein Handbuch. Bönen.

32



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Инновации в обучении метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта

    Книга >> Остальные работы
    ... проекция системного подхода на сферу образования (общеобразовательная и профессиональная подготовка ... ; эксперименты ведутся в Германии, Израиле, США34. ... 92—94 Инновации (в обучении) 7 инновации-модернизации 9 инновации-трансформации 9 Инновационные ...
  2. Германия в мировом хозяйстве (2)

    Реферат >> Экономика
    ... инвестиций в систему образования и подготовки кадров, научные исследования и разработки, в инновации. Одновременно проводятся структурные ... работает около 350 новых предприятий сферы биотехнологий. Германия является европейским лидером в этой ...
  3. Инновации как объект управления

    Курсовая работа >> Экономика
    ... Понятие инновации и их виды………………………………………….…...4 1.1 Понятие инновации…………………………………………………….…...5 1.2 Виды инноваций……………………………………………………….…...10 ... человеческого капитала, сферы образования, повышения квалификации ... порядка 12-14%, Германия— более 10%17 ...
  4. Понятие и сущность инноваций на предприятии

    Реферат >> Экономика
    ... хозяйства, где внедряется инновация 4.1. Новшества и инновации, созданные в сфере науки 4.2. ……в сфере образования 4.3. В социальной сфере (культура, искусство, ... в пять раз ниже инновационного потенциала Германии. Изобретательская активность в России резко ...
  5. Социально-экономическая сущность научно-технического прогресса и инноваций в современной мировой

    Реферат >> Экономическая теория
    ... явного фактора перемены. Предметно сфера инновации всеобъемлюща: она включает перемены ... процессов являются кадры. В Германии правительство поддерживает в вузах программы ... ресурс развития науки, инноваций, высокого уровня образования, как одного из ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0010900497436523