Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
История человечества, как мы можем судить о ней на основании сохранившихся ее материализованных памятников в виде предметов че­ловеческой культуры, вс...полностью>>
Философия->Реферат
Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опирала...полностью>>
Философия->Курсовая работа
Человек - величайшая загадка для самого себя Это невольно вызывает естественное желание понять природу человека, смысл его существования, разумную цел...полностью>>
Философия->Учебное пособие
Навчальний посібник з курсу "Філософія" підготовлений відповідно до навчальної та робочої навчальної програм Його особливістю є те, що він р...полностью>>

Главная > Доклад >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Истоки русской философии

Истоками возникновения философии на Руси можно считать:

  1. Славянскую мифологию

  2. Появление болгарской книжности т.е. появление славянской азбуки – кириллицы (IX век)

  3. Приход христианства на Русь и связанный с ним приход христианской литературы, а также доступ к трудам античных философов ( на греческом или славянском языках).

Особенностью философской мысли Киевской Руси можно считать форму и выражения, чаще всего это были послания, сказания, моления и поучения, а не специальные философские трактаты.

Примеры таких произведений:

«Слово о законе и благодати» Иллариона (митрополит). Он сравнивает Ветхий и Новый завет. В своем слове он предлагает учение о равноправии всех народов, свою теорию всемирной истории, как постепенного приобщения к культуре христианства.

«Поучение» Владимира Мономаха – затронуты вопросы нравственности, церковные и политические вопросы.

«Моление » Даниила Заточника – взгляды на то, каким должен быть человек. Даниила Заточник стремиться утвердить радости земной жизни.

В дальнейшем развитие философской мысли тесно связано с религией.

В XIII – XIV веках на Руси появляются различные ереси, наиболее известные из них вырастают в самостоятельные учения.

Исихазм. Зародился он в Византии, и получил распространение на Руси. Идеал исихазма – созерцательность, молчание, одиночество, внутренняя молитва, смирение и терпение. Одним из известных последователей исихазма был Сергий Радонежский. Он сыграл большую роль в Русской истории благодаря своей идеи равенства людей независимо от их материального состояния и благодаря его идеи объединения сил против монголо – татар.

В XV веке появляется течение нестяжательство. Последователи этого направления считали, что церковь не должна заботится о своем имуществе, а должна заботится о служении богу. Нил Сорский – один из идеологов этого течения.

В это же время появляется течение иосифлян – стяжателей т.к. во главе был Иосиф Волоцкий. Он считал, что церковь должна иметь богатство и самостоятельность, но вместе с тем последователи этого учения поддерживали княжескую власть.

Иван IV (Грозный) обращался к проблемам взаимоотношения государства и церкви, государства и личности.

Определенное влияние на развитие философской мысли оказало воссоединение Украины с Россией в XVII веке. Это было связано с тем, что православные служители Украины получали образование в Европе и это способствовали тому, что они входили в правящие круги в России, а это привело к приближению России к Европе (например, Феофан Прокопович - приближенный Петра I).

При Петре I многие дворяне получают образование в Европе, происходит приобщение к философии Европы (Татищев, Кантемир).

Выдающимся ученым и мыслителем середины XVIII века был М. Ломоносов (1711 –1765 гг.). Ломоносову принадлежит открытие Закона сохранения массы вещества. Этот закон имел не только практическое, но и философское значение. У М. Ломоносова были и свои философские трактаты. Он высказывал ряд философских идей, разработал множество научных терминов. Ломоносов открыл путь к русскому космизму, утверждая идею бесконечности Вселенной. Он включил человека в космическую систему мироздания. Ломоносова интересовала проблема смерти и бессмертия человеческой души, он придерживался дуалистических взглядов (признавал материальное и духовное начало). В сочинениях Ломоносова человек предстаёт активно познающим окружающий мир, стремящимся открыть его сложность и многообразие.

Конец XVIII века – эпоха Просвещения, когда Россия приобщается к Европейскому Просвещению и взращивает своих просветителей. Екатерина II переписывалась с Дидро и Вольтером.

Просветители:

Новиков (17 – 17 гг.) – российский просветитель был представителем масонства. Издавал журналы «Трутень», « Пустомеля», «Живописец».

А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Он придерживался дуалистических взглядов (человек существо живое, наделенное разумом от Бога).

1ая четверть XIX века в России была пронизана реформаторскими идеями (император Александр I, дворянские общества, конституция Пестеля). После подавления восстания декабристов наступает период политической реакции, но в 30 гг. XIX века появляются глубокие мыслители, которые пытаются высказать идеи о дальнейшем пути развития России.

П.Я. Чаадаев (1794 – 1856 гг.)

В 1836 г. он написал философическое письмо в котором говорил, что развитие России должно происходить прежде всего в сфере духа, отражением которого должна быть религия (в начале он считал, что это должен быть католицизм, но потом пришел к выводу, что такую роль может сыграть и православие). В философской системе Чаадаева сочетается два принципа: философия тотальности (выражение в религии) и философия индивидуальности (Чаадаев обращает внимание на самоценность личностного начала). Отмечал особенность России как страны, которая впитала и Западную и Восточную культуру. Герб России – двуглавый орел, который смотрит и на Запад и на Восток. Властями был объявлен сумасшедшим.

В этот же период появляются общественно - политические кружки.

В середине XIX века идет борьба между славянофилами и западниками.

Славянофилы (Киреевский, Хомяков, братья Аксаковы) выступали за сохранение самобытности России, монархии, православие, крестьянской общины. Но в тоже время критиковали недостатки современной России.

Западники считали, что Россия должна пройти весь путь развития, который прошла Европа. Грановский, Бакунин, Чернышевский, Герцен тяготели к западничеству, но не отвергали традиционные для России формы организации общества.

Герцен (1812 – 1870 гг.)считал, что в России социализм будет или результатом крестьянского восстания или вырастет из крестьянской общины.

Чернышевский (1828 – 1889 гг.) считал, что путь к социализму лежит через развитие промышленных или сельскохозяйственных ассоциаций.

М.А. Бакунин (1814 – 1876 гг.) является основателем анархизма – течения, отрицающего необходимость государства. Он считал, что на смену капитализму должен прийти безгосударственный коммунизм (самоуправление общества).

Противниками идеи социального преобразования общества были такие мыслители, как Ф.М Достоевский, Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг.).

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 гг.) считал, что социализм – внешнее переустройство человечества, и путь к совершенствованию общества лежит через нравственное совершенствование человека (роман «Бесы» неприятие революционных преобразований).

В этот период многие мыслители попытались перевести философию в практическое русло. Л.Н. Толстой разрабатывает рациональную религию, которая представляет собой синтез христианства и восточных учений. Из восточных учений Л.Н. Толстой берет идею непротивления злу насилием. Толстой считал, что люди должны объединяться не формально, а исходя из принципа любви к ближнему.

Космизм – это течение философии, зародившееся в России, утверждающее «единство человека и Вселенной» (Ломоносов). Одним из основателей космизма был Николай Федорович Федоров (1828 – 1903 гг.). Он считал, что объединяющей идеей в России должно быть православие. Он создает братство «Общее дело», которое объединяет людей в совместном создании, издании и распространении христианской православной литературы. Н.Ф. Федоров считает, что поле деятельности человечества должно постоянно расширяться и должно вовлечь в свою деятельность космическое пространство. В его представлении человек должен овладеть временем и пространством, обрести бессмертие и воскреснуть из умерших. Н.Ф. Федоров представляет религиозную линию в космизме, которая в целом говорит о единении человека и Вселенной.

Владимир Соловьев (1853 – 1900 гг.) также представитель русского космизма, религиозный философ. Одна из основных идей Соловьева – идея вселенской церкви, которая объединит все человечество и приведет его к новой стадии эволюции – к богочеловечеству. На этом этапе человек превратится в сотворца Бога и сможет освободить мир от гибели и распада. В. Соловьев – основатель символизма.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 гг.) подал идею о создании реактивного двигателя, способного привести в движение ракету. Был учителем физики в гимназии. Его заинтересовало учение Н.Ф. Федорова и он создал свою космическую философию. С его точки зрения космос населен различными формами жизни от простейших до совершенных, лучезарных способных ассимилировать солнечную энергию и быть бессмертными. Циолковский считает, что в космосе есть другие миры. Также он считал, что человек не является высшим звеном эволюции и, только поднявшись в космос, он сможет перейти в более совершенную стадию, поможет ему это сделать разум и творчество. Следовательно, он задумывался о реальных путях выхода человека на космические орбиты. (Он искал техническое решение).

Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945 гг.) был профессором Петербургского университета. Был членом партии кадетов (1903 г). Ввел понятие ноосфера ( от греческого «ум»), много внимания уделял биосфере и ноосфере земли.

Ноосфеора – оболочка, состоящая из духовной и мыслительной энергии, принадлежащей человечеству, которая должна быть не загрязненная злыми помыслами для блага человечества.

Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964 гг.) – выдвинул теорию единства космоса и человечества в том плане, что человечество, его история связаны с циклами солнечной активности. Он занимался медицинской биологией существ, медицинской статистикой, которая утверждает, что люди, страдающие психологическими расстройствами, реагируют на изменение солнечной активности; наиболее сильные вспышки приходятся на весну и осень. Чижевский приходит к выводу, что историческая активность народов также зависит от солнечной активности (11летний цикл).

Свой вывод он иллюстрировал событиями из русской истории:

1905 г. – 1я русская революция

1917 г. – 2я русская революция

1929 г. – год полного окончания связи с НЭП, начало диктаторства Сталина

1941 г. – Великая Отечественная война

1953 г. – смерть Сталина

1965 г. – начало Брежневской эпохи и т.д.

Он говорил, что многие природные процессы влияют на сознание людей. Слабая сторона теории Чижевского в том, что проанализировано недостаточное количество фактов, т.к. другие страны в эти же годы могут жить спокойно.

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 гг.) в юности увлекался марксизмом и был его распространителем за что был арестован и выслан в Вологду. Разочаровался в революционных методах борьбы и пытался найти свои пути совершенствования общества.

Он выдвинул идею соединения христианства и социализма. Бердяев считает, что важно нравственное совершенствование человека. Он много внимания уделяет проблемам личности, поэтому его считают одним и- представителей экзистенциализма и основателем персонализма. Бердяев много внимания уделял проблемам творчества. Он был одним из авторов сборника «Вехи».

После Октябрьской революции остается в России, в первые годы советской власти Бердяев участвовал в дискуссиях философских и в дискуссиях по поводу успехов и недостатков советской власти, а также участвовал в работах журналов. В 1921 году началась строго идеологическая политика, пресекающая инакомыслие. В 1922 году власть и ЧК (чрезвычайная комиссия) организует высылку литераторов, философов. Пароход был выслан в Германию. Многие оставшиеся были расстреляны или высланы в лагеря. Бердяев сначала живет в Германии, а затем до смерти в Франции. В своем творчестве он наблюдал за ситуацией в России, многое предсказывал («Судьбы России и др.). Эти работы в советской России не публиковались (начали печатать лишь в конце 80х годов).

С середины 20х годов устанавливается господство философии марксизма в её догматическом виде. Главный принцип – диалектический материализм (это должно быть отражено везде и всюду). Истинные философы (с дореволюционным стажем) чаще «уходили» в историю философии. Многие из философов оказывались в ссылках, в лагерях.

В1950 – 1960 годы в период «оттепели» появляются талантливые молодые мыслители, среди них:

Ильенков – занимался проблемами сознания и культуры; они легли в основу методов работы со слепо – глухонемыми детьми.


Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Русская философия (10)

    Реферат >> Философия
    ... разработку диалектической методологии научных исследований. Истоками русской философии науки во второй половине XIX ...
  2. Русская философия XI–XX вв.

    Реферат >> Философия
    ... Становление русской философии (XI-XVII вв.) 2. Философия просвещения в России XVIII в. 3. Важнейшие течения в русской философии XIX ... промышленности, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране ...
  3. Русская философия 19-20 вв

    Реферат >> Философия
    ... , "Философия неравенства", "Судьба России", "Философия творчества, культуры и искусства", "О назначении человека", "Истоки и смысл русского коммунизма" ...
  4. Русская философия первой половины XX столетия

    Реферат >> Философия
    Русская философия первой половины XX столетия Богдан ... указывает на то, что у его истоков обнаруживается потребность людей иметь того ... правосознания. Литература 1. Бачинин В.А., Чефранов В.А. История философии права. – Харьков, 1998 2. .Рачков П.А. ...
  5. Философия, её предмет, роль в жизни человека и общества

    Реферат >> Философия
    ... актуальность. 2.5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Русское Средневековье Истоки русской философии обнаруживаются во времена Средневековья. Русск Средневековье продлилось почти ... . В числе тех, кто стоял у истоков русской философии, были крупные мыслител книжники: Иларион ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015139579772949