Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Курсовая работа
Сім’я це складний соціальний феномен Вона є однією з найдавніших природних спільнот, пов’язаних кровним рідством Разом з тим це мала контактна група л...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Актуальність: Дуже важливим у суспільно-політичній думці займає соціологічні ідеї консерватизму, лібералізму а також утопічного соціалізму Соціальні м...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Які б не були цілі, завдання та організація педагогічного дослідження (крім досліджень історичного характеру), вони можуть бути реалізовані, опираючис...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Во всем мире, несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва дости...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анна Скворцова

Адрес: http://gazeta.ru/

5) Если мы условимся в том, что эволюция есть изменение соотношения членов системы, т. е. изменение функций и формальных элементов, - эволюция оказывается "сменой" систем. Смены эти носят от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер и не предполагают внезапного и полного обновления и замены формальных элементов, но они предполагают новую функцию этих формальных элементов. Поэтому самое сличение тех или иных литературных явлений должно проводиться по функциям, а не только по формам. Совершенно несходные по видимости явления разных функциональных систем могут быть сходны по функциям. и наоборот. Вопрос затемняется здесь тем, что каждое литературное направление в известный период ищет своих опорных пунктов в предшествующих системах, - то, что можно назвать "традиционностью".

Так, быть может, функции пушкинской прозы ближе к функциям прозы Толстого, нежели функции пушкинского стиха к функции подражателей его в 30-х годах и Майкова.

Резюмирую: изучение эволюции литературы возможно только при отношении к литературе как к ряду, системе, соотнесенной с другими рядами, системами, ими обусловленной. Рассмотрение должно идти от конструктивной функции к функции литературной, от литературной к речевой. Оно должно выяснить эволюционное взаимодействие функций и форм. Эволюционное изучение должно идти от литературного ряда к ближайшим соотнесенным рядам, а не дальнейшим, пусть и главным.

Доминирующее значение главных социальных факторов этим не только не отвергается, но должно выясниться в полном объеме, именно в вопросе об эволюции литературы, тогда как непосредственное установление "влияния" главных социальных факторов подменяет изучение эволюции литературы изучением модификации литературных произведений, их деформации.

Молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение. Библиотеки в такой ситуации должны способствовать развитию вкуса и критического мышления у молодых читателей. Читать в наше время действительно престижно!

1.4. Логический анализ понятий.

1.4.1. Интерпретация и операционализация понятий.

Ключевые понятия:

  1. Книги;

  2. Жанры;

  3. Литературные жанры;

  4. Молодежь.

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:

  1. бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Книга, записанная в электронном формате, называется ещё e-книга или электронная книга.

2. Жанр - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия «жанр» иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

былина, драма, ода, элегия, рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма.

Былина - героическая песня повествовательного характера.

Драма - главное отличие драмы от других литературных жанров - предназначение для сцены.

Ода - торжественное патетическое стихотворение. В V - IV вв. до н.э. исполнялась только с музыкой, пением, танцами. В Древней Греции одами прославляли спортивные соревнования. В Древнем Риме Гораций разлучил оду с музыкой. Большой мастер од считался в 16-17 веке во Франции Малербо. В это же время в России лучшими в жанре оды были Ломоносов, Тредиаковский, Державин.

Элегия - жанр лирики, возник в 7 веке до нашей эры в древней Греции.

Рассказ - это малая форма эпической прозаической литературы.

Повесть - древнейший жанр русской литературы.

Роман произошёл на романских языках в древние и средние века, но имел только некоторые черты современного романа.

Стихотворение - разнообразие тематики этого поэтического жанра.

Поэма - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах. Расцвет данного жанра связан с романтизмом. Поэмы писали Байрон, Шелли, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов.

4. Молодежь - это специфическая социально-демографическая физическая группа, отличающаяся периодом социальной адаптации, становлением социальной зрелости и психологическими особенностями.

1.5. Цель исследования.

Выявить какие жанры литературы наиболее предпочтительнее у молодежи, так как я считаю, что сейчас в наше время очень важно читать.

1.6. Задачи исследования.

1) определить отношение молодежи к чтению книг;

2) выяснить зависимость выбора жанра книги от возраста;

3) выявить зависимость выбора жанра книги от пола;

4) выявить любимые места для чтения книг;

5) какие книги, интересуют нынешнюю молодежь.

1.7. Объект исследования.

Объектом исследования являются студенты дневного отделения РГТЭУ города Москвы, которые отдают предпочтение различным жанрам литературы.

1.8. Предмет исследования.

Предмет исследования – жанры, которые предпочитают студенты различных возрастов.

1.9. Гипотезы.

  1. Большинство студентов считают, что читать книги это пустая трата времени. (Для проверки использовался вопрос в анкете №5).

  2. Чем взрослее человек, тем больше он начинает читать научных книг. (Для проверки использовался вопрос в анкете №1).

  3. Девушки предпочитают романы, а молодые люди рассказы и повести. (Для проверки использовался вопрос в анкете №3).

  4. Большинство предпочитают читать в транспорте, на отдыхе, дома, на работе и в университете. (Для проверки использовался вопрос в анкете №11).

  5. Обстоятельства, препятствующие чтению - это отсутствие книг, дефицит времени, жизненный цикл семьи, дефицит интереса. (Для проверки использовался вопрос в анкете №6,7 и 8).

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

Опрос в форме анкетирования.

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

Место: г. Москва.

Время проведения: Ноябрь, 2008.

Инструментарий: Анкета.

Название инструментария: Литературные жанры литературы.

2.3. Характеристика инструментария.

Всего в анкете 12 вопроса, в том числе:

  1. Вопросы по содержанию:

    1. О личности респондента - №1-3.

    2. О фактах поведения - №10.

    3. О фактах сознания - №5.

  2. Вопросы по форме:

    1. Открытые - № ---.

    2. Закрытые - №6,7,8,11.

    3. Полуоткрытые - №10.

  3. Вопросы по оформлению:

    1. Линейные - № 1-12.

    2. Табличные -№ ---

  4. Вопросы-фильтры -№1-12.

  5. Вопросы-ловушки -№---.

  6. По функции:

6.1 Основные - 10.

    1. Неосновные – 2.

2.4. Выборка.

В данном социологическом исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 17 до 25 лет.

Объем выборки

Тип выборки

Доли по возрасту

Единицы наблюдения

География опроса

50 человек

Данный объем дает представление о всей генеральной совокупности в целом.

Стихийная.

Потому что она позволяет сделать более точный и объективный анализ.

15-17лет – 5% опрошенных,

18-20лет – 85% опрошенных,

21-25лет – 10% опрошенных.

Молодые девушки и молодые юноши, т.к. они учатся в РГТЭУ.

г. Москва РГТЭУ

Т.к. я учусь в РГТЭУ.

2.5. Методы обработки социологической информации.

В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирической информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Данное социологическое исследование имеет большое практическое значение. Обработанные данные могут быть применены как уже действующими библиотеками для дальнейшего развития отдельных направлений или разработки абсолютно нового, ранее не привлекавшего внимания.

Кроме того, результаты исследования могут показать, какой жанр литературы наиболее предпочтительней в Российской Федерации.

Приложение 1.

АНКЕТА

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе.

Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант.

Студентка 2-го курса ФУ

Трубицына Наталья

1. Ваш возраст.

а) младше 18

б) от 18 до 20

в) от 20 до 23

г) от 23 до 25

2. Ваш род деятельности.

а) студент, не работающий

б) студент, работающий

Если ваш ответ б) укажите профессию _______________

3. Ваш пол.

а) мужской

б) женский

4. Ваше образование.

а) среднее

б) среднее специальное

в) неполное высшее

г) высшее

5. Любите ли вы читать?

а) да

б) нет

Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №12

6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу? (возможно два варианта ответа)

а) отечественная литература

б) зарубежная литература

7. Что вы читаете? (возможно два варианта ответа)

а) классика

б) современные книги

8. Какой жанр книги вы предпочитаете? (возможно несколько вариантов ответа)

а) былина

б) драма (трагедия, комедия)

в) ода

г) лирика (элегия)

д) рассказ (эссе, очерк, новелла)

е) повесть

ж) роман

з) стихотворение

и) поэма

9. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?

а) меньше часа

б) от 1 до 3 часов

в) от 3 до 5 часов

г) другое ______________

10. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?

а) за день

б) за неделю

в) за месяц

г) другое _________________

11. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)

а) дома

б) в институте

в) на работе

г) в общественном транспорте

д) на отдыхе

е) другое ______________

12. Если у вас домашняя библиотека?

а) да

б) нет

Спасибо за ответы!!!

Приложение 2.

Рабочий план проведения исследования.

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственный

Разработка программы КСИ

05.11 – 07.11

Трубицына Н.Д.

Разработка инструментария

08.11 – 10.11

Трубицына Н.Д.

Разработка инструкций для организаторов и анкетеров

11.11 – 12.11

Трубицына Н.Д.

Тиражирование инструментария

13.11 -15.11

Трубицына Н.Д.

Инструктаж организаторов и анкетеров

16.11 – 18.11

Трубицына Н.Д.

Сбор, обработка и подготовка анкет

19.11 – 21.11

Трубицына Н.Д.

Анализ полученной информации, её обобщение и отображение

22.11 – 23.11

Трубицына Н.Д..

Подготовка аналитических записок и отчетов

24.11 - 27.11

Трубицына Н.Д.

Презентации и внедрение итогов исследования в практику

28.11 – 30.11

Трубицына Н.Д.

Приложение 3.

Библиография.

  1. Читательская культура молодежи: мифы и реальность. Анна Акимова.

2. Вишникина Катя (источник "Газета АЛЬТЕРНАТИВА") http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

3. О литературной эволюции. Ю. Н. Тынянов.

4. Евгений Лещинский (источник "Наш мир") http://www.knigi.ru/lilit/.html

5. Анна Скворцова http://gazeta.ru/

3. Аналитический раздел.

1. Читает ли молодежь (в %):

Ответы

Опрошенные

ДА

НЕТ

Молодежь

82

18

Вывод: молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

2. Выбор литературного жанра, в зависимости от возраста (в %):

Былина

Драма

Ода

Лирика

Рассказ

Повесть

Роман

Стихотворение

Поэма

<18

0

14

7

0

7

0

36

14

22

18-20

1

17

2

4

13

17

26

13

5

20-23

0

32

0

17

0

17

17

0

17

23-25

0

0

0

0

50

50

0

0

0

Вывод: роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Он наиболее предпочтительнее у молодежи до 18 лет. В основном молодежь в возрасте от 18 и до 25 лет предпочитают: "рассказ", "повесть". На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно.

3. Выбор литературного жанра, в зависимости от пола:

Былина

Драма

Ода

Лирика

Рассказ

Повесть

Роман

Стихотворение

Поэма

М

3

15

5

3

13

18

18

20

5

Ж

0

18

2

5

11

15

32

7

10

Вывод: подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Из таблицы видно, что молодые люди любят стихи, а девушки романы.

4. Наиболее предпочтительные места для чтения:

проценты

Места для чтения

%

Дом

37

Работа

6

Институт

1

Общественный транспорт

38

Отдых

18

Вывод: все больше народу предпочитают читать в общественном транспорте, дома, а также во время отдыха.

  1. Какие книги больше всего предпочитает молодежь:

Моложежь

Отечественная лит-ра

22

Классика

22

Зарубежная лит-ра

26

Современные книги

30

Вывод: сейчас такие современные книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо, Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес, зарубежная литература также пользуется успехом.

Общий вывод.

В ходе исследования многие гипотезы были доказаны, некоторые опровергнуты.

По итогам можно сделать вывод, что многие студенты любят читать, другие же не любят.

Большинство студентов читают в общественном месте, по пути из института или в институт, получается, что в метро и в автобусах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социологические исследования в библиотеках

    Книга >> Социология
    ... отношений между библиотекой и читателем в социологическом исследовании ... количественных методов в социологических исследованиях чтения. Формирование принципа индивидуализации ... социокультурным аспектам эстетического воспитания молодежи в библиотеках, во второй ...
  2. Теория и методология социологических исследований

    Книга >> Социология
    ... -то чудным образом сопряжена с чтением газет. Разумеется, сколь угодно ... хотел сказать. Это отношение называется экспрессивным. В социологических исследованиях данная проблема часто ... расширены до «учащихся» или «молодежи». Очевидно, чем больше общность ...
  3. Молодежь новой России Какая она Чем живет К чему стремится

    Реферат >> Философия
    ... провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая ... либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально- ... коммуникации предполагают, что чтение имеет даже некоторый приоритет ...
  4. Материалы прикладного социологического исследования

    Реферат >> Социология
    ... Материалы прикладного социологического исследования. Программа прикладного социологического исследования. 1. Актуальность ... задач. Читающая молодежь предпочитает не ... 2. Цель исследования: Проанализировать отношение учащихся ГФ ТГТУ к чтению и узнать ...
  5. Культура молодежи

    Реферат >> Социология
    ... познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление ... молодежи». Социологические исследования. 1999 г. № 6. стр. 98. 9 В.Г. Васильев, В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014889240264893