Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Давань (Паркан, более точно Даюань, кит. 大宛, пиньинь Dàyuān; перс. Сог, Фергана) — древнее среднеазиатское государство, существовавшее с III в. до н. ...полностью>>
История->Реферат
Слово происходит от румынского глагола a conduce (от лат. ducere — «вести»), и родственно титулам дуче, дож, а также лат. dux (вождь, предводитель) и ...полностью>>
История->Реферат
Королевство Румыния в разные годы своего существования охватывало различные территории. К моменту провозглашения Румынии королевством в состав государ...полностью>>
История->Реферат
Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда ...полностью>>

Главная > Реферат >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Конституционные основы общественного строя.

Если не считать рассмотренных выше соответствующих конституционных прав, свобод и обязанностей, то регулирование указанных групп отношений имеет место лишь в преамбуле Конституции 1946 г. и лишь в виде обязанностей республики или нации. Здесь также широко проявились социалистические взгляды многих членов Учреди­тельного собрания.

Характеристика главных задач публичной власти, основных принци­пов ее организации и деятельности содержится в Декларации, ст. 2, «цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетения». А в ст. 16, напомним, сказано, что общество, где не обес­печена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет кон­ституции. В соответствии со ст. 3 Декларации источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.

Светский характер французского государства означает отсутствие официальной религии и признание за гражданами свободы исповедовать любую веру или не исповедовать никакой. Этот конституционный принцип был установлен еще Законом 1905 г. об отделении церкви от государства: «Республика обеспечивает свободу совести. Она гарантирует свободу религиозных отправлений при соблюдении единственного ограничения, устанавливаемого в интересах соблюдения общественного порядка»; «республика не признает и не субсидирует никакую церковь и не оплачивает ее служителей». Уголовный кодекс предусматри­вает ответственность священнослужителей за совершение обря­да бракосочетания до заключения гражданского брака. Эти поло­жения могут сегодня рассматриваться как развивающие ст. 1 Конституции и положения преамбулы Конституции 1946 г. об обеспечении равенства всех граждан независимо от отношения к религии. Характеристика Франции как демократической республики была впервые включена в Конституцию 1848 г. (Конституцию Второй республики). Тогда это означало введение, а точнее — восстановление всеобщего избирательного права для мужчин. Ныне содержание этого принципа определяется ст. 3 Конститу­ции, согласно которой национальный суверенитет принадлежит народу, осуществляющему его через своих представителей и путем референдума. Осуществление суверенитета не может узурпироваться никакой частью народа и никаким отдельным лицом. Выборы в соответствии с Конституцией могут быть прямыми и косвенными, но всегда являются всеобщими, равными и тайными. Установленная Конституцией форма правления может быть определена как смешанная республика. Президент республики избирается гражданами и обладает важными дискреционными полномочиями (признаки президентской республики), но назначаемое им Правительство несет политическую ответственность перед нижней палатой Парламента (признак парламентарной республики). В то же время нельзя не отметить выраженную антипарламентскую направленность Конституции, что превращает ее в своего рода антипод предыдущей Конституции 1946 г Ниже будет показано, в чем эта направленность проявилась. В центр системы власти Конституция поместила Президента, с чем также речь пойдет ниже (см § 5).

Во Франции политические партии пользуются статусом обычной ассоциации, т. е. таким же, как ассоциации родителей учеников или общества филателистов. Таким образом, чтобы получить юридическую правоспособность, политическая партия, как и иная ассоциация, должна представить в префектуру департамента или супрефектуру округа декларацию, в которой указаны название или цель ее существования, местонахождение ее учреждений и фамилии, занятия и местожительство тех, на кого по какому-либо основанию возложено управление или руководство ею. К декларации должны прилагаться два экземпляра устава. Свобода образования политических партий определена Конститунионным советом в решении от 16 июля 1971 г. в качестве основного принципа, признаваемого законами Республики». Партиям, как и иным ассоциациям, для обретения правоспособ­ности необходима регистрация, осуществляемая по установленной процедуре. Впрочем, при некоторых чрезвычайных обстоятельствах суды признают правоспособность и незарегистриро­ванных политических партий.

Из числа левых наиболее влиятельна Французская социалистическая партия (ФСП), которая существует с 1905 г., а с 1951 г. входит в Социалистический интернационал.

Основу организаций предпринимателей Франции состав­ляет Национальный совет французского патроната, образован­ный в 1946 г. Он объединяет владельцев и руководителей полу­тора тысяч компаний во всех секторах экономики страны. Кроме того, во Франции действуют многочисленные различного рода торговые и промышленные палаты, которые объединены в Асамблею французских палат торговли и промышленности и также входят в другое объединение — Торговую и промышленную палату Парижа. Основной из действующих во Франции церквей является римско-католическая церковь, в организационном отношении разделенная на 19 архиепископств, в которые входят 93 епар­хии. 80 % населения Франции исповедуют именно эту религию. Протестанты, насчитывающие в своих рядах около 850 тыс. верующих, представлены различными своими течениями. Из числа христианских во Франции действуют русская православная цер­ковь и греческая православная церковь. Вторая по численности приверженцев религия в стране — ислам. В 1985 г. во Франции насчитывалось 2,5 млн. верующих мусульман, причем около 750 тыс. проживало в районе Марселя. В незначительной степе­ни в стране представлены иудаизм и буддизм.

4. Выборы и референдум.

Ч. 4 ст. 3 Конституции, согласно которой в соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются совершеннолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Закон, о котором говорит Конституция, — это прежде всего Избирательный кодекс. Особенность его заключается в том, что он не принимался Парламентом как единый акт, а представляет собой инкорпорацию изданных в разное время, начиная с 1852 г., норм избирательного права, имеющих к тому же различную юридическую силу, поскольку в Кодекс включены нормы как органических, так и обычных законов. Причем инкорпорация эта осуществлена в 1956 г. правительственным декретом.

В соответствии со ст. 2 Кодекса считаются избирателями француженки и французы, достигшие полных 18 лет, обладаю­щие гражданскими и политическими правами и не подпадающие под случаи недееспособности, установленные законом. Не вно­сятся в списки избирателей лица, осужденные за перечисленные в Кодексе преступления к определенным наказаниям, банкроты, а также лица, лишенные судом права голоса и участия в выбо­рах на установленный в приговоре срок. Французские граждане, проживающие за границей, могут участвовать в голосованиях. В случае президентских выборов или референдума они могут голосовать в посольствах или приграничных департаментах. Так голосуют примерно 700 тыс. избирателей.

Пассивное избирательное право предоставляется для избра­ния в Национальное собрание по достижении 23 лет, для избра­ния в Сенат — 35 лет, для избрания в региональные и генераль­ные советы — 21 года, в муниципальные советы — 18 лет. Не могут избираться кадровые военнослужащие, находящиеся на Действительной службе. Как правило, не допускается совмещение более двух выборных мандатов или должностей.

Регистрация избирателей обязательна, хотя незарегистрировавшийся избиратель санкциям не подвергается. Списки избирателей — постоянные. Они составляются для каждого избирательного бюро, т. е. по каждому из­бирательному участку, а также в каждой коммуне (в Париже Лионе и Марселе — в каждом округе). Пересмотр списков про­изводится ежегодно.

Руководство избирательным процессом возлагается на раз­личные государственные и самоуправленческие органы. Списки избирателей составляются в каждом избирательном бюро комис­сией, включающей мэра коммуны, одного представителя муни­ципального совета и одного делегата, назначенного префектом. Контроль за проведением выборов, помимо представителей кандидатов, ведется в департаментах, имеющих в своем составе города с населением более 30 тыс. жителей, комиссией в составе судьи, которому помогают делегаты, подбираемые из числа избирателей.

При избрании Президента республики основным органом, проводящим эти выборы, является Конституционный совет; в этот орган представляются кандидатуры, он проводит необходимую проверку в отношении соответствия кандидатур положениям закона, публикует список кандидатов, подсчитывает голоса и объявляет результаты выборов. Конституционный совет — это также орган, который рассматривает споры, касающиеся кандидатов в обе парламентские палаты, причем он может аннулировать результаты голосования или их пересмотреть, объявив избранным другое лицо, лишив мандата кандидата, объявленного избранным комиссией по подсчету голосов в округе. В то же время не возбраняется члену одной палаты Парла­мента баллотироваться в другую. В случае избрания он прекра­щает членство в первой. Юридическая регламентация избирательной кампании проведена Избирательным кодексом достаточно тщательно с целью обеспечить равенство кандидатов. Запрещено использование коммерческой рекламы в целях избирательной пропаганды. Регламентировано использование радио и телевидения: кандидатам и политическим партиям предоставляется строго дозированное эфирное время. В течение последней недели до дня голосования запрещается публикация результатов опросов общественного мнения, проводимых в связи с выборами.

По первоначальному тексту дей­ствующей Конституции Президент республики избирался колле­гией выборщиков. С 1962 г. он избирается прямыми выборами, что укрепляет его и без того лидирующее положение. О возмож­ности или невозможности переизбрания в Конституции ничего не говорится, из чего следует, что оно может иметь место неог­раниченно.

5. Государственные органы.

Президент республики.

Этот институт по действующей французской Конституции — центральный в самом полном смысле этого слова, вершина в иерархии государственных органов. Вместе с Правительством (Советом министров) он образует центральную исполнительную власть. Можно сказать, что это — основной двигатель государственного механизма, располагающий самой полной информацией о положении дел в стране и за рубежом.

В соответствии со ст. 19 Конституции полномочия Президента делятся на две группы: 1) осуществляемые в дискреционном порядке; 2) требующие для своего осуществления контрасигна­туры Премьер-министра, а в случае необходимости — ответ­ственных министров.

В отношениях с Парламентом роль Президента существенна прежде всего в законодательном процессе. В соответствии co ст. 10 Конституции Президент промульгирует окончательно принятые законы в течение 15 дней после передачи их Правительству. В этот срок он вправе потребовать от Парламента нового обсуждения закона, в чем ему не может быть отказано, либо (ч. 2 ст. 61) передать закон в Конституционный совет для проверки его конституционности.

Президент может обращаться к Парламенту с посланиями, которые зачитываются от имени Президента и не подлежат обсуждению; если послание поступило в период между сессия- ми, Парламент созывается специально (ст. 18).

Очень важно предусмотренное ч. 1 ст. 12 Конституции право Президента распускать Национальное собрание. Для этого не требуется ни контрасигнатуры, ни вообще какого-либо повода, нужно лишь проконсультироваться с Премьер-министром и председателями палат. Право роспуска ограничено только тремя условиями: роспуск не допускается в течение года после предыдущего роспуска (ч. 4 ст. 12); роспуск невозможен во время чрезвычайного положения (ч. 5 ст. 16); роспуск не может осуществляться председателем Сената или Правительством, когда они исполняют обязанности Президента (ч. 4 ст. 7).

Как мы отмечали, Президент республики, согласно ч. 1 ст. 6 Конституции, избирается на семь лет прямым всеобщим голосованием. Если Президент выбыл досрочно или Конституционный совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов констатировал наличие обстоятельств, препятствующих Президенту осуществлять его функции, Президента замещает председатель Сената, а если это невозможно, то — Правительство (ч. 4 ст. 7 Конституции).

Аппарат Президента достигает нескольких сотен человек. Он включает кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, чиновников для особых поручений. Сотрудники аппарата назначаются лично Президентом.

Парламент.

Примечательно, что в ч. 1 ст. 24 Конституции, устанавлива­ющей состав Парламента, нижняя палата указана первой в отличие от многих других конституций, в том числе нашей. Этому Есть исторические причины: после Второй мировой войны левые очень энергично выступали против верхней палаты, и к 1958 г. такие настроения еще были сильны.

Из различных положений Конституции следует, что Парламент принимает три вида законов — конституционные (изменяющие Конституцию), органические (по особо указанным в Конституции вопросам) и обычные. Французский Парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью Правительства, кроме интерпелляции. Хотя она и упомянута в Регламенте Национального собрания 1959 г., процедура ее — та же, что и процедура резолюции порицания, если не считать приоритета в получении слова интерпеллянтом. Все формы парламентского контроля могут быть разделены на две большие группы: не содержащие прямых санкций в отношении Правительства, кроме публичной огласки; они осуществляются в обеих палатах; влекущие политическую ответственность Правительства; осуществляются в Национальном собрании.

В сфере судебной Парламент обладает правом амнистии. Он создает судебные органы для рассмотрения обвинений высших должностных лиц — Высокий суд правосудия и Суд правосудия республики и может, как отмечалось, предавать Президента Вы­сокому суду правосудия по обвинению в государственной измене.

Палаты могут учреждать также особые комиссии (например, по лишению парламентского иммунитета). Каждая комиссия избирает свое бюро и председателя.

Парламент учреждает также парламентское бюро по оценке научных и технических проектов для информирования об их научных и технологических последствиях. В состав бюро входят восемь депутатов, назначаемых на срок легислатуры, и восемь сенаторов, назначаемых после каждого частичного обновления Сената. Для каждого члена бюро в том же порядке назначается заместитель. В начале каждой сессии Парламента бюро избира­ет своего председателя и вице-председателя, которые должны представлять разные палаты. В необходимых случаях бюро по­лучает от Парламента полномочия следственной комиссии сро­ком до шести месяцев.

Палаты обладают финансовой автономией, а за ущерб, при­чиненный их службами, ответственность несет государство.

Законодательство стремится оградить Парламент и его членов от чрезмерного воздействия исполнительной власти. Такую цель имеют, в частности, законоположения о несовместимости парламентского мандата с определенными государственными должностями и другими мандатами в системе публичной власти.

Правительство (Совет министров).

В Конституции раздел о Правительстве следует сразу за разделом о Президенте, что уже само по себе свидетельствует о том значении, которое придавали этому институту составители Основного закона. Следует отметить, что когда Конституция упоминает Совет министров, имеется в виду, что этот орган принял решение под председательством Президента. Заседания в отсутствие Президента именуются советом кабинета. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров только по специальному упол­номочию Президента и по определенной повестке дня. Акты Совета министров — ордонансы и декреты — подписываются Президентом.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 20 Конституции, Правительство определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и Вооруженными силами. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции, декретом, принятым в Совете министров, может быть объявлено осадное положение.

Весьма значительны полномочия Премьер-министра в отношении Парламента, которые он осуществляет лично или в сотрудничестве с Президентом. Он может предложить Президенту созвать Парламент, когда тот не заседает. Он обладает правом законодательной инициативы, может участвовать в работе палат Парламента и комиссий, должен быть выслушан там в любое время. Ему принадлежит право созывать смешанные паритетные комиссии палат при разногласиях между ними по законопроекту, ставить в Национальном собрании вопрос о доверии Правительству, отменять и изменять акты, даже законодательные, если они относятся к сфере регламентарной власти, обращаться в Конституционный совет с требованием проверки конституционности закона или вынесения решения о разграничении законодательной и регламентарной власти.

Премьер-министр ставит перед Национальным собранием после обсуждения в Совете министров не только в связи со своей программой или декларацией после своего сформирования, но и в связи с голосованием по конкретному проекту. Проект считается принятым, если в последующие 24 часа не будет внесена и принята в установленном для этого порядке резолюция порицания. Таким образом, особое голосова­ние по вопросу о доверии и проекту, с которым этот вопрос связан, не проводится. Если нет резолюции порицания, считает­ся, что доверие имеется в наличии.

Конституционный совет.

Функции и полномочия этого органа определены ст. 58 — 62 Конституции. На Конституционный совет возложена функция обязательного предварительного контроля за конституционностью органи­ческих законов и регламентов палат Парламента, а также дебакулътативного предварительного контроля конституционности Зычных законов. Объявленное неконституционным положение не может быть ни промульгирован, ни введено в действие. Если положение закона, признанное неконституционным, не­отделимо от закона, такой закон не может промульгироваться. В противном случае Президент может либо промульгировать за­кон без данного положения, либо потребовать от палат нового обсуждения закона.

Конституционный совет следит за правильностью избрания Президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. Он также разрешает споры относитель­но правильности избрания депутатов и сенаторов. Далее, он осуществляет надзор за правильностью проведения референду­ма и объявляет его результаты. Таким образом, Конституцион­ный совет выполняет функции избирательного суда, а примени­тельно к выборам Президента и референдуму — также опреде­ленные функции центрального избирательного органа.

Обновляется Конституционный совет каждые три года на 1/3. Вместо досрочно выбывшего члена Конституционного совета назначается новый на оставшуюся часть срока. Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики. Назначен может быть любой член Констуционного совета, но на практике это бывает один из член назначенных в Конституционный совет Президентом. Конституционный совет может констатировать обязательно отставку своего члена, нарушившего принцип несовместимой функций или утратившего способность осуществлять свои гражданские и политические права. Процедура.

Государственный совет.

Этот специфический орган, существующий с изменявшейся компетенцией с 1800 г., действует сегодня на основе Конституции, определившей ряд его полномочий, и Ордонанса от 31 июля 1945 г. о Государственном совете, неоднократно новеллизованного. Государственный совет имеет двоякое предназначение. С одной стороны, он возглавляет систему административной юстиции и в связи с этим осуществляет, в частности, контроль конституционности актов исполнительной власти. На этой стороне его компетенции мы остановимся ниже при рассмотрении судебной системы. С другой стороны, Государственный совет — «привилегированный советник» Правительства. Согласно ст, 38 и 39 Конституции, он дает обязательные предварительные заключения на правительственные законопроекты, на проекты ордонансов, издаваемых в порядке делегированного законодательства, а также по проектам регламентов публичной администрации. Он консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам и может также выступать с инициативой Реформ законодательного, регламентарного или же административного характера.

Формально Государственный совет возглавляется Премьер-министром, которого может замещать министр юстиции. Фактически его работой руководит вице-председатель. В состав Государственного совета входят также шесть председателей секций, 79 государственных советников на действительной службе, 12 экстраординарных государственных советников, 81 докладчик, 34 аудитора I и II класса. Все они назначаются декретом в Совете министров или обычным декретом по предложению министра юстиции.

Высокий суд правосудия.

Этот орган, как отмечалось, учрежден для реализации ответственности Президента республики за государственную измену. Он не входит в судебную систему. Согласно ч. 2 ст. 67 Конституции члены Высокого суда правосудия избираются в равном числе Национальным собранием и Сенатом из своего состава после каждого полного или частичного обновления палат. Суд избирает председателя из числа своих членов.

Ордонанс от 2 января 1959 г., содержащий органический закон о Высоком суде правосудия, установил, что Суд состоит из 24 постоянных судей и 12 заместителей, избираемых палатами Парламента тайным голосованием и абсолютным большинством голосов членов соответствующей палаты. Члены Суда от Национального собрания избираются на срок полномочий этой палаты. Сенат избирает своих членов после каждого регулярного своего частичного обновления. В таком же порядке Суд избирает председателя и двух его заместителей. Бюро Кассационного суда, заседающее без прокуроров, ежегодно назначает для Высокого суда правосудия следственную комиссию из пяти постоянных членов и двух заместителей. Обязанности прокурора при нем исполняет Генеральный прокурор при Кассационном суде, при котором состоят назначенные им первый генеральный адвокат и два других генеральных адвоката. Высокий суд правосудия в случае предания Президента суду палатами Парламента и после расследования, проведенного следственной комиссией, выносит тайным голосованием и абсолютным большинством голосов решения о виновности Президента его соучастников и пособников и о мере наказания, если виновность установлена. Эти решения обжалованию не подлежат. На практике Высокому суду не приходилось рассматривать какие-либо дела.

Список использованной литературы.

1. Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина С.М.- Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2005.

2. Комаров Э.Н. Указ сочин.

3. Маклаков В.В.- Конституция зарубежных государств: Учебное пособие- 2-е изд., исправ и доп.- М.: Издательство БЕК.

4. Михалев Н.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 1998.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1998.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конституция Франции (5)

    Реферат >> Астрономия
    Конституция Франции 3 сентября 1791 г. ... или конституции. Раздел первый ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ Конституция обеспечивает ... обязанности Национального законодательного собрания 1. Конституция вручает исключительно законодательному корпусу ...
  2. Конституция Франции (3)

    Реферат >> История
    Конституция Франции — основной закон Французской республики. История Впервые в стране конституция была принята во время ... 50-летия Конституции (4 октября). Внешние ссылки Конституция Франции на русском языке Конституция с поправками на ...
  3. Конституция Франции (4)

    Реферат >> Государство и право
    ... Введение 2 Глава 2. Действующая Конституция Франции (характеристика). 5 Глава 3. Конституция Франции о формах государственного устройства. 10 ... . Глава 2. Действующая Конституция Франции (характеристика). Конституцией Франции обычно считает­ся основной закон ...
  4. Конституция Франции 1946 г

    Реферат >> История
    Конституция 1946 г. Конституция Франции не только отразила соотношение политических ... организации государственного строя, в первой послевоенной конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма ...
  5. Конституция Франции 1791 года

    Реферат >> История
    ... Конституция Франции 1791 года (фр. Constitution de 1791) — французская (фр.)русск. конституция ... управления Францией законной центральной властью. Главные принципы конституции ... , в основу последующих французских конституций, до ныне действующей включительно. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018410682678223