Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Капитализм XIX века характеризовался тем, что капиталистическая система хозяйства окончательно сделала капиталистическим само общество, радикально тра...полностью>>
История->Реферат
Течение времени и ход истории неостановимы. Будущее стремительно становится настоящим и столь же стремительно переходит в прошлое. Каждое мгновение ве...полностью>>
История->Реферат
Пожарский (князь Дмитрий Михайлович, 1578 - 1641) - знаменитый деятель Смутного времени. При Борисе Годунове был стряпчим с платьем, при Лжедмитрии - ...полностью>>
История->Реферат
Однако, в 1839 г. демократический лидер и влиятельный редактор по имени Джон О’Салливан попытался объяснить американское стремление к экспансии и опра...полностью>>

Главная > Реферат >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

План:

1. Конституция Франции…………………………………………………………...3

2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина…………………....4

3. Конституционные основы общественного строя……………………………....8

4. Выборы и референдум…………………………………………………………..11

5. Государственные органы………………………………………………………..13

Список использованной литературы……………………………………………...20

1. Конституция Франции.

Франция третья в мире и вторая в Европе создала в 1791 г. писаную конституцию. Это можно утверждать, если отвлечься от Декларации прав человека и гражданина 1789 г., составляющей и поныне часть французской юридической конституции. Но Декларация хотя и урегулировала важнейшую часть конституционной мате­рии, однако не затронула организации публичной власти, ог­раничившись провозглашением принципа разделения влас­тей. Поэтому мы не можем считать Декларацию конститу­цией. Вместе с тем есть все основания полагать, что Франция держит в Европе рекорд по числу разработанных и действо­вавших в ней конституций со времени Великой революции конца XVIII в.

После Второй мировой войны в 1946 г. Франция получила самую демократическую в своей истории Конституцию, однако эта Конституция не смогла гарантировать политическую ста­бильность в стране.

Переходные положения Конституции уполномочили Прави­тельство создать путем ордонансов, имеющих силу закона, в течение четырех месяцев после промульгации Конституции преду­смотренные ею институты Республики и в течение шести меся­цев — институты Сообщества (так новая Конституция стала именовать прежний Французский Союз — юридическое объеди­нение метрополии с ее колониальными владениями). Четырехме­сячный переходный период закончился в полночь 4 февраля 1959г.

Французская юридическая конституция в материальном смысле включает три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. Это следует из первой части преамбулы Конституции 1958 г., кото­рая гласит: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального cсуверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.». Декларация же 1789 г., как и преамбула Конституции 1946 г., — это, с тек­стуальной точки зрения, застывшие памятники права, новеллизовать которые просто неуместно. Кроме того, положения преамбул к конституциям обычно судебной защитой не пользуются. Вступление в силу Конституции 1958 г. значительно усилило юридическое значение норм названных Декларации 1789 г. и преамбулы Конституции 1946 г., позволив осуществлять консти­туционный контроль за законами по отношению к этим документам.

В настоящее время в науке французского конституционного права общепризнанно существование «конституционного блока» («bloc de constitutionnalite»), включающего три иерархических элемента: Конституцию 1958 г.; «принципы, имеющие конститу­ционную силу», которые содержатся в Декларации прав челове­ка и гражданина 1789 г. и в преамбуле Конституции 1946 г. или которые Конституционный совет объявит «признаваемыми зако­нами Республики»; органические законы.

Конституция ныне в достаточной мере приспособлена к раз­вивающейся в Европе межгосударственной интеграции. В ст. 89 Конституции урегулирован порядок ее пересмотра С инициативой такого пересмотра могут выступать Президент республики по предложению Премьер-министра и члены Парламента. На практике Президент неоднократно выступал с инициативой пересмотра Конституции, не ожидая предложения Премьер-министра. Что же касается членов Парламента, то им не удается внести свой проект в повестку дня заседаний палат из-за противодействия Правительства. Проект или предложение пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами Парламента и одобрены на референ­думе.

На практике процедура пересмотра Конституции до сих пор всегда начиналась по инициативе Правительства. Это не означа­ет, что парламентарии не предпринимают никаких усилий для того, чтобы изменить Конституцию. С начала действия этого акта по 31 декабря 1995 г. было внесено 290 предложений о его пересмотре со стороны членов Парламента, в каждом из которых предлагалось изменить от одной до 17 статей.

2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Как уже отмечено выше, конституционные основы правового статуса че­ловека и гражданина урегулированы почти полностью в Декла­рации прав человека и гражданина 1789 г. и преамбуле Консти­туции 1946 г. В тексте же Конституции эта проблематика содержится лишь в нескольких не связанных между собой статьях. Преамбула Конституции 1946 г. гласит: «На другой день после победы, одержанной свободными народами над режимами, которые пытались поработить и унизить человеческую личность, Французский народ вновь провозглашает, что всякое человеческое существо, независимо от расы, религии и верований, обладает неотъемлемыми и священными правами. Он торжественно подтверждает права и свободы человека и гражданина, освященные Декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признанные законами Республики» (абзац первый).

Преамбула Конституции 1946 г., как отмечалось, дополнила в этом отношении Декларацию прежде всего социальными и некоторыми политическими правами.

Из принципов конституционного статуса человека и гражданина прежде всего следует отметить принцип равноправия. Статья 6 гласит, что закон должен быть единым для всех и все граждане равны перед ним, имея равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно своим способностям.

В преамбуле Конституции 1946 г. установлено, что закон гарантирует женщине во всех областях равные права солидарность и равенство всех французов в несении повинностей, обусловленных национальными бедствиями (абзац двенадцатый), а также гарантиру­ется всем равный доступ к публичной службе и индивидуальное или коллективное пользование провозглашенными или подтверж­денными выше правами и свободами (абзац восемнадцатый, заключительный, в котором имеется в виду равноправие граждан метрополии и французских владений).

Первая общая конституционная гарантия прав и свобод была сформулирована в ст. 12 Декларации 1789 г.: «Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена». Декларация в ст. 4 и 5 провозгласила, что пределы свободы человека устанавливаются только законом, а закон может за­прещать лишь деяния, вредные для общества. В развитие этого ст. 34 Конституции предусмотрела, что регулирование основных прав, свобод и обязанностей производится только законом. То же, согласно ч. 1 ст. 53, относится к ратификации международ­ных договоров, изменяющих законоположения, регулирующие личный статус. Это очень важная конституционная гарантия прав и свобод, защищающая человека и гражданина от произвола администрации, которая во всех странах склонна, осуществляя нормативное регулирование общественных отношений, безосновательно ограничивать даже конституционно провозглашенные права и свободы, а также возлагать на жителей необоснованные обязанности. Стражем личной свободы называет ч. 2 ст. 66 Конституции судебную власть. Защита прав и свобод во французской правовой доктрине и практике понимается как защита от посягательств, во-первых, за некоторые иные преступления, за уклонение от воинской повинности, или если лицо занималось в пользу иностранного государства деятельностью, не совместимой со званием француза и наносящей ущерб интересам Франции, а также в отделу ных других случаях.

Согласно ч. 2 ст. 34 Конститу­ции, нормы, касающиеся гражданства, устанавливаются законом. В настоящее время действует Кодекс французского граж­данства 1945 г. с позднейшими изменениями.

Гражданство приобретается главным образом по рождению на основе действия принципа крови, даже если ребенок рожден вне брака, но один из его родителей является гражданином Франции. В последнем случае, однако, лицо может отказаться от этого гражданства в течение шести месяцев, предшест- вующих достижению совершеннолетия, т. е. 18 лет. Право на отказ теряется, если в то время, когда ребенок был несовершеннолетним, один из родителей — иностранец или лицо без гражданства — приобретет французское гражданство.

Право почвы применяется в случае, если ребенок родился во Франции, но от неизвестных родителей, или от родителей, или от родителей-иностранцев, но к нему не были применены законы о гражданстве ни одного из родителей. Если же ребенок родился вне Франции, неважно, законнорожденный он или нет, ему также дается гражданство этой страны при условии, что один из его родителей сам родился во Франции. Такой ребенок может отказаться от этого гражданства за шесть меся­цев до своего совершеннолетия. Другими словами, законодатель­ство дает довольно широкие возможности для приобретения граж­данства, беря «под свое крыло» многих лиц, рассеянных по всему миру. Законно усыновленным детям также предоставляется гражданство, если один из приемных родителей является фран­цузом (т.е. французским гражданином) или если усыновление производят оба супруга и хотя бы один из них — французский гражданин.

Вступление в брак не оказывает влияния на гражданство, но иностранец или апатрид, вступивший в брак с французским гражданином, может приобрести гражданство в упрощенном по­рядке. Некоторые льготы для приобретения гражданства предо­ставляются лицам, призванным во французскую армию или до­бровольно принимавшим участие в операциях, приравненных к прохождению военной службы.

Натурализация, по французскому закону — приобретение гражданства по решению властей — осуществляется изданием декрета Правительства по просьбе иностранца. До обращения с этой просьбой заявитель должен проживать в стране пять лет и быть в состоянии доказать это. Указанный срок может быть сокращен до двух лет для иностранца, успешно проучившегося во французском университете или другом высшем учебном за­ведении в течение этого срока, или для тех, кто своим талантом или способностями может оказать Франции важные услуги. В названных нормах отчетливо прослеживается стремление Франции увеличивать численность своих граждан.

Прекращение гражданства также может иметь место по нескольким основаниям. Если французский гражданин добровольно принимает иностранное гражданство, то он утрачивает свое; оно прекращается и в случае отказа от него. В облегченном порядке можно выйти из гражданства при вступлении в брак с иностранцем. Кодекс содержит и нормы о лишении гражданства путем издания декрета Правительства по получении заключения Государственного совета. Такие случаи довольно многочисленны, и они в некоторой мере контрастируют с желанием государства увеличивать число своих граждан.

В политической сфере Декларация установила следующие принципы:

- все граждане имеют право участвовать лично или через сво­их представителей в создании закона, который есть выражение общей воли (ст. 6);

- все граждане, как отмечалось, имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способ­ностям и без каких-либо различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями (ст. 6);

- никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает об­щественного порядка, установленного законом (ст. 10);

- свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драго­ценнейших прав человека: каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за зло­употребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом (ст. 11).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Конституция Франции (5)

    Реферат >> Астрономия
    Конституция Франции 3 сентября 1791 г. ... или конституции. Раздел первый ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ Конституция обеспечивает ... обязанности Национального законодательного собрания 1. Конституция вручает исключительно законодательному корпусу ...
  2. Конституция Франции (3)

    Реферат >> История
    Конституция Франции — основной закон Французской республики. История Впервые в стране конституция была принята во время ... 50-летия Конституции (4 октября). Внешние ссылки Конституция Франции на русском языке Конституция с поправками на ...
  3. Конституция Франции (4)

    Реферат >> Государство и право
    ... Введение 2 Глава 2. Действующая Конституция Франции (характеристика). 5 Глава 3. Конституция Франции о формах государственного устройства. 10 ... . Глава 2. Действующая Конституция Франции (характеристика). Конституцией Франции обычно считает­ся основной закон ...
  4. Конституция Франции 1946 г

    Реферат >> История
    Конституция 1946 г. Конституция Франции не только отразила соотношение политических ... организации государственного строя, в первой послевоенной конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма ...
  5. Конституция Франции 1791 года

    Реферат >> История
    ... Конституция Франции 1791 года (фр. Constitution de 1791) — французская (фр.)русск. конституция ... управления Францией законной центральной властью. Главные принципы конституции ... , в основу последующих французских конституций, до ныне действующей включительно. ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0070600509643555