Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы в...полностью>>
Психология->Контрольная работа
 Профессиональная  деятельность  юриста  предполагает  общение  с различными категориями граждан. От него требуются умения устанавливать и поддерживат...полностью>>
Психология->Реферат
В настоящее время в детской психологии и психотерапии проблема психологической защиты является одной из самых актуальных и обсуждаемых. С чем связано ...полностью>>
Психология->Реферат
Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Психо...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава II. Особенности использования методов арт-терапии в работе с детьми с задержкой психического развития.

Гуманистический подход к современному образованию требует от психологов и педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье? Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития можно выделить основные направления использования арт-терапии. А именно15:

  • психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений;

  • психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу;

  • психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции;

  • социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Для детей дошкольного возраста с проблемами развития созданы специальные группы для детей с задержкой психического развития в специальных детских садах коррекционного вида. В таких группах не более 15 детей. Развитием, обучением и коррекцией детей в таких группах занимаются специально подготовленные педагоги, дефектологи и психологи.

Для детей школьного возраста с проблемами в развитии не выделяются специальные учебные заведения. Обучение и коррекция детей с задержкой психического развития происходит в классах выравнивания или классах коррекции. Такие классы существуют на базе обычных общеобразовательных школ и также не превышают количества 15 человек в классе. Направление в такие группы или классы даёт специальная психолого-педагогическая комиссия.

Практическое применение арт-терапии в процессе работы с детьми с задержкой психического развития выражается в психолого-педагогическом сопровождении16 - деятельности направленной на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребёнка. Цель психолого-педагогического сопровождения как системы работы педагогического коллектива – создание педагогической целесообразной среды для гармоничного развития ребёнка, среды, способствующей успешному обучению и поступательному психологическому развитию детей.

Психолого-педагогическое сопровождение в таких группах и классах строится при соблюдении основных методологических принципов17:

  • развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной среды ребёнка;

  • организация развивающей работы строится на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребёнка;

  • занятия проходят в игровой форме с целью стимулирования заинтересованности участников;

  • обязательны доброжелательные и дружелюбные отношения с детьми, недопустимо порицание за неуспех;

  • должна быть положительная эмоциональная оценка любого достижения детей со стороны взрослого;

  • развитие у детей способности самостоятельной оценки своей работы.

Выбор методов и приемов в арт-терапии определяется:

- возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей;

- их интересами и склонностями;

- особенностями и степенью отклонений в их развитии;

- целями и задачами коррекции;

- спецификой воздействия каждого из видов искусства;

- формами организации художественной деятельности;

- объемом и качеством художественной информации;

- мастерством арт-терапевта или педагога, уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями художественного развития.

Арт-терапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.

Рассмотрим более подробно каждый из методов (подходов) арт-терапевтического воздействия, используемых в работе с детьми с задержкой психического развития и выделим их особенности.

Существует большое разнообразие методов (подходов) арт-терапии в работе с детьми. Информацию об этих методах мы рассматривали в трудах А.И.Копытина, Л.Д.Лебедевой, Е.Г.Тарасовой, С.Г.Рыбаковой, О.Е.Морозовойи многих других.

Кратко перечислим все эти методы в таблице 4.

Таблица 4. Методы арт-терапии, используемые в работе с детьми с задержкой психического развития

Изотерапия

Лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности

Музыкотерапия

Вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях

Игровая терапия

Метод коррекции посредством игры

Сказкотерапия

Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок)

Песочная терапия

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)

Фототерапия

Использование фотоматериалов и слайдов в работе

Имаготерапия

Театрализация психотерапевтического процесса

Работа с семьей

Восстановление механизмов интеграции семьи и коррекция неэффективной родительской позиции

Существуют и другие виды арттерапии такие как – флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и т.д. систематизация которых основывается на специфике каждого вида искусства.

В медицине и психологии они дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека.

Далее остановимся подробно на наиболее часто используемых методах в работе с детьми с задержкой психического развития и выделим их особенности в работе с данной категорией детей.

2.1. Изотерапия

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны  метод художественной рефлексии; с другой стороны  технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны  арт-педагогический метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние после рисования и т.д.

Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Например, темные цвета могут быть отголоском внутренних проблем человека. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о чувствительности человека. Цвета, их расположение, игра красок  это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние, поэтому чем светлее, ярче, «веселее» рисунок, тем светлее душа, тем чище «человеческое начало» в человеке, и наоборот. Изобразительная арт-терапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, свободное, коммуникативное и совместное рисование. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе.

  1. Изотворчество. Для проведения такого занятия необходимо подготовить краски, музыкальные аудиозаписи и листы бумаги. Сначала для каждого участника заготавливается по одному отдельному листу, а на последующих занятиях  один лист на двоих, на четверых, на восьмерых и т.д. (каждый раз с увеличением группы увеличиваются и размеры листа, на котором рисуют все вместе, без границ учета «своего» рисунка и без слов, общаясь только с помощью красок). Перед началом рисования ведущий проводит определенный психологический настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего не планируя, спонтанно,  в рисунке не должно быть никакого реализма. Это должна быть абстракция, выражающая то, что участники занятия почувствовали во время психологического настроя. Участник старается рисовать, ни о чем не думая и не спрашивая себя: «Что бы это значило, для чего это, что это означает» и т.п. После окончания рисования обязательно проводится рефлексия:

  • как удалось передать свои чувства, состояние, цвет, форму, движение;

  • что чувствовал человек во время рисования.

Чем пластичнее, округлее, плавнее на рисунке линии, тем пластичнее психика человека, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот.

2. Свободное рисование  каждый рисует что хочет на заданную тему. Рисунки выполняются индивидуально, но разговор по окончании работы происходит в группе. На рисование выделяется примерно 30 минут, затем работы вывешиваются и начинается беседа. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

3. Коммуникативное рисование  группа делится на пары, у каждой из них свой лист бумаги, на котором совместно выполняется рисунок на определенную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, участники общаются между собой с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования педагог проводит беседу с детьми. При этом анализируются не художественные достоинства работ, а те мысли и чувства, которые возникли у детей в процессе рисования, а также отношения, сложившиеся между ними в ходе работы.

4. Совместное рисование  несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании работы анализируется участие в ней каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисования. Педагог анализирует, наблюдая за ходом работы, как каждый ребенок выстраивает отношения с другими детьми, как он начинает рисовать, сколько места на листе занимает и т.д. Затем возможна консультация психолога о стиле взаимоотношений ребенка в группе и о той позиции, которую он занимает по отношению к другим детям и к себе.

5.Дополнительное рисование  каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает этот рисунок, внося в него что-то свое и передавая дальше по цепочке. Таким образом, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки других детей. Затем каждый из участников рассказывает, что он хотел нарисовать и что получилось в результате общей работы. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации рисунка детской группой и самим автором. Расхождения могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией на этот рисунок проблем других детей.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии

    Дипломная работа >> Психология
    ... задачи игровой терапии в работе с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста ... особенностей детей данной категории были определены методы ... Питер, 2003. – 640 Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева; - СПб.: Речь ...
  2. Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Курсовая работа >> Психология
    ... . Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной ... была использована коррекционная методика арт-терапии «Нарисуй свой страх». ... детьми по методике «Дорисуй» Заключение В ходе написания курсовой работы, ...
  3. Межличностные отношения детей с задержкой психического развития

    Дипломная работа >> Психология
    ... добрыми». В коррекционной работе используются адаптированные варианты игровой терапии, арт-терапии, сказкотерапии, когнитивно-поведенческие ... с задержкой психического развития, крайне мало. Вместе с тем в практической работе с такими детьми необходимо ...
  4. Особенности депривации психического развития ребенка раннего возраста

    Реферат >> Психология
    ... выявить уровень психического развития ребенка, провести при необходимости комплексную терапию работу с детьми, родителями. Курсовая работа состоит ...
  5. Социальная работа с детьми-инвалидами (2)

    Закон >> Социология
    ... особенностями развития); предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями развития ... с задержко й иji и отклонениями психического развития, ... и другие методы арт-терапии, сотрудники музея ... работы с детьми-инвалидами; - проводит работу ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018558502197266