Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
В середине двадцатого века началось серьезное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь – рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду ...полностью>>
Психология->Реферат
Какое место занимает детская психология в свете других психологических знаний? И.М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным, как ...полностью>>
Психология->Реферат
Наркомания является, с одной стороны, социальным, с другой стороны, психическим заболеванием с сопровождающими его функционально-органическими изменен...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объя...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ещё одна особенность арт-терапии – длительность воздействия. Зачастую арт-терапия имеет отсроченный во времени эффект.

Можно выделить следующие этапы арт-терапевтического процесса:

  1. подготовительный этап - на нём происходит первая встреча с клиентом, создание безопасного пространства для будущей работы, объяснение клиенту особенностей арт-терапии и её возможностей, обсуждение с ним организационных моментов (количество встреч, продолжительность арт-терапевтических сессий);

  2. этап формирования психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности - характеризуется установкой раппорта, первичным реагированием неоднозначных и разнонаправленных эмоций и чувств, выдвижением диагностических гипотез;

  3. этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности – на нём осуществляется переход от хаотичной изобразительной деятельности к созданию сложной продукции; постепенное осознание её психологического содержания; понимание её тесной связи с внутренним миром; получение позитивного опыта творческой работы, апробация её новых форм;

4) терминация – завершающий этап, на котором происходит подведение общих итогов, оценка достигнутых результатов, укрепление границ Я, установление дистанции с прошлым опытом, перенесение полученных результатов в повседневную жизнь.

Арт-терапевтический процесс не всегда включает все перечисленные этапы. Может наблюдаться своеобразное «застревание» клиента на одной из первых стадий. В таком случае арт-терапевтическая работа считается малоэффективной.

Формы групповой арт-терапии могут быть различными: студийная, динамическая (аналитическая), тематическая. Они рассмотрены нами в таблице 3. Каждая из них имеет свои преимущества и свои характерные особенности, заключающиеся в частоте и продолжительности арт-терапевтических сессий, возможности изменения состава группы и включения в работу новых участников, подборе ведущим группы арт-терапевтических техник, получаемом на выходе результате. Выбор формы групповой работы определяется целями и задачами последней. Возможно и применение арт-терапевтом сочетания нескольких форм групповой работы.

Таблица 3. Виды групп в арт-терапии

Вид

группы

Степень

закрытости

группы

Частота и

продолжительность сессий

Основные цели

и задачи

работы

Общая

характеристика

работы группы

студийная

открытая

(не имеет

постоянного состава

участников)

различная

(гибкие временные границы)

развитие навыков

самовыражения

приближена к работе в художественной студии, не предполагает проведения глубинной психотерапии

динамическая

закрытая

(постоянный состав участников)

длительные

сессии

работа с неосознаваемыми психическими

процессами

предполагает глубокую

психотерапевтическую

работу

тематическая

полу-

открытая

(состав

может

меняться)

однократные

встречи

по 1,5 –

2, 5 часа

определяются культурным и социальным опытом участников, их возрастом, актуальными проблемами

предполагает

проработку значимых индивидуальных или групповых тем

В ходе проведения групповой работы арт-терапевт получает важную психодиагностическую информацию о каждом участнике и группе в целом. В процессе создания группового художественного образа он обращает внимание на ряд моментов, позволяющих ему оценить структуру группы и особенности межличностных отношений в ней: выявить наличие подгрупп, определить эмоционального и инструментального лидеров, аутсайдеров, рассмотреть роли всех членов группы, увидеть стили взаимодействия участников и определить степень их активности.

1.3. Дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия.9

В последние десятилетия значительно увеличилось количе­ство детей с задержкой психического развития. В настоящее время они составляют более 20 % из общей массы детей.10 Это часть той группы детей, которая в миро­вой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной дисфункцией мозга», а в педагогической — дети с трудностями в обучении или медленно обу­чающиеся.

Понятие «задержка психического раз­вития» употребляется по отношению к детям, не имеющим на­рушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющимся умственно отсталыми. При этом, понятие «задержка психического развития» является более дифференцированным, чем «трудности в обуче­нии». Оно не включает ни педагогическую запущенность, ни специфические речевые нарушения, ни отставание в психиче­ском развитии вследствие нарушений опорно-двигательного ап­парата (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер). В специальных исследованиях используется понятие психического инфантилизма, под которым понимают вариант задержанного развития, проявляющегося в несвойственной возрасту незрелости физического и психического статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта.

Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, её значения в общей системе психического развития. Можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут вызвать ЗПР (М.С.Певзнер, Т.А.Власова)11:

1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга (неблагоприятное течение беременности);

2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

3) отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4) социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Из приведенной классификации видно, что три группы причин возникновения ЗПР из четырех, имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия.

Вариант классификации задержки психического развития, предложенный К.С.Лебединской, отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:

- ЗПР конституционального происхождения – «гармонический инфантилизм», при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Для таких детей характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость;

- ЗПР соматогенного происхождения - обусловлено длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы;

- ЗПР психогенного происхождения - связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы). Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а вызванных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации;

- ЗПР церебрально-органического происхождения - занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Общим для данной формы ЗПР является наличие так называемой легкой дисфункции головного мозга. Под легкой дисфункцией мозга (ЛДМ) понимается синдром, отражающий наличие легких нарушений развития, возникших в основном в перинатальном периоде, характеризующийся весьма пестрой клинической картиной. В состав синдрома входят различные состояния, заполняющие нишу между здоровыми и тяжело соматически и психически больными детьми. Эмоционально-волевая незрелость таких детей представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Развитие представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии

    Дипломная работа >> Психология
    ... задачи игровой терапии в работе с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста ... особенностей детей данной категории были определены методы ... Питер, 2003. – 640 Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева; - СПб.: Речь ...
  2. Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Курсовая работа >> Психология
    ... . Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной ... была использована коррекционная методика арт-терапии «Нарисуй свой страх». ... детьми по методике «Дорисуй» Заключение В ходе написания курсовой работы, ...
  3. Межличностные отношения детей с задержкой психического развития

    Дипломная работа >> Психология
    ... добрыми». В коррекционной работе используются адаптированные варианты игровой терапии, арт-терапии, сказкотерапии, когнитивно-поведенческие ... с задержкой психического развития, крайне мало. Вместе с тем в практической работе с такими детьми необходимо ...
  4. Особенности депривации психического развития ребенка раннего возраста

    Реферат >> Психология
    ... выявить уровень психического развития ребенка, провести при необходимости комплексную терапию работу с детьми, родителями. Курсовая работа состоит ...
  5. Социальная работа с детьми-инвалидами (2)

    Закон >> Социология
    ... особенностями развития); предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями развития ... с задержко й иji и отклонениями психического развития, ... и другие методы арт-терапии, сотрудники музея ... работы с детьми-инвалидами; - проводит работу ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020179748535156