Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Когда в 1919 году в Германии Рудольф Штайнер предложил открыть при табачной фабрике Вальдорф Астория маленькую школу для детей рабочих и едва ли кто-т...полностью>>
Педагогика->Реферат
Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подро...полностью>>
Педагогика->Реферат
Дефектология — это интегративная область знаний, опирающаяся на данные медицины, психологии и педагогики. В Российском словаре-справочнике «Дефектолог...полностью>>
Педагогика->Реферат
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реаль...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение.

Актуальность темы:

На сегодняшний день наблюдается резкое падение популярности семьи, усиление дезорганизации жизни семей, которая выражается в том, что рушатся нравственно-этические традиции и нормы, растет конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Браки становятся более нестабильными, снижается роль семьи в воспитании детей, чье поведение становится все более и более девиантным. С каждым днем растет число неполных семей, семей с родителями алкоголиками; брошенными, предоставленными себе детьми. Очень редко бывает, когда из плохой неблагополучной семьи выходят самодостаточные личности. Все, что происходит в семейных отношениях, накладывает отпечаток на становление и развитие любого человека. Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Именно семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребенка с родителями, близкими взрослыми, детьми в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Семьи в своей совокупности составляют общество. И оттого, как каждая семья воспитает свое новое поколения и какой пример ему подаст, зависит наше общее будущее.

Объектом исследования является семья как специфическая педагогическая система

Предмет исследования: методы и средства семейного воспитания и обучения.

В соответствии с объектом и предметом исследования определяются следующие цели и задачи исследования:

Цель исследования: Изучить проблему влияния семьи на становление и развитие личности, рассмотреть пути ее решения с помощью методов и средств семейного воспитания и обучения.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу, раскрывающую смысл понятия «семья»;

  2. Раскрыть значение и функции семьи в становлении и развитии личности;

  3. Выявить наиболее действенные средства семейного воспитания и обучения;

  4. Рассмотреть взаимодействие семьи с образовательными учреждениями.

Степень изученности проблемы: Многие педагоги, психологи и социологи, как в России, так и за рубежом большое внимание уделяют проблеме воспитания в семье. По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными.

Психолог И.В.Сергеенкова в своей книге «Психологическое развитие детей» приходит к выводу, что родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами.

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге «Когда одной любви не достаточно» считает, что критические установки могут навсегда искалечить жизнь ребенка. Воспитатели часто не следят за собой и сами не понимают подтекст, сказанных ими слов.

Авторы психологических исследований в области семейного воспитания Ефимом В.А., Машир Т.Г, Тимофеева Е.В.пытались проследить, как связаны черты характера родителей с чертами характера ребенка.

Доктор психологических наук и автор книги «Семейное воспитание» Новиков Д.Г. утверждает, что связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь прямолинейны. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Глава первая: Семья и ее роль в педагогическом воспитании личности. Глава вторая: Взаимодействие семьи и образовательных учреждений.

Глава 1. Семья и ее роль в педагогическом воспитании личности.

1.1. Определение, типология, функции семьи

Существует множество объяснений данного понятия. Например, самое простое определение: семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе.

В более широком смысле семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Таким образом, лишь наличие триединого отношения супружество —родительство — родство позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьей (взросление и отделение детей, распад семьи из-за болезней, смерти её членов, развода и других видов социальной дезорганизации семьи), либо не ставших еще семьей (молодожены, не имеющие детей).

Понятие семья имеет различные классификации.

Вопрос о классификации, типологии семей очень сложен. До сих пор не существует даже более или менее общепризнанной типологии личности, а семья ведь является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии семьи пока ещё не может быть и речи, но первые попытки классификации семьи уже предпринимаются.

В.С.Торохтий 1

отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:

1. по количеству детей: бездетная, или инфертильная, однодетная, малодетная, многодетная;

2. по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная,

сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская

семья, семья повторного брака;

3. по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним

из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более

брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

4. по семейному быту, укладу: семья — «отдушина»; семья дето центрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

5. по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

6. по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая

ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста,

пожилые супружеские пары;

7. по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

8. по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

9.по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим»

или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом

потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

10. по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

11. по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;

12. по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

13. по степени кооперации совместной деятельности: традиционные,

коллективистские и индивидуалистические;

14. по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с

удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Рассмотрим основные функции семьи.

Основная, первая функция семьи - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации.

2.экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов.

3.сфера первичного социального контроля - моральная регламентация

поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

4.социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ жизни;

5.эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной

поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

6. защитная - во всех обществах институт семьи осуществляет в разной

степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

7.досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение

интересов. Члены семьи, как правило, знают об интересах, разделяют их.

Часто в семье существует какое-либо хобби, любимое дело, объединяющее ее членов;

8.воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание

культурного воспроизводства общества, о чем более подробно будет рассказано ниже.

Говоря о воспитательной функции семьи, следует также отметить, что демографический фактор показывает, что структура и состав современной семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей, а, следовательно, влияют на процесс социализации детей. Испокон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать и отец, - залог успешного воспитания ребенка. И, наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично.




Похожие страницы:

  1. Семья как специфическая педагогическая система (1)

    Реферат >> Педагогика
    ... выбранной темы. Объектом исследования является семья как педагогическая система. Предметом исследования является стиль ... 80-85 годов рождения. 1 СЕМЬЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1. 1 Особенности развития современной семьи: понятия и функции В ...
  2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

    Курсовая работа >> Психология
    ... семью как комплексное социальное явление, как субъект педагогического взаимодействия. 1. Семья как субъект педагогического взаимодействия 1.1 Семья как жизнедеятельная система Семья ... развития – своеобразное, специфическое для данного возраста, ...
  3. Семья как субъект педагогического взаимодействия

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... семей…………………9-23 Глава ІІ. Семья как субъект педагогического взаимодействия. 2.1 Классификация и аспекты семьи……………………………………24-27 2.2 Семья как жизнедеятельная система ... . Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций ...
  4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития л

    Реферат >> Психология
    7 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная ... общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, ... это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей ...
  5. Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме

    Реферат >> Педагогика
    ... развития детского коллектива, их характеристика. 6. Семья как специфическая педагогическая система. 7. Стили семейного воспитания. 8. ... отношений между всеми его членами. 6. Семья как специфическая педагогическая система. Проповедовать с амвона, увлекать с ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0015130043029785