Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Психологией лидерства интересуются давно Лидер - это прежде всего человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и н...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Еще несколько столетий назад человечество не волновали такие проблемы, как «подростковые кризисы», «трудные подростки» Люди даже не догадывались о том...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки Разработка эффективных методов спортивной...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Население 1,26 млрд человек (2000); китайцы (хань) 93%, чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, мяо (всего свыше 50 народов, принадлежащих к различным...полностью>>

Главная > Доклад >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

План

  1. Понятие и виды способностей.

  2. Способности и задатки.

  3. Природа человеческих способностей.

  4. Формирование и развитие способностей.

1. Понятие и виды способностей

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»:

  1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения способностей.

  1. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

Способности- это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов)

Таким образом, под способностями понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно- иэобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей.

Способности и задатки

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные.

Общими называются такие способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, относится уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения и работоспособность.

Специальные- это способности к определённым видам деятельности: музыкальные, изобразительные, лингвистические и другие.

Кроме способностей существует понятие задатки. Задатки- это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.

Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы- отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не «требуют», чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Задатки, как и способности могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.

К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, сердечно- сосудистой, желудочной. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного ( сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо- физиологического строения ЦНС и внутренних органов человека. Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств, а двигательные относятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.

Природа человеческих способностей

На протяжении многих лет психологии вели дискуссию о природе человеческих способностей. Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение отношения к мозгу- субстрату всех психологических процессов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально- психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.

На свет человек появляется без психологических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате их взаимодействия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг начинает сражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально- психологические качества и особенности (в том числе и способности). В таком смысле и следует понимать принятое в научной психологии положение, что способности не являются врожденными.

Формирование и развитие способностей

Чтобы задатки превратились в ярко- выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения.

Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность детей, необходимо соблюдать психологические требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.

Список литературы

1. «Психология» Р.С. Немов, Москва, Просвещение, 1995г.

2. «Психология и педагогика» / под редакцией Радугина. Москва, 1997г.


Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Способности (7)

    Доклад >> Психология
    ... Выделяют качественные и количественные способности. Качественная характеристика способностей Рассматриваемые со стороны их ... настойчиво. Количественная характеристика способностей. В качестве способа измерения способностей стали использоваться тесты ...
  2. Способности и одарённость (2)

    Реферат >> Психология
    ... , которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития ... - Коммуникативные - Научные (математические, лингвистические, и т.д.) - Мнемические (способности к запоминанию) - Имажитивные (яркое, хорошо развитое ...
  3. Способности понятие, виды, уровни

    Реферат >> Психология
    ... резко усилиться способности. Уровни развития способностей: репродуктивный творческий Стадии развития способностей: Задатки Способности Одаренность ...
  4. Способности и их развитие (1)

    Реферат >> Психология
    ... и знаний является тормозом для развития способностей. Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать ... классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Всякие способности в процессе своего развития ...
  5. Способности человека и их развитие

    Реферат >> Психология
    ... данного человека». 2. Классификация способностей. 2.1. Учебные и творческие способности. Учебные и творческие способности отличаются друг от ... как таковой. 2.5. Литературные способности. Литературные способности - это: Способность выразить в слове чувство, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0027809143066406